Тема Родины и народа в поэме «Мертвые души»

Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “. показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в замысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Позднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: “Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”. По словам Герцена, “Мертвые души” потрясли всю Россию”.
В “Мертвых душах” дана широкая и правдивая картина русской жизни 20—30-х годов прошлого века. Губернский город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках “мертвых душ”, крепостная деревня, столица с ее министрами и генералами — таков социальный фон поэмы.
Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир “мертвых душ” — жадных стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.
Миру “мертвых душ” противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только он переходит от помещиков и чиновников, от болтунов и оскотинившихся скопидомов к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России — резко меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое воодушевление.
В поэме “Мертвые души” Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера в будущее, где не будет никаких маниловых и ноздревых, собакевичей и чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду в том, что Россия поднимется к величию и славе.
Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель срывает маски с представителей паразитического дворянского класса. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Н. В. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошки и Маври, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность оставили свой отпечаток на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что вот-де из букв “вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит”.
За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокий смысл имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.
Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.
“Мертвые души” — это энциклопедия жизни крепостной Руси. Белинский писал: “Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность”. Что же несут эти дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей — выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о жизни русского народа в XIX веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать “темные стороны” русского общества.
Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью питали все творчество Гоголя. Вслед за великим поэтом Гоголь может смело сказать: “Я Родину люблю!”
Сейчас в нашей стране идут большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Чернышевский писал: “Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России”. Высоко поэму оценил Герцен. В произведении видна прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия России.

29337 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Тема Родины и народа в поэме «Мертвые души»

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Бібліотека школяра вітає тебе!

Свою роботу ми розпочали в березні 2008 році і весь цей час ми плідно працюємо над розширенням можливостей нашої електронної бібліотеки. Наш сайт стане у нагоді тим, хто навчається і тим, хто постійно намагається здобути нові знання. Ми намагались зібрати інформацію, яка стане у нагоді учню при підготовці домашніх завдань чи складання іспитів, студенту — під час підготовки до сесії. Для Вашої зручності, «Бібліотека школяра» розділена на шістнадцять розділів, серед яких ми зможете знайти: твори з мови, з української та зарубіжної літератури, сочинения по русскому языку и литературе, стислі перекази творів, біографії письменників та історичних діячів, рефетати та багато іншого. Сподіваємось, що «Бібліотека школяра» стане Вам у нагоді. Дякуємо, що завітали до нас!

Анонс основних розділів сайту:

«Біографії» — інформація про життя та творчість великих письменників, політиків, художників, видатних людей, які внесли значний вклад в розвиток культури, української та зарубіжної літератури.

«Реферати» — велика колекція докладів, доповідей, рефератів з різноманітних наукових проблем, а також цікаву та пізнавальну інформацію.

«Зарубіжна література» — коллекція шкільних творів з зарубіжної літератури. На сайті максимально підібрані твори з літератури, які допоможуть Вам в стислі строки написати чудові роботи та отримати вищій бал. Всі твори викладені відповідно до шкільної програми учнів українських шкіл.

«Українська література» — коллекція шкільних творів з української літератури. На сайті максимально підібрані твори з літератури, які допоможуть Вам в стислі строки написати чудові роботи та отримати вищій бал. Всі твори викладені відповідно до шкільної програми учнів українських шкіл.

«Твори з мови» — це велика коллекція нових учнівських творів з української мови.

«Русский язык» — шкільні твори російською мовою. Твори орієнтовані для школярів українських шкіл, які вивчають російську мову.

«Сочинения» — коллекция сочинений по русской и зарубежной литературе на русском языке. Данная коллекция ориентирована на украинских школьников, которые изучают русский язык и литературу.

«Стислі перекази» — стислий, але вичерпний переказ творів великого розміру. Після ознайомлення з переказами Ви матимите повну уяву про зміст повного твору, його головних героях, сюжетні лінії, тему, ідеї.

«Прислів`я та приказки» — прислів’я та приказки українського народу.

«Крилаті вирази» — крилаті вислови народної творчості та вислови з творів української літератури.

«Фразеологізми» — це фразеологічні вирази української народної творчості.

«Цитаты» — в разделе представлено более 5000 цисяч цитат почти пятисот авторов.

Мертвые души, Тема Родины и народа в поэме «Мертвые души»

Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать Российской Федерации. Гоголь Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме,

где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга

перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания

произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя

дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се

возможное, чтобы, минуя

цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед

Россией и народом «показать»

хотя с одного боку, всю Русь». Он писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину

его настоящей мерзости». Эта мысль не покидала писателя-гражданина

во время всей его работы над поэмой.

Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В «Мертвых душах» дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов прошлого века. Губернский

город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках «мертвых душ», крепостная деревня,

столица с ее министрами и генералами — таков социальный фон поэмы. Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир «мертвых душ» — жадных

стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянскобюрократического строя сего дикими

полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.

Миру «м·ртвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной Российской Федерации, о которой Гоголь анонсирует с любовью и восхищением. Как только он переходит от

помещиков и чиновников, от болтунов .и оскотинившихся скопидомов к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем Российской Федерации — резко меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая юморность, и, наконец, неподдельное лирическое одушевление. В поэме «Мертвые души» Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей

и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель срывает маски с

представителей паразитического дворянского класса. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Ими

Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит».

За страшным миром помещичьей Российской Федерации Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением пишется о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право тормозило развитие Российской Федерации. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не

увеличивали достоинства Российской Федерации, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ могущества его

Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии. «Мертвые души» — это «энциклопедия жизни крепостной Руси».

Белинский писал: «Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность». Что же несут эти

дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей — выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать «темные стороны» русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью питали все творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта, Гоголь смело может сказать: «Я Родину люблю!» Сейчас в нашей стране идут большие перемены, заново

переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка современны и в данный момент. Чернышевский писал: «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России». Высоко поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия Российской Федерации.

Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

1. Образ Родины в поэме «Мертвые души».
2. Вера автора в светлое будущее России.
3. Чичиков — выразитель новых тенденций развития общества.

Критика господствующего сословия дана в «Мертвых душах» под углом зрения ин¬тересов народа, интересов государства. Помещики и чиновники забыли свой граж¬данский долг, свои обязанности перед народом — в этом основное зло социально-политической жизни российского государства. Естественно, что в поэме возника¬ет образ Руси. Идея Н. В. Гоголя показать «всю Русь с одного бока» была осуществ¬лена за счет того, что писатель изобразил в своем произведении все слои российс¬кого общества, от помещиков и чиновников до простого крестьянства.
В системе образов поэмы крестьяне не занимают места, равноправного с поме¬щиками и чиновниками — сатира Гоголя направлена именно на эти общественные группы. Однако тема народа, крепостного крестьянства органически входит в про¬изведение, пронизывает всю идейно-художественную ткань «Мертвых душ». В пер¬вом томе поэмы Гоголь не скрыл мрачных сторон в облике крепостного мужика, примитивного в своем духовном развитии, отупевшего в условиях многовекового бесправия и рабства. Таковы крепостные люди Чичикова кучер Селифан и лакей Петрушка, таковы мужики, рассуждающие, доедет ли до Петербурга колесо барс¬кой брички, таковы дядя Митяй и дядя Минай, бестолково помогающие Чичикову’ разъехаться со встречным экипажем. Однако отношение Гоголя к народу, высказанное им в «Тарасе Бульбе» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки», не изменилось у него и в «Мертвых душах». Писатель по-прежнему высоко ценит силы и дарова¬ния народа, его ум и наблюдательность, верит в его жизнеспособность, в его пре¬красное будущее. Этот идейный мотив получил выражение не в сюжете, а в лири¬ческих отступлениях.
Тема народа закономерно перерастает в «Мертвых душах» в тему России. Пе¬ред автором неизбежно встает вопрос о судьбе, ожидающей феодально-крепостни¬ческую страну, глубокий кризис которой был с полной убедительностью показан в поэме. Вопрос о перспективах дальнейшего развития России Гоголь ставит в кон¬це первого тома «Мертвых душ». В лирическом отступлении последней главы Го¬голь, созерцая из своего «прекрасного далека» родную Русь, где все «бедно, разбро¬сано и неприютно», задумывается о будущем своего отечества. Весь текст поэмы пронизан чувством любви к Родине и восхищением ее мощью и удалью. Особенно ярко и проникновенно это проявляется в финальной главе, где перед читателем возникает образ бесконечной дороги, по которой несется птица-тройка. Именно в этом лирическом отступлении за уродливой «Русью с одного боку» просвечивается мечта о другой, прекрасной Родине. Боль за Россию, «незримые слезы» — вот дви¬жущая сила сатирического таланта писателя-сатирика.
В финальной сцене образ реальной дороги сменяется образом Родины и жиз¬ненного пути человека. Птица-тройка превращается в Россию, которая мчится впе¬ред. А перед читателем возникает образ истинной, народной России, такой, какой ее видел писатель-сатирик. «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы. » Но вслед за этим еле-

дует знаменитое обращение автора к своей родине: «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека». Гоголь как бы поднимается над землей и пытается откуда-то из будущего обозреть всю историю страны, ее прошлое, настоящее и бу¬дущее. Дорога, по которой едет Чичиков, превращается в безграничные просторы России, где есть возможность родиться и гениальной мысли, и чудо-богатырю. В этом просторе есть что-то таинственное, страшное, что нельзя охватить взглядом и понять его суть. Высокое, пророческое вдохновение писателя открывает перед его очами иную, прекрасную Россию будущего: «какая сверкающая, чудная, незна¬комая земле даль! Русь!»
Гоголь чувствовал движение России, пытался понять его. Он знал, что спящая помещичья Россия уходит в прошлое, на смену чиновникам и помещикам прихо¬дят новые люди, буржуазия и авантюристы вроде Чичикова. Поэтому центральное место в поэме занимает образ главного героя. В последней главе Гоголь описывает зарождение нового типа людей, которые «берегут копейку» и готовы идти по голо¬вам, чтобы добиться своей цели. Развитие русской жизни во времена Гоголя по¬рождало новые тенденции, выразителем которых и стал Чичиков. Это были тен¬денции капиталистического развития России. В образе Чичикова наглядно выра¬зился дух буржуазного предпринимателя. Но эти черты преломились в Чичикове весьма своеобразно, в своих отрицательных сторонах, в специфическом буржуаз¬ном авантюризме. Но неужели именно подобные Чичиковы и оседлают в итоге птицу-тройку и умчатся на ней в будущее? Гоголь не может ответить на этот вопрос.
Несомненно, Чичиков русский человек, именно этого героя писатель хотел привести к духовному перерождению во второй части поэмы. Но этот замысел ос¬тался незавершенным. Гоголь не был уверен в его успехе, потому что сам характер Чичикова противился этому перерождению. Поэтому в финале поэмы герой уно¬сится в будущее, но вокруг него поднимается пыль, которая «сверлит воздух». Те¬перь становится ясно, что Чичиков не переродился, он живуч. Потомки Чичикова ездят по российским просторам и в наше время. Но и во времена Гоголя, и сейчас не только Чичиковы определяли жизнь страны. Писатель уверен, что остановить движение России невозможно, невозможно усмирить ее непокорный дух и страст¬ное сердце. На ее просторах всегда найдется место настоящим, могучим талантам. В это верил Гоголь, и его вера воплотилась в поэме «Мертвые души».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: