Тема одиночества в романе Евгений Онегин

Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие. Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода — в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников — влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был «чужой для всех. » В чем причина этого? Ответ — сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает лишь по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил «науку страсти нежной», но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова «лицемерить», «казаться», «являться». Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле.

Если бы герой Пушкина был человеком «пустым», возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах. Но Онегин — человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и «вседневные наслаждения». Им овладевает «русская хандра», аналог «английского сплина», которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Га-рольд. Онегин не приучен к труду. «Томясь душевной пустотой», он пытается найти развлечение в чтении, но не обнаруживает в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни.

«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», — к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает, зачем это нужно. Как результат — полное одиночество героя. Одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в любви, дружбе, близости человеческих душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь «от делать нечего друзья». «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»,— подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, получая в ответ вызов на дуэль. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат — безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина,— «пародия». Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное па литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной для него игры в «нежную страсть». Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин далее не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще, мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых ист ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тялсслую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет.

Но гораздо валшее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в нашем понимании того, что Онегин стал «чулсим для всех» потому, что был выше многих людей, окружавших его. Именно это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чулшми. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. «Я думал: вольность и покой замена счастью»,— признается Онегин Татьяне. Он, наконец, начинает осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Тема любви в романе Евгений Онегин

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дружбы и любви.

Начинается все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны. «. Разве это в некоторой степени не об Онегине? Одной из причин, того что Онегину надоела дружба — его хандра. Но почему она овладела им, а Автором, который предстает в романе его другом — нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впрочем и балы, и светское общество) , но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья». Это так и было им обоим действительно было нечего делать — Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности — он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней. И Автор, и Онегин — они были старше Ленского — неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге — также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга. Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору «надоел. безмерно». Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт. «. Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг) . А что же Онегин?

Он уверен, что «не создан для блаженства», это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь отсутствуют — они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, которое погубит и Онегина, и Ленского!

Онегин и Ленский поссорились из-за одного случая, произошедшего на балу Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Казалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, «сброд», который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра — но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули — для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это не страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот — «любовь» Ольги, она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна — нет, она не разлюбила Онегина, просто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее — в Онегине она «должна. ненавидеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина — перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.

Итак, проходит три года, и Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке — в Петербурге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин вернулся из странствия. И теперь, встретив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине просыпается любовь. Любовь к той, которой он благородно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изменилась — изменился Онегин. Он смог «обновить свою душу». Он смог полюбить. Но слишком поздно. Нет, Татьяна не разлюбила его, но она «другому отдана» и будет «век ему верна». Татьяна, несмотря на то, что она вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.

Рефераты по литературе

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дружбы и любви.

Начинается все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны. «. Разве это в некоторой степени не об Онегине? Одной из причин, того что Онегину надоела дружба — его хандра. Но почему она овладела им, а Автором, который предстает в романе его другом — нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впрочем и балы, и светское общество) , но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья». Это так и было им обоим действительно было нечего делать — Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности — он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней. И Автор, и Онегин — они были старше Ленского — неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге — также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга. Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору «надоел. безмерно». Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт. «. Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг) . А что же Онегин?

Он уверен, что «не создан для блаженства», это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь отсутствуют — они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, которое погубит и Онегина, и Ленского!

Онегин и Ленский поссорились из-за одного случая, произошедшего на балу Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Казалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, «сброд», который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра — но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули — для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это не страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот — «любовь» Ольги, она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна — нет, она не разлюбила Онегина, просто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее — в Онегине она «должна. ненавидеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина — перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.

Итак, проходит три года, и Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке — в Петербурге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин вернулся из странствия. И теперь, встретив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине просыпается любовь. Любовь к той, которой он благородно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изменилась — изменился Онегин. Он смог «обновить свою душу». Он смог полюбить. Но слишком поздно. Нет, Татьяна не разлюбила его, но она «другому отдана» и будет «век ему верна». Татьяна, несмотря на то, что она вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.

Тема любви в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман

Тема любви в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» — это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком.

Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже «не слыхали про любовь». Когда молодой была мать Татьяны, о любви не только «слыхали», но и читали французские романы, которые определяли сознание девушек. Старшая Ларина любила, но была выдана замуж за другого. Сначала она очень горевала и плакала, но со временем смирилась и привыкла. Ее счастьем стала привычка. Пушкин формулирует это так:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

Сама Татьяна любит Онегина самозабвенно, «. без искусства, / Послушная влеченью чувства». Эта искренняя любовь сохранится в ее душе на протяжении всего действия романа. Даже будучи замужем, предпочтя исполнение долга перед мужем возможному счастью, Татьяна по-прежнему любит Онегина и, не лицемеря, говорит ему о своем чувстве.

Любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной по силе и искренности похожа на переживания Татьяны: «Он пел любовь, любви послушный. » Пушкин восхищается чувством Ленского: «Ах, он любил, как в наши лета / Уже не любят. » Другое дело Онегин. Сначала он был разочарован в женщинах

. Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум» и «. Я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства. «),

но потом понимает крах своего прежнего мироощущения. Евгений пишет Татьяне:

    Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Действительно, к другому пониманию счастья в любви приходит Онегин в конце романа:

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!

Искреннее, естественное, чистое и возвышенное, не угасающее со временем чувство воспевает автор в романе, такова его концепция любви.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: