Реферат на тему: Тема любви в лирике Лермонтова

Реферат на тему: Тема любви в лирике Лермонтова

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

В стихотворении «Сонет» поэт пишет: «Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между бродящими блистает облаками.» Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню.», — пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания человека — в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А что любил? Список литературы

Но вместе с тем в романе присутствуют реалистические сцены, построенные на живой разговорной речи. Романтический элемент сопровождает изображение героя и эпизоды, тесно с ним связанные. Характер Вадима принадлежит к числу тех художественных образов, которые, начиная с юношеской лирики Лермонтова и кончая «Демоном», являются художественным воплощением социально-философских размышлений и соответствующих психологических переживаний поэта. На основе глубокого протеста против несправедливости, господствующей в реальной действительности как бытового, так и социально-политического порядка, возникала для Лермонтова более общая проблема добра и зла в их противоречии. Вадим и воплощает в себе бунтарское начало протеста, причем в его сознании и действиях стираются границы между добром и злом. С этим связано и противопоставление красоты и безобразия, символизирующего противоречия в отношениях брата и сестры. Образ этот не получил у Лермонтова в Вадиме окончательного и убедительного воплощения, что может быть и было одной из причин, почему роман остался неоконченным. (См.: Е. Duchesne

Москва в произведениях Лермонтова

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия «голубых мундиров» и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: «Я Родину люблю. И больше многих». Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос.

Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова. Тема Родины прозвучала в стихотворениях «Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Русская мелодия» и многих других. Стихи этого цикла лишний раз доказывают, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом, потому что такие произведения мог написать только человек большого и глубокого ума, патриот своей Родины. «Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении «Родина». «Поэт понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно», — писал Добролюбов.

А Белинский восклицал: «Что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских!» Литература всегда стремилась исправить жизнь, в которой многое выглядит уродливо, кажется пошлым и жалким. А для этого необходимо писать искренне и достоверно, так, как это делал Лермонтов. Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал М.Ю. Лермонтов.

И осуществлению своих мечтаний поэт отдал всю свою жизнь. Его знаменитое «Бородино» воспело силу русского духа, оно известно всем. По-моему, главная мысль этого произведения заключена в том, что русский народ достоин луч шей участи, лучшей Родины, которая должна быть не мачехой, а матерью. Чем питаются лучшие русские характеры, откуда столько силы, откуда этот поразительный дух русского народа? Я думаю, страдание дает силы и закаляет дух. «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри.- не вы», — бросает Лермонтов упрек современному поколению. Куда же делось это «могучее, лихое племя», почему мельчает герой и его время, на что тратятся его силы? На все эти вопросы, поставленные в «Бородине», Лермонтов дает ответ в «Думе», «Поэте», в «Герое нашего времени».

Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

  • Ребята!
  • Не Москва ль за нами
  • Умремте ж под Москвой,
  • Как наши братья умирали!

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. «Бородино» было написано через четверть века после великой битвы. Но, к сожалению, поэта окружают люди, не способные отстоять даже собственное «я». И все же Лермонтов умеет разглядеть здоровые силы нации, увидеть в народном характере такие элементы, которые свидетельствуют о жизнеспособности России. Стихотворение «Родина» (1841 год) стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа.

Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. Если стихотворение «Бородино» наполнено чувством патриотизма, разбуженным эпизодами военной истории России, то в «Родине» появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души.

Поэт с первых же строк говорит о «странной» любви к отчизне. У Лермонтова несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: «Люблю Отчизну я, но странною любовью», «но я люблю — за что, не знаю сам», «с отрадой, многим незнакомой». Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной.

На мой взгляд, это стихотворение — предвестник тютчевской и блоковской России. Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор пьяных мужиков. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Его позиция сродни позиции Чаадаева, которую он высказал в «Апологии» сумасшедшего»:

  • «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд. этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспосабливается, все видит в розовом свете и носится со своими иллюзиями. «

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» слышится горький упрек в адрес терпеливого народа, покорившегося «мундирам голубым». Лермонтов называет Россию «страной рабов, страной господ». Однако таким образом он не хотел выразить свое презрение к Родине, наоборот, автор стремился показать свою горечь и обиду за такое глупое бездействие народа.

Позже, такое же ощущение появится и у Некрасова: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Чернышевский скажет еще более резко: «Нация рабов. Сверху до низу все рабы». Такую же безрадостную картину рисует поэт и в стихотворении «Монолог», созданном в 1929 году. Здесь автор воспроизводит гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, где одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

  • И душно кажется на Родине,
  • И сердцу тяжко, и душа тоскует
  • Не зная ни любви, ни дружбы сладкой.

Лермонтов по праву стал преемником А.С. Пушкина, великого национального поэта. К великому сожалению, жизни таких выдающихся людей были слишком короткими. Как мало времени было отпущено М.Ю. Лермонтову, но, сколько он успел сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имя Лермонтова помнят все. И как бы ни развивалась наша культура, в каком бы духовном вакууме ни находилось наше общество сейчас, имя Лермонтова никогда нс будет забыто.

Целая плеяда талантливых поэтов и писателей подхватила прогрессивные мысли этого поэта и приняла эстафету борца. Маяковский навек запечатлел Лермонтова в своей звонкой, четкой, бронзовой поэзии ритма: «К нам Лермонтов входит, презрев времена». Он писал для нас, открывая глубины иной жизни, где дух личности выше обстоятельств, потому что впереди вечность. Лермонтов это знал.

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

Богат и разнообразен мир лирики Пушкина.Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы.Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим видам чувств.Пушкинская поэзия поэзия особенно романтична во второй период его творчества-южный период.В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы. В поэме»ЦЫГАНЕ»два необычайных героя-Алеко-человек,который испорчен цивилизацией.Он из города устремляется к цыганам, пото- му что цыгане-дети природы.Доверчивые,бесхитростные они прини- мают Алеко к себе.Алеко влюбляется в Земфиру.У Земфиры появляет- ся возлюбленный-молодой цыган.Алеко убивает их обоих.Героя изго- няют из цыганского племени.По мнению Пушкина,в любви нельзя быть эгоистом.Пушкин проповедует самоотречение в любви.Любовь-это за- бота о том человеке,которого любишь,даже если ради этой заботы нужно отречься от любви.Пушкин осуждает Алеко за его ревность к Земфире.Поэт говорит,что нельзя лишать жизни другого человека. 1.Оставь нас добрый человек! 1Мы дики, нет у нас законов, 1Мы не терзаем, не казним 1Не нужно крови нам и стонов 1Но жить с убийцей не хотим. В «Бахчисарайском фонтане» Пушкин тоже выражает свое отношение к любви.Поэт осуждает Зарему за то,за что осуждает и Алеко:за рев- ностную любовь к хану.Кроме южных поэм Пушкин написал очень мно- го небольших стихотворений на тему любви и дружбы.Поэзия Пушки- на-это разгул на пиру жизни.Любовь у Пушкина-это животворящая си- ла.Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимо- го человека.Стихотворение»Я вас любил.»отражает эти убеждения Пушкина: 1Но пусть она вас больше не тревожит 1Я не хочу печалить вас ничем. Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья. 1Как дай вам бог любимой быть другим. Он желает ей всего,чего желал бы себе в её положении.Эти строки свидетельствуют об отношении Пушкина к любви,которое выражается также в стихотворении»К «.Стихотворение «Керн»Пушкин написал в Михайловском,где он встретил Анну Петровну Керн,племянницу Осипо- вых.Пушкин очень романтично показывает образ своей возлюблен- ной:»чудное мгновенье»,»гений чистой красоты».Поэт называет го- лос нежным,стараясь как можно красивее создать образ своей воз- любленной.Наступили тяжелые годы изгнанья: 1.Тянулись тихо дни мои. К новой встрече Пушкин приходит с ощушением полноты жизни: 1И сердце бьется в упоенье. Слезы,любовь,вдохновенье-вот спутники подлинной жизни Пушко- на.Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчес- твом,вдохновенье,а вместе с тем упоение жизнью и любовь,венчаю- щую эту полноту жизнеощущения.Пробужденная душа раскрылась и для творчества,и для слез,и для любви.В этом стихотворении выделяют- ся три состояния души поэта.Первое состояние души-когда перед поэтом появилась красота,которую он хорошо запомнил,Второе сос- тояние-в момент душевного угнетения воспоминание утраче- но.Третье-красота появилась вновь,и поэт получает прилив вдохно- венья.Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами.Любовь в жизни и творчестве Пушкина всег- да была страстью,воплощающие в себе ощущение жизненно полноты.

Пушкин был сам щедр на на дружбу,поэтому он всегда имел мно- го друзей,которым посвятил стихи.Стихотворение»И.И.Пущину»было написано Пушкиным в Михайловском.Пущин был первым человеком,кото- рый навестил поэта в ссылке,не смотря на запрет.Пушкин нежно от- зывается о друге: 1.Мой друг бесценный После окончания лицея выпускники решили ежегодно собираться 19 октября.В те годы,когда Пушкин был в ссылке,он не раз присылал друзьям свое приветствие,поэт сердечно обращается к бывшим ли- цеистам,говорит об их дружбе.Многие стихи Пушкина согреты нежнос- тью,чувством любви к друзьям.Это мы видим в стихотворении»19 ок- тября 1825 года».Поэт не любил богатое общество,ему приятнее был тесный круг друзей.Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями кипение ума,любовь к искусству.Такая дружба самая высокая,самая глубокая. Такое высокое содержание вкладывает Пушкин в понимание чув- ства любви и дружбы.

Таковы, например, темы любви и дружбы, взаимоотношения поколений, тема человека труда и т. п. В анализе тематики чрезвычайно важно определить, какой ее аспект — конкретно-исторический или вечный — более существен, на чем, так сказать, держится тематическая основа произведения. Так, в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева или в фадеевском «Разгроме» наиболее важными и определяющими представляются конкретно-исторические аспекты, а в пушкинском «Я вас любил…» или в «Сокровенном человеке» Платонова — вечные. Однако нередки ситуации, когда единая тема органически объединяет в себе как конкретно-исторические, так и вечные аспекты, равно важные для понимания произведения: так происходит, например, в «Евгении Онегине» Пушкина, «Бесах» Достоевского, «Мастере и Маргарите» Булгакова и многих других произведениях. В этих случаях чрезвычайно важно не упустить из виду вечные аспекты тематики, поскольку в практике школьного преподавания наблюдается очень мощная тенденция сосредоточиваться исключительно на конкретно-исторических темах, трактуя любого персонажа как «типичного представителя» того или иного социального слоя, — эта традиция восходит в нашем литературоведении к работам печально известной школы «вульгарного социологизма».[32] Между тем внимание к вечным аспектам тематики очень важно в методологическом и методическом смысле, ибо позволяет изменить угол зрения на предмет, дополнить традиционный социологический подход (вырождающийся, как правило, в унылый шаблон) пониманием универсального, общечеловеческого содержания классических произведений

Тема любви и дружбы в произведениях Лермонтова

Тема любви и дружбы особенно волновала поэта в ранней юности. Как и большинство его произведений начала 30-х годов, любовная лирика несет в себе биографические черты. Многие стихотворения посвящены Н. Ивановой («Я недостоин, может быть. », «Н. Ф. Ивановой», «Всевышний произнес свой приговор»), В. Лопухиной, Е. Сушковой и другим женщинам, с которыми поэт встречался в юности. Его любовные чувства переплетаются с рассуж­дениями о своей судьбе, своем призвании, о жизни вообще. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою. », упрекнув любимую девушку в легкомыслии, в непостоянстве чувств, поэт не без гордости говорит о своем призвании:

Юношеские любовные стихотворения отмечены трагической тональ­ностью. Любовь приносит больше огорчений, нежели светлой радости:

Хотя стихотворения адресованы в большинстве своем конкретным лицам, неповторимые черты адресатов обозначены очень слабо.

Молодой Лермонтов часто сравнивает любимую женщину с ангелом, с мадоннами Рафаэля, лишая ее черт реального земного человека:

В ранней лирике любви видна попытка Лермонтова преодолеть одино­чество. Однако надежды обманули юношу:

Вера в дружбу и любовь пришла позднее, в годы зрелости, когда поэт убедился в том, что «напрасно с враждой боролася любовь».

В лирике последних лет тоже иногда звучат грустные ноты. Но в целом она оптимистична. Поэт, веря в дружбу и любовь, преодолевает чувство одиночества. В стихотворении «Спеша на север из далека» (1837) он обеспокоен, как его, изгнанника, встретят на родине друзья:

Если человек одинок, жизнь невыносимо тяжела и бессмысленна.

Вспоминая путь своего друга А. И. Одоевского, Лермонтов с радостью отмечает, что до конца жизни

Вера в людей, способность на бескорыстную преданную дружбу — пре­красные качества человеческой души:

Если в ранней лирике чаще всего речь идет о трагическом исходе любви, о невозможности встречи влюбленных в будущем, то теперь поэт верит, что дружеские отношения можно и должно хранить в течение всей жизни. Вот два отрывка из различных стихотворений ни одну и ту же тему: Материал с сайта //iEssay.ru

Посвящение «Прости! Мы не встретимся боле. » было написано в 1832 го­ду. В стихотворении 1841 года эта тема освещена по-иному. Образ любимой поэт носит в душе, слышит ее голос, мечтает о встрече с ней:

Для любовной лирики зрелых лет характерны многообразие содержа­ния, индивидуализация лирического героя, искренность чувства, простота и естественность поэтической речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector