Тема любви в лирике Александра Пушкина

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Мир лирики Пушкина богат и разнообразен. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим чувствам. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества — южный период. В это время Пушкиным были написаны южные поэмы. В поэме «Цыгане» два необычайных героя. Алеко — человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане — дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. Но впоследствии у Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени.

Пушкин проповедует самоотречение в любви. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Любовь — это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Поэт осуждает Алеко за его ревность к Земфире, отмечая, что нельзя лишать жизни другого человека.

Оставь нас добрый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним.

Не нужно крови нам и стонов

Но жить с убийцей не хотим…

В «Бахчисарайском фонтане» Пушкин также выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за ревностную любовь к хану.

Кроме южных поэм, Пушкин написал немало стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина — это радость и утонченное наслаждение для души. Любовь у Пушкина — это животворящая сила. Поэт проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека. Содержание стихотворения «Я вас любил…» отражает эти убеждения Пушкина:

Но пусть она вас больше не тревожит

Я не хочу печалить вас ничем…

Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья.

Как дай вам бог любимой быть другим…

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в то же время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил…», а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение.

Великолепным образцом интимной лирики Пушкина является стихотворение «К***», написанное в Михайловском, где поэт встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Пушкин очень романтично раскрывает образ своей возлюбленной: «чудное мгновенье», «гений чистой красоты». Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее передать черты своей возлюбленной.

Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни поэта. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством. Пробужденная душа раскрылась для любви. В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта. Первое состояние души, когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил. Второе состояние проявляется в момент душевного угнетения — воспоминание утрачено. Третье — красота появилась вновь, и поэт получает прилив вдохновенья. Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами.

Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами: Н.А. Некрасовым, А.А. Блоком, В.В. Маяковским… Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества М.Ю. Лермонтова.

Что ищет он в краю далекомЧто кинул он в краю родном. В стихотворениях. Пушкина Осень мы видим разнообразные картины зимние праздники охота помещиков от которой страдают земли крестьян катание на коньках и многое другое.

Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом который открыл золотую страницу в истории русской литературы. Во глубину души вникая строгим взором. Особое место в творчестве.

В лирике А. С. Пушкина существует множество тем но можно выделить три главные темы любовь и дружба назначение поэта и поэзии и вольнолюбивая лирика. К вольнолюбивой лирике относятся такие произведения как ода.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем например тема свободолюбия тема.

Сейчас тема человека и природы одна из ведущих в литературе. Но это не просто тема практического взаимодействия человека с окружающей средой. Это тема влияния природы на внутренний мир человека, в результате которой происходит становление духовного созерцания и нравственного начала общества

Примерный текст сочинения

8220 Евгений Онегин 8221 Александра Пушкина Роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. Необычное уже по жанру – роман в стихах. Белинский называл его “энциклопедией русской жизни”, настолько полно, чтобы не сказать всеобъемлюще, в нем отражен век – от событий исторических до незначительных бытовых деталей.

Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.

Тема любви – одна из главных в лирике с момента ее зарождения. Эту тему по-разному освещали поэты и писатели. Ведь поэзия раскрывает внутренний мир человека, самое сокровенное в нем.

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение.

Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика. Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.

«Только влюбленный имеет право на звание человека», — говорил Блок. Особенное значение чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимает в творчестве романтиков.

Центральные темы поэзии Ф.И. Тютчева — любовь и природа. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, — о, эти очи. », «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.).

Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой.

Послание — один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания — эпоха классицизма XVII—XVIII веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Сожженное письмо» Автор: Пушкин А.С. Стихотворение «Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское.

Автор: Пушкин А.С. Слово «лирика» в переводе с древнегреческого языка означает «музыкальный», «волнующий». В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события.

Автор: Пушкин А.С. Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина все-таки не высшей ценностью, как у романтиков. Страсть, преданность оказываются еще более могучими чувствами, чем влечение к свободе. И в этом – его отход от романтизма.

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике, в которой он обращается не к конкретным женщинам, а к чувствам в целом.

Автор: Пушкин А.С. И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. А. С. Пушкин Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно.

Автор: Пушкин А.С. Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до гармоничного расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.

Немаловажную роль в творчестве поэта занимает тема любви и дружбы.

Пушкин писал о любви, дружбе, чести и Родине.

Автор: Пушкин А.С. Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа и его судьбы, звучит во многих стихотворениях и произведениях Пушкина.

Автор: Пушкин А.С. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения — конфликт поэта и толпы.

Автор: Фет А.А. В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.

Общий обзор произведений «солнца русской поэзии» с наглядной демонстрацией их гуманности. Неплохая историческая основа.

_ 3Сочинение N 1 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина. Богат и разнообразен мир лирики Пушкина.Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы.Стихи Пушкина ярко

Стихотворение «» написано в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании «Северные цветы» в 1830 году. Связано с чисто личными переживаниями поэта. Оно, как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство любви неугасаемой, живой и сейчас.

Удивительное чувство охватывает душу, когда берешь в руки томик стихов Александра Сергеевича Пушкина. Этому волшебнику подвластно все. Нет такой темы, формы или жанра, в котором бы ни творил художник. Но более всего меня привлекает лирика поэта. О серьезных философских вещах он говорит с такой прелестной легкостью! Его стихи завораживают красотой формы и звучанием и при этом не теряют глубины содержания.

В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?» А.С. Пушкина? Автор: Пушкин А.С. У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло.

Автор: Пушкин А.С. Лирика, отражая жизнь, изображает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами.

Жанр послания в лирике Александра Пушкина

Послание — один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания — эпоха классицизма XVII—XVIII веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Этот жанр представлен и в творчестве поэтов-сентименталистов Батюшкова, Жуковского, оказавших большое влияние на раннюю лирику Пушкина.

Основные признаки посланий — это

Послание является излюбленным жанром Пушкина. Но в поэзии Пушкина этот жанр не оставался неизменным. Можно проследить эволюцию послания в пушкинском творчестве. Если в начале творчества произведения этого жанра имеют конкретного адресата и конкретную цель, то в поздней лирике послание содержит обобщение, и через него поэт обращается не к определенному лицу, а ко всему миру.

Тема дружбы, одна из основных в лирике Пушкина, развивается именно в посланиях. На протяжении всей своей жизни Пушкин пишет послания друзьям; самые первые из них написаны в лицейский период. Именно лицей подарил поэту первых друзей, ставших дорогими и близкими на всю жизнь. В послании «В альбом Пущину» уже в 1817 году звучит тема «священного союза» друзей:

…но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен.

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

К дружеской лирике относится послание «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. В это время Пушкин увлечен гражданскими идеалами. Надо отметить, что жанр послания был типичным и для декабристской лирики, именно в посланиях поэты-декабристы выражали свои гражданские идеи. Интересно сравнить «К Чаадаеву» с посланием Рылеева «К Косовскому». В своем послании Рылеев гражданские идеалы противопоставляет сентиментальным, интимным ценностям: наслаждению природой, нежной дружбе, любви, уединению. Рылеев отвергает эти ценности во имя гражданских добродетелей. В послании «К Чаадаеву» Пушкин соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты первого свиданья.

У Пушкина интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как у Рылеева. Наоборот, гражданская доблесть в послании Пушкина становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединяет несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к Родине.

Послания, написанные Пушкиным в период южной ссылки, имеют романтический характер. Например, в послании «Гречанке» Пушкин рисует романтический образ лорда Байрона, а в послании «К Овидию» рассказывает о судьбе великого поэта-изгнанника Овидия, находя в ней много общего со своей судьбой.

Стихотворение «К морю» хотя и имеет необычного, неодушевленного адресата, написано тоже в жанре послания. Это очень важное, переломное стихотворение для Пушкина. В «К морю» поэт прощается с морем, романтическим символом, и с романтизмом вообще. Море для Пушкина — это друг, оно дорого поэту как воспоминание о его юношеских романтических мечтах и идеалах. Послание «К морю» завершает романтический этап в лирике Пушкина, в творчестве поэта намечается поворот к реализму.

В Михайловский период количество посланий уменьшается. Зато тема дружбы звучит в посланиях как никогда сильно. Дружба для Пушкина в это время имеет особое значение: поэт находится в ссылке, вдали от друзей. «19 октября» (1825 года), написанное в жанре послания, является одним из основных стихотворений в дружеской лирике Пушкина. Оно посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями, самый дорогой для него праздник он вынужден провести в одиночестве. Но воспоминания о друзьях, о «священном союзе» делают этот день для Пушкина счастливым даже в ссылке. В послании «19 октября», обращенном к друзьям, Пушкин поет гимн лицею и союзу верных товарищей:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

К дружеской лирике относятся и послания декабристам, среди которых у Пушкина было много друзей. В послании «Во глубине сибирских руд…» Пушкин призывает декабристов хранить «гордое терпенье», верить в то, что труд их не пропал даром и мученья их не бессмысленны. Хотя Пушкин не разделял политических убеждений декабристов, для него они навсегда остались героями. В послании «19 октября 1827 года» Пушкин благословляет своих друзей-декабристов:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

В конце 20 — начале 30-х годов жанр послания в лирике Пушкина претерпевает эволюцию: прежде всего, стихотворения этого жанра теряют конкретного адресата.

В послании «Поэту» нет определенного адресата. Стихотворение содержит обобщение: Пушкин обращается к поэту вообще. Это философское послание, в нем Пушкин выражает свою философскую позицию по отношению к теме поэта и поэзии:

Ты царь: живи один.

Иди, куда влечет тебя свободный ум…

Теперь почти все послания Пушкина приобретают философскую окраску. Стихотворение «Пора, мой друг, пора…» Пушкин адресует своей жене, но в этом послании для поэта важно прежде всего выразить свою философскую концепцию:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Подобную эволюцию жанра можно проследить и в посланиях, относящихся к любовной лирике Пушкина. Послания «Ек. Ушаковой», «Кн. 3. Н. Волконской» имеют конкретного адресата, в них Пушкин выражает свое восхищение хорошенькой женщиной. Послание «К ***» — это стихотворение совсем иного плана. И хотя оно вызвано реальными событиями в жизни Пушкина — любовным романом с А. Керн, — в этом стихотворении Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви, чуждый всему земному. Поэтическим итогом всего творчества Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг…», в котором представлены элементы жанра послания. Обращаясь к музе, Пушкин говорит об истинных ценностях поэтического творчества.

Таким образом, жанр послания является одним из основных в лирике Пушкина. Пушкин обращается к нему на протяжении всего своего творчества. Причем в пушкинской поэзии происходит эволюция этого жанра. Послания, имеющие конкретного адресата, сменяются посланиями, через которые поэт обращается ко всему миру, выражая свои философские идеи. Именно в послании у Пушкина развивается тема дружбы. Этот жанр важен также для любовной лирики поэта.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Послание в стихотворениях Пушкина

Послание — один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания — эпоха классицизма XVII—ХУП1 веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Этот жанр представлен и в творчестве поэтов-сентименталистов Батюшкова, Жуковского, оказавших большое влияние на раннюю лирику Пушкина.

Основные признаки посланий — это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьбы и пожелания. Адресат послания может быть конкретным (стихотворение Пушкина «К Чаадаеву»), фиктивным ( «К Овидию») или вообще неодушевленным («К моей чернильнице»).

Послание является излюбленным жанром Пушкина. Но в поэзии Пушкина этот жанр не оставался неизменным. Можно проследить эволюцию послания в пушкинском творчестве. Если в начале творчества произведения этого жанра имеют конкретного адресата и конкретную цель, то в поздней лирике послание содержит обобщение, и через него поэт обращается не к определенному лицу, а ко всему миру.

В начале творчества Пушкин пробует себя в разных жанрах, в разных направлениях. Лирика лицейского и петербургского периодов творчества Пушкина во многом подражательна. Подражая поэтическим традициям Жуковского и Батюшкова, часто обращавшихся к жанру послания, Пушкин сам создает большое количество посланий. Среди стихотворений этого жанра ранней лирики важно отметить послания, обращенные к Батюшкову и Жуковскому («К Батюшкову», «Батюшкову», «Жуковскому», «К Жуковскому», «К портрету Жуковского»). В этих посланиях юный Пушкин, подражая своим адресатам, создает произведения, в которых проявляются характерные черты творчества названных поэтов.

Тема дружбы, одна из основных в лирике Пушкина, развивается именно в посланиях. На протяжении всей своей жизни Пушкин пишет послания друзьям; самые первые из них написаны в лицейский период. Именно лицей подарил поэту первых друзей, ставших дорогими и близкими на всю жизнь. В послании «В альбом Пущину» уже в 1817 году звучит тема «священного союза» друзей:

…но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен.
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!

К дружеской лирике относится послание «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. В это время Пушкин увлечен гражданскими идеалами. Надо отметить, что жанр послания был типичным и для декабристской лирики, именно в посланиях поэты-декабристы выражали свои гражданские идеи. Интересно сравнить «К Чаадаеву» с посланием Рылеева «К Косовскому». В своем послании Рылеев гражданские идеалы противопоставляет сентиментальным, интимным ценностям: наслаждению природой, нежной дружбе, любви, уединению. Рылеев отвергает эти ценности во имя гражданских добродетелей. В послании «К Чаадаеву» Пушкин соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные Переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты первого свиданья.

У Пушкина интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как у Рылеева. Наоборот, гражданская доблесть в послании Пушкина становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединяет несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к Родине.

Послания, написанные Пушкиным в период южной ссылки, имеют романтический характер. Например, в послании «Гречанке» Пушкин рисует романтический образ лорда Байрона, а в послании «К Овидию» рассказывает о судьбе великого поэта-изгнанника Овидия, находя в ней много общего со своей судьбой.

Стихотворение «К морю» хотя и имеет необычного, неодушевленного адресата, написано тоже в жанре послания. Это очень важное, переломное стихотворение для Пушкина. В «К морю» поэт прощается с морем, романтическим символом, и с романтизмом вообще. Море для Пушкина — это друг, оно дорого поэту как воспоминание о его юношеских романтических мечтах и идеалах. Послание «К морю» завершает романтический этап в лирике Пушкина, в творчестве поэта намечается поворот к реализму.

В Михайловский период количество посланий уменьшается. Зато тема дружбы звучит в посланиях как никогда сильно. Дружба для Пушкина в это время имеет особое значение: поэт находится в ссылке, вдали от друзей. «19 октября» (1825 года), написанное в жанре послания, является одним из основных стихотворений в дружеской лирике Пушкина. Оно посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями, самый дорогой для него праздник он вынужден провести в одиночестве. Но воспоминания о друзьях, о «священном союзе» делают этот день для Пушкина счастливым даже в ссылке. В послании «19 октября», обращенном к друзьям, Пушкин поет гимн лицею и союзу верных товарищей:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело.
Все те же мы: нам целый мир чужбина.
Отечество нам Царское Село.

К дружеской лирике относятся и послания декабристам, среди которых у Пушкина было много друзей. В послании «Во глубине сибирских руд…» Пушкин призывает декабристов хранить «гордое терпенье», верить в то, что труд их не пропал даром и мученья их не бессмысленны. Хотя Пушкин не разделял политических убеждений декабристов, для него они навсегда остались героями. В послании «19 октября 1827 года» Пушкин благословляет своих друзей-декабристов:

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

В конце 20 — начале 30-х годов жанр послания в лирике Пушкина претерпевает эволюцию: прежде всего, стихотворения этого жанра теряют конкретного адресата.
В послании «Поэту» нет определенного адресата. Стихотворение содержит обобщение: Пушкин обращается к поэту вообще. Это философское послание, в нем Пушкин выражает свою философскую позицию по отношению к теме поэта и поэзии:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум…
Теперь почти все послания Пушкина приобретают философскую окраску. Стихотворение «Пора, мой друг, пора…» Пушкин адресует своей жене, но в этом послании для поэта важно прежде всего выразить свою философскую концепцию:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Подобную эволюцию жанра можно проследить и в посланиях, относящихся к любовной лирике Пушкина. Послания «Ек. Ушаковой», «Кн. 3. Н. Волконской» имеют конкретного адресата, в них Пушкин выражает свое восхищение хорошенькой женщиной. Послание «К ***» — это стихотворение совсем иного плана. И хотя оно вызвано реальными событиями в жизни Пушкина — любовным романом с А. Керн, — в этом стихотворении Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви, чуждый всему земному.

Поэтическим итогом всего творчества Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздаиг…», в котором представлены элементы жанра послания. Обращаясь к музе, Пушкин говорит об истинных ценностях поэтического творчества.

Таким образом, жанр послания является одним из основных в лирике Пушкина. Пушкин обращается к нему на протяжении всего своего творчества. Причем в пушкинской поэзии происходит эволюция этого жанра. Послания, имеющие конкретного адресата, сменяются посланиями, через которые поэт обращается ко всему миру, выражая свои философские идеи. Именно в послании у Пушкина развивается тема дружбы. Этот жанр важен также для любовной лирики поэта.

Сочинение Жанр послания в лирике Пушкина

В лирике Пушкина послания занимают важное место. Поэт постоянно обращается к этой теме. На протяжении всех периодов творчества жанр послания претерпевал значительные изменения. Анализ этих изменений раскроет важную сторону творческого развития Пушкина, связанную с постепенным стиранием границ жанров в его лирике.
Пушкин начал свое творчество в период разложения литературной системы классификации жанров. Жанр послания в лицейском творчестве Пушкина занимает, пожалуй, ведущее место. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений Пушкина послание «К Наталье» [1813]. В Лицее Пушкин пишет послания родным («К сестре» [1814], «В. Л. Пушкину»), друзьям («Дельвигу» [1815, 1817], «К Пущину» [1815], «Князю А. М. Горчакову» [18141817], «К Каверину» [1817]), преподавателям («К Галичу» [1815], «Моему Аристарху» [1815]). Большую группу посланий составляют его обращения к женщинам («К ней», «К молодой актрисе» И815], «К Делии», «Послание Лиде» [181о], «К молодой вдове» [1817]). Этим перечислением не исчерпываются все случаи обращения Пушкина к этому жанру в Лицее. Выделим самые значительные, представляющие разные типы посланий.
В начале XIX века жанр послания приобрел особую популярность в кругу поэтов, близких Карамзину. Дружеские послания карамзинистов оказали заметное влияние на молодого Пушкина. «Городок» [1815] написан по образцу послания Батюшкова к Жуковскому и Вяземскому «Мои пенаты». Оба стихотворения, написанные трехстопным ямбом, построены по одинаковой схеме: поэт воспевает свой «укромный уголок», «смиренную хату», где его посещает фантазия и куда он призывает на скромный пир своих друзей. В мотиве мечтательной любви Пушкин еще полностью следует за учителем. Достаточно сравнить:
Волшебница явилась Пастушкой предо мной!
Я Лилы пью дыханье
На пламенных устах. . .
Покойся, друг прелестной,
В объятиях моих!
(Батюшков)
Мечты! В волшебной сени
Мне милую яви. . .
Представь, что на коленях
Покоясь у меня
В порывистых томленьях
Склонилося она. . .
(Пушкин)
Однако некоторые детали показывают самостоятельность начинающего поэта, точность описаний бытовых зарисовок. Таково описание вечернего чаепития у словоохотливой старушки, которая «всё расскажет, меж тем как юбку вяжет». .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: