Тема Кавказа в творчестве Пушкина

Категория: Иностранные языки
Тип: Сочинение
Размер: 11.3кб.
скачать

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.

В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной шумят орлы

И блещут средь волнистой мглы

Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.

Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:

И хладен блеск его очей…

В очах навеки догорев,

Таятся, как в пещере лев,

Глубоко в сердце…

Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.

Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт…

Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:

Прекрасен ты, суровый край свободы!

И вы, престолы вечные природы.

Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:

Как сладкую песню отчизны моей

Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.

Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.

В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.

Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно,

Но не спасла вас наша кровь…

А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:

Презентация Кавказ в творчестве Пушкина

Презентация знакомит учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев в рамках изучения школьного предмета литературы с темой Кавказа в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Интеллектуальные, развивающие и воспитательные цели электронной презентации:

— Осознание учащимися роли Кавказа в развитии поэтической натуры А. С. Пушкина.
— Развитие коммуникативных навыков школьников, умения вести диалог, поддерживать дискуссию.
— Воспитание любви к Родине через восприятие произведений великого русского поэта.

Данное мультимедийное пособие содержит всю необходимую для изучения информацию по озвученной выше теме, и отвечает основным этапам урока изучения нового материала: организационные моменты, подготовка к активному усвоению знаний, усвоение и закрепление знаний, подведение итогов, информирование школьников о задании на дом. Структура пособия стройная и логичная, информативная и познавательная. Презентация состоит из десяти красочно иллюстрированных слайдов. Всё это позволяет педагогу с наибольшим процентом качества закрепить в памяти учащихся полученные знания, добиться повышения уровня осмысления изученного материала.

Основные блоки электронного пособия:

Кавказ — колыбель поэзии А. С. Пушкина.
Природа Кавказа.
Период второй ссылки.

Историческая тема в творчестве Пушкина

Наследие Пушкина в исторических произведениях. История «Капитанской дочки». Изображение Петра I в произведениях Пушкина. Своеобразие пушкинской исторической прозы. Традиции Пушкина-историка. Соединение исторической темы с нравственно-психологической.

Рубрика Литература
Предмет Литература
Вид презентация
Язык русский
Прислал(а) Шабашный Максим
Дата добавления 10.12.2013
Размер файла 905,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Философско-культурологические взгляды Державина, Карамзина и Жуковского, их отношение к смерти как категории бытия и её выражение в их произведениях. Оценка отношения А. Пушкина к смерти в произведениях. Гуманистическая направленность творчества Пушкина.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 02.05.2013

Идея закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи в творчестве Пушкина. Сущность противоположных тенденций в жизни дворянского общества, порожденных петровскими реформами. Проблемы исторического развития России в осмыслении Пушкина.

реферат [42,5 K], добавлен 20.02.2011

Образ «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

реферат [40,2 K], добавлен 26.11.2008

Виды и тематика лирики. Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А.С. Пушкина лицейского периода. Лирика А.С. Пушкина Болдинской осени 1830 г. Зрелая лирика А.С. Пушкина 30х годов: темы, образы, жанры. Становление реализма в лирике А.С. Пушкина.

курсовая работа [117,1 K], добавлен 02.06.2012

Отражение моды начала XIX века в литературных произведениях. Эталон красоты и модные тенденции пушкинской поры. Сравнение манеры одеваться Пушкина с героями его произведений. Изменение мужского и женского модного облика с весны 1818 г. по зиму 1837 г.

контрольная работа [34,7 K], добавлен 03.09.2009

Определение роли и значения образа Петра I в творчестве А.С. Пушкина, выявление особенностей, неоднозначности и неординарности исторического деятеля, показанного писателем (на примере произведений «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник»).

курсовая работа [35,8 K], добавлен 30.04.2014

Анализ эстетических мотивов обращения Пушкина к жанру художественной сказки. История создания произведения «Мёртвая царевна и семь богатырей», оценка его уникальности и своеобразия персонажей. Тема верности и любви у Пушкина. Речевая организация сказки.

курсовая работа [45,5 K], добавлен 26.01.2014

Знакомство с творчеством Пушкина в детстве. Сравнения детства и отрочества у Пушкина и Есенина, их литература для обучения и получение образования. Художественно-обобщённый образ, в котором переплетены черты матери и бабушки в стихотворениях поэтов.

реферат [21,7 K], добавлен 04.04.2016

Судьба гениального Пушкина. Художественная сила творчества С.А. Есенина. Судьба поэтов, их детство, юность, первые литературные шаги. Единство и духовная взаимосвязь Пушкина и Есенина. Любовь к Родине как основополагающий фактор в творчестве поэтов.

презентация [966,7 K], добавлен 04.04.2016

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов — два типа мировоззрения. Влияние кавказской темы на творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Концепции творчества Лермонтова, художественное своеобразие его произведений о Кавказе. Анализ произведений Пушкина о Кавказе.

курсовая работа [68,0 K], добавлен 15.05.2014

Кавказская тематика в творчестве Лермонтова

Ко времени обращения Лермонтова к кавказской тематике (после первых опытов 1828 г.) в русской литературе по следам пушкинского «Кавказского пленника» появилось несколько поэм о Кавказе, Но все они, за единичными исключениями, должны быть отнесены к произведениям реакционного романтизма, которые только внешне связаны с пушкинскими образцами. Эти поэмы не только чужды того сочувственного внимания к народам Кавказа, которое характеризует поэму Пушкина, но и прямо прославляют угнетательскую политику царизма на Кавказе. К кавказским народам авторы этих поэм относятся с великодержавным высокомерием. Например, А. В. Шидловский в поэме «Гребенской казак» писал: «Порывов пламенных, свободных сынам Кавказа не дано». Используя для сравнения образы кавказской природы, автор так характеризовал горцев: «Душа хладней утесов снежных, в них сердце камнем создано». Лермонтов же в изображении Кавказа развивает пушкинскую традицию. Автор «Измаил-Бея» полемизирует с поэтами реакционного романтизма, как бы прямо возражая Шидловскому:

  • Пусть будет это сердце камень
  • Их пробужденный адский пламень
  • И камень углем раскалит!

Однако следы романтической идеализации Кавказа, абсграктно-романтического подхода к событиям на Кавказе явственно выступают в поэмах Лермонтова. Отражая в «Измаил-Бее» и других поэмах первый период Кавказской войны 1817-1864 гг., Лермонтов по условиям времени не мог осознать ее подлинного исторического значения. Воспринимая кавказские горы как «свободы вечные твердыни» («Каллы»), рисуя Кавказ единственным в «стране рабов, стране господ» местом, где люди оставались верными идеалу свободы и боролись на него, Лермонтов идеализировал свободу и независимость горских народов. В. Г. Белинский писал: «. с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний! Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленным драгоценною кровию сынов ее и подвигами ее героев. И Кавказ — эта колыбель поэзии Пушкина — сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова. » (VII, 373). В «кавказских» поэмах Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелых и свободолюбивых людей, готовых пойти на все для достижения поставленной цели, готовых до конца отстаивать свою свободу. Этот идейный замысел и придавал некоторую романтическую отвлеченность лермонтовской трактовке событий на Кавказе.

В более поздней поэме «Мцыри» Лермонтов уже иначе подходит к вопросу о взаимоотношениях России и Кавказа. Упоминая во вступлении к поэме о надписи на камне, гласящей о том, как «такой-то царь, в такой-то год, вручал России свой народ», Лермонтов пишет:

  • И божья благодать сошла
  • На Грузию! она цвела
  • С тех пор в тени своих садов,
  • Не опасался врагов,
  • За гранью дружеских штыков.

Очевидно, длительное пребывание Лермонтова на Кавказе в последние годы жизни позволило ему более верно и трезво взглянуть на кавказские события. От романтической дымки свободно также и глубоко правдивое, прозаически простое изображение военных действий на Кавказе в послании «Я к вам пишу случайно; право. » (обычно называемом «Валерик»).

С кавказской тематикой связана и небольшая поэма последнего периода «Беглец» (1838), в которой Лермонтов рисует судьбу человека, изменившего своему народу. Его отвергают друг, любимая девушка, мать. Покрывая позором память изменника, народ лишает его права даже на обычный обряд погребения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: