Тема: В чем смысл поэмы Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» была написана в то время, когда в России господствовало крепостное право. Помещики распоряжались своими крестьянами, как вещами или скотом, могли покупать и продавать их. Богатство помещика определялось количеством крестьян, которые ему принадлежали. Приблизительно через 10 лет государство производило перепись «душ». По спискам переписи помещики платили налоги за крестьян. Если в промежутке между двумя ревизиями крестьянин умирал, помещик

Поэма называется «Мертвые души» потому, что в ней описываются похождения чиновника Чичикова, который скупал мертвые души, т. е. крестьян, уже умерших. Во-вторых в поэме широко раскрывается жизнь помещиков-крепостников, представителей мира «мертвых душ», тормозивших экономическое и общественное развитие России. Гоголь ярко показывает разнообразные типы помещиков по-разному относящихся к своей собственности. Один из них жадно собирает каждую копейку, другие безрассудно проматывают все состояние за несколько дней. Но характерным для всех помещиков является одно то, что они, как паразиты, сидят на шее народа и живут его трудом. Все они живут только для себя, не думая ни о счастье народа, ни о благе государства. В поэме показан бесхарактерный мечтатель Манилов, Который не знает сколько умерло у него крестьян. Характерная черта Манилова – одинаково равнодушное отношение ко всем людям. Он не может критически относиться к окружающим. Книги он читает редко: два года у него открыта книга на 14-ой странице. Гоголь говорит о нем, что он «ни то, ни се».

Коробочка домовитая хозяйка, но с узким умственным кругозором. Она ничего не видит, кроме копеек и двугривенников. Разоряющийся помещик-расточитель Ноздрев, способный «Спустить»все хозяйство за несколько дней.

Показан и Собакевич помещик-кулак, который очень далек от просвещения, от передовых идей общества. Ради наживы он способен на плутовство, подделки, обман. Ему даже удается продать Чичикову вместо мужчины женщину.

Пределом же морального падения является Плюшкин прореха на человечестве». Ему жаль тратить свое добро не только для других, но и для себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. К людям он питает недоверие и враждебность, проявляет жестокость и несправедливость к крестьянам. В нем вымерли отцовские чувства, вещи для него дороже людей. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек,» с горечью восклицает Гоголь о Плюшкине.

В «Мертвых душах» выведена целая галерея чиновников того времени. Показана пустота их существования, отсутствие серьезных интересов, крайнее невежество, в поэме нет образов народа, но отдельные места, произведения дышат любовью к нему, верой в него. Автор заставляет восхищаться живым и. бойким русским умом, расторопностью, выносливостью, силой и предприимчивостью русского крестьянина. И веря в эти качества народа, Гоголь прочит счастье России в ее далеком будущем, сравнивая Русь с птицей-тройкой, несущейся вдаль, где ждут ее перемены к лучшему.

Гоголь внес огромный вклад в историю русского общества! Писатель умер, но его произведения не потеряли своего значения и в настоящее время. Исчезли люди, подобные тем, которых изобразил Гоголь, но отдельные черты этих героев можно встретить и в наше время. Гоголь помогает нам видеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред и бороться с ними.

Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется по-настоящему удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе «Мертвых душ». Обращает на себя внимание то, что он ничем не выделяется — ни молод, ни стар, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и нельзя сказать, чтобы тонок. В создании Чичикова — этого воплощения усредненности — проявилась гениальность Гоголя. По канонам русской литературы того времени, такой человек как Павел Чичиков не мог быть героем большого литературного произведения, тем более названного автором поэмой.

Характер Чичикова находится где-то между точным расчетом и преступлением. Этот человек необыкновенно приличной наружности ведет противозаконную деятельность. Чичиков, по большому счету, ворует деньги у опекунского совета — организации, призванной заниматься проблемами социально незащищенных граждан. Попади Чичиков в руки правосудия — и ему гарантированы каторжные работы и поражение в правах, то есть лишение дворянского звания. Следя за похождениями Чичикова, всегда нужно помнить об этом. На протяжении всех одиннадцати глав первого тома «Мертвых душ» Павел Иванович, что называется, «ходит под статьей».

И только благодушие и всеобщая душевная спячка окружающих экономического преступника людей позволяют Чичикову на первый раз избежать наказания. Чичиков — отличный предприниматель. Он виртуозно совершает свои сделки, умеет подыскать ключик к каждому из деловых партнеров. Кроме того, Павел Иванович блестяще устраивает для себя административную поддержку, так называемую «крышу». В сферу его деятельности попадают многие из местных политиков. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что делает их соучастниками Чичикова. Еще современники Гоголя замечали, что купля-продажа мертвых душ, согласно действовавшему тогда законодательству, была невозможна. Но время стерло эти несообразности, и мы не без удовольствия наблюдаем за деловой активностью Павла Ивановича.

Наверное, многие из читателей могут позавидовать тем простым временам, когда обмануть государство было так просто — нужны лишь хорошая идея, немного денег и личное обаяние, которым Чичиков обладал в полной мере. Упомянув деловые и человеческие качества Павла Ивановича Чичикова, нельзя не остановиться на современности его характера. Современники Гоголя восприняли главного героя «Мертвых душ» с плохо скрываемым отвращением. Сегодня Чичиков выглядит как вполне симпатичный и достаточно безобидный жулик. Действительно, Павел Иванович не нанимал киллеров для убийства конкурентов, не покупал голоса депутатов Государственной думы, не торговал оружием и наркотиками, не развращал малолетних. Сегодня Чичиков, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе, однако значительных высот ни за что бы не достиг.

Вероятно, Павлу Ивановичу недостало бы цинизма и крайней жестокости, прославивших нынешних чиновников далеко за пределами СНГ. Говоря о характере Павла Ивановича, нельзя не сказать о том, что Гоголь намеревался сделать своего героя достойным человеком. Речь о духовном совершенствовании Чичикова должна были идти в сюжетном втором и недописанном третьем томах поэмы «Мертвые души». Можно только представить, какие испытания, какие духовные борения пришлось бы пережить этому прирожденному предпринимателю, чтобы стать другим. К счастью, в русской литературе навсегда остался только первый и единственный том «Мертвых душ» — одно из лучших произведений, написанных на русском языке.

«Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин. Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев, напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов, многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом».

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

[ —>Скачать с сервера (1.15 Mb) ] 2012-12-06, 5:35 PM
Урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Учитель русского языка и литературы ОСШ № 5 г.Аксай ЗКО Галиаскарова Орынша Бердигалиевна

Тема урока «Образы помещиков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Тип урока -обобщение знаний
Форма урока – урок-игра
Класс — 9

Цель урока:
1. проверить усвоение поэмы
2. проверить знание учащимися биографии писателя, знание текста поэмы, истории создания, понимание смысла произведения
3. воспитание интереса к литературе
Оборудование: видеопроектор, отрывки из художественного фильма «Мертвые души»

I. Слово учителя: Здравствуйте, ребята.
Ребята, мы заканчиваем изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». На предыдущих уроках мы познакомились с историей создания произведения, образами помещиков, зачитывались лирическими отступлениями автора о птице-тройке, о Руси, смотрели отрывки из фильма — в общем, эта необычная поэма, мне думается, никого не оставила равнодушными.
Сегодня у нас пройдет урок – закрепление по данному произведению в форме игры. Я думаю, что вы сможете показать свои знания.
Давайте познакомимся с правилами игры. Вам предлагается 5 разделов по 4 вопроса. (см. приложение — Презентацию к уроку, выполненную в виде ссылок и электронного табло). Перед вами вопросы, распределенные по разделам: вопросы по биографии, истории создания поэмы, на знание героев и текста произведения, а также на понимание смысла произведения. Вопросы в зависимости от сложности оценены баллами от 5 до 20. Сначала вы выбираете раздел, затем вопрос. Я зачитываю вопрос, отвечает на него тот, кто первым поднимет руку. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса. Затем следующий вопрос и т.д.
Итак, приступаем
1 раздел — Вопросы по биографии:
1. Где и когда родился Николай Васильевич Гоголь?
— 20 марта 1809 г. Село Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии
На Украине
2. Какое учебное заведение окончил Н.В. Гоголь ?
— Гимназию высших искусств- Нежинское училище.
3. Какие таланты раскрылись у Гоголя в годы учебы в Нежинской гимназии?
— Музыкальный дар- игра на скрипке, Живопись – художник-декоратор в театре;
Актерское мастерство- особенно удавались женские роли
4. В каком журнале, в каком году было напечатано первое стихотворение Гоголя, как оно называлось? Журнал «Сын Отечества и северный архив». 1829 год. Стихотворение «Италия»
2 раздел История создания

1. Годы создания произведения. Когда была написана поэма «Мертвые души»? Назовите этапы работы над произведением. – 5 баллов
Осенью 1835 года Гоголь в письме к Пушкину сообщает о начавшейся работе
над «Мертвыми душами».
26 сентября 1839 года Гоголь приезжает в Москву с готовой поэмой«Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1 том).
В январе 1852 года Гоголь сообщает об окончании второго тома.

2. Где и когда впервые была опубликована поэма? -10 баллов
В мае 1842 года поэма впервые была опубликована в Москве, в университетской типографии.
«Мертвые души» стали самой живой, самой важной, самой волнующей новостью- и литературной и общественной
3 . Какие преобразования в жанровом отношении произошли с «Мертвыми душами»?
Что дает основание говорить о «Мертвых душах» как о поэме?
В чем особенность этого жанра? – 15 баллов
Первоначально был задуман как плутовской, авантюрный роман. В окончательном варианте случилось то, о чем писал Гоголь М.Погодину от 28 ноября 1836: «Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное произведение».
«Мертвые души»- поэма, написанная в прозе – лиро-эпическое произведение, в котором автор стремился воспеть всю Россию, величие ее национального духа.

4. Каково значение понятия «мертвые души» в поэме?
Мертвые души – это
• умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков;
• духовно омертвевшие помещики и чиновники;
• вся российская действительность, приводящая к деградации человеческой души;
• дьявольское, злое начало жизни, мешающее человеку.
Недаром в своих последних сочинениях Гоголь обращался: «Будьте не мертвые, а живые души»

3 раздел — Визитная карточка

1. Бесплодный мечтатель и фантазер – 5 баллов
2. «Продам собственную душу по выгодной цене» -10 баллов
3. 1. Врун, кутила, скандалист, драчун, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.
3.2. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод» -15 баллов
4. 1.Ненавистник просвещения и медицины.
Готов перевешать докторов немцев и французов, которые «выдумали диету, лечить голодом» и «воображают, что и с русским желудком сладят»
4. 2. Жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.
4.3. «Нахожусь не в глуши, а, напротив недалеко от обеих столиц» -20 баллов
4 раздел-Знание текста
1. Как звали жену Манилова? -5 баллов
2. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? – 10 баллов
3. О чем мечтает Манилов ? -15 баллов
4. Сколько душ и по какой цене приобрел Чичиков у Плюшкина? – 20 баллов

5 раздел – Понимание смысла
1. Что такое «маниловщина»?-5 баллов
Маниловщина- общечеловеческое явление, отличительными чертами которого становятся лень, бесплодная и бесполезная мечтательность, сентиментальность, неприспособленность и оторванность от жизни, безразличие к реальности.
2. Почему в связи с образом Коробочки фигурирует бесчисленное множество различных птиц и животных?
Что означают в фольклоре птицы? Вспомните в связи с этим крылатые выражения (курица, индюк, петух, сороки, воробьи) и как это можно связать с образом Настасьи Петровны? – 10 баллов
С какими еще фольклорными образами имеет сходство Коробочка, в чем это проявляется?
— Птичье- животное окружение помещицы подчеркивает недалёкость и мелочность её интересов.
А исследователь Е.А.Смирнова заметила, что «все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, бессмысленной хлопотливости, безмозглости — качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини».
Внешне она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо – неподвижным взглядом
Фольклорный источник образа Коробочки – баба Яга (А.Синявский). Отдельными чертами Коробочка также напоминает ведьм из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (М.Вайскопф).
3. Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». По какому принципу расположены герои Гоголя?
Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:
А) Плюшкин; б) Манилов; в) Собакевич; г) Коробочка; д) Ноздрёв. – 15 баллов
— По принципу снежного кома.
Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.
Ещё с большей выразительностью в “портретных главах” показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину (“прорехе на человечестве”) ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира
4. Самый загадочный персонаж-Чичиков. Кто он такой?
Он способен уподобляться разным героям поэмы
В чем видел Гоголь смысл такого воплощения героя? – 20 баллов
-Чичиков имеет сходство со всеми пятью помещиками — не только отдельными чертами характера, но и идеалами.
Его принимают то за мелкого авантюриста, то за адского соблазнителя, то за «миллионщика», то за чиновника с тайным поручением, то за Наполеона, то за легендарного капитана Копейкина, то за антихриста.
Смысл воплощения Чичикова в его многоликости, таланте приспособления к людям и обстоятельствам. В конце поэмы по замыслу Гоголя Чичиков и Манилов (герои падшие глубже других ) должны были возродиться.

Жизненный путь Чичикова (по поэме Гоголя «Мертвые души»)

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была написана в конце 40-х годов XIX века. В этом произведении Гоголь изображает общество России того времени, все недостатки самодержавно-крепостнической России. Главным героем поэмы является дворянин Павел Иванович Чичиков. Вышел он из столбовых или личных дворян — это нам не известно. Получил он скромное образование, но за счет своих «прекрасных» способностей продвигался по службе, хотя долго на одном месте не засиживался.

Родители Павла Ивановича Чичикова принадлежали к разорившемуся

Так и прошло девять лет. Одним весенним утром на старенькой кляче отец отвозит Павлушу в город, учиться в классы. Отсюда и начинается самостоятельная жизнь нашего героя.

Перед отъездом отец Павла Ивановича дал ему наставление на всю жизнь. Они стали «молитвой» его жизни: «Смотри-же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше

С другого же дня Павлуша начал ходить в училище. Особенных способностей к какой-нибудь из наук у него не было, но зато оказались у него совершенно иные способности, с практической стороны. С первого же дня он начал исполнять наставления отца: дружил только с богатыми, был первым любимчиком, «на уроках сидел он так смирно, что никто не мог так просидеть и минуты — за это его очень любили учителя. Со звонком он вскакивал, подавал учителю портфель, а потом раз пять встречался ему в коридоре, здоровался и низко кланялся».

С первых же дней Чичикова заинтересовал и материальный вопрос. Он начинает копить деньги. То слепит из воска фигурку и выгодно продаст ее или на базаре или среди товарищей, то накупит пряников и ждет, пока у товарищей желудок стянется, а потом уж «четыре шкуры сдерет» за него. Деньги складывал он в мешочек. Когда набиралось их до пяти рублей, Чичиков сшивал его и начинал копить в другой.

Когда наш герой вышел из училища, он сразу же принялся за работу. День и ночь он работал, спал в канцелярских комнатах на столах, обедал со сторожами, но при этом всегда сохранял опрятность.

Чичикова заметило начальство, и его направили к одному старому повытчику под руководство. Все время Павел Иванович угождал своему наставителю и стал «сыном» ему. Он обещал жениться на дочери повытчика. Старый чиновник дал рекомендацию Чичикову, и тот тоже получил чин повытчика. Это и нужно было Павлу Ивановичу. Он перестал ходить к своему «покровителю» и не думал о женитьбе на его дочери. Чичиков стал знаменитым чиновником. На службе он брал взятки, да и казна не оставалась без внимания нашего героя — он добрался и туда. Теперь ходил он очень модно и богато одетым. Но вдруг, на место прежнею начальника-тюфяка был прислан новый человек военный, Строгий, враг взяточников и всего, что зовется неправдой. Он быстро разобрался в делах, и Чичиков был выгнан со службы.

Через некоторое время Чичиков поступает на службу в таможню. Там он тоже «грабит» людей и государство, но при этом работает очень хорошо. Начальство говорит о нем: «Это черт, а не человек.»

При проверке дел в таможне было найдено множество недостатков. Многие чиновники были арестованы. Видя это, Чичиков сам уходит со службы. «У него остается тысяч десять деньгами, небольшая бричка, два крепостных человека», — все, что сумел «сколотить» такими усилиями себе Павел Иванович.

Прошло время. Чичиков опять живет в «нищенских условиях, ходит в одном сюртуке и носит грязные рубашки». Однажды ему повезло, и он устраивается на службу поверенным, где снова проводит свои аферы и скрывается.

Опять Павел Иванович в дороге. Так и приводит она его в место действия романа. Здесь Чичиков решил прокрутить еще одно дельце: он хочет скупить у помещиков умерших крепостных, мертвые души, которые числятся по ревизской

После знакомства с городом, его отцами-чиновниками, посещения всевозможных обедов и балов, Чичиков отправляется в путешествие по помещикам, чтобы привести в исполнение свой замысел по покупке мертвых душ.

Первым из помещиков Чичиков посещает Манилова, слащавого, сентиментального человека, всегда мечтающего о различных небылицах. Потом он посещает тупоголовую помещицу Коробочку, Ноздрева — лихача и кутилу, Собакевича — крепкого хозяина, Плюшкина — скрягу и морально мертвого человека. Во всех этих домах Чичиков ведет себя по-разному, приобретая любыми путями и средствами мертвые души. Манилов просто дарит их нашему герою «из любви и уважения к нему». Коробочка продает души только потому, что боится нечистой силы, которой припугнул ее наш делец. Собакевич тоже продает умерших крестьян, но не из боязни, а из-за своей выгоды. И Плюшкин продает крестьян «боясь за каждую копейку». Только у Ноздрева ничего не приобретает Павел Иванович, а вместо того чуть не попадает под руку пьяного помещика, затем по той же причине и поспешно покидает город N.

Вот и все, что известно нам о жизни нашего героя. Прочитав поэму Гоголя, мы можем сказать о ее главном герое как о человеке низком и подлом, изворотливом и беспринципном. Да, это не идеал для подражания. Но …Павел Иванович Чичиков — типичный представитель нового вида буржуазного дельца крепостнической России первой половины XIX века.

Нельзя только самому Чичикову ставить в вину его поведение (хотя оно в большой степени зависит от самого человека). Здесь значительную роль играет само время, ход истории.

Н. В. Гоголь показал в «Мертвых душах» лицо России того времени, когда деградирует дворянство как класс, когда на первое место в жизни приходят новые люди — дельцы-приобретатели, люди, чьи помыслы низки, в чьем сердце не осталось ничего человеческого, кроме наживы, личной выгоды.

В своей поэме писатель разоблачает крепостническую Россию (Чичикова, помещиков, чиновников), жизнь которой измеряется только деньгами, где покупают мертвых, где продаются живые. И правят всем этим «мертвые души» — люди без души и сердца. «Куда же мчишься ты, Русь-тройка, к чему стремишься, если ты мертва и живут у тебя только мертвые?» — задает вопрос Гоголь своим читателям. Свою поэму Гоголь и писал, стараясь оживить Россию и оградить ее от Чичикова и ему подобных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: