Тема свободы в лирике А

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Свобода — основополагающее состояние человека, залог максимального раскрытия творческих возможностей и осуществления высших духовных стремлений. Тема свободы стала ведущей в лирике А. С. Пушкина, «свобода», «воля», «вольность» — ключевые понятия в его творчестве. Свобода рассматривается поэтом как социальный, политический и нравственный идеал. Однако эта тема по-разному осмыслялась на различных этапах его жизни, ибо изменения в развитии общества и накопление жизненного опыта влияли на миросозерцание А. С. Пушкина.

Уже в стихотворениях 1817-1819 годов свобода становится высшим общественным благом и целью, к которой устремлен поэт.

В произведении 1815 года «Лицинию» А. С. Пушкин говорит о гражданских и политических свободах; лирический герой подчёркивает, что рабство подточило и погубило великий колосс Рим: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Уже этим стихотворением Пушкин бросил вызов самодержавию, в последующие годы он продолжил тему взаимоотношений народа и царя.

В оде «Вольность», написанной в 1817 году, Пушкин живо рисует картину современного мира: повсеместное нарушение закона («законов губительный позор»), «неволи немощные слёзы». В этом произведении А. С. Пушкина, несомненно, чувствуется влияние его предшественников (Радищева, Державина — «Властителям и судиям»), поэт призывает «владык» склониться «под сень надежную закона», восславляя закон и просвещение как основу свободы человека, автор оды с негодованием пишет о «тиранах мира», в них он видит источник несвободы, нарушение божественной гармонии. Картине общего запустения Пушкин противопоставляет идеал государственного устройства, где «неподкупна рука» «владык», равно простирающих на своих граждан «с вольностью святой // Законов мощных сочетанье». Однако гражданская свобода не может быть достигнута путём революции, с точки зрения А. С. Пушкина: в стихотворении он подчёркивает разрушительный характер французской революции, называя казнённого Людовика «мучеником ошибок славных», передаёт мрачную картину убийства Павла I, указывая на то, что это акт возмездия тиранам.

Если в оде «Вольность» поэт говорит о внешней зависимости во всемирном масштабе, то в стихотворении «Деревня» (1819) он критикует исключительно русское крепостничество. Стихотворение имеет двучастную композицию: первая часть (до слов «. но мысль ужасная») представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, «пустынный уголок», некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюте спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, «от суетных оков освобождённый», он предаётся «творческим думам».

Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает несовершенство социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение крестьян. В эти годы автор стихотворения скажет в одном из писем, что «ныне же политическая свобода неразлучна с освобождением крестьян». Однако «друг человечества» замечает лишь «Барство дикое», да «Рабство тощее», эти образы воплощают всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой (отождествляемый с самим поэтом), не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает «тревожить сердце» людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть «народ неугнетенным» и «Отечество свободы просвещённой».

Если адресат данного пушкинского обличения — необозримый мир, поражённый тиранией, то в послании «К Чаадаеву» он обращается к конкретному лицу: Чаадаеву, другу, единомышленнику. В этом стихотворении

1818 года Пушкин призывает к служению «Отчизне» за идеал — свободу. Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой поэт не мыслит достижения общественной свободы. А. С. Пушкин подчёркивает, что свобода так или иначе связана с душевными порывами, с представлениями о чести и доме:

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его творчестве занимает тема свободы. Верность идеалам свободы поэт пронес через всю жизнь.

Вольнолюбивое творчество Александра Сергеевича можно условно разделить на два периода: до восстания декабристов и после него, причем «вольные стихи», написанные до 1825 года, отличаются от более поздней свободолюбивой лирики.
В преддекабрьский срок лирический герой таких стихотворений, как ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», страстно провозглашает идеи свободы духа и личности, освобождения от «гнета власти роковой».

Ода «Вольность» написана в духе классицизма и направлена против самовластия и тирании. В начале оды поэт в поисках вдохновения взывает к музе высокой гражданской лирики — «грозе царей», «гордой певице свободы»:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Автор призывает угнетенных восстать против тех, кто насильно лишает их Свободы, предупреждает «тиранов мира»:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Ведущей категорией в ранний срок творчества Пушкина является Закон. И любой «владыка» должен помнить, по мысли поэта, что «венец и трон» они получают не от природы — их дает Закон:

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Автор видит около много страданий, боль и кровь, и все это — результат неправедной власти. Пушкин описывает казнь французского короля Людовика XVI и проводит параллель с убийством русского императора Павла I, ведь оба они были тиранами; они правили, не прислушиваясь к Закону. Поэт полон ненависти к подобным «самовластительным злодеям»:

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Александр Сергеевич называет «увенчанного злодея» «ужасом мира», «стыдом природы», «упреком. богу на земле».

Завершает стихотворение размышление о том, что же нужно для справедливого и долгого царствования, для счастья народа. Пушкин приходит к выводу, что это — сочетание свободы и Закона:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой, —

призывает поэт всех «тиранов мира».

А вот другое вольнолюбивое стихотворение — послание «К Чаадаеву», передовому человеку того времени. Пушкин обращается к нему не только как к другу, близкому человеку. Поэт называет его «товарищем», то есть соратником, единомышленником. Начало стихотворения связано со столкновением Пушкина с реальной действительностью после окончания лицея:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Далее возникает два образа: «Отчизна» и «власть роковая», противопоставленные приятель другу. Появляются архаизмы («внемлем», «упованья», «воспрянет»), политическая лексика («власть», «самовластье», «угнетение»). Все это соответствует высокому пафосу политического послания. Таким образом, стихотворение превращается из дружеского послания в политическое.

Автор выражает уверенность в том, что «минута вольности святой» обязательно наступит. Слово «звезда» в политической лексике того периода символизировало революцию, а восход звезды — победу дела освобождения. Пушкин верит, что

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Таким образом, стихотворение проникнуто оптимизмом, боевым революционным духом и пламенным патриотизмом.

Антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи той эпохи отразились в стихотворении «Деревня», написанном в 1819 году. Первая часть этого произведения посвящена изображению деревенской природы в светлом, спокойном и радостном тоне.

Автор описывает «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья» в духе сельской сентиментальной идиллии:

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет порой,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты.

Для Пушкина характерен детально выписанный пейзаж. Все привлекает чуткость поэта: и «темный сад с его прохладой и цветами», и «луг, уставленный душистыми скирдами», и «светлые ручьи».

Что же делает лирический герой в деревне, «на лоне счастья и забвенья»?

Учуся в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить. —

говорит поэт. Он посвящает свободное пора тому занятию, которому не мог предаться «среди роскошных пиров», «забав» и «заблуждений», -размышлению.

Но во второй части ритм и характер стиха резко меняется. Автор говорит о том, что на фоне такой прекрасной природы, «цветущих нив и гор», «следов довольства и труда», крестьяне живут в ужасных условиях:

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и пора земледельца.

Здесь рабство тощее влачится по браздам

«Барство дикое» жестоко притесняет «рабство тощее». Это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян.

Таким образом, стихотворение «Деревня» построено по принципу резкого противопоставления (антитезы). Завершается оно риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В этом четверостишии — надежда поэта на наступление «минуты вольности святой», причем не в результате революции, а по инициативе сверху («по манию царя»).

В «вольных стихах» Пушкина прослеживается его творческая эволюция, отражающая смену литературных направлений XVIII — начала XIX веков. Ода «Вольность» написана в духе революционного радищевского классицизма; «Деревня», начатая в духе карамзинского сентиментализма, во второй части также приобретает черты «революционной чувствительности» Радищева. Послание «К Чаадаеву» — ярчайший образец зарождавшегося в русской литературе революционного романтизма. Эти три стихотворения зачинают политическую лирику декабристов.

Восстание 1825 года — переломный момент для свободолюбивого творчества Пушкина. Казнены пятеро «заговорщиков», другие участники восстания, близкие поэту люди, сосланы в Сибирь. Эта трагедия заставила Александра Сергеевича переосмыслить свое отношение ко многим проблемам. Пушкинская лирика последекабрьского периода наполняется новым, философским содержанием. Но поэт остается верен идеалам декабристов, и ослепительный пример тому — стихотворение «Во глубине сибирских руд. » Это дружеское послание, обращенное к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить «гордое терпенье», уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Поэт верит, что «придет желанная пора» и «скорбный труд и дум высокое стремленье» ещё сыграют свою роль в освобождении народа: борьба будет продолжена. Стихотворение наполнено оптимизмом и верой в победу идеала свободы:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Но ни трагедия 1825 года, ни николаевская реакция не сломили надежды поэта на то, что народ освободится, наконец, от «оков тяжких» рабства.

В стихотворении «Арион» Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы («пловцы») все пора старались плыть не туда, куда их несли волны, то есть жизнь; они пытались грести, куда им хотелось, часто против течения. «Вдруг лоно волн измял с налету вихорь оглушительный. » -произошло декабрьское восстание, и в результате — «погиб и кормщик, и пловец». Спасся только «таинственный певец», который не пытался плыть против течения; он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на берег. Он пел, «беспечной веры полн», и «вихорь шумный» не погубил его. Многие погибли, но поэт остался жив и поет «гимны прежние», храня верность декабристам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.

Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 году, — ещё одно произведение, посвященное теме свободы. Оно направлено против тирании, самовластья и деспотизма. Гармония, царящая в природе, противопоставлена дисгармонии в человеческом обществе. Дерево ядовито, и ничто живое в природе не смеет приближаться к нему: «К нему и птица не летит, и тигр нейдет. » Анчар «один во всей вселенной». Но «владыка» нарушает закон, установленный самой природой, — запрет приближения к дереву, несущему смерть:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

Это пример настоящей тирании. Самое страшное, когда у человека нет права выбора, когда его свобода подавляется и человек умирает по воле другого. Страшно и то, что князь и, главное, слуга считают такое положение вещей естественным. Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, и тот «послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». Он приносит своему «непобедимому владыке» отравляющий препарат и умирает у его ног, но князю безразлична судьба «бедного раба». А зло, существующее в природе лишь как угроза, получает вероятность осуществления:

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними погибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Таким образом, философское стихотворение «Анчар» пронизано мрачным настроением. Автор рисует трагические последствия отсутствия свободы: неограниченная верх человека над человеком приводит не только к гибели «бедного раба», но и приносит горесть соседним народам.

Окончательное утверждение своей верности идеалу «вольности святой», подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществил в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. «. Своим высшим достижением поэт считает то, что своей лирой он «пробуждал» «чувства добрые» и, главное, что в свой «жестокий век» «восславил. Свободу».

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык, —

утверждает автор, и он прав, ведь идеалы свободы близки и понятны всем. Никакие неудачи и трагедии не смогли сломить в Пушкине веру в высокие идеалы декабристов, прежде всего, в идеал Свободы.

Тема свободы в лирике Пушкина

Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из основных источников вдохновения.

Пушкин прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Смена этих этапов в целом совпадает с поворотными моментами в его личной судьбе, первый из которых – время учебы в Царскосельском лицее.

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

С другой стороны, в это время огромное влияние на Пушкина оказывали просветительские идеи его преподавателей, а потому

Подобные идеи разделяли те пушкинские современники, которые потом вошли в декабристские общества. Показательно, что среди них были и ближайшие друзья поэта, его товарищи по Лицею – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и другие. Можно сказать, что молодое поколение мечтало о свободе, делало все возможное, чтобы приблизить ее, сделать реальной для России. Вот почему с таким воодушевлением молодежь принимала стихи Пушкина, которые в столь яркой и удивительно точной поэтической форме отражали настроения молодого поколения.

Выйдя из Лицея, в Петербурге Пушкин продолжает развивать тему гражданской свободы. Тесное общение с представителями тайных обществ окончательно формирует пушкинский идеал свободы в этот период его творчества. В 1817 году он пишет оду «Вольность», где напрямую обращается к «Владыкам». Поэт восхваляет закон как надежную гарантию справедливых взаимоотношений между народом и правительством. Закон должен, по мнению Пушкина, побороть «неправедную власть» и «преступную секиру».

Поэт обращается к истории, рассказывая о гибели Людовика и Павла как пример того, что происходит, если законы попираются – не важно, какие мотивы при этом движут людьми, результат всегда будет ужасен. Вот почему он призывает государей первыми склониться перед законом, дабы стали «вечной стражей трона / Народа вольность и покой».

В стихотворении «Лицинию» и оде «Вольность» Пушкин говорит о свободе и деспотизме вообще. Но в дальнейшем он концентрирует свое внимание на ситуации в России, то есть его идеал свободы приобретает патриотический характер. Например, создание стихотворения «Сказки. Ноэль» 1818 года связано с разочарованием в политике Александра 1. В основе стихотворения лежит речь Александра на польском сейме и его обещание дать народу конституцию, которое он впоследствии так и не выполнил. Стихотворение написано в сатирическом жанре, а сама фигура Александра обрисована с едкой иронией.

Примечательно, что именно в это время у Пушкина появляются стихотворения, в которых он высказывает крайне радикальные идеи, что вообще было для него не очень характерно. Так в стихотворении того же года «К Чаадаеву» присутствует мысль о возможности насильственного свержения царской власти. В последних строчках стихотворения речь идет об «обломках самовластья», и более того, в качестве непосредственных участников слома государственной системы выступает сам поэт и его друзья:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В то же время стихотворение «К Чаадаеву» очень интересно и по форме выражения его идеи. Гражданские мотивы соединяются в нем с самыми личными чувствами человека. Здесь прослеживаются тенденции к соединению понятия свободы как политической и романтической категорий:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Вот почему стало возможным стихотворение, обращенное к другу, реальному человеку – Петру Яковлевичу Чаадаеву, – сделать призывом ко всем молодым людям, разделяющим идеи свободомыслия.

В основе этих идей лежала мысль о необходимости провести в России скорейшие преобразования и прежде всего избавить страну от позора крепостного рабства. Этой теме также посвящает свои стихи Пушкин. Наиболее известное из них – стихотворение «Деревня» 1819 года. Оно очень интересно по своей композиции. Оно резко делится на две части: в первой представлен элегический деревенский пейзаж, на фоне которого «друг человечества» предается поэтическому вдохновению. Вторая часть написана как политический памфлет, в котором точными и яркими красками рисуются ужасные приметы крепостного права: «рабство тощее», «барство дикое», которое присваивает себе «насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Вид столь плачевного состояния народа «омрачает душу» поэта, вызывает гневные строки и стремление привлечь внимание к этой ужасной стороне российской действительности: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» – восклицает поэт. Хотя он понимает, что освободить страну от крепостного права может воля царя, поэт вряд ли верит в Александра, и чувство безысходности выливается в печальные строки:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Этот заключительный вопрос так и остается безответным, что вызывает пессимистические настроения у поэта, особенно тогда, когда он за свои вольнолюбивые стихи был сослан в ссылку на Юг. Именно здесь в поэзии Пушкина начинают преобладать романтические тенденции, а вместе с ними меняется и представление о свободе.

Именно на юге, в период расцвета романтизма в поэзии Пушкина, свобода становится едва ли не основной темой его творчества. Но теперь на первый план выходит идея свободы отдельной романтической личности, а не гражданская или политическая свобода, необходимая всему обществу. Причиной тому служит разочарование в своих прежних идеалах и главное – неверие в возможность их осуществления.

Уже в стихотворении «Деревня» звучали слова сожаления поэта о том, что он не может разбудить в сердцах людей чувство долга перед своим народом и перед собой. Печальным осознанием истинных причин этого наполнено стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» 1823 года. Пушкин признает несвоевременность своих призывов к борьбе за свободу: «Я вышел рано, до звезды». Более того, поэт сомневается в том, что «дары свободы» вообще нужны людям:

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Вольнолюбивые мотивы теперь становятся у Пушкина романтической мечтой о воле, стремлением вырваться из тюрьмы – ведь он сам ощущает себя изгнанником, узником. В стихотворении «Узник» поэт сравнивает себя с «вольной птицей», молодым орлом, который сидит за решеткой и мечтает вырваться на свободу, улететь

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я.

Так поэт находит романтические символы свободы: то придает ей вид орла, то растворяет ее в «свободной стихии» или среди пейзажей Кавказа. Так или иначе, узник – это он сам.

Но все меняется, и вот уже вслед за Южной ссылкой приходит ссылка в Михайловское, а романтические пейзажи сменяет реалистическое описание красоты природы среднерусской полосы. Не мог не измениться при этом и пушкинский идеал свободы, что находит отражение в его дальнейшем творчестве.

В Михайловском Пушкин перерастает романтизм, а со смертью Байрона в 1824 году решает, что для него романтизм мертв. Венчающим южную ссылку и романтический период творчества является стихотворение «К морю» 1824 года. Прощаясь с югом, морем и романтизмом, автор вспоминает двух романтических гениев – Байрона и Наполеона. Именно поэтому, помимо основной темы стихотворения – свободы в ее романтическом понимании, – важное место здесь занимает тема времени и памяти:

Прощай же море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго помнить буду

Твой гул в вечерние часы.

Начатое в Одессе и законченное в Михайловском, «К морю» считается этапным стихотворением. В последующие периоды творчества в пушкинском представлении об идеале свободы будут преобладать черты, определяемые осмыслением реальной действительности, жизни, окружающей поэта. Однако, романтизм не мог просто взять и исчезнуть. Завершая в Михайловском работу над поэмой «Цыганы», Пушкин выносит приговор как романтическому герою, так и романтическому идеалу свободы:

Ты для себя лишь хочешь воли.

Оставь нас, гордый человек!

Теперь поэта занимает вопрос о свободе и тирании в реально-историческом плане. С ним связана написанная в 1825 году в Михайловском трагедия «Борис Годунов», с которой берет отсчет русский реализм. В ней Пушкин по-новому рассматривает вопрос о взаимоотношении народа и власти и приходит к выводу, что власть сильна «мнением народным». В то же время народ здесь предстает как пассивная сила, которой еще предстоит осознать свои возможности. И вскоре события в Петербурге 14 декабря 1825 года и то, что за ними последовало, подтвердило сомнения Пушкина в готовности народа к переменам. А это значило, что необходимо по-новому осмыслить и пути достижения свободы.

По возвращении из ссылки Пушкин долго размышлял над уроками декабристского восстания, казнь и изгнание участников которого по иронии судьбы совпали с освобождением самого поэта. Он приходит к выводу, что свобода и насилие несовместимы.

Идеал свободы остается для поэта главной ценностью: «Я гимны прежние пою», – заявляет он в стихотворении «Арион» 1827 года. Оно написано в связи с годовщиной казни декабристов, а за основу взята легенда об Арионе – греческом поэте и музыканте. Однако то, что лишь он был «на берег вынесен грозою», заставляет поэта с философской точки зрения задуматься над понятием «свобода», над способами ее достижения и ценой, которую приходится платить.

Теперь он возлагает все надежды на справедливость и милосердие царя. В 1826 г. Пушкин пишет стихотворение «Стансы», обращенное к Николаю I. Поэт призывает царя во всем быть похожим на «пращура», то есть на Петра I:

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неумолим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

Последние строчки – это просьба за декабристов, просьба о прощении. Годом позже из под пера поэта выходит стихотворение «Во глубине сибирских руд…», которое Пушкин, рискуя навлечь на себя царский гнев, отправляет в Сибирь. Однако тема стихотворения – это не возврат к прежнему идеалу свободы, как может показаться на первый взгляд. На самом деле это тема верности друзьям, тема надежды и милосердия. Образ меча в этом стихотворении – не символ грозного оружия, необходимого в борьбе за свободу, а символ достоинства и чести, которая должна быть возвращена ссыльным декабристам милосердным царем, разделяющим идеалы свободы как необходимого условия процветания государства.

Философская трактовка идеала свободы характерна для позднего творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория. Стихотворение «Анчар» 1828 года – одно из ярких тому свидетельств.

В нем Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Анчар – «древо смерти», к которому «и птица не летит, и тигр нейдет». Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. Тиран посылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Но абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает «у ног непобедимого владыки», но яд анчара, принесенный им, понесет смерть тысячам других людей.

В 30-е годы завершается творческий путь поэта, а вместе с ним и почти двадцатилетний поиск своего идеала свободы. В сонете «Поэту» 1830 года он провозглашает свободу творчества как одну из важнейших составляющих этого идеала, как то, без чего поэт не может существовать и творить:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит.

В одном из последних своих стихотворений «(Из Пиндемонти») 1836 года Пушкин отказывается видеть в политической свободе то, что действительно нужно свободной личности: «Недорого ценю я громкие права», – утверждает он, перечисляя понятия, с которыми обычно связываются представления о демократических свободах. Это происходит потому, что, по мнению поэта, это всего лишь «слова, слова, слова».

Вместе с тем Пушкин определяет здесь целую программу жизни, в которой главное – подлинная свобода человеческой личности:

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья,

Вот счастье! Вот права…

Итог всему своему творчеству Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанном 21 августа 1836 г. Примечательно, что именно в этом итоговом стихотворении тема свободы вновь возвращается к признанию необходимости гражданской позиции, но при этом она соединяется с темой милосердия:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Так в ходе естественной эволюции и глубочайших размышлений Пушкин приходит к новому пониманию свободной жизни. В ней выбор человека ничем не ограничен, его дух не угнетен и не унижен. В ней каждый имеет право наслаждаться природой, созданной Богом, и произведениями людей, вдохновленных им. И, как мне кажется, такое представление о свободе отвечает духу нашего времени, идее прав личности, которые в современной системе ценностей признаются главенствующим началом.

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

. В мой жестокий век восславил я Свободу.

А. Пушкин

Лирика Пушкина — это всегда исповедь, интимные и сокровенные признания, в которых проявляются его лич­ность, богатство внутреннего мира. С помощью бесценного поэтического наследия Пушкина мы стремимся к позна­нию и очищению души, к постижению глубин собственной личности.

Тема свободы всегда была ведущей в творчестве Пуш­кина, особенно в романтический период, но само понятие «свобода» постоянно расширялось, проходя свой путь раз­вития.

В ранних произведениях свобода для Пушкина — это, прежде всего, политическая независимость, свобода народа, «вольность святая» (стихотворения «Деревня», «К Чаадае­ву», «Лицинию», «Кинжал»):

Поэт надеется на то, что над его отечеством взойдет «прекрасная Заря!» «Свободы просвещенной». Однако сво­бода страны немыслима без раскрепощения ее граждан, без их внутреннего роста, пробуждения «ото сна», духов­ного взросления, т. е. освобождения Личности. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Сво­боды сеятель пустынный. », «Деревня». Пушкин может разглядеть множество признаков истинно свободного человека, который становится независимым от чужих мнений («роптанью не внимать толпы непросвещенной»), от ложных кумиров («злодея иль глупца в величии неправом»), несет в мир добро и милосердие («участьем отвечать застенчивой мольбе»). Свободные и независимые люди противопоставляются человеческим «стадам», кото­рым чувство свободы недоступно в силу их ограничен­ности и невежества:

Символом и идеалом абсолютной свободы для Пушки­на является море. В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» — Наполе­она и Байрона. И если здесь французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт — певец, «оплаканный свободой». Море здесь симво­лизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.

В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что

Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»,

Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не пося­гает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: Материал с сайта //iEssay.ru

Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни («Не дай мне, бог, сойти с ума. », «Пора, мой друг, пора. », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »). Пушкин надеялся, что его мысли най­дут живой отклик в сердцах не только современников, но и потомков:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: