Тема смерти в лирике нтова

Автор статьи: К.А. Кедров

Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стихотворении «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало».
Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стихотворении «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной. » [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» . Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветер. ») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет. ». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
В трех стихах, озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит. ») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стихотворении «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон».

/ Критика / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Раздумья о жизни и смерти в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие. Такие раздумья являются составляющей всех великих произведений литературы и искусства. В романе «Герой нашего времени», составленного из рассказов разных людей, Лермонтов подает и их представления о жизни и смерти. А они, жизнь и смерть, всегда рядом — и в курортных городках на водах, и среди бедных горных поселений, и среди контрабандистов. Романтический и одинокий герой Печорин, офицер, который видел много смерти, переживает все, что произошло с Белою. Он делает все для того, чтобы как-то облегчить ее страдание, а когда Бела все же таки умирает, больше никогда об этом не говорит — ни с кем. Максим Максимович очень сочувствует Беле, к которой относится, как к дочери. Когда Бела умирает, он поражен ее смертью: «Видел я много, когда люди умирают в госпиталях и на полях битв, только все это не то, совсем не то. » Максим Максимович сам делает для Бели гроб, украшает его черкесскими тайнами. Он сочувствует Печорину: «Я б на его месте умер из горя», — говорит он. И, подбивая итог в этой истории, он неожиданно отмечает: «Нет, она хорошо умерла, что умерла: что бы с ней произошло, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это все одно бы состоялось, рано или поздно. »

Максим Максимович воспринимает жизнь такой, какой она есть, ему нравится общаться, помогать людям. Он старательный и порядочный офицер, умеет хорошо и вкусно готовить (особенно фазанов), устраивать быт, любит красивые вещи, обожествляет охоту. Иногда говорят, что Печорин холодный одиночка, и это не так! Он любит дикарку Белу, возможно, не только как женщину, а и как ребенка, но просто не способен дарить ей много времени. Ему скучно с ней, поэтому Печорин постоянно оставляет ее дома саму, не считаясь с ее слезами. По-своему он любит и понимает Максима Максимовича, иронического, упрямого, сварливого штабс-капитана.

А сам автор, тот, кто, рассказывает о Печорине, Максиме Максимовиче, Беле? Поскольку он писатель, итак любит разговаривать о своих героях, видеть новые края. Однако, развернув однажды «Героя нашего времени», можно прийти в изумление. В начале части, которая имеет название «Журнал Печорина» написано: «Недавно я услышал, что Печорин, возвращая из Персии, умер. Эта весть меня обрадывала. » Как же так? Неужели можно радоваться с того, что кто-то умер, хотя и не близкий или мало знакомый человек? Понятно, что автор не может дождаться, когда можно будет напечатать дневник Печорина, но не ощущать радость, же? Так, это автор — герой-одиночка, а Печорин — лишь его бледное отображение. В разделе, который имет название «Фаталист», устами Печорина Лермонтов рассказывает историю поручика Вулича, который решил подвергнуть испытанию на себе — может ли человек свободно распоряжаться собственной жизнью, или для каждого последняя минута уже определена? Это была известная русская игра, которую позднее было названо «русскою рулеткой». Вулич выиграл пари, так как ни разу не пострадал от выстрела и на следующий день тот, кто играл со смертью, был убит казаком. Именно этот случай стал причиной того, что Печорин стал называть себя фаталистом — человеком который верит в судьбу. «Мне нравится сомневаться во всем. я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться — и смерть не обойдешь. »

Интересно, что именно этими мыслями из дневника Печорина о смерти Лермонтов заканчивает свой роман о русском офицере-фаталисте. Сам Лермонтов, понимал, что именно фатализм помогают воинам преодолеть страх смерти. 8 июля 1841 г. Лермонтова вызвал на дуэль М. Мартинов. 15 июня возле подножия воспетой им горы Машук поэт был убит.

Сочинение на тему: Лирика М. Ю. Лермонтова

Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем ш противоборства с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая «Дума».

Лирический герой «Думы» одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного «я». И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В «Думе» поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.

Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые «зарисовки». Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью. » он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.

Теперь смотрите, как развертывается строка «Гляжу на будущность с боязнью» в трагическую думу всего поколения:

Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее — иль пусто, иль темно.

Земле я отдал дань земную. Любви, надежд, добра и зла.
И сразу возникают в памяти «алмазной крепости» строки:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы.

Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:

Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с «небом и землей», борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.

Чувством одиночества наполнены стихи о природе.

Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.

. Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вот старый утес. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
И тихенько плачет он в пустыне.

В лирическом, глубоко взволнованном монологе «Выхожу один я на дорогу. «, написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего?
Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Стихотворение «И скучно и грустно. «, названное В. Г. Белинским «похоронной песнью всей жизни», перекликается с романом «Герой нашего времени». Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении «И скучно и грустно. » и в романе «Герой нашего времени» поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там «мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.

Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.

Мы не ошибемся, если скажем, что «Парус» у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:

Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении «Я не унижусь пред тобой. » он говорит:

Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?

Не то-же ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле? Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем «я», страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина. Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:

Нет, я не Байрон, я другой
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Следующее сочинение из данной рубрики: Сочинение на тему: Пушкин и Лермонтов

Тема смерти в лирике нтова

Поэзию Н.А. Заболоцкого называют “поэзией мысли”. По его мнению, высказанному в статье «Мысль–Образ–Музыка», “чтобы торжествовала мысль, он [поэт] воплощает её в образы, чтобы работал язык, он извлекает из него всю его музыкальную мощь. Мысль–Образ–Музыка — вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт”. В творчестве поэта отчётливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается своими темами, идеями, образами.

Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами “голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя”. Идейное содержание лирики Н.А. Заболоцкого 20-х годов направлено против бездуховности мещанского мира периода нэпа, против жадности людей к материальным благам, против психологии собственника, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник «Столбцы», отличаются выпуклостью, рельефностью, яркостью красок и неожиданностью метафор и сравнений. В стихотворении «Свадьба» поэт сатирически рисует стаю “мясистых баб”, которые едят “густые сласти”. В стихотворении «Вечерний бар» изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем, “где пальмы высохли давно”. Блик света, отражённый в пивной кружке, трансформируется у поэта в неожиданный образ — “в бокале плавало окно”. Образы ранней лирики Заболоцкого близки сочным фламандским натюрмортам, в которых царит торжество плоти, пищи, яркие краски, богатые формы. В стихотворении «На рынке» “…мясо властью топора // Лежит, как красная дыра, // И колбаса кишкой кровавой // В жаровне плавает корявой”.

В конце 20-х — начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема — тема природы. Сын учёного агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделённое разумом, и очеловечивал её обитателей. По мысли Заболоцкого, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных. Он одухотворяет образы коня, волка, птиц, деревьев и получает резко отрицательную оценку критики. Восславив мудрость природы, поэт видит и её злые, стихийные силы. Человек для него — венец разума природы, “мысль её, зыбкий ум её”. Человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести её от “дикой свободы”, “где от добра неотделимо зло”, в мир разума, гармонии и солнца. Эти мысли звучат и в позднем стихотворении «Я не ищу гармонии в природе…», и в стихотворениях 30-х годов «Всё, что было в душе…» и «Вчера, о смерти размышляя…».

Более того, увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф.Энгельса и К.Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек — это скопление атомов, а после смерти, в процессе метаморфоза самой материи, человек может стать частью мира природы: деревом, водой, цветком, животным, поэтому всё живое на земле наделено разумом. В стихотворении «Метаморфозы» он восклицает: “Как всё меняется! Что раньше было птицей, // Теперь лежит написанной страницей; // Мысль некогда была простым цветком; // Поэма шествовала медленным быком; // А то, что было мною, то, быть может, // Опять растёт и мир растений множит”. Мысли о человеческом бессмертии, воплощённом в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении «Завещание»: “Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу. // Многовековый дуб мою живую душу // Корнями обовьёт, печален и суров. // В его больших листах я дам приют уму // И с помощью ветвей свои взлелею мысли, // Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли // И ты причастен был к сознанью моему”.

В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении «Гроза» в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая наделяет его даром творчества. Образы этого стихотворения интегрируют человека и природу. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в “ночи вдохновенья” возникает “молния мысли”, озаряющая “сумрак восторга”, — и рождается слово, рождается красота. Проблемы истинной и ложной красоты ставятся в послевоенной лирике поэта, в стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Одинокий дуб», «Некрасивая девочка». Красота души — признак богатства внутреннего мира, который мы “творим по мере наших сил”, она не “сосуд, в котором пустота”, а “огонь, мерцающий в сосуде”. В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений («Журавли»), болью отдаётся в его стихах тема войны («Прохожий», «В этой роще берёзовой…»).

Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает “последнюю любовь” в одноимённом цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи. То поэт признаётся, что “слезами и стихотвореньями” обожжёт “свою горькую, милую…”, то душа его “кричит от боли”, то между ним и его радостью “встаёт стена чертополоха”, потому что “их песенка спета” и “счастья до гроба не будет, мой друг”.

Любимая Заболоцким тема природы в поздней лирике приобретает классическую стройность и завершённость. Мир природы хранит “множество диковин” («Вечер на Оке»), но распознать их может далеко не каждый. Осень у Заболоцкого похожа на “молодую царевну в венце” («Сентябрь»), а сам поэт подобен кедру, расщеплённому громами («Гроза идёт»). Поэт, которого в жизни “лишь молнии разили и огнём сжигали на лету”, не умер, потому что в его душе навеки сохранились “и любовь, и песни”.

Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создаётся причудливыми звукописными образами. Его образы полны красок, пластичны и живописны. В них “золото дубравы” и “серебро березняка” («Подмосковные рощи»), “зелёный луч” морского заката («Зелёный луч»), “белый блеск вольтовой дуги” («Гроза идёт»). В них “с портрета Рокотова” смотрят “прекрасные глаза” Струйской, звучит «Болеро» Равеля, прикасается к музыке миров Бетховен. В них звучит призыв: “Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!”

Итогом сложного творческого пути поэта становится тема воспитания человеческой души, которая “обязана трудиться” («Не позволяй душе лениться…»), а не “скитаться по свету” («Облетают последние маки…»). Таким образом, и в гротеске «Столбцов», и в философски-пантеистических стихах 30-х годов, и в классически стройной поздней лирике Заболоцкого заключена мысль, рельефность и неожиданность поэтических образов, мастерское владение музыкальностью и чистотой поэтического слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector