Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Урок литературного чтения 3 класс

(по программе Школа России)

Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич Нехитер – Немудер»

Цели урока: 1. Сравнение сказок, рассмотрение схожести сюжетов, героев, чудес и превращений

2. Развитие речи учащихся, логического мышления;

3. Раскрытие красоты поэтического слова, эмоциональной силы поэзии, изобразительного и музыкального искусства;

4. Воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: иллюстрации с персонажами сказок, выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина, выставка книг, презентация «Иллюстрации И.Билибина»

Эпиграф: «Пушкинская сказка-прямая наследница народной» /С.Я.Маршак/

I .Организационный момент.

Слышите – звенит звонок,

Добро пожаловать к нам урок

( слайд «Добро пожаловать»)

II .Психологическая минутка.

1. Упражнение для кистей рук «Приветствие»

Сложите кисти рук ладонь на ладонь.

Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.

Потрите ладони, почувствуйте тепло.

Сложите кисти рук на груди, послушайте, как бьётся ваше сердечко.

Разведите их в стороны, пожелайте друг другу добра.

Ребята, у нас сегодня на уроке гости — подарите им улыбки и тепло своих сердец.

III . Введение в тему урока.

1 .Опреденление темы урока.

-Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок? (Кот учёный)

-Из какого произведения он к нам пожаловал? (Из отрывка поэмы «Руслан и Людмила»)

-Кот ученый не случайно к нам пришёл, он принес с собой тему нашего урока.

Узнать её нам поможет речевая разминка.

(слайд «Речевая разминка»

«У лукоморья дуб зеленый…»)

-Все слова произносите четко и правильно. Не забывайте о паузах и логическом ударении.

-Что нам рассказывает кот ученый? (Сказки)

-Какую же тему урока он принес с собой?

2.Повторение изученного материала.

-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?

-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?

Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.

-Скажите, какие виды сказок вы знаете?

а)в иды сказок (обращение к схеме №1 — слайд).

-О чем бывают сказки? (обращение к схеме №2 — слайд)

-Как видите, у сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо — чудное и диво — дивное. А можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Но в любой сказке заложен глубокий смысл.

(обращение к портрету и высказыванию на доске)

А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек.

Добрым молодцам урок!»

-Скажите с какой сказкой А.С.Пушкина мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане…»)

б) ж анры произведений А.С.Пушкина .

-Ребята, скажите, только сказки писал А.С.Пушкин?

-Давайте вспомним изученные нами жанры, в которых писал А.С.Пушкин.

(обращение к схеме №3 — слайды)

-Ребята, кто рассказывал А.С.Пушкину сказки? (няня Арина Родионовна)

-Сколько сказок он взял за основу? (7)

— На вн. чтении мы познакомились с 5-ю.

-Посмотрите: на выставке представлены книги, с которыми вы знакомились на вн. чтении. Насколько внимательно вы их читали, я сейчас проверю.

в) «Бюро литературных находок»

-Ребята, вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

(Учитель показывает предметы, дети называют из каких они сказок)

Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка «Сказка о царе Салтане…»

Петушок «Сказка о золотом петушке»

Месяц «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне…»

Яблоко «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц «Сказка о попе…»

Лошадь «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о попе…»

Кораблик «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь «Сказка о царе Салтане…»

-Молодцы! Вы очень внимательно читали сказки.

1. Вступительное слово учителя .

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родио­новна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку

2.Работа с эпиграфом.

Прямая наследница народной.

-Как вы понимаете слово «наследница»?

-Что берет А.С.Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер – Немудер»

-Работать будем по плану. ( План на доске)

3.Сопоставительный анализ сказок.

Русская народная сказка

«Царевич Нехитер – Немудер»

Сказка А.С.Пушкина «Сказка

о царе Салтане, о сыне его славном

и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)

-Какие присказки вы знаете?

(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)

А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на луну;

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.

Долго ли они жили-

Мне старики не говорили.

Знал про то один кот – колоброд,

Что сидел у ворот.

Да убежал кот в овес,

Конец сказки на хвосте унес!

-Какие сказочные зачины вы знаете? (Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)

Жили-были царь да царица.

Царь и царица, Сын Иван-царевич

Царевич Нехитер – Немудер

Сватья баба Бабариха

1девица — тремя калачами весь город накормила бы

2 девица – вышила бы платок

7 разными шелками,

7 разными иглами

3 девица – родила бы ему 7 сыновей

и царевича Нехитера — Немудера

1девица- на весь крещенный мир приготовила бы пир

2 девица – на весь мир наткала бы полотна

3 девица – родила бы богатыря

б) занятие мужчин.

г) зло в царстве

Ягища подкладывает в золотые люльки собачьих щенят, перехватывает гонца с письмом и подменяет его.

Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море

Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха перехватывают гонца и подменяют письмо

Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море

На острове Буяне

е) кто их замечает?

Нехитер-Немудер кричит: «Стойте, приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

5 . Кто мешает главному герою?

Сестры: повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха.

7 .Чудеса, превращения

1.Из трав и цветов колыбель большая – мать качает

2.Баран: на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня.

3.Корова: день доится молоком, день – жемчугом

руки по локоть в золоте,

ноги по колено в серебре,

во лбу звезда, под кудрями месяц,

по кудрям часты звезды рассыпаются,

уши зорькой замыкаются.

1. Город: Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

2. Белка : Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

За морем царевна есть,

Что на можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

-Кто же из девочек не мечтает быть похожей на прекрасную лебедь?

Физкультминутка д ля осанки «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

8. Троекратность (повторы)

3 дня ходил в сад, 3 девицы,

3 раза хотел дно выбить,

3 раза корабельщики проплывали,

7 сынов, 7 шелков, 7 игл, 7 щенков

3 девицы,3 превращения (в комара, в муху, в шмеля),

3 чуда трижды повторяются(сестры-Гвидон-Лебедь)

4 раза корабельщики проплывали,

4 раза отцу посылал поклон,

В описании платка:

на одном углу – красно солнце

со лучами, со алыми со зорями,

на другом углу – светел месяц

со звездами, со небесными лунами,

на третьем – черно море с кораблями,

на четвертом – темны леса со зверями

Растет не по дням, а по часам…

Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Растет не по дням, а по часам…

11 .Чем заканчивается сказка?

Встреча Иван — царевича с семьей

Встреча Салтана со своей семьей

Стали жить да поживать,

медовые пряники жевать.

Я там был; мед-пиво пил-

И усы лишь обмочил.

V. Физкультминутка д ля глаз «На море»

Ребята, закройте глаза. Начертите «глазами» линию горизонта

Чертим «лодочку» (дуга книзу) слева-направо, справа-налево.

Чертим «мачту» (прямая вверх – вниз)

Чертим «парус» (дуга вверх- вниз)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Набираем побольше в легкие воздуха и дуем на наш кораблик.

На море солнышко – чертим «солнышко» (круг вправо-влево)

Яркое солнышко – «солнышко ослепило» (сильно зажмуриться)

Теплое солнышко – потереть ладони и положить на глаза

Открыть глаза и поморгать.

VI . Продолжение работы над темой урока.

-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)

-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)

-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?

-Как называется такой сюжет? (бродячий)

-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фан­тазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.

Мы видим, что А.С.Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.

В свою очередь на основе его сказок сочиняли свои произведения известные художники и композиторы

Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (И.Билибина)

Обращение к творчеству И.Я.Билибина

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)- один из лучших иллюстраторов русской сказки конца XIX -начала XX века.

Книги, оформленные им, навсегда запоминаются роскошью страниц, своеобразием и яркостью рисунков, богато украшенных декоративными деталями. Билибинские иллюстрации насыщены этнографическими подробностями, они пробуждают любовь к национальной старине, формируют определенные эстетические интересы.

И.Я.Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.

(показ слайдов с иллюстрациями И.Я.Билибина; для каждого слайда выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…»)

2. Обращение к творчеству Н.А. Римского – Корсакова

Не только художники обращали внимание на поэзию А.С.Пушкина, но и композиторы. Среди них и Н.А.Римский-Корсаков. Он написал 5 опер по произведениям А.С.Пушкина. Самой известной является опера «Сказка о царе Салтане…».Музыка оперы очень картинная и наглядная.Нам кажется, что мы видим перед собой и море, и звездное небо, и волшебный город. Недаром волшебники утверждали, что Римский –Корсаков пишет «зримую музыку». В ней много фрагментов изобразительного характера. Среди них- «Полет шмеля».

-Если бы вы были композитором, какую музыку написали для изображения шмеля? ( темп — быстрый, динамика – не очень громко, лад – мажорный, регистр – средний)

-Какой бы вы выбрали инструмент для изображения шмеля? (показ инструментов)

-Труба может изобразить не только призывные, но и звуки мягкие, бархатистые.

(прослушивание, эмоциональное восприятие)

-Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля?

-Какой инструмент вам помог?

( в роли солиста – труба, аккомпанемент – пианино)

3. Обращение к выставке рисунков.

-Многих из вас, ребята, сказки А.С.Пушкина тоже вдохновили и вы нарисовали такие прекрасные рисунки.

-Что вы изобразили? Какой эпизод сказки запечатлели?

VII . Итог урока и релаксация.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

-Чему научила нас эта сказка?

(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)

-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.

Сравниваем сказки

Литературное чтение. 4 класс

Тема. «А.С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”».

Цели урока. Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой; формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки; совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

Оборудование. Тексты сказки братьев Гримм «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; таблицы для сравнительного анализа.

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного.

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка задач

У. Когда мы читаем народную волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка?

Дети. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство.
– В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья.
– В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, в животных.
– Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.

У. Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Вы должны будете определить, чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них.

Статья опубликована при поддержке свадебного агентства «iMarry», которое специализируется на организации и проведении эксклюзивных свадебных торжеств в Санкт-Петербурге и за рубежом. Какая невеста не мечтает о свадьбе, «как в кино», и какой жених не готов сделать все, чтобы исполнить мечту любимой? Однако самостоятельно организовать волшебное свадебное торжество весьма не просто. Агентство «iMarry» готово организовать для вас грандиозный праздник в Санкт-Петербурге и его окрестностях или свадьбу за границей. Именно такую, о какой мечтает Ваша прекрасная половина. В настоящее время свадебную церемонию можно провести практически в любом уголке планеты: в старинном замке в центре Европы, на крыше небоскреба в Америке, на завораживающих Карибских островах или на берегу Индийского океана. Агентство «iMarry» возьмет на себя заботы о сценарии праздника, приглашениях, банкете, кортеже, оформлении, музыке, при этом будут учтены все ваши особые требования и пожелания. Стоит отметить, что вопреки расхожему мнению, бюджет свадьбы за границей с гостями и полным фуршетом не сильно превзойдет бюджет аналогичного мероприятия в Петербурге. Для примерного расчета предстоящих затрат Вы можете воспользоваться удобным калькулятором на сайте imarry.su.

III. Знакомство с новым материалом

У. Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С. Пушкина.
Напомню вам, что немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.
Сказки братьев Гримм были опубликованы в начале ХIХ века, то есть раньше, чем сказка Пушкина. Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецкой сказкой. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Александр Сергеевич собирал исторические материалы и изучал архивы о великих деятелях русской истории – Петре Первом, Емельяне Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, пропитанных русским духом. Вспомните их.

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
– «Сказка о мертвой царевне. ».
– «Сказка о попе и о работнике его Балде».
– «Сказка о царе Салтане. ».
– «Сказка о Золотом петушке».

IV. Сопоставительный анализ

У. Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.

По ходу работы дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого. У учителя аналогичная таблица на доске.

– Что общего в этих сказках?

Д. Герои, события.

У. Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой из текста.

Д. Мать, мачеха, жених, семь друзей.

У. Есть ли похожие события?

Д. Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.

У. Чем различаются сказки? В таблице уже заполнена первая колонка. В ней пять пунктов для сравнения произведений. Прочитайте их.

Сказка братьев Гримм

Сказка Пушкина

Семь гномов

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

Принц случайно находит Белоснежку

Жестокий финал: мачеху убивают

Сказка написана в прозе

– Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу.

В итоге совместной работы и обсуждений таблица приобретает следующий вид.

Сказка братьев Гримм

Сказка Пушкина

Семь гномов

Семь богатырей

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

Царица приходит один раз с яблочком

Принц случайно находит Белоснежку

Жених – королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к Солнцу, Месяцу, Ветру

Жестокий финал: мачеху убивают

Мачеха умирает от тоски и зависти

Сказка написана в прозе

Сказка написана в стихах, красивым литературным языком

– Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ немецкой сказки или авторская, литературная сказка?

Д. Поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

У. Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Д. Братья Гримм написали сказку о своем народе для немецких читателей, а Пушкин – о русских людях для русских.

У. Как это показано в тексте?

Д. Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.

У. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные мысли, представления о жизни. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционной народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина – о самой главной ценности для поэта: о верности и любови. Поиск своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское «добавление» к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны («восхищенья не снесла»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради спасения своей хозяйки.

V. Анализ образа главной героини

У. В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?

Д. «Морозко», «Хаврошечка».

У. Какой в них изображается падчерица?

Д. Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.

У. Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?

Д. Красивой, ласковой, нежной, соблюдающей правила народного этикета («честь хозяям отдала»), трудолюбивой («все порядком убрала»), религиозной («засветила Богу свечку»), верной своему жениху («Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»).

У. То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего нет в народной сказке. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица-душа», «милая девица», «моя душа» и т.д.). В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

VI. Домашнее задание

У. На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту для выставки «Час творчества».

У. Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них. Каким образом мы это делали?

Д. Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм.

У. Понравился ли вам сегодняшний урок?

Спасибо всем! Урок окончен.

1. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 1999. – 320 с.

2. Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004. – 192 с. – (Приложение к журналу «Начальная школа»).

3. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учеб. метод. пособие. – Екатеринбург: Уральский ГПУ 2002. – 144 с.

«Сказка о царе Салтане»

Царь Салтан, является главным героем сказки Пушкина, созданной писателем на основе рассказа, поведанного поэту его няней.

Идеальный со всех сторон образ Салтана, можно назвать олицетворением мечтаний русского народа, отцом — батюшкой. Этот царь может без всякого труда простоять весь вечер под забором и подслушать разговор трёх барышень, занимающихся прядением.

Читатель понимает, что такой образ может отворить только идеальное государство, которое сравнимо с домашним уютом. А помыслы у царя, самыми лучшими и народными. Три сестры пообещали Салтану самое разнообразное и несбыточное. По своей наивности, он верит, нужно всего лишь пожелать и всё непременно сбудется.

А самая главная мечта о сыне, должна сбыться к концу сентября. Так и происходит. У царя появляется сын, Гвидон, в которого автор воплотил благополучие, сопутствующее реальности. Однако, идеальный образ царя разрушен под влиянием жизненных событий. В царстве начинается долгая война, в которой царь принимает непосредственное участие.

Приехав домой, он оказывается окружён интригой, которая заставляет царя изгнать любимую жену с ребёнком на руках. Но чем сильнее дурманящие рассказы трёх злых женщин о чудесах, тем слабее становится вера царя этим женщинам.

В конце концов, Салтан, движимый любопытством разрывает путы своего безволия и едет на встречу к своей жене и сыну.

То, что он видит, оказывается лучше самых сладких мечтаний. Царь снова обрёл своё счастье и даже больше того, о чём мог мечтать. Справедливость восторжествовала, а злые женщины были изгнаны из царства навсегда.

Фольклорные традиции и специфика литературной сказки

В школьные хрестоматии для начальной школы обязательно входят литературные сказки, которые, без сомнения, являются одним из наиболее любимых литературных жанров младших школьников. При этом из хрестоматии в хрестоматию переходят тексты одних и тех же классических произведений этого жанра. И это не случайно.

В круг школьного чтения включены произведения А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, В.А. Жуковского, вошедшие в золотой фонд отечественной литературы для детей. Их изучение способствует формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, общую культуру. Кроме этого, сказочные произведения писателей-классиков способствуют развитию нешаблонного мышления, воображения, творческих способностей юного читателя.

Золотые сказки Пушкина

Сказки Пушкина. Живопись Палеха

Однако на уроке литературного чтения основное внимание учителя должно быть сосредоточено на аналитической работе. Можно порекомендовать в первую очередь обратить внимание учащихся на фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Исследование фольклорных традиций дает читателю представление о народных корнях литературной сказки. Хотелось бы напомнить, что расцвет европейской (в том числе и отечественной) литературной сказки произошел в начале ХIХ века в связи с открытием писателями-романтиками художественной и духовной значимости народного творчества. Именно с этого времени начинается активное собирание и изучение фольклорного наследия.

Большую роль в этом сыграли научные работы немецких писателей и ученых-филологов братьев Гримм. Поэтому необходимо учить детей видеть в литературных сказках «следы» народного творчества и прежде всего волшебных сказок.

В чем проявляются фольклорные традиции литературной сказки?

1) В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т. д.).

2) В использовании традиционных образов-персонажей, которые, как выявил отечественный фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.

3) Художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соотвествии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи).

4) В использовании народных средств поэтической речи:

  • постоянные эпитеты (добрый молодец, ),
  • троекратные повторы (у Пушкина: «три девицы по окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы),
  • словесные формулы,
  • фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной») и т. д.

Обращение к фольклорным истокам позволяет увидеть и специфику литературной сказки.

Чем литературная сказка отличается от народной?

Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:

1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

2) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Приведем пример из «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина, в тексте которого выделены красочные, реалистически достоверные изобразительные детали, которых не знала народная сказка:

«И царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо,
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась

И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой израсцовой…»

3) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. Приведем лишь один пример из пушкинской «Сказки о царе Салтане», где ярко описываются переживания царя Салтана при встрече с женой и сыном (выделены психологические детали):

«Царь глядит – и узнает…
В нем забилось ретивое!
«Что я вижу? Что такое?
Как?» – и дух в нем занялся
Царь слезами залился…»

Сборник «Все сказки Пушкина»
с иллюстрациями художника А. Лебедева

4) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки.

Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером:

«Вот море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь…»

5) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: автоское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Так каждая сказка Пушкина имеет свою эмоциональную тональность:

  • Сказка о царе Салтане – светлая, благородная, чистая.
  • Сказка о мертвой царевне – грустная, изящная, женственно-нежная.
  • Сказка о Балде – насмешливая, балагурная.
  • Сказка о золотой рыбке – печальная, ироничная.

А смерть своей любимой героини – «царевны милой», автор описывает с задушевной лирической интонацией:

«Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила
Плод румяный уронила…»

6) Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Классические литературные сказки русских и зарубежных писателей как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Работа над литературными сказками позволяет учителю обучать учащихся такому сложному виду анализа, как сравнительно-сопоставительный, развивая при этом у детей логическое мышление и культуру аналитической работы с художественным текстом.

Как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении классической сказки А. С. Пушкина рассмотрим в следующей статье.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: