Основные темы и мотивы лирики М

I. Своеобразие творческого пути М. Ю. Лермонтова (движение от романтизма к реализму, романтические мотивы в зрелой лирике, возврат поэта в позднем творчестве к темам ранней лирики, постоянный интерес к проблеме личности).

П. Разнообразие тем и мотивов в лирике поэта:

1) отрицание существующей действительности — «Жалобы турка» (1829), «Умирающий гладиатор» (1836), «Прощай, немытая Россия» (1840);

2) бездуховность общества, маскарадность света — «Исповедь» (1831), «Как часто, пестрою толпою окружен. » (1840), «Из-под таинственной, холодной полумаски. » (1841);

3) судьба поколения — «Монолог» (1829), «Дума»(1838);

4) образ родины, обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом — «Новгород» (1830), «Поле Бородина» (1831), «Бородино» (1837), «Родина» (1841);

5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — «Кавказ» (1830), «Вечер после дождя» (1830), «Когда волнуется желтеющая нива. » (1837), «Дары Терека» (1839), «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко. » (1841), «Утес» (1841);

6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания — «К друзьям» (1828), «Ужасная судьба отца и сына. » (1831), «Я не люблю тебя; страстей. » (1831), «Подражания Байрону» (1831), «Памяти А. И. Одоевского» (1839), » » (1840), «А. И. Смирновой» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю. » (1841);

7) тема гордого одиночества, непонятости — «Одиночество» (1830), «Исповедь» (1831), «Чашажизни» (1831), «Парус» (1832), «Узник» (1837), «Никто моим словам не внемлет. я один. » (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1837), «Пленный рыцарь» (1840);

8) мотивы усталости и безысходности — «И скучно и грустно» (1840), «Из Гете» («Горные вершины. «) (1840), «Выхожу один я на дорогу. » (1841);

9) тема самопознания, космические мотивы, противоборство земных и небесных сил — «Мой демон» (1829, 1831), «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. «) (1829), «Небо и звезды» (1831), «Земля и небо» (1831), «Когда б в покорности незнанья. » (1831), «Ангел» (1831), «Мой дом» (1831), «Бой» (1832);

10) тема избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — «Наполеон» (1829), «1830. Мая 16 числа», «Отрывок» («Три ночи я провел без сна — в тоске. «) (1831), «Св. Елена» (1831), «Нет, я не Байрон; я другой. » (1832), «Воздушный корабль» (1840), «Последнее новоселье» (1841), «Пророк» (1841);

11) образ поэта, судьба его творений — «Я жить хочу! Хочу печали. » (1832), «Смерть поэта» (1837), «Кинжал» (1837), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал. «) (1837), «Журналист, читатель и писатель» (1840), «Пророк» (1841).

III. «. Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности» (В. Г. Белинский) (условность выделения в лирике поэта определенных тем, мотивов, взаимопроникновение поэтических образов и символов, подчиненность общему пафосу поэзии).

Историческая тема в поэзии М. Лермонтова

Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще — разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.
В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который “выше похвал, и славы, и людей”, поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 года “Атаман”), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей.
Идея сильной, значительной личности получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с особенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме — взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны, он видит “могучее, лихое племя”, а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

В эпоху, когда общественная жизнь замирает, деятельный период сменяется периодом рефлексии. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем”.
Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Подобно тому как в стихотворении “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, в котором решалась судьба всей страны, в “Песне. ” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды истории, по мнению Лермонтова, раскрываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя “Песни. ” исключительны. Каждый из них является своего рода высшим проявлением царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они — сильные личности, достойные внимания, и противопоставление их людям “нынешнего племени” очевидно.
С художественной точки зрения произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в творчестве Лермонтова стилизаций под русское народное творчество периода царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия, поэт впервые обращается в “Балладе” 1830 года.

И он упал — и умирает
Кровавой смертью бойца.
Жена ребенка поднимает
Над бледной головой отца:
“Смотри, как умирают люди. ”

Однако это стихотворение совершенно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Более того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело — “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, то есть имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину — три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:

Аи, ребята, пойте — только гусли стройте!
Аи, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

“Песня. ” тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: “добрый молодец”, “святая правда-матушка”, “красно солнышко”, “широка грудь” и песенные сравнения: “Ходит плавно — будто лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет. ”, а также характерное для фольклора одушевление природы:

Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми.

Финал “Песни. ” является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
Итак, на примере “Песни. ” мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.

29461 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Историческая тема в поэзии М. Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Историческая тема в творчестве М. Ю. Лермонтова

В своих исторических стихотворениях М. Ю. Лермонтов рисует яркие образы людей, сильных и физически, и духовно. В его произведениях на историческую тему можно найти основные мотивы всей лирики поэта: одиночество, стремление к свободе, жажда бури.

Лермонтов обратился к исторической теме ещё в раннем творчестве, его волновала как история нашей страны, так и зарубежное прошлое. Так, в стихотворении «Песнь Барда», написанном в 1830 году, описываются события, произошедшие много лет назад. Отсутствие конкретики, исторический «карнавал» говорят о том, что перед нами, безусловно, романтическое произведение. Действительно, история берется как предлог, как фон любимого мотива одиночества и изгнанничества. Как и многие стихотворения М. Ю. Лермонтова на историческую тему, оно написано от первого лица, что придаёт ему достоверность.

В этом же году написано стихотворение «10 июля». Наиболее вероятно, что оно посвящено июльской революции во Франции. В этом стихотворении рисуется образ восставшего народа («опять вы, гордые, восстали. »). Возможно, это стихотворение и нельзя отнести к определённому восстанию, оно навеяно мыслями о народном бунте вообще, что ещё раз подчёркивает принадлежность стихотворения к романтизму.

Событиям во Франции посвящено стихотворение «30 июля» 1830 года, главным героем которого является король Карл X, отрекшийся от престола, который «в бегстве уронил венец». В лирике М. Ю. Лермонтова можно найти конкретных исторических личностей (Карл X), несмотря на то, что для поэтов-романтиков характерна неопределённость исторического фона, а своей главной задачей они считают создание яркого образа героического прошлого.

Образ Наполеона — олицетворение свободы для романтиков, он был идеалом молодежи XIX века. М. Ю. Лермонтов как поэт-романтик не мог в своём творчестве обойти вниманием образ этой личности. Обаяние незаурядной личности Наполеона столь сильно действует яа поэта, что он создаёт целый цикл посвященных ему стихотворении: «Воздушный корабль», «Где бьёт волна о брег высокий. », «В неверный час меж днём и темнотой. ». При всем своём восхищении этой неординарной личностью Лермонтову удаётся объективно оценивать его; хотя он и называет Наполеона «героем дивным», поэт понимает, что он сражался с «невинными народами». Лермонтов видит в нём врага, побеждённого «московскими стенами». Поэтому в стихотворениях («Два великана», «Поле Бородина», «Бородино») Лермонтову важно говорить не столько о Наполеоне, сколько о богатырстве русского народа. Так входит в лирику Лермонтова тема героического прошлого.

Если рассказчиком стихотворения «Поле Бородина» являлся романтический оратор-декламатор, то в «Бородино» события показаны через восприятие простого человека, рядового участника военных событий. Стихотворение, начинающееся как диалог, перерастает в монолог старого солдата, который не скупится на реалистические детали, стараясь передать масштаб Бородинской битвы и мужество русских солдат.

Поэту, живущему в 1830-1840 годы николаевской реакции особенно интересен период величайшей славы русского народа, народа-победителя в войне 1812 года. В стихотворениях, посвященных этим событиям истории, прошлое противопоставляется современности, например, совершенно другими красками описывается в стихотворении «Валерик» война на Кавказе. Слова «трагический балет», «представление», «резня», звучащие в нём, были бы немыслимы в «Бородине», где речь шла о судьбе Москвы, родины русского народа. Воспевать героизм русских солдат на Кавказе означало бы славить завоевательную войну, что для М. Ю, Лермонтова с его жаждой свободы было бы невозможно.

В своих произведениях Лермонтов обращался к различным периодам русской истории — начиная от событий, отдалённых от поэта несколькими десятилетиями, и заканчивая событиями, происходившими в Древней Руси.

Символом русской свободы, при имени которой «. трепещет сердце и кипит», народности был для романтика Новгород. В истории Родины его привлекали сильные героические личности. Уже в раннем стихотворении «Баллада» рисуется бесстрашный, несломленный народ-боец, сражающийся против татар, юная славянка, поучающая сына: «Смотри, как умирают люди, и мстить учись у женской груди».

Далёкому прошлому посвящена и эпическая поэма, близкая былине, — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», этот же период в русской истории отражён и в поэме «Боярин Орша». В данных произведениях видно несомненное умение М. Ю. Лермонтова создавать яркие, живые образы в совершенно различных жанрах — ив эпическом, и в героико-патриотическом.

Создавая романтические поэмы, стихотворения на историческую тему, поэт творил образы свободных и гордых людей, гибнущих за родину, за идею, за независимость. В окружающей жизни таких героев не было. Однако М. Ю. Лермонтов разделял мнение русских историков, таких как Шевырев, Погодин, считавших Запад «изнемогающим», «разделённым в себе» и противопоставлявших ему «бодрый, молодой» Север, за которым будущее. Увлекаясь философией Гегеля, М. Ю. Лермонтов, вслед за своим учителем, делил народы на неисторические и исторические, определяющие развитие мировой цивилизации, относя русский народ к последним.
Похожие сочинения:

  • Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Тема гордого одиночества и ее воплощение в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Лирический герой М. Ю. Лермонтова
  • Картины русской природы в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
  • Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Образ дороги в творчестве М. Ю. Лермонтова

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #262da8c0-59e9-11ea-bfdc-1782d5ce74fc

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: