Тема любви в творчестве Лермонтова

И ненавидим мы, и любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов.

Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье: Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других. Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом». В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней.

Основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует «жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья.

Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви».

В стихотворении «Сонет» поэт пишет:

Я памятью живу с увядшими мечтами,

Виденья прежних лет толпятся предо мной,

И образ твой меж них, как месяц в час ночной,

Между бродящими блистает облаками.

Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несправедливости мира к отдельной человеческой личности.

Введение. Замысел романа
Полнее всего особенности реализма нового этапа нашли свое выражение в творчестве выдающегося французского писателя Гюстава Флобера. Преемственно связанный с великими французскими реалистами первой половины XIX в., Флобер вносит в развити .

Понятие романтизма
Сама этимология понятия «романтизм» отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню — романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было пере .

Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Годы войны – это годы возмужания таланта. Небольшая по объему проза этого периода расширяет представления о творческом облике художника и дает возможность проследить путь писателя к зрелости, к таким произведениям как повести «Алешка» (19 .

Тема любви к родной земле в творчестве Лермонтова

Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведение великих гениев русской литературы, таких как М.Ю. Лермонтов. Стихотворениями «Прощай, немытая Россия» и «Родина» Лермонтов выражает свое презрение к отсталой, «немытой», далёкой от цивилизации и демократии России. Это презрение выражает оскорбительный эпитет «немытая». Перед ссылкой на Кавказ поэт высказывает свою ненависть к рабской психологии современников, смирившихся с реакцией, как и в позднем стихотворении. Россия в представлении поэта — замученная страна, которую заполонили жандармы. Лермонтов не щадит и народ за его слепую преданность властям. Поэт так же раскрывает угнетающую атмосферу на Родине, использую для этого выразительные эпитеты-неологизмы, например, «всеслашащие уши». В шестидесятые годы эту мысль подхватит Чернышевский, заявив о рабской натуре русской нации.

Стихотворение Лермонтова «Родина» поражает уникальной трактовкой чувства патриотизма. О любви к стране Лермонтов пишет почти интимно, говоря с самого начала о том, что любовь его к России необычна. Поэт любит Родину не за то, что она огромна и богата историческим прошлым, не за славу, «купленную кровью»: парадной официальной России он противопоставляет Россию народную. Прежде всего, поэт любит родину за её удивительную природу, скромную и трогательную. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов продолжает рассуждать о своей «странной любви» к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «болеющих берез».

Родные простор, природа как бы лечат поэта, он чувствует своё единение с богом: Тогда смиряются души моей тревоги, Тогда расходятся морщины на челе, И счастья я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. В стихотворении «Бородино» раскрывается тема патриотизма простых людей. В этом поэтическом произведении Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в Отечественной войне. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение войны. Особый демократический пафос «Бородино» состоит в том, что Лермонтов впервые в своей поэзии вкладывает повествование событий в уста простого человека из народа, солдата, раскрывая богатство его внутреннего мира, скромность, патриотизм, умение осознавать величие события. Автор восхищается поколением десятых годов девятнадцатого века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:

  • Да! Были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя,
  • Богатыри — не вы!
  • Как простой офицер, умирающий за Родину, даст наказ товарищу в стихотворении «Завещание» умирающий лирический герой. Перед смертью он просит лишь сообщить: Что полк в поход услали,
  • И чтоб меня не ждали.

Таким образом, мы видим, что любовью к Родине проникнуты думы всех лирических героев Лермонтова в его лирике, посвященной Отечеству. Для самого автора любовь к Родине хоть и была совершенна неоднозначным чувством, однако, поэт без сомнения любил Россию, посвящая родному Отечеству многие и многие проникнутые тонкими думами стихотворения. Как никто другой, осознавая всю порочность государственного устройства российского, М.Ю.Лермонтов оставался истовым патриотом, хранившим любовь к России в своем сердце, осознавая всю неразрывную связь с родной страной.

Тема любви в лирике Лермонтова

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в

стоячее и вонючее болото? Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения.

Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим

полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом

убеждении, что существует «жизнь иная», что человек создан для любви,

для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова.

Позднее Тургенев скажет: «По тому, как может любить человек, мы

можем судить о его внутренней зрелости». Лермонтов как личность

сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие,

философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия.

Он пишет: «Мне жизнь все както коротка, и все боюсь, что не успею

свершить чегото». Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не

простого улучшения жизни, а «полного блаженства», изменения

несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех

противоречий бытия. Существовать вечно на меньшее поэт не

согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический

отпечаток изза его единственной, настоящей, неразделенной любви к

другу юности Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и

окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни.

Лермонтов грустит о потерянном счастье: Душа моя должна прожить в

земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой

милый взор, столь нежный для других.

Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего

б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом.»

В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не

удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда

увлекается и отходит в сторону, то его строки это не плод больной

фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я

взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовъю прежних дней.

Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к

высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою» он

говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые

способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике

Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: «Меня спасало

вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом

счастье нет.» Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока

одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела,

он все витает в облаках, грезит о неземной любви». В стихотворении

«Сонет» поэт пишет: «Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья

прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в

час ночной, между бродящими блистает облаками.» Поэт пытается

противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения.

В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики

Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и

светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические

стихи, у него любовь всего лишь миг прекрасного, чарующего,

возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах,

хотя и у него порой проступают пессимистические нотки.

В стихотворениях Лермонтова любовь чувство высокое, светлое,

поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении

«Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает

горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви

заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…»,

пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его

личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной

великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад

между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное

чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание:

Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над

вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет

успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который

отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна».

Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия

окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания

поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его

мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о

несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания

человека в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А

Тема любви в лирике Михаила Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года.

Происхождение поэта во многом необычно. Со стороны отца его прадедом был рыцарь Томас Лермонт, живший в XIII веке в замке Эрсильдон вблизи монастырского города Мельроуз на границе Англии и Шотландии, который, по легендам, был прорицателем и поэтом и который ушел за двумя белыми оленями, присланными из царства фей. Дальнейшие перипетии приводят к Георгу Лермонтову, который просился на службу великого русского государя в 1620 году. Со стороны матери поэт происходил из рода Столыпиных.

Отец Лермонтова, Юрий Андреевич, еще при жизни жены, которая после рождения сына была не вполне здорова, ввел в дом женщину, «занявшую место, на которое имела право только жена», а потом и вовсю покинул семью. После смерти жены в 1817 году (Мише было чуть более 2-х лет) он уехал в родовое поместье Кропотово, оставив

Не удивительно, что все эти события и переживания сказались на личности поэта. Полусирота-полуподкидыш, Лермонтов рос болезненным, слезливым, слабым и худосочным ребенком, которого безумно любила, жалела и оттого чрезмерно баловала и опекала бабушка, успевшая похоронить мужа и дочь, а впоследствии ей будет суждено пережить и внука! По отзывам людей, знавших поэта и общавшихся с ним, а также по сведениям автобиографического отрывка «Я хочу рассказать вам…», Лермонтов с детства был зол на мир и людей. Его детские игры были жестокими: он с удовольствием давил мух, закидывал камнями куриц, радуясь, если «попал», устраивал кулачные бои среди сверстников, причем делал это с наслаждением. Когда он вырос, то с таким же (во всяком случае, не меньшим) наслаждением лишал чести и спокойствия светских барышень (об этом он пишет в своих письмах к друзьям). Безусловно, трудно осуждать человека, росшего в подобной атмосфере. Можно лишь предположить, что Лермонтов был психически тяжело болен.

В возрасте примерно 16-ти лет он познал чувство любви. Девочка подшучивала над ним и имела неосторожность отвергнуть его, так как была на два года старше, за что в зрелом возрасте получила отмщение от молодого человека (Лермонтову тогда было примерно 21 год), сознательно оскорбившего, унизившего и растоптавшего ее. Юноша тщательно, в деталях, описывает проведенную им интригу своей знакомой, гордясь этой выходкой и сожалея, что «мало» отомстил.

Проследим мотивы любви в стихах Лермонтова.

Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью

Сокрывши, голову на грудь твою склонял –

И был ответом вздох, твою я руку взял –

И был ответом взгляд, и страстный, и стыдливый!

И месяц был один свидетель молчаливый

Последних и невинных радостей моих.

Их пламень на груди моей давно затих.

…Забудь любовь мою! Покорна будь судьбе!

Кляни мой взор, кляни моих восторгов сладость.

Тема печали и одиночества сопутствует чувству любви и разочарованию:

Не привлекай меня красой!

Мой дух погас и состарелся.

Ах! Много лет, как взгляд другой-

В уме моем запечатлелся!

Я для него забыл весь мир,

Для сей минуты незабвенной,

Но я теперь, как нищий, сир,

Брожу один, как отчужденный.

Любовь у поэта очень часто сплетена с мотивом смерти и страданий:

Страшись любви: она пройдет,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьет,

Ничто воскреснуть не поможет…

Любовь бывает безответной и горькой:

… Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Иногда любовь жестока и бессердечна:

Как дух отчаянья и зла,

Мою ты душу обняла;

О! для чего тебе нельзя

Ее совсем взять у меня?

А кто может ответить, как долго царствует в душе любовь?

…И сколько же любить?

Ты знал: я долее терпеть не мог;

Пускай меня охватит целый ад,

Пусть буду мучаться, я рад, я рад,

Хотя бы вдвое против прошлых дней,

Но только дальше, дальше от людей…

Очень часто любовь показана чувством, которого надо остерегаться. Создается впечатление, что человеку нравится страдать и он боится ощутить счастье как что-то неприличное:

… Моя воля надеждам противна моим,

Я люблю, и боюсь быть взаимно любим.

Оказывается, бывает любовь, которой следует стыдиться:

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной красоты.

Но голос в душу проникает,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

Более поздние стихи отмечены тем, что поэт, пресытившись страданием, либо говорит об условности любви (она – фантазия человека), либо сам создает себе иллюзию любви. Ощущается нереализованное чувств, жажда любви и нестерпимость одиночества:

… И создал я в своем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

Обидно, когда любовь не ценят и даже не замечают:

Земного счастья мы не ценим,

Людей привыкли мы ценить;

Себе мы оба не изменим,

А нам не могут изменить.

В толпе друг друга мы узнали;

Сошлись и разойдемся вновь.

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

Любовь у Лермонтова замешена на слезах и страдании. Это не светлое оживляющее чувство, а, напротив, тягостное ощущение, толкающее к гибели. Отсутствие в жизни настоящей любви родило в душе поэта звенящее чувство одиночества, им пропитаны многие его стихи. А одиночество ведет за собой смерть. Фатализм, неизбежность страданий и смерти являются лейтмотивом творчества М. Ю. Лермонтова:

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод

И под туманным небом; пустота Кругом.

Лишь чужестранец молодой,

Невольным сожаленьем, и молвой,

И любопытством приведен сюда,

Сидеть на камне станет иногда.

Но душа жаждет жизни, пусть со страданиями и коварством любви:

… Пора. Устал я от земных забот,

Ужель бездушных удовольствий шум,

Ужели пытки бесполезных дум,

Ужель самолюбивая толпа,

Которая от мудрости глупа,

Ужели дев коварная любовь

Прельстят меня перед кончиной вновь?

Ужели захочу я жить опять,

Чтобы душой по-прежнему страдать…

Часто у Лермонтова сливаются воедино и одиночество, и смерть, и месть:

Прочь, прочь, слеза позорная,

Твоя измена черная!

Понятна мне, змея.

… Возьму винтовку длинную,

Пойду я из ворот:

Там под скалой пустынною

Есть узкий поворот.

До полдня за могильною

И на дорогу пыльную

Будучи человеком ранимым, с болезненным воображением, Лермонтов часто в своих стихах пытается загладить боль утрат иллюзорным миром, фантазиями, уйти от реальности. Звезда в его стихах – символ чего-то далекого, манящего, символ лучшего мира, в котором нет страданий. Попытка уйти в иллюзорный мир делает стихи романтическими, но трагическая суть вызывает жалость к их автору, который не хочет и не может наслаждаться жизнью настоящей:

Но пред судом толпы лукавой

Скажи, что судит нас иной

И что прощать святое право

Страданьем куплено тобой.

Особое внимание, думаю, следует уделить таким мотивам, как осознание себя, своего места в жизни как человека и как поэта.

Начнем с того, что рассмотрим отношение Лермонтова к себе как личности и к миру, его окружающему:

В уме я создал мир иной

И образов иных существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья;

Вдруг зимних бурь раздался грозный вой, –

И рушилось неверное созданье.

В этом мире яркие звезды манят к себе мечтательного поэта:

Вверху одна Горит звезда;

Мой взор она Манит всегда;

Мои мечты Она влечет

И с высоты Меня зовет!

Восхитительная природа полна таинственного одиночества, грусти и разочарования в жизни:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Помимо презрения и злости, Лермонтов испытывал в жизни неимоверную скуку. Его ничто не развлекало, радоваться жизни он не умел, а любви не было места в его сердце, оно было занято местью.

Скука происходит от потери интереса. Интерес к жизни теряется, если в ней нет цели и нет любви, когда отсутствуют ценности духовные, позволяющие радоваться любой секунде существования. Лермонтов, видимо, этого был лишен, так как скуке посвящено значительное место в лирике поэта:

Пишу, пишу рукой небрежной,

Чтоб здесь чрез много скучных лет

От жизни краткой, но мятежной

Какой-нибудь остался след…

…Быть может, долго стих унылый

Тот взгляд удержит над собой,

Как близ дороги столбовой

Пришельца – памятник могилы.

Трагизм судьбы поэта – может быть, это расплата за «жар души, растраченный в пустыне»? За отсутствие веры в то, что любовь как и красота, спасет мир? Почему не помогли Лермонтову великое сострадание к человеку, вера в него, беззащитное гениальное умение прощать и вечно и безотрадно любить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector