Тема Родины в творчестве, на, вского

Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
А.Блок

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
С.Есенин

Пою мое отечество…
В.Маяковский

Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода, революций. И именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, как «Слово о полку Игореве», призывавшее объединиться против сильного врага, поэма «Кому на Руси жить хорошо», предлагавшая задуматься о проблемах русской деревни, а также множество других произведений, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.
Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.
Александр Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Каждое лето, приезжая в Шахматово, будущий поэт еще ребенком начал понимать красоту сельской природы. Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:
Видно, дни золотые пришли.
Все деревья стоят, как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.
Ранняя лирика Блока близка к фольклору. Например, его героиня обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее – заколдованный терем, а герой – царевич, князь, жених. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. Так, в стихотворении «Русь» перед нами предстает чудная, таинственная, волшебная страна, которая появилась из сказки:
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Но постепенно отношение поэта к России как к чарующей сказке меняется. В его творчестве появляются страшные картины. Лирический герой попадает в мир, где звезды и зори сменяет царство мхов, болот, ржавых кочек и пней. Ужасен и облик людей, обитающих в этом мире. Это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Пляски смерти». Страшный мир, созданный А.Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть, принять и полюбить страну в таком неприглядном виде.
Революционные события вплотную подвели А.Блока к теме Родины, настоящей, а не выдуманной. Теперь образ России поэт связывает не с мистическими, а реальными, земными представлениями. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народному сознанию, постижению судеб страны. В 1905 году было написано стихотворение «Осенняя воля», в котором ярко прозвучал патриотический настрой лирики Блока.
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя! –
так восклицал поэт, обращаясь к России.
Александр Блок говорит о Родине с бесконечной любовью, проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой. Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах поэта. Необъятные русские дали, пылающие рябины, буйные вьюги и метели, крики лебедей – такова блоковская Россия.
Александр Блок создал особенный лирический образ Родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы, возлюбленной, невесты, «светлой жены»:
О, Русь моя! Жена моя!
По мнению поэта, каков русский народ, такова и истинная Русь. В цикле стихов «На поле Куликовом» идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно:
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Напоминая о подвиге былых времен, А.Блок призывает к новому подвигу – возрождению России.
Таким образом, если сначала поэт воспевал романтически необычайную, дремучую, колдовскую Русь, то в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлениям о реальной, живой и могучей Родине.
Еще одним певцом России, ее удивительной природы, является выдающийся русский поэт Сергей Есенин. Его неповторимый талант признан практически всеми. С.Есенин родился на рязанской земле. Здесь прошло детство поэта, затем юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, наполненных любовью к русской земле:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина и девичий смех. Все это можно найти в есенинских стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родному краю. «Моя лирика жива одной лишь любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорит поэт.
Ранние стихи Есенина полны звуков, красок. В них природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в бесконечном движении, в непрерывном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него спит «в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».
С приходом революции начинается новый этап в творчестве С.Есенина. Теперь его волнует судьба Родины и народа в революционную эпоху:
О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Есенин приветствовал революционное обновление России, но, когда начались преобразования в деревне, поэт с неприязнью отнесся к вторжению цивилизации, «железного гостя» в деревенские просторы. Лишь после зарубежной поездки изменились взгляды Есенина на те перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Теперь он готов всем сердцем воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Совсем иначе тема Родины отражена в творчестве другого русского поэта – Владимира Маяковского. Этот своеобразный поэт все свое творчество поставил на службу Родине, своему народу и революции. Он активно участвовал в жизни страны, был в курсе всех политических событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к искоренению пережитков прошлого.
По мнению поэта, для того, чтобы старый мир стал вчерашним днем, нужно активно строить мир новый, хотя это очень сложно в обстановке голода, разрухи и нищеты, воцарившихся в первые годы после революции. Но эта же революция породила нового советского человека, свободного и сильного, преображающего свою землю, проявляющего при этом небывалый героизм. Маяковский чувствует свою крепкую связь с такими людьми, с теми, «кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Трудолюбие советских людей, их готовность к лишениям во имя построения нового мира вселяют в сердце поэта радость, оптимизм и веру в создание на земле «города-сада»:
Я знаю –
город
будет,
Я знаю –
саду
цвесть,
когда
такие люди
в стране
в советской
есть!
Маяковский верил в новую страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и всю свою жизнь. Поэт невероятно гордился тем, что живет в единственной на свете социалистической стране. Горячей любовью к своему отечеству наполнены строки:
Читайте,
завидуйте,
я –
гражданин
Советского Союза.
Маяковский искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны и настанет светлое и счастливое будущее. Поэтому стихи поэта проникнуты гордостью за свою Родину, чувством глубокого патриотизма:
…главное в нас
это – наша
Страна Советов,
советская воля,
советское знамя,
советское солнце.
Таким образом, в творчестве и А.Блока, и С.Есенина, и В.Маяковского теме Родины уделено огромное внимание. Все они воспевали в своих стихах Россию, ее народ, природу. Являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелегкое для нее время, остались верны своему Отечеству. В поэзии А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отразилась бесконечная любовь к Родине, вера в ее могущество, тесная связь с природой и русским народом. Поэтому на их стихах, которые всегда помогали и будут помогать людям жить, любить, творить, бороться, и следует воспитывать патриотов.

188016 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Поэты о поэтах в Серебряном веке: Маяковский о Есенине, Цветаева о Блоке, Ахматова о Маяковском

Создание поэтами стихотворений о поэтах, современниках или предшественниках, давно стало литературной традицией в русской художественной литературе. Поэты современники сохраняли между собой прочную связь, так как жили и творили в один период. Даже несмотря на то, что иногда между ними возникали острые конфликтные ситуации, к примеру, борьба Маяковского и Есенина, все же они признавали гениальность представителей своей писательской рати. Это восхищение находило свое отображение в стихах поэтов о поэтах.

В. В. Маяковский «Сергею Есенину»

Данное произведение следует рассматривать как продолжение того диалога между поэтами, который существовал ранее. При жизни Сергея Есенина два поэта не могли найти общий язык — Есенинская классическая лирика о деревни природе и Родном крае, не была родственной дерзкой авангардной манере Маяковского и пролетарскому началу в его стихотворениях. Однако в стихе «Сергею Есенину», автор, словно подвел черту давнего конфликта и расставил все точки по местам.

Стихотворение начинается в шутливой форме, со свойственной Маяковскому долей цинизма, он открыто называет причину смерти Есенина – алкоголь. Однако далее, словно сам просит прощения за свои слова, продолжение стихотворения – это настоящий плач по ушедшему гению.

Горе, которое описывает Маяковский отнюдь не пассивное – поэт ищи виновных в смерти Есенина, выводя его самоубийство в разряд общенациональной трагедии. Во второй части стиха о Есенине не написано ни слова. Маяковский переключается на актуальную для себя тему – борьбу с мещанством. После череды ударов по мещанской «дряни», Маяковский заканчивает свое стихотворение собственным жизненным кредо – « В этой жизни помереть не сложно, сделать жизнь – значительно трудней».

М.И. Цветаева «Стихи к Блоку»

Марина Цветаева и Александр Блок – два поэта, творчество которых сопряжено бунтарским духом, энергией, психологической напряженностью, мятежностью. В произведение «Стихи Блоку» поэтесса мастерски описала чувство утраты, утопическую надежду на воскрешение гения.

Она не скрывает, что боготворит поэта и молиться ему, тем самым признавая его исключительную гениальность в первом стихотворении цикла, ни слова не сказано о ком идет речь, однако опытный читатель понимает, что личность, описываемая в произведении никто иной как верный друг и наставник Цветаевой – А. Блок.

Марина Игоревна сравнивает Блока с птицей, которая сидит на ладони и кажется такой близкой, однако ей необходимо улететь ввысь, поэтесса подчеркивает, что это неизбежно. Кроме восхищения творчеством и личностью блока в стихотворении ощущается присутствие любовных чувств к поэту, на чем Цветаева открыто ставит акцент.

А. А. Ахматова «Маяковский в 1913 году»

Несмотря на то, что Анна Ахматова никогда не претендовала на лавры признанного советским правительством поэта, статусом которого обладал В. Маяковский, все же поэтесса признавала гениальность этого литератора, о чем ярко говорит стихотворение «Маяковский в 1913 году».

Именно в 1913 году имя Маяковского впервые было услышано в широких массах. Ахматова признается, что впервые познакомилась не с творчеством Маяковского, а с его признанием, тем восхищением, которые вызывали его стихи у народа. Анна Андреевна называет Маяковского борцом, который нашел в себе силы, чтобы противостоять всем постулатам, и открыто вступить в бой с тривиальностью.

Поэт в своем стихотворении восхищается мужественностью и энергетикой, которая была присуща Маяковскому, она сравнивает его творчество с трубной сиреной, стала ознаменованием новой жизни российского народа.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Мироощущение и творческая манера поэтов: на примере их стихотворений
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПоэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #3c7b0b80-5a03-11ea-a472-bb9d37f68f5e

Поэзия и поэты серебряного века, биографии и стихи поэтов

Серебряный век

На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые русские поэты в этот период написали свои лучшие творения.

Свежее слово в русскую поэзию стремились внести символисты — романтики серебряного века, видевшие преображение человечества в слиянии прекрасного и божественного — искусства и религии. Ветвь, отошедшая от ствола символизма — акмеисты — напротив, стали воспевать земное существование во всей красоте его многообразия. Футуристы же с их тяготением к словотворчеству шли в ногу с европейскими авангардистами от искусства. Футуристический экспрессионизм, стремление к эпатажу, дух бунтарства привнесли свежую струю энергии в поэзию этого периода, сделав серебряный век русской поэзии еще богаче.

Сайт о поэзии и поэтах серебряного века будет полезен не только преподавателям словесности, школьникам и студентам-филологам, но и всем любителям русской поэзии. Вы сможете узнать чем отличаются младосимволисты от символистов первой волны, какие идеи несли в жизнь объединения «Центрифуга» и «Мезонин поэзии», кто такие крестьянские поэты, почему Бунин, Цветаева, Ходасевич, Эренбург не входили в сложившиеся группы поэтов, какие вехи биографии каждого из поэтов стали определяющими на пути выбора того или иного поэтического течения и о многом другом, а самое главное — насладиться прекрасной поэзией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: