Тема любви в творчестве Пушкина

Любовь — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство. Именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. С любовью приходит и поэтическое вдохновение. Проникновенно и страстно писал о любви А. С. Пушкин. Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера только человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Керн.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение «Я вас любил…». Впервые в русской литературе любящий поэт готов отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман». Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган,

Головы твоей, мой милый,

Не спасет мой талисман.

В стихотворении «Храни меня, мой талисман» более серьезно относится к талисману:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит…

О провиденье! Свершилось!

Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась.

В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворенным. Об этом свидетельствует стихотворение «Мадонна» (1830 г.), посвященное будущей жене поэта — Наталье Гончаровой. Однажды в антикварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Женщина для него — «чистейшей прелести чистейший образец». Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни:

…и сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.

Тема любви в творчестве Пушкина

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него &#151 это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта &#151 это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:

Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь &#151 это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина &#151 это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил. » поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк &#151 в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, &#151 уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил. «, а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, &#151 как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении «На холмах Грузии. » лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь &#151 это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье. «, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период &#151 это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Тема любви в творчестве А.С.Пушкина
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Презентация содержит информацию об адресатах интимной лирики Пушкина.

Скачать:

Вложение Размер
Тема любви в творчестве А.С.Пушкина 1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

А.С.Пушкин был поистине новатором в русской любовной лирике. Его строки – грациозные, нежные, величественные – до сих пор бередят умы и сердца многих людей во всем мире.

29 января 1815 года. Лицей. “Я счастлив был!… нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не было видно! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице — сладкая минута!”

Е.П. Бакуниной Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался Отрадой тихою, восторгом упивался… И где веселья быстрый день? Промчался лётом сновиденья, Увяла прелесть наслажденья, И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!

В лицее Александр Сергеевич Пушкин пережил свою первую, трепетно-возвышенную любовь, которая принесла ему много страданий. Катенька Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом жила с матерью в Царском Селе. В неё были влюблены Пушкин, Пущин, Малиновский. По скромности своей, Екатерина Павловна не стремилась кружить головы своим поклонникам и прошла в жизни Пушкина и его лицейских товарищей лёгкою и светлою тенью.

Катенька Бакунина появилась в Царском Селе в 1815 году. Она приезжала в Лицей вместе с матерью, бывала на лицейских балах. Многие ждали её приходов, но, наверное, нетерпеливей всех – Пушкин.

Бакунина жила в Царском Селе летом, а осенью его покидала. Пушкин в тоске предаётся воспоминаниям: Уж нет её… я был у берегов, Где милая ходила в вечер ясный; На берегу, на зелени лугов Я не нашёл чуть видимых следов, Оставленных ногой её прекрасной…

Весна 1819 года. Петербург. Дом Олениных. Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина. На Пушкина значительное впечатление произвело уже первое мимолётное знакомство.

Анна Керн была в это время во всём очаровании своей молодости и красоты. Ей шёл девятнадцатый год, хотя уже около двух лет она была замужем за генералом Ермолаем Фёдоровичом Керном, за которого была выдана замуж против своего желания ещё очень юной. Провинциальная красавица, воспитанная на сентиментальных романах, она тяготилась своей семейной жизнью и всячески стремилась приобрести независимость.

Пушкин в Михайловском. В июне 1825года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой. На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу “ Евгения Онегина ”. В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами. Я помню чудное мгновенье: Шли годы. Бурь порыв мятежный. Душе настало пробужденье. Передо мной явилась ты, Рассеял прежние мечты, И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, И я забыл твой голос нежный, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты Твои небесные черты. Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадёжной, В глуши, во мраке заточенья И сердце бьётся в упоенье, В тревогах шумной суеты, Тянулись тихо дни мои, И для него воскресли вновь Звучал мне долго голос нежный, Без божества, без вдохновенья, И божество, и вдохновенье, И снились милые черты. Без слёз, без жизни, без любви. И жизнь, и слёзы, и любовь.

1827 год. Пушкин возвращается в Москву. Но Москва не та, да и сам поэт не тот, уставший от жизни, от бесконечных скитаний. Ему скоро 30 лет, но нет семьи, друзей. Встреча с Анной Олениной возвращает его к жизни. Пушкин помнил дочку Олениных, Анечку, ещё девочкой, когда ей едва перевалило за первое десятилетие. А теперь он увидел двадцатилетнюю красавицу, умную и блестящую. И, увидев её, влюбился. Красавице льстило, что гений припал к её ногам. Пушкин сделал предложение, но получил отказ.

Поэт страдал. С его – то гордостью – получить отказ! Пушкин замкнулся, несколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделённой любви – бессмертные строки… Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадёжно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. И уже не важно, Олениной ли посвящены эти гениальные строки, другой ли… С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви.

Наталья Гончарова По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года.

Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение. “Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, — она почти моя”. Наконец, 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны…

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении “Мадонна”, посвящённом Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображённом на картине, поэт узнаёт прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков В простом углу моём, средь медленных трудов Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желанья. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейший прелести чистейший образец.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел «Творчество А.С.Пушкина».

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у.

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в .

Мероприятие позволит познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; .

При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в.

Любовь – часть жизни каждого из нас.Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь в кам.

Литературный вечер-спектакль для учащихся 9 — 11 классов был проведён в школе в год 200-летия темы любви в творчестве Пушкина. Несколько фотографий этого праздника можно увидеть на главной странице мо.

Большой Бейсуг

Тема любви в творчестве А. С. Пушкина

Любовь наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Это — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство. С любовью приходит и поэтическое вдохновение. Проникновенно и страстно писал о любви А. С. Пушкин.

Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера только человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение «Я помню чудное мгновенье. «, посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Керн. Пушкин передал ей это стихотворение, когда Анна Петровна собиралась уезжать в Ригу. Каждая строчка этого трогательного произведения наполнена искренностью и мыслями поэта о том, что любовь для него — не просто наслаждение и радость, но и живительный источник вдохновения — творческой и жизненной энергии. Когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение «Я вас любил. «. Впервые в русской литературе любящий поэт готов отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман». Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.

В стихотворении «Храни меня, мой талисман» более серьезно относится к талисману:

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):

Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит.
О провиденье! Свершилось!
Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют.
Грудь моя стеснилась.

В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворенным. Об этом свидетельствует стихотворение «Мадонна» (1830 г.), посвященное будущей жене поэта — Наталье Гончаровой. Однажды в антикварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Женщина для него — «чистейшей прелести чистейший образец». Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни:

. и сердце вновь горит и любит- оттого,
Что не любить оно не может.

Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что идеалом женского очарования являются именно «пушкинские девушки». Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки», Марья Гавриловна из «Метели». Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает «милый идеал» великого русского поэта А.С. Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: