Тема одиночества в лирике М

Уже в ранних стихотворениях Михаила Юрьевича Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире.

В поэзии Лермонтова создана уникальная философская концепция одиночества. В ранний период эта тема раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Семейная трагедия (ранняя смерть матери, вынужденная разлука с отцом) лишила мальчика того, что называется «родовым гнездом». Поэт напряженно будет икать человеческой гармонии в любви и дружбе, но так и не сможет обрести ее.
Суровое время наложило на Лермонтова свой отпечаток: по Герцену, это были годы «молчаливых страданий с платком во рту». Это время решения сложных социальных и философских проблем, время размышления над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий.

В стихотворении «Стансы» мы находим неожиданные для молодого человека, слишком пессимистичные, ноты:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом,

Ни с кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет.

Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества, которое тождественно изгнанию и странничеству. Мир отвергает героя, и герой, в свою очередь, отвергает этот мир, уходит от него:

Изгнаньем из страны родной

Хвалюсь повсюду, как свободой…

Мотив одиночества становится основным в стихотворениях «Узник», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу». Поэт обращается к фольклорным образам (например, в стихотворении «Узник»), что выводит содержание этих поэтических шедевров за рамки субъективных переживаний, делает чувства и мысли Лермонтова близкими и понятными народному сознанию.

В стихотворении «На севере диком» мотив таков: отсутствие отклика на человеческие чувства, душевное одиночество. Беспредельным пространством разделены сосна и пальма. Здесь у Лермонтова также ведущей мыслью становится мысль об одиночестве человека в мире.

В поэзии Михаила Юрьевича одиночество и свобода очень близки. Так, в стихотворении «Желание» («Отворите мне темницу») лирический герой просит сначала только временную свободу:

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

Но во второй части появляется «дворец высокий» с фонтаном, который бы «в мечтаньях рая… усыплял и пробуждал».

«Узник» был написан поэтом, когда его держали под арестом перед первой ссылкой. Теперь мечты героя ограничены желанием сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода мыслится единственной подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. Вторая часть стихотворения начинается словами : «Но окно тюрьмы высоко…», а заканчивается – «ходит в темнице ночной безответный часовой». «Черноокая» здесь тоже фигурирует, но именно как недостающая мечта. Последняя строфа ( «Одинок я – нет отрады // Стены голубые кругом..») лишь описывает место заключения. Акцент сделан не на мечтах о свободе, а на факте непреодолимой несвободы и бесконечном одиночестве героя.

В любовной лирике поэта также присутствует мотив одиночества:

И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный печальный,

Который здесь оставлю я.

Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от безумной надежды до горького разочарования. Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым окружающими. Это в очередной раз усиливает уверенность поэта в своей избранности.

Но человек не может быть одинок, он ищет гармонию с окружающим его миром. Картина величественного покоя предстает перед нами в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Эта умиротворяющая картина оттеняет порывы беспокойного человеческого духа, стремящейся к такой же гармонии. Устремление в идеальное царство мечты находит воплощение в возникновении мотивов сна. Однако это не «сон-смерть», а «сон-отдых», слияние человека с исполненной гармонии жизни природой.

Однажды, сдавая экзамен в университете профессору Победоносцеву, Лермонтов заявил: «Господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали на лекциях, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло». Это фразой поэт выразил главную причину своего одиночества: его мысли и суждения для России того времени были непонятны и даже революционны. Именно поэтому его не понимали очень многие. За «свободомыслие» поэта два раза отправляли в ссылки и постоянно подвергали жесткой цензуре его стихи. Но, несмотря ни на что, Лермонтов находил в себе силы бороться, открыто выражать свои мысли, противостоять действительности, стремиться к свободе суждений, обрекая себя на пожизненное одиночество.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Лирика М. Ю. Лермонтова — творчество поэта-романтика. Не случайно, одним из основных мотивов его лирики, вырастающим в целую тему, является мотив одиночества. Он звучит на протяжении всего творчества Лермонтова, начиная с юношеского «Одиночества» 1830 года и заканчивая одним из последних стихотворений — «Выхожу один я на дорогу. ».

Пафос лермонтовской лирики во многом задают следующие строки:

Нам в одиночестве влачить.

Действительно, мотив одиночества, странничества, немо нятости поэта миром («Нет, я не Байрон, я другой. ») звучат во многих стихотворениях Лермонтова. При этом нужно отметить, что это не только своеобразная романтическая «маска» лирического героя, но и личное мировоззрение поэта.

Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении «Парус». Лирический герой здесь словно подчеркнуто противопоставлен судьбе, обыденному миру, однако одиночество для него — попытка обрести истину. Парадоксален в этой связи поиск покоя в бурях (он «просит бури», «как будто в бурях есть покой»). В этом стихотворении парус — образ колоссального обобщения, символ странничества, бесприютности, одиночества — всех качеств и состояний, характерных для лирического героя Лермонтова.

О том, что в поэзии Лермонтова одинокими могут быть не только люди, но и олицетворяющие их неодушевлённые предметы, говорит стихотворение «Листок». Листок — образ горестного скитальца, выросшего в «отчизне суровой». Поэт рисует драму неукоренённоети, оторванности от общего хода жизни.

В стихотворении «Утёс» одиночество утёса-великана подчёркивается путём противопоставления ему «золотой» тучки. Утёс стар, неподвижен, тучка же легка и стремительна.

Она умчалась, «по лазури весело играя», а утёс остался одиноким.

Он стоит, задумался глубоко.

Одиночество в этом произведении приобретает безысходный характер, что подчёркивает яркое сравнение (тучка — утёс).

Взаимосвязь одинокого человека с окружающим миром приобретает исключительную важность в лирике Лермонтова, ибо особую роль в одиночестве лирического героя поэта играет то, что оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества одиночество лирического героя — единственно возможное состояние его души:

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровождённый миг

Прочёл потерянным досугом.

С идеей невозможности дружбы, любви тесно слит мотив принципиального одиночества личности, связанный с темой поколения в целом. Бездуховность, маскарадность высшего света, безразличие, равнодушие толпы рождают ответную реакцию у лирического героя: он тоже вынужден скрывать свои чувства, стремления, помыслы:

. Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Так появляется тема гордого одиночества, непонято-сти, разобщённости, в результате чего в душе лирического героя зарождается рефлексия, болезнь, убивающая, по мнению Лермонтова, всё его поколение в целом, и замыкающая личность в себе самой, обрекая её на одиночество.

Внутренний разлад в человеке, разрушительная рефлексия не может не породить конфликт и борьбу в душе человека. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён. » Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, «одетому» в маску:

. Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски.

Это антитеза (лирический герой, воспоминание о детстве — «пестра толпа») — своеобразная реализация традиционного романтического двоемирия: герой, одинокий в настоящем, устремляет свои поиски душевной гармонии в прошлое.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова (План-сочинение)

Биографические мотивы в поэзии. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия. Так М. А. Ло­пухиной он писал: «…Мой лучший родственник — я сам». Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова заявлял о себе в стихотворениях самой разной тематики, его звучание с годами только усиливалось. Философское осмысление жизни и своего места в ней приводило поэта к осознанию трагичности мира. Лирический герой Лермонтова остро и болезненно переживает отчужденность, особенно трагично начинает звучать тема «одиночества в толпе».

Своеобразие внутреннего мира лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова. Неудовлетворенность собой, обманчи­вость мечты, разочарованность заставляют лирического ге­роя М. Ю. Лермонтова размышлять в стихотворении «Оди­ночество» (1830) о смерти как о возможном избавлении от переживаний:

Мотив одиночества особенно часто звучит в стихотво­рениях зрелого периода творчества, когда все чаще заяв­ляют о себе философские темы. Все поэтические произ­ведения объединяет глубокое страдание лирического героя от невозможности преодолеть вынужденное одино­чество.

«Гляжу на будущность с боязнью…» (1838). Душа лирического героя устала от пережитого, в ней царит тьма и холод, но даже безрадостная картина настоящего не может поколебать жела­ния найти понимание среди людей:

«И скучно и грустно» (1840). Стихотворение отразило ут­рату веры и надежды в любовь, дружбу, собственное высокое предназначение — все болезни, столь характерные для пред­ставителей 30-х гг. Итог прожитого неутешителен:

«Выхожу один я на дорогу…» (1841) — состояние внут­реннего мира лирического героя, отделенного от всего су­щего, противопоставляется миру внешнему. Границы про­странства расширяются до размеров Вселенной, отчего че­ловек в этом огромном мире испытывает одиночество особенно остро:

Гармония и покой мира не доступны герою, душу которо­го разрывают внутренние противоречия и тоска отчаяния. В этом стихотворении отмечается еще один мотив лирики М. Ю. Лермонтова, тесно связанный с мотивом одиночест­ва, — это мотив странничества. Лирический герой определя­ет себя как человека ищущего, находящегося в вечном пути, везде и для всех являющегося чужим. Тему одиночества и поиска родной земли, своего пристанища развивает и хрес­томатийное стихотворение «Листок» (1841). Особенная драматичность в стихотворении создается антитезой обра­зов молодой зеленой чинары и засохшего дубового листка. В мире счастливых и довольных собой нет места «ищущим бури» странникам:

Образ листка, выросшего и созревшего в «отчизне суро­вой», наполняется метафорическим смыслом.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840). В основу стихотворения легли впечатления поэта, полученные им на новогоднем балу в Дворянском собрании Петербурга, однако размышления автора выходят за рамки конкретного случая и получают обобщенное звучание. Толпа «образов бездушных людей» в светском обществе враждебна к лирическому ге­рою, потому мотив одиночества, непонятости становится центральным. Фальшь и лицемерие скрывают пустоту, в ко­торой задыхается герой, ведущий исповедь. Мечта поэта, раскрывающаяся во второй части стихотворения, сталкива­ясь с действительностью, остается лишь несбыточным жела­нием. Стихотворение сочетает в себе черты элегии и сатиры, романтического и реалистического произведения. Материал с сайта //iEssay.ru

Тема поэта и его предназначения в жизни в лирике М. Ю. Лермонтова также часто реализует мотив одиночест­ва, что связано с избранностью художника, его тяжкой участью борца. В стихотворении «Смерть поэта» (1837) ав­тор говорит о гибели «светоча, дивного гения», в смерти ко­торого Лермонтов обвиняет «свет завистливый и душный»:

Стремление найти родственную душу звучит и в любов­ной лирике М. Ю. Лермонтова. Но и здесь герой сталкивает­ся с иллюзорностью или быстротечностью чувства. Безыс­ходной грустью проникнута любовная лирика поэта, одним из центральных мотивов которой также становятся одиноче­ство и тоска.

Великая бородинская битва

Школьное сочинение

Битва при селе Бородино стала переломным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года. Бесконечные мужество и отвага, проявленные русскими солдатами в этой битве, были отражены не только в исторических хрониках, но и в произведениях многих поэтов и писателей, вдохновленных великим подвигом своего народа.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — это, в основном, бесхитростный рассказ старого бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою. В словах этого человека звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами по оружию, из которых, к сожалению, «немногие вернулись с поля». Вынужденное отступление многими воспринималось с досадой и горечью, но когда схватка с французами стала неизбежной, русские солдаты с радостью высказали готовность «постоять головою» за свою родину. И они с честью сдержали клятву верности, данную перед началом Бородинского боя. Выдержка, неустрашимость, боевая удаль, выносливость и напористость простых русских солдат помогли не только одержать долгожданную победу, но и изменить весь ход войны. Ярко и живо описывает бывалый воин эту битву: «смешались в кучу кони, люди», «рука бойцов колоть устала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». И все же, несмотря на усталость и многочисленные потери, солдаты «были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».

С тех пор прошло уже очень много времени, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2020, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector