Тема поэта и поэзии в лирике Б

Б.Л. Пастернак (1890 — 1960) — «талант исключительного своеобразия», как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 — 1920 годов.

Очень многообразна тематика поэзии Пастернака. Одной из основных вопросов его творчества является тема поэта и поэзии. Особенно часто Пастернак обращается к этой теме в своих ранних произведениях.

Стихотворения «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» относятся именно к раннему периоду творчества поэта. Поэтому эти произведения еще недоработаны, во многом наивны, но тем сильнее и ярче пробивается в них основная поэтическая мысль, выраженная в строчках:

Очам и снам моим просторней

Сновать в туманах без меня.

Мы видим, что Пастернак как бы отдает стихам всю свободу, всю жизнь во всем ее многообразии. Получается, что поэт здесь взят жизнью «напрокат» как средство выражения, «уст безвестных разговор». То есть, мы видим, что произведениям поэт особо не нужен. Он существует лишь для того, чтобы читать свои стихи. Эта мысль Пастернака, выраженная в одном стихотворении, станет впоследствии одной из главных в его поэзии.

Отношение поэзии, искусства к реальному миру, к миру людей и вещей раскрывается у молодого Пастернака через органы чувств: осязание, звучание, ритмику. Внутренняя тема стихотворения осмысливается поэтом, но она никогда не задается, не подсказывается им.
Как уже было сказано, стихотворение живет своей собственной жизнью. Оно рисует человека, картины природы и т.д. Мы чувствуем отношение в стихотворении ко всему этому, к миру вещей, к реальному миру. Так Пастернак раскрывает нам проблему поэзии и действительности.

Вообще, у поэта с миром вещей свои, особенные, связи. У него все вещи, близкие человеку, тоже несут какие-то чувства, будто они живые. Возможно, что это происходит из-за того, что вещи постоянно сопровождают человека в жизни, беря от него частичку и становясь частично «живыми»:

Сегодня мы исполним грусть его –

Так верно встречи обо мне сказали,

Таков был лавок сумрак, таково

Окно с мечтой смятенною азалий.

О, город мой, весь день, весь день сегодня

Не сходит с уст твоих печаль моя!

Как видим, у Пастернака такие понятия, как «встречи», очеловечены: «встречи … сказали», «об окне с мечтой», «о городе в печали». Именно таким, живым, представляется поэту неживой мир природы, реальный мир.

Мы понимаем, что поэт может «вставить» себя в мир вещей в стихотворении, показать себя миру:

Взглянув в окно, даю проспекту

Моей походкою играть…

Но и тут он всего лишь «ненареченный некто». Поэт обезличен, его не видно в толпе таких же безликих людей.

В «Поверх барьеров» Пастернак выразил одно из лучших своих определений поэзии:

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Земной садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

Так рождался и складывался образ поэзии в лирике Пастернака. В стихотворениях Пастернака, где поэзия является темой, ее образ предстает в различных образах, взятых из жизни людей и из мира природы.

В ранних сборниках Пастернака этот, своеобразный, образ поэзии пробивал себе дорогу среди других, которые были созданы до этого. Есть здесь и райская лира («Эдем»), и поэтические застолья («Пиршество»), и «нищенское ханство» поэтов-изгоев («Посвященье»).

Итак, мы видим, что тема поэта и поэзии является одним из главных тем в творчестве Пастернака. Эта проблема глубоко рассматривается поэтом на протяжении всего его творческого пути, развиваясь и получая новые оттенки, смыслы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака

Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии. Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов.

Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных

В «Лирике» происходит раскол, и Пастернак примыкает к футуристическому течению русской поэзии, он входит в группу «Центрифуга».

С 1918 года происходит постепенное освобождение Пастернака от эстетических требований разных литературных течений. В статье «Несколько положений» Пастернак заявляет о себе как о поэте самостоятельном, не связанном эстетическими требованиями различных литературных деклараций. Теперь Пастернак в своих стихах стремится к простоте, естественность становится для него важнейшим признаком настоящего искусства.

В 1922 году вышел следующий сборник Пастернака «Сестра моя — жизнь». Тема поэта и поэзии звучит в этом сборнике в цикле «Занятие философией». Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со вселенной.

Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака «Доктор Живаго» и в последнем поэтическом сборнике поэта «Когда разгуляется». Герой «Доктора Живаго» Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Живаго — творческая натура; в одном из писем Пастернак признавался: «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа. Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта.

Пастернак — христианский, православный поэт. Творчество для него — это Божий дар, как и сама жизнь. От православной религии Пастернак берет идею полного принятия жизни во всех ее проявлениях, а также идею абсолютной свободы творчества. Пастернак понимает, что только вера дает раскрытие всех творческих способностей. Особенно сильно эта идея выражается в поздней лирике Пастернака, льющейся как бы лестницей, по которой поэт приближается к Богу.

В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется» тема творчества звучит в стихотворениях «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь» и др. Проанализируем три эти стихотворения.

В стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» Пастернак говорит о том, что в творчестве поэта должна звучать сама жизнь. Поэт хочет написать обо всем:

О беззаконьях, о грехах,

Но прежде чем воспроизводить жизнь в стихах, ему надо понять суть всех явлений, которые происходят в жизни:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:

В стихи б я внес дыханье роз,

Луга, осоку, сенокос,

В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, — это Божий дар. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» можно назвать поэтическим манифестом Пастернака. В нем Пастернак пишет о том, каким должен быть поэт. Истинному поэту не надо быть знаменитым, «не надо заводить архива, над рукописями трястись.», ему должны быть чужды шумиха, успех и самозванство. Пастернак определяет цель поэзии: «цель творчества — самоотдача», а также основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, это ясность и конкретность (в поэзии не должно быть «пробелов», белых пятен, то есть непонятностей). Во-вторых, поэт должен быть самобытным, а его творчество индивидуальным, и, в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, то есть любить жизнь, быть близким к ее проблемам:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

И тогда поэт станет способным «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Свое понимание творчества Пастернак выражает в стихотворении «Ночь». Герой стихотворения, летчик, отождествляется с поэтом. Летчик предстает в контексте всего мира. Он летит над городами, казармами, кочегарками, вокзалами, поездами, а также Парижем, материками, афишами. Летчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса. Так и художник находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он заложник вечности, времени:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Многочисленные повторы, анафоры, трехстопный ямб, обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем, не отрекаться от жизни.

Таким образом, пройдя через увлечение символизмом и футуризмом, освободившись от давления формы над содержанием, Пастернак приходит к действительной ясности, содержательности стихов. В течение всей своей жизни Пастернак пытается определить цель искусства, поэзии, назначения поэта; особенно четко, ясно, конкретно это сформулировано в его поздней лирике. Тема поэта и поэзии имеет философское решение в творчестве Пастернака. Она тесно связана с религиозными убеждениями поэта: творчество воспринимается Пастернаком как ценный Божий дар.

Что же касается «Гамлета», то судьба Гамлета связывается и с судьбой Христа, и с миссией поэта, творца, избранника. Гамлет отказывается от себя, от своего права выбора, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет «замысел упрямый» Господа. Он одинок и трагичен в своем подвижничестве. «Я один, все тонет в фарисействе» — определение положения подвижника, поэта в современном ему мире.

Тема «Гамлета» соотносится с темой стихотворения «Рассвет». Лирический герой берет на себя бремя людских забот. Слияние судьбы лирического героя с судьбой народа — завет свыше. Погружение в повседневность, в жизнь смертных становится не только заветом, но и необходимостью и неизбежностью.

Сроднение поэта с «толпой» — тема, отражающая понимание Борисом Пастернаком сути творчества. Поэзия, по словам Пастернака, как и душа поэта, — губка, впитывающая не только тайны мироздания, но и мелочи жизни.

«Февраль», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Февраль», относящееся к ранней лирике Б. Пастернака, было написано им в 1912 году и опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике «Лирика». Позднее поэт открыл им раздел «Начальная пора» в персональном сборнике. «Февраль» существует в трех вариантах, датируемых 1912, 1928 и 1945 гг. На протяжении всей жизни Пастернак не раз возвращался к одному из самых любимых своих стихотворений, дорабатывал его, стремясь передать ощущение сиюминутности. В 1945 году поэт включил в сборник «Избранное» новый вариант произведения, однако спустя десятилетие вернулся к прежней его редакции. В итоге стихотворение, словно слепок текучей и изменчивой жизни, отражает внутреннюю и внешнюю реальность через впечатления, схваченные «на лету».

Основной темой стихотворения является изображение природы, описание приближающейся весны, и сквозь призму картины природы дается картина порывов человеческой души и рождения поэзии. Основная идея «Февраля» заключается в обновлении природы и человеческой души в преддверии весны. В произведении нашло отражение увлечение поэта эстетикой символизма.

Композиция включающего четыре катрена стихотворения состоит из трех частей. В лирическом зачине обилие глаголов в неопределенной форме с побудительным оттенком обозначает начало процесса движения и пробуждения в природе и душе человека. Уже в первом назывном предложении заявляется конфликт зимы и грядущей весны. Поэт приурочивает пейзаж к конкретному времени года, подчеркивая реальность происходящего, и улавливает то мгновение исхода зимы, когда она переходит в весну. В основной части тема сдвигов, которые несет с собой весна, получает свое дальнейшее развитие. Хотя февраль вызывает ассоциации со снегом и морозом, образный ряд стихотворения передает ощущение приближающейся весны – грохочущая слякоть, грачи, проталины, лужи, ливень. Лейтмотивом стихотворения являются слезы: это и поток слез человека, и поток дождя, и поток чернил и стихов. Слово «навзрыд» начинает и заканчивает произведение, замыкая его композицию в кольцо. В концовке стихотворения возникает идея творчества, и финал обретает обобщенность.

Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд».

Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах – его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры («чрез благовест, чрез клик колес»). Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения.

Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения – черный – относится как к миру человека (чернила), так и окружающему миру (весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши). Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез».

Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши», стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода – в слякоти, ливне и лужах.

Классический четырехстопный ямб невероятным образом сочетается с изломанным синтаксисом и неточностью рифм (гривен – ливень, груши – обрушат). Внутренние рифмы в перекрестной рифмовке также подчинены общей идее стихотворения, связывая мир человека и мир природы.

Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты (сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть), непривычные метафоры (ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит) и оригинальное сравнение (грачи, «как обугленные груши»). «Февраль» отличает фоническое своеобразие: в нем соседствуют ассонанс «у» («сорвутся в лужи и обрушат») и звуковой повтор сонорных («чрез благовест, чрез клик колес»). Аллитерация шипящих «ж», «ч», «ш» передает грохот и шуршание, аллитерация «л» придает плавность стихотворению, а аллитерация «р» создает впечатление, что стихотворение написано «навзрыд».

В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души.

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака

У каждого поэта есть сфера ему особо близкая, где он осознает себя творчески наиболее свободным и полноценным. Поиск прямого контакта с социальной современностью открыто закреплен в тематике и проблематике лирики Бориса Пастернака позднего периода. Поэт исходит из очевидных, наличных ценностей жизни, которые могут показаться кому-то малозначительными, но которые тем не менее оправдывают и укрепляют все бытие. Именно с ними особенно тесно связана центральная тема двух последних циклов Пастернака — «Стихотворений Юрия Живаго» и «Когда разгуляется» — тема призвания. Звуча как творческий самоотчет, она одновременно много шире, так как концентрирует весь комплекс философских, религиозных, этических представлений поэта, его взгляд на собственную судьбу и пути мировой культуры, с пристальным вниманием к «вековым прототипам», непреходящим и обретающим насущный смысл.
Еще в «Охранной грамоте» поэт высказывал догадку о том, что только поэзия может послужить средством постижения сути мира. Поэзия адекватна природе, созвучна ей. Вот почему лирический герой стихотворения «Во всем мне хочется дойти…» стремится разбить стихи, словно сад, внести в них «дыханье роз, / Дыханье мяты, / Луга, осоку, сенокос, / Грозы раскаты». Среди перечисленных Пастернаком понятий и явлений нет умозрительных, рациональных. Его лирический герой воспринимает мир просто и естественно. Истина жизни является основным материалом для творчества. А поэзия становится незаменимой помощницей в познании «сущности протекших дней», «свойств страсти», «сердечной смуты».
Неслучайно при необходимости дать «определение поэзии» в одноименном стихотворении поэт единым взглядом, и слухом, и осязанием — невыборочно, подряд — охватывает окружающее:

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

«Цель творчества — самоотдача», — провозгласил Борис Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…», противопоставив истинную поэзию окололитературной суете. Стихотворцу, по мнению Пастернака, не пристало стремиться к известности и общественному признанию, для его таланта губительны успех и шумиха. Поэт постулирует свой основной жизненный принцип — творчество ради самого творчества. Коль скоро поэзия обернулась столь счастливо найденным средством познания мира, способом проникновения в самую сущность окружающей жизни, она просто по определению не может быть нацелена на снискание славы и признания.
Поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся пространств. В ней «пахнет сырой резедой горизонт», открыты окна и двери, в ней всегда есть даль, которая зовет своего читателя в просторы безбрежные, мировые, первозданные. И в этом — сущностная цель лирики поэта, всегда так неудержимо стремившегося найти отклик на свои стихи в душах человеческих.
Он всегда оставался верен созданному им единственному в своем роде образу поэзии, сводимому к идее того, что искусство есть орган восприятия, и одновременно вскрывающему глубокие и стихийные жизненные основания, на которых идея вырастала и осознавала себя. Широчайшим полем ее творческого осуществления стала поэзия Пастернака во всем объеме. Образ поэзии предстает у Пастернака в разнообразии конкретных образных воплощений, ориентированных на обиходную «прозу» жизни и, конечно, на природу:

Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму,
Во здравие жадной бумаги.

В стихотворении «Весна» все та же идея вдохновенно вылилась в мгновенную образную формулу, занявшую достойное место среди самых устойчивых «определений поэзии», данных Пастернаком. Строфа эта, кроме того, является наглядной иллюстрацией к творческим устремлениям поэта, стремившегося объять ни много ни мало — целый мир, не упустив при этом ни одной самой мельчайшей детали. И настоящее желание — не просто прихоть стихотворца. Поэт остро чувствовал свою ответственность перед современниками:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

Строки стихотворения «Ночь» — своеобразный призыв Пастернака, обращенный в первую очередь к самому себе. Стихотворение разворачивается как пейзаж, равно космический и очеловеченный. Такова поэтическая вселенная Пастернака, не знающая границ времени и пространства. Для Пастернака существенна проводимая в стихотворении параллель между летчиком и поэтом: «Не спи, борись с дремотой, / Как летчик, как звезда».
Творчество было смыслом жизни поэта, не писать он попросту не мог. Даже в трудные годы гонений со стороны правительственной верхушки Пастернак не отрекся от своих жизненных и профессиональных принципов. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в цикл «Стихотворения Юрия Живаго», мы видим несколько иного Пастернака — усталого, измученного, оказавшегося в конфликтных отношениях со всей современной ему эпохой, утомленного бесконечной полемикой с органами цензуры. И все же не сломленного жестокими житейскими обстоятельствами, по-прежнему верного своим убеждениям и готового продолжать свой поэтический путь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector