Тема свободы в лирике А

1820—1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма. В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, для романтика свобода — высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода, обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к “Узнику”. Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образом “темницы” и томящегося в ней “узника”. Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое преступление герой сидит в тюрьме? На какой срок осужден? Разумеется, не приходило. И это абсолютно правильно, потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникнуть. Основное содержание романтизма — выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия. “Вскормленный в неволе орел молодой, / Мой грустный товарищ. ” Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла — романтический символ. Прежде всего, это птица гордая, одинокая. В ней — мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному.
Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути человека: со всеми его взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.
Стихотворение 1824 года “К морю” завершает романтический период пушкинского творчества. Оно стоит как бы на стыке двух периодов, поэтому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма. Это прощание — во всех смыслах. И с реальным Черным морем, с которым поэт расстается (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. Это стихотворение интересно сопоставить с “Узником”. В обоих важнейший мотив — мотив бегства, стремления к свободе. Как он звучал в “Узнике”, помните? “Куда бежать?” — так вопрос не стоял: “Туда!”, в возвышенный романтический мир. Теперь же нет и не может быть прежней однозначности ответа. Мир опустел. “Теперь куда же/ Меня б ты вынес, океан?” Ибо бежать некуда, нет иного мира там, “где за тучей белеет гора”. Но и безысходности уже нет в этом стихотворении, ибо пришло понимание, что свобода не вне человека, она в душе каждого человека. И с этого момента понятие свободы окончательно утрачивает политическое содержание, свобода становится этической и философской категорией. События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на “до” и “после”, трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра I. В стихотворении 1827 года “Арион” Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело — и свое в нем место, свою роль.
Утверждение верности прежним идеалам и друзьям, во имя этих идеалов пожертвовавшим собой, звучит и в послании “Во глубине сибирских руд. ”. Философское понимание свободы не уводит Пушкина от “прежних гимнов”, от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение.
Глубочайшее философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года “Анчар”. Зло Анчара — именно абстрактное зло, страшное самой своей беспричинностью. По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир. Стихотворение построено на антитезе: первая его часть— о самом “древе яда” — отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая начинается именно с подчеркнутого противопоставления: “Но человека человек. ” В этой строчке намеренно убраны сословные перегородки: ведь перед лицом “антимира” и господин, и слуга — прежде всего люди, которые должны бы вместе противостоять злу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы. Одного лишь “властного взгляда” господина достаточно рабу, чтобы пойти на смерть и за смертью. Мы привыкли сочувствовать рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у Пушкина? Нет, “бедный раб”, покорный взгляду царя и умирающий “у ног Непобедимого владыки”, вызывает скорее презрение. Он так же отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его духовного рабства: как и чувство вседозволенности, руководящее “владыкой”. Ибо духовная свобода не имеет ничего общего ни со вседозволенностью, ни с безволием. Так, через духовное рабство, входит в мир людей яд Анчара: “А царь тем ядом напитал/ Свои послушливые стрелы / И с ними гибель разослал / К соседям в чуждые пределы”. И свобода в понимании Пушкина обретает абсолютную самоценность, превышающую по значимости все сущее в мире: “На свете счастья нет, но есть покой и воля”.

4013 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема свободы в лирике А. Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Любовная лирика Пушкина

В. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина — «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть постоянно что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Среди шедевров любовной лирики Пушкина особенно выделяются три стихотворения: «Я помню чудное мгновенье. » (1825), «На холмах Грузии лежит ночная мгла. » (1829) и «Я вас любил. » (1829).

Первое из них имеет конкретный адресат: оно посвящено Анне Петровне Керн и печатается постоянно с вынесенным в заглавие криптонимом «К. «. В основу его положены реальные факты биографии Пушкина. Еще в 1819 году на званом вечере в доме Оленина в Петербурге Пушкин встретился с молодой красави цей А. П. Керн. На юного поэта эта саммит произвела глубокое ощущение. Затем начались годы ссылки — сперва на юг, потом в Михайловское. Пушкин, конечно, забыл об этой случайной, эпизодической встрече. Летом 1825 года А. П. Керн приехала в гости к своей тетушке П. А. Осиповой, усадьбу которой в Тригор-ском Пушкин регулярно посещал. Встретив в этом месте А. П. Керн, поэт вспомнил о старом, мимолетном знакомстве. А когда 19 июля 1825 года Анна Петровна уезжала из Тригорского, Пушкин приехал и вручил ей на прощание эти стихи. А. П. Керн обратила чуткость на некоторое замешательство поэта в момент их вручения: «Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он длительно на меня смотрел, потом судорожно вырвал и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю».

Замешательство поэта не было случайным. Вероятно, Пушкин не хотел, чтобы эти стихи воспринимались биографически-приземленно, как портрет Анны Петровны Керн и как описание истории их отношений. Житейские факты, на которые мы указали, явились для Пушкина лишь первотолчком к созданию стихотворения о святыне любви и ее роли в судьбе человека. Ведь обращены они к «гению чистой красоты» — образу высокому, небесному, взятому Пушкиным из стихотворения Жуковского «Лалла Рук». Учитель Пушкина, как мы знаем, говорил в нем о божественном происхождении красоты, которая, как благодать, посещает душу человека только в чистые мгновения его бытия. «Пушкин,— отмечает Н. Н. Скатов,— усвоил формулу Жуковского и уже в стихах изобразил неизобразимое: явленное чудо, пролетевшее видение»:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

И одновременно, следуя за Жуковским, Пушкин говорит в этом стихотворении о том, что почувствовать неземную, божественную красоту женского существа можно только пробудившеюся душой:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты.

Вся биографическая подоплека в этих стихах оказывается перевернутой и поставленной в подневольность не от житейских фактов — приехала Керн в Тригорское и разбудила уснувшее чувство Пушкина,— а от душевного состояния поэта, от способности его в минуты приливов поэтического вдохновения ощущать «небесные черты» земной красоты.

Всмотримся в композицию этого стихотворения: оно делится на три равные части по две строфы в каждой. Они взаимосвязаны товарищ с другом и в то же пора самостоятельны по смыслу.

Первая часть напоминает музыкальный аккорд — замирающий и печальный. Это прошлое о былом, чудном мгновении встречи с одухотворенной и чистой женской красотой. Отзвуки этой встречи длительно хранит суть человеческая, наперекор приливам грусти, наперекор «тревогам шумной суеты». Память о любимой, о ее нежном голосе, о милых чертах ее лица защищает от разрушительных влияний жизни, подобно ангелу-хранителю, оберегает чистоту и душевную гармонию любящего человека.

Но вот наступает мгновение, когда жизненные бури и тревоги убивают это спасительное чувство. И тогда случается томительное душевное помрачение. Гармонический аккорд отзвучал, память о любимой исчезла, суть человеческая поэта «вкушает хладный сон». Вторая часть, самая драматическая, продолжает наметившееся в первой затухание возвышенных чувств вплоть до наступления пугающей, немой тишины:

Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой звук нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Реальное биографическое пора в этом месте присутствует: порыв мятежный южной ссылки, михайловское тихое заточение. Но заметим, что и в этом месте оно поставлено в прямую подневольность от душевного состояния поэта, теряющего связь с «чудным мгновеньем», с «гением чистой красоты». Обратим чуткость на строгую симметричность в движении чувства и в первой, и во второй части. И там и тут — от кульминации — к спаду: в первой — чудо встречи и постепенно гаснущая память о нем, во второй — взрыв мятежных бурь, разрушивших душевную гармонию,— и постепенное отмирание живых сердечных движений.

Третья часть — как пробуждение от мучительного сна — построена иначе: движение в ней идет не от кульминации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного подъема, стремительно восстанавливающего все утраченное и достигающего в финале ликующего, мажорного торжества:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли ещё

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Композиция стихотворения, как мы убедились, очень музыкальна. Н. Н. Скатов связывает ее «с совершенно особым типом музыкального мышления XIX века»: «оно заключает в себе не только романсность, но — симфонизм; это сложная трехчастная соната, подлинно бетховенское произведение: момент развития могучего духа с борьбой двух начал и с разрешающим, торжествующим выходом в светлый победительный финал».

Грустное и нежное прошлое, горестное сознание утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга прекрасно воспроизвел М. И. Глинка в музыке своего романса, написанного уже после смерти Пушкина и посвященного дочери А. П. Керн. Но при этом, конечно, осталась за пределами музыкального выражения глубочайшая философичность пушкинского произведения, драматическая мистерия человеческого духа, достигающего в борениях с темными силами жизни светлого торжества Красоты, Правды и Добра. Эта граница содержания для своего музыкального выражения потребовала бы усилий целого симфонического оркестра.

Стихотворение «На холмах Грузии. » было написано Пушкиным в 1829 году, во пора его путешествия в Арзрум. Поэт предпринял его в довольно трудную минуту своей жизни: возобновившиеся преследования властей, безрезультатное сватовство к Н. Н. Гончаровой, сильно огорчившее влюбленного поэта. В. Ф. Вяземская, посылая это стихотворение в Сибирь М. Н. Волконской (Раевской), писала в 1830 году, что оно посвящено Пушкиным его невесте. В первой редакции, от которой поэт отказался, был глухой намек на постигшую его неудачу:

Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь

И без надежд и без желаний.

Как пламень жертвенный, чиста моя любовь

И нежность девственных мечтаний.

Во второй редакции стихотворения поэт убрал эти намеки. Ясно только, что речь идет о любви безответной, а может быть, и безнадежной. Но тем чище и бескорыстнее она у Пушкина, потому что такая любовь ничего не ждет и ничего не требует от любимой:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне печально и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце ещё горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Стихи пронизаны просветленной и одухотворенной печалью. Она передается более того природе. Жаркую, солнечную Грузию окутала ночная мгла. Обилие полугласных, сонорных звуков «л» и

«м» при полногласном «а» пронизывает всю первую строку, затухает во второй и возобновляется с нарастанием в третьей и четвертой. Ласкающее «л» буквально обволакивает всю первую строфу, определяя ее звуковую доминанту.

Вторая строфа открывается настойчивым и тревожным повторением-призывом «Тобой, одной тобой. «, в котором особенно впечатляет это трижды звучащее «ой» как стон, как призыв, как последняя надежда. А дальше, по контрасту, появляется тяжелое слово «уныние», которое смягчается во второй строке указанием на то, что это уныние просветленное, так как его уже «ничто не мучит, не тревожит». Боль безответного чувства ещё существует, но она не властна, она не способна убить высокую, духовную любовь. Финальные две строки — утверждение и торжество этой любви наперекор всем препятствиям и невзгодам.

В. Г. Белинский писал, что Пушкин «ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Самая грусть его, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна; она умиряет муки души и целит раны сердца. Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».

Поражает какая-то целомудренная стыдливость и простота поэтической речи Пушкина, чуждающейся метафор, ярких эпитетов и прочих специальных украшений. У него поют сами слова, сочетания слов, сочетания не придуманные, не навязанные языку поэтом, а зэки в самой его природе. И эта мелодия слов и словосочетаний порождает дополнительные поэтические смыслы безусловно, непреднамеренно и непроизвольно.

Эта особенность пушкинской лирики ярче всего, пожалуй, проявляется в стихотворении 1829 года «Я вас любил. «: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

По высоте и чистоте нравственного чувства этим стихам трудно подобрать аналогию как в русской, так и во всей мировой литературе. Пушкин поднимается в них над эгоизмом любви, соприродном этому чувству, которое постоянно сопровождается ревнивым отношением к любимому человеку. Пушкин поднимается над ревностью легко и свободно, без всякого самоотречения и самоподавления, демонстрируя в этом месте редчайшую щедрость своей

Тема свободы в лирике пушкина краткое сообщение

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Конспект урока литературы «Тема свобода и власти в лирике А.С.Пушкина»

Тема свободы и власти в лирике А.С. Пушкина (на примере стихотворения «Анчар»)

1. Формировать умение учащихся производить анализ поэтического текста.

2. Углубить представления учащихся о вольнолюбивой лирике А.С.Пушкина.

3. Помочь учащимся выявить отношение поэта к власти, свободе и рабству.

4.Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

5. Воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование : Листы А-4, карандаши,текст стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».

Тип урока: урок –практикум.

2.Психологическая подготовка учащихся.

Рассказ учителя (первичный комментарий к стихотворению.)

Однажды А.С.Пушкин прочитал в одном из журналов статью доктора Фурша о путешествии: «Окрестная земля на 4 или 5 часов езды около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно там никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали. «

«…государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за ядом, а они соглашаются на это, поскольку терять им нечего, в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание».

Данная статья побудила поэта написать стихотворение «Анчар»

3.Знакомство с текстом. Учитель читает текст.

А)Обратите внимание на тему сегодняшнего урока, выделите в ней ключевые слова.

Какие синонимы можно подобрать к словам «свобода» и «власть»? С какими символами ассоциируются два понятия?

Слово Синонимы Символы.

Власть — Несвобода, неволя, рабство ,кабала, зависимость, подчинение, подчиненность, Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания.

Свобода — Воля, независимость Воздух, море, небо, птица…

(В центре формата А-4 нарисуйте овал, разделите его на 2 части. В одной половине запишите синонимы и ассоциации к слову «свобода»,во второй – к слову «власть».)Как вы думаете,какая тема преобладает в стихотворении?

Цель нашего сегодняшнего урока выявить отношение Пушкина к свободе и власти на примере стихотворения «Анчар»

Б) Подумайте,можно ли это произведение разделить на смысловые части? Если да, то как определить границу между ними?(2 части : мир анчара и мир человека). Запишите в верхней части листа мир Анчара, в нижней мир человека. Можно ли объединить эти миры или нет ? какая сила объединяет их?(сила зла)

Как вы думаете какова идея стихотворения? Для чего поэт написал стихотворение?

( Главная идея – соотнесение страшной силы природы (анчар) и самого страшного зла общественной жизни – самовластья).

Анализ первой части стихотворения

Анализ второй части стихотворения

мир анчара, мир природы

А) Какие художественные средства использует поэт для создания художественной картины в первой и во второй части стихотворения?

— Гипербола – «один во всей Вселенной».

— Эпитеты: чахлой, скупой, зноем раскаленной, мертвую и т.д.

— Сравнения: как грозный часовой.

— Эпитеты: властный, бледное чело,хладные ручьи,бедный ,непобедимый,послушливые стрелы

анафора –единоначатие: принёс-принёс

Б) Каким мотивом пронизано стихотворение?(мотивом смерти)Что помогает его раскрыть? Наблюдение –сравнение.

Первоначальный вариант у Пушкина был другой. Давайте сопоставим эти варианты.

И тигр, в пустыню забежав,

В мученьях быстрых издыхает.

Паря над ней, орел стремглав,

Кружась, безжиненный спадает.

К нему и птица не летит,

Почему поэт остановился на втором варианте?Первая часть стихотворения соответствует мотивам смерти. Картина статична,лишена движения.

Задание: покажите это!

В пустыне все мертво, безжизненно, неподвижно, — «лишь вихорь черный. ».

Но если обычно движение — проявление жизни, то здесь перед нами мрачное движение смерти.)

ВЫВОДЫ: Созданные картины глубоко символичны.

Картина пустыни вызывает в нашем сознании не столько представление о каком-то конкретном месте земного шара, сколько представление о безжизненном, враждебном человеку мире.

И анчар не просто дерево смерти. Это символ зла.

Давайте посмотрим, как поэт работал над одной строчкой.

«Послал к анчару властным словом».

«Послал к анчару самовластно».

«Послал к анчару властным взглядом».

Почему, как вы думаете, поэт так тщательно подбирал нужное слово?

(Окончательный вариант особо убедительно свидетельствует о покорности раба.

Достаточно одного взгляда, чтобы тот пошел на верную смерть: «послушно в путь потек» – для раба выполнить любой приказ владыки так же непреложно, как реке течь.)

Если мир анчара статичен, то что мы можем наблюдать в мире человека?

Выпишите глаголы,которые передают динамику.

послал к анчару

послушно в путь потек

возвратился с ядом

разослал в пределы

в мире людей наблюдается динамика,…но и она приводит в конечном счёте к смерти.

ценой смерти других князь утверждает свою власть

В) Почему, по-вашему, стихотворение открывается картиной одинокого анчара?

В) Почему, начиная рассказ об отношениях князя и раба, поэт называет и того и другого «человеком»? Что он хочет сказать этим?

Человек и человек — равные по своей природе, но они — владыка и раб по своему социальному положению. Это противоестественное противоречие.)

Изобразите миры, показанные в стихотворении «Анчар»

в верхней части листа изобразите мир анчара.

в нижней части листа изобразите символы, помогают раскрыть зло и плоды самовластия в мире человека

(грозный взгляд, стрела, мёртвый раб)

8. Творческая работа.

Почему стихотворение «Анчар» относится к свободолюбивой лирике, хотя в нём нет ни одного слова о свободе? Есть ли в нём «свободные» герои? К чему призывает поэт?

В каких стихотворениях А.С .Пушкина тема свободы раскрыта в полной мере.

10 Домашнее задание. читать поэму «Цыганы»

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение по теме «Идеалистический характер Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: