Тема страданий народа в лирике Н

…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза…
Некрасов. Элегия.

По признанию самого Некрасова, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его страданий и его горестной судьбы. Можно сказать, что стихи Некрасова, посвященные теме народного страдания, наполнены печалью, стонами, слезами народа:
Волга! Волга! Весной многоводной
ты не так заливаешь поля,
как великою скорбью народной
переполнилась наша земля…
Некрасов показывает, что русский народ страдает и от природной стихии (пожаров, неурожаев, болезней), потому что меньше всех защищен от нее, и от произвола помещиков, чиновников, властей.
Так, в стихотворении 1848 года «В дороге» громко прозвучала проблема помещичьего произвола. Ямщик, герой произведения, рассказывает о том, что барская прихоть дает крестьянской девушке возможность прикоснуться к культуре, почувствовать уважение к себе. Но, по барской же прихоти, она возвращается вновь в свою среду, ее насильно выдают замуж за крестьянина. Без навыков к труду на земле, без привычки к полуголодному существованию и бесчеловечному обращению, героиня гибнет. Но убивают ее не столько эти внешние условия, сколько разочарование и горе, понимание того, что ее жизнь и судьба лишь игрушка в руках барина-самодура.
Стихотворение «Забытая деревня» продолжает тему бесправного положения народа в России и безразличного отношения к нему со стороны помещиков. Три незначительных события в жизни крестьян: попытка получить лес на починку избы, вернуть незаконно отобранную землю, получить разрешение на свадьбу — заканчивается для крестьян трагически. Все ожидания народа связаны с барином, который ассоциируется у них с самим Господом Богом. Но помещик все не едет в забытую деревеньку, поэтому в старой избушке умирает крестьянка, жениха девушки забирают в солдаты, земля остается во владении мошенника. Помещиков не интересует положение своих крестьян. Некрасов показывает, что им главное – получить деньги и вновь уехать в Петербург проматывать их. Бесправие народа и безнаказанность властей – вот главный лейтмотив стихотворения.
Поэт понимает, что при таком положении дел особенно тяжело приходится русской женщине. По мнению поэта, ей суждены «три тяжкие доли»: «с рабом повенчаться, быть матерью сына-раба, до гроба рабу покоряться». Горе Орины, матери загубленного царской службой солдата («Орина, мать солдатская»), старухи, потерявшей своего единственного сына-кормильца («Деревенские новости»), выражено с огромным сочувствием и состраданием:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
С тяжелой участью крестьянских женщин неразрывно связана тема тяжелой доли детей. Некрасов описывает и шестилетнего мужичка «с ноготок», который вынужден взять на себя заботу о всей своей большой семье и выполнять функции «отца семейства». Негодование и горе поэта вызывает участь городских детей, вынужденных работать на фабрике наравне со взрослыми:
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы – спать.
В стихотворениях Некрасова все направлено на раскрытие основной темы – темы страданий народа. Даже пейзаж способствует решению этой задачи. Так, например, в стихотворении «Несжатая полоса» дана унылая картина осени, а одна несжатая полоса да умирающий пахарь усиливают общую безысходность. А в «Железной дороге» картина «славной осени» («нет безобразья в природе: и кочи, и моховые болота, и пни – все хорошо под сиянием лунным») дана по контрасту с несправедливостями в жизни людей.
С сочувствием изображая народ, Некрасов с гневным сарказмом обличает виновников народного горя. Это и вельможа, который «не любит оборванной черни», («Размышления у парадного подъезда»), и угнетатели народа в «Железной дороге». Все они грабят, секут, морят голодом простого человека.
Печаль и гнев – вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Поэт видит лишь один путь улучшения жизни русского крестьянина – революционный.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Забытая деревня»

Поэтическое произведение «Забытая деревня» в первописном варианте имело название «Барин». Оно посвящено крестьянской тематике. За жанром – это стихотворение. Оно – настоящий кладезь народных песен, которые предвкушают мечту о добродушном барине в «забытой деревне». Ритмика стиха фольклорная.

Изображение «славного» помещика тесно связано с крестьянской жизнью, в которой одни покидают этот мир, другие идут в солдаты, третьи – выходят замуж либо женятся… Жизненных перемен довольно много, однако среди них нет того, что связано с верованием

В «Забытой деревне», как и во многих других произведениях поэта, кульминационные моменты перенесены в заключительные строки. Когда помещика «старого отпели», новый, смахнув слезу, «сел в свою карету – и уехал в Питер».

Показывает с помощью поэтики Некрасов и сломанные прихотью крепостников женские судьбы крепостниц. Вспомнить хотя бы бабушку Ненилу, которая ждет «доброго барина» и свято верит, что он «велит дать лесу» для починки избы. А вот девушка по имени Наташа – крепостная душа – мечтает о скором замужестве, ведь ее искренне любит «хлебопашец вольный». Да не тут-то

Трагичность заключается в том, что, казалось бы, обычным мечтам крестьянок не суждено сбыться. Новоиспеченный барин даже не думает о деревне. Он, живя в городе, совсем забыл о своих крепостных, его не волнуют их проблемы, а без его присутствия что-то поменять невозможно. А вот механизм деспотов здесь срабатывает и без помещичьих решений. Таким образом, крестьяне воспринимают жизнь по-своему, а рабский труд убивает в каждом из них личность.

Николай Некрасов был уверен в том, что крепостничество было пережитком прошлого, он возмущался, как крестьяне могли слепо верить в справедливые поступки помещика, считая его мудрым покровителем.

К сожалению, «забытых деревень» в середине ХІХ века было много. Помещики жили в роскоши, выходили в высший свет, поэтому крестьяне зачастую просто не знали их.

Некрасов попытался развеять миф о справедливом крепостнике в ироническом тоне, поэтому стих имеет насыщенную социальную окраску. Следовательно, он вызвал негодование со стороны верхушки общества, многие ее представители считали, что «мужицкие стихи» не должны поддавать позору русскую поэзию.

«Забытая деревня» Н. Некрасов

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», — думает старушка.

2

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам! —
Думают крестьяне. — Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

3

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

4

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

5

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»

Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, в 1855 году Николай Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня», в котором высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит. Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы.

Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов, действительно является забытой. Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

С иронией и грустью поэт отмечает, что деревня приходит в упадок, так как у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого. Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но – в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то оказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Николаю Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его благосостояние.

Некрасов деревня стих

«Я решил ни одной минуты из этих постылых 6ти месяцев не потерять даром. Я у них шкуру сдеру и живой им в руки не дамся. Я с остервенением сажусь за свои книги. Я бесконечно учу слова (их уж очень немного), я читаю в постели, за обедом, на улице. В музей я прихожу в 9–10, а ухожу после звонка»

«Отражение личности писателя в языке его произведений и называется его индивидуальным стилем, присущим ему одному. Потому-то я и говорю, что, исказив его стиль, мы тем самым исказим его лицо»

«Если вам захочется пристрелить музыканта, вставьте заряженное ружье в пианино, на котором он будет играть. Сделайте так, чтобы ружье было нацелено прямо в лоб музыканту. Ничего не подозревая, он сядет за ваш инструмент сыграть ну хотя бы Бетховена, но только нажмет педаль, пианино выстрелит, и нет музыканта»

«А в деревне бабы рожают, петухи кричат, голопузые дети дерутся на солнце, — крепкий народ, правильный народ, он поставит на своем, не бойтесь. Хоть из пушек в него пали, а он будет возить навоз, любить землю, помнить зимних и вешних Никол, и ни своих икон, ни своих тараканов никому не отдаст»

«В нашем классе я считался чемпионом диктовки. Не знаю отчего, но чуть не с семилетнего возраста я писал без единой ошибки самые дремучие фразы. В запятых не ошибался никогда»

«Л.Н. вернулся с прогулки очень усталый, но даже не присел отдохнуть, а тотчас же стал перечитывать рукопись и, сделав в ней своею рукой много поправок, очень четко и твердо подписал свое имя. Несмотря на все последующие события, Л.Н. не раз возвращался к своей статье»

«Каждая сказка моя (за исключением «Телефона») театральна по своей импровизации. Словно на сцене развертывается каждый сюжет. Чтобы детская поэма дошла до большей аудитории ребят, я строю ее, как театральную пьесу: в каждой есть завязка, коллизия враждующих сил и драматургическое разрешение этой коллизии»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: