Тема и суть романа Дубровский

Замысел романа «Дубровский» возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других», становится основой романа «Дубровский».

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа «Дубровский» является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.

» Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в «Дубровском» как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…»1

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

«Дубровский ».

Пушкин, остро чувствовавший веяния времени, еще в пору создания «Истории села Горюхина», обратился к темам и идеям, связанным с женской эмансипацией. Он набрасывает главы двух романов: «На углу маленькой площади» (1830 —1831) и «Рос -лавлев» (1831 ). В романе «Рославлев », полемизируя с «квасным патриотизмом» романа М. Н. Загоскина «Рославлев , или Русские в 1812 году», писатель задумал показать образ передовой русской женщины, истинной патриотки, самоотверженно отстаивающей свои гражданские права.

Пушкина не переставала волновать и антикрепостническая тема, настоятельно выдвигавшаяся жизнью. Крестьянство, не выдерживая деспотического гнета, продолжало бунтовать и после поражения декабристов. Особенную широту народное движение приобрело в 1830—1831 годах в связи с возникновением в южных районах страны эпидемии холеры и угрозы ее распространения. Недовольство и раздраженность крестьян Пушкин наблюдал собственными глазами по дороге в Болдино и обратно (1830 ). Наиболее смелым оказалось восстание поселенцев, овладевших городом Старая Русса в Новгородской губернии. Вслед за ними поднялись окрестные крестьяне. 3 августа 1831 года Пушкин сообщал П. А. Вяземскому: «Ужасы . Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны». Незадолго до восстания новгородских поселенцев, в июне 1831 года, Сенную площадь Петербурга заполнили многотысячные толпы бедноты, возмущенные произволом полиции. «Народ ропщет, — замечает Пушкин в „Заметке о холере“… — мятежи вспыхивают то здесь, то там».

Перед Пушкиным, давно тревожно думавшим над судьбой русского крестьянина, над социально-политическими перспективами своей родины, с новой силой встали вопросы: как решить взаимоотношения между помещиками и крестьянами? Что сулит возможность крестьянской революции? Какой наиболее правильный путь общественного развития России? Откликом на них и явилось создание «Дубровского ». Романы «На углу маленькой площади» и «Рославлев » пришлось оставить.

Работа Пушкина над «Дубровским » начата 21 октября 1832 года. Исследователи спорят о главной теме «Дубровского ». Для одних это внутрисословный дворянский конфликт, а для других— крестьянское восстание. Но эти темы осуществляются в произведении в тесном единстве: служебной является тема внутрисословного конфликта, а основной — крестьянское восстание.

Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. По словам Кистеневского Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта. Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой.

В критической литературе по-разному осознавался этот образ дворянина, возглавившего крестьянское восстание: то это попутчик народа (Д . П. Якубович, У. Р. Фохт) или борец с помещичьим государством (Л . П. Гроссман), с дворянским обществом (И . В. Сергиевский), нашедший с народом «полное взаимопонимание» (М . И. Мальцев). Но правильнее видеть в нем, на наш взгляд, временного попутчика крестьян и не в борьбе с помещичье-бюрократическим государством в целом, а со злоупотреблениями помещичье-государственной властью. Владимир Дубровский, по сути дела, не разрывает связи со своим классом и не встает на путь последовательной с ним борьбы. Он выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев. Им с самого начала не разделяется мятежно-бунтарская активность крестьян и признается борьба против несправедливости в основном лишь средствами просвещения, распространения гуманности, а не мерами вооруженного народного восстания. Поэтому его связь с крестьянами оказалась непродолжительной Но и крестьяне, проявляя стихийность, слабость, противоречия в собственной среде, покоряются приказу Дубровского, прекращают вооруженные выступления и расходятся.

Исследователи спорят о «Дубровском » — повесть это или роман? Пушкин задумал его в виде романа, более объемно, нежели повесть. Он осложнил начальный конфликт своего произведения (Троекуров — Андрей Дубровский) развернутыми сюжетными линиями (Владимир — Маша — Троекуров; Маша — Троекуров — Верейский; Владимир — крестьяне) и нарисовал широкий социальный фон. Воссоздавая ведущий конфликт своей эпохи — противоречия между дворянством и крестьянством, Пушкин заставил действовать и упомянул в этом произведении, по подсчету Т. П. Соболевой, шестьдесят пять персонажей.

«Дубровский » — социальный и социально-бытовой роман, отображающий нараставшее недовольство крестьян после Отечественной войны 1812 года, быт, нравы, психологию поместно-усадебного дворянства. В этом романе, решая задачу создания отечественной романистики, Пушкин сплавил социально-актуальную проблематику с сюжетной занимательностью, подчиняя первой вторую. Как известно, в ту пору в западноевропейской и русской литературе огромное распространение имел роман о разбойниках. А. А. Бестужев-Марлинский в обзоре литературы за 1823 год называет «разбойничьи романы» основным ее видом. Пушкин, преодолевая шаблоны романов о разбойниках, нарисовал великолепные по жизненной правде, по реалистической типизации образы: феодального самодура Троекурова; его чувствительной дочери; либерального помещика Андрея Дубровского; прожигателя жизни, хищного, бездушного лицемера, прикрывающегося светской изысканностью, космополита, англомана Верейского; приказных и крестьян.

В построении этих образов писатель применил уже освоенные им в предшествующих произведениях принципы реализма, но придал им отчетливо выраженную оригинальность. Передача внутреннего состояния скупым внешним жестом, раскрытие переживания поступком, психологии — действием, показ характеров в органическом единстве социально-типического и индивидуального, в их зависимости от окружающих социально-бытовых условий — таковы основные принципы композиции образов в романе «Дубровский ».

Острые споры пушкинистов вызывали образы Маши Троекуровой и особенно Владимира Дубровского. Встретив по дороге из церкви Владимира Дубровского, Маша отказалась от его помощи. Этот поступок вызвал упреки Белинского. Думается, что Белинский не совсем справедлив к Маше. Она не разыгрывает героиню ни до алтаря, ни после него… Машу погубили религиозные предрассудки. После церковного обряда, считавшегося ею священным, нерушимым, она, по ее понятиям, уже утеряла право выбора. Это было нелепо, с точки зрения Белинского, но непреложно, необратимо, по убеждениям Маши. Идеи эмансипации еще не коснулись ее. Для этого не пришел срок.

Образ молодого Дубровского дан в развитии: вначале честолюбивый и беспечный мот, а потом защитник угнетенных, протестант, благородный мститель. Важно отметить, что его эволюция, намеченная пунктирно в переживаниях, связанных с утратой отца, лишением всего имущества и чудовищной несправедливостью Троекурова, происходит при общении с крестьянами, под их воздействием. Но при всем том образ Владимира Дубровского не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью. Он нетипичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Дворянская оппозиционность не достигала в ту пору такой силы, которая бы определяла последовательный переход помещиков на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Поэтому Пушкину пришлось прибегнуть к идеализации своего героя и строить взаимоотношения крестьян к нему на патриархально-идиллической преданности. Кроме того, придавая Владимиру свойства увлекающейся, порывистой, страстной натуры, способной на исключительные поступки, писатель отразил эти качества и в языке.

Вспомним: «Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам…», «Вы меня губите! — закричал Дубровский». Трудно не согласиться с Белинским, сказавшим, что «Дубровский , несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим». Композиция романа, отражая остроту драматического конфликта, отличается «быстротой действия» (Белинский ). Роман начинается краткой экспозицией, очень конкретно обрисовывающей нравы, взаимоотношения, обстоятельства жизни Троекурова и Дубровского. Их крепкая дружба, удивлявшая соседей (так они были разны по положению и характерам), внезапно нарушается ссорой на псарне, составившей социальную завязку романа. Все дальнейшие эпизоды, тесня одно другое, создают увлекательную панораму усадебно-поместной жизни.

Но с седьмой главы реалистическое повествование романа теряет стилевое единство. Строго реалистически рисуются образы Троекурова, его дочери, гостей, крестьян. В романтико-мелодраматические тона окрашивается облик Владимира Дубровского. Линия Дубровского—Маши необычная, исключительная, закономерно требовала эмоционально-экспрессивных красок, остроинтрижных ситуаций. Но Пушкин, не найдя необходимых в данном случае реалистических и подчиненных им романтических средств, в явном сгущении применил банальные приемы заурядного разбойничьего, преувеличенно-авантюрного романа: двойная жизнь героя (превращение Дубровского в Дефоржа после того, как он случайно увидел, сразу полюбил Машу, дочь своего врага, и оставил мысль о мести Троекурову); парадоксальные ситуации (единоборство Дефоржа с медведем, неожиданные открытия своего истинного лица Спицыну и Маше); весь дежурный инвентарь любовной символики и связи (таинственные записки, свист и знаменательное кольцо, предупреждающие об опасности, дупло старого дуба, заменяющее почтовый ящик).

В подчеркнуто мелодраматическом ключе развертываются по преимуществу и дальнейшие перипетии взаимоотношений Маши — Дубровского: ее подневольное венчание с ненавистным Верейским, встреча свадебной кареты в глухом лесу разбойником в полумаске, перестрелка, душераздирающее расставание героев, являющееся кульминацией и развязкой любовной линии романа. Заключительная глава романа, последовательно-реалистическая по манере письма, составляет социальную кульминацию и развязку романа.

В композиции образов «Дубровского » значительная роль принадлежит пейзажу. Его предельно краткие зарисовки служат знаменательным фоном переживаний действующих лиц (горестные раздумья Владимира и Маши при сияющей луне) и средством их характеристики (березки у барского двора Дубровских и роскошный английский парк в поместье Верейского). Кроме того, пейзаж обозначает время и место происходящих событий. По замыслу Пушкина, роман должен был иметь третий том, повествующий об уединенной жизни Дубровского в Москве, о его свидании с овдовевшей Марией Кирилловной и о доносе на него полицмейстеру собственным форейтором, попавшим за буйство в полицию. Но этого не случилось. Роман, ни разу не переписывавшийся набело, остававшийся в неупорядоченных, невыправленных черновых записях карандашом, не удовлетворял Пушкина. Чем? Возможно, неуясненностыо решения социальной проблематики, взаимоотношений дворянства и крестьянства на путях общественного развития России, а также (не исключено) искусственностью образа молодого Дубровского и зависимостью сюжета романа от литературных традиций, в частности совпадением некоторых его ситуаций с пьесой «Эрнани » В. Гюго. 6 февраля 1833 года автор оставил работу над ним.

Но в «Дубровском » Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, призванного органически соединить социальность и занимательность, идейность и авантюрность, характерологию и интригу. Недаром Белинский считал, что «это одно из величайших созданий гения Пушкина».

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Дубровский
  • Это сочинение списано 189 575 раз

Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом.

Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный дворянский сын, не испытывающий недостатка в средствах, он вел обычную жизнь молодого повесы: играл в карты, кутил, влезал в долги, мечтал о богатом приданом при женитьбе. Правда, это лишь внешняя сторона его жизни. Душа его страдала без материнской любви и отцовской ласки. Он почитал своего родителя, любил родной дом, в котором прошли его детские годы.

Старый Дубровский умер, не выдержав моральных издевательств своего «друга» Троекурова, неправдой отобравшего его родовое поместье Кистиневку. Владимир узнал об этом неправедном поступке и поступил как настоящий романтический герой. Он сжег поместье и вместе с преданными ему слугами отправился разбойничать. Его поступок можно объяснить. Владимир не смог оставить ненавистному для него человеку память о самых близких ему людях. Вряд ли случайно Дубровский перед пожаром в Кистиневке «с сильным движением чувства» читает письма матушки.

Владимир Дубровский прекрасно понимал, какая жизнь ожидает его в будущем. Ему грозило нищенское существование. Безысходность толкает его на путь разбоя. Шайка, руководимая им, грабит и сжигает богатые поместья, но Покровское – усадьбу Троекурова – он не трогает, ибо там живет его возлюбленная Маша. Любовь к ней немного гасит гнев, Владимир признается, что он «отказался от мщения, как от безумства». Но остановить разбойничий произвол уже невозможно.

Нападения происходят все чаще. И хотя, проявив исключительное благородство, Дубровский по-прежнему не мстит Троекурову и не убивает князя Верейского, ставшего мужем Маши, но он продолжает неправедный промысел, который становится все более жестоким и дерзким.

Разбойничье «благородство» заканчивается самой настоящей кровавой войной и убийством офицера. Теперь уже Дубровский – убийца, а не защитник и мститель. Сам, понимая это, Владимир распускает свою банду, после чего «грозные грабежи и пожары прекратились».

Объяснить поведение Дубровского можно, а вот оправдать нельзя, ибо одна из христианских заповедей гласит: «не убий». Человека, преступившего эту черту по любой причине, поэтому и называют преступником.

Тема и суть романа «Дубровский»

Роман «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным в 1833 году, был и остается одним из главных произведений русской литературы. Несмотря на то, что действие происходит в начале 19 века, он не потерял своей актуальности и в наши дни. Главная суть произведения «Дубровский» – противопоставление двух миров – помещичьего и крестьянского.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: