Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н

В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом.

Подобные документы

Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

реферат, добавлен 12.11.2010

Изображение дороги в произведениях древнерусской литературы. Отражение образа дороги в книге Радищева «Путь из Петербурга в Москву», поэме Гоголя «Мертвые души», романе Лермонтова «Герой нашего времени», лирических стихах А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.

реферат, добавлен 28.09.2010

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость жизни — это не дает поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

сочинение, добавлен 12.09.2008

Анализ композиционной и смысловой роли дороги в произведениях русской классики. Пушкинская дорога — «карнавальное пространство». Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги. Жизнь — дорога народа в произведениях Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя.

курсовая работа, добавлен 19.06.2010

Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

топик, добавлен 02.12.2003

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души». Путешествие с Чичиковым по России — прекрасный способ познания жизни николаевской России: дорожное приключение, достопримечательности города, интерьеры гостиных, деловые партнеры ловкого приобретателя.

сочинение, добавлен 26.12.2010

История и этапы создания самой известной поэмы Некрасова, ее основное содержание и образы. Определение жанра и композиции данного произведения, описание его главных героев, тематика. Оценка места и значения поэмы в российской и мировой литературе.

презентация, добавлен 10.03.2014

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».

сочинение, добавлен 16.12.2002

Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. «Проза любви» в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

реферат, добавлен 25.09.2013

Некрасов — народный поэт. Поэт страдания. Краткие биографические сведения. Своеобразие лирики. Тема народных страданий. Образ женщин в лирике. Тема любви. Воспоминания современников о Некрасове. Вклад Некрасова в русскую литературу.

Два облика России в поэме Гоголя «Мертвые души» (Тема возрождения России в поэме «Мертвые души»)

На титульном листе поэмы «Мертвые души» изображена символизирующая путь России, коляска Чичикова. Вокруг нее множество человеческих черепов. Гоголь, при издании «Мертвых душ», захотел сам оформить титульный лист. Это было очень важно для него, книга выходила в свет одновременно с картиной Иванова «Явление Христа народу». Через все творчество Гоголя красной нитью проходит тема жизни и смерти, тема возрождения. Гоголь видел свою задачу в исправлении и направлении на истинный путь человеческих сердец, эти попытки

Есть мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь показывает страшную действительность российской жизни, воссоздает «ад» современной жизни. В последующих двух

Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо – Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу.

Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию «мертвых душ» — помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы появляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что «Мертвые души» можно назвать литературным исследованием русской жизни первой половины XIX века.

Очевидно, Гоголь не собирался противопоставлять жизнь чиновников и помещиков удушливой атмосфере жизни крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не розовыми красками. Лакей Петрушка спит, не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. И Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы,— русские люди, но не лучшие. Истинный образ народа видится, прежде всего, в описаниях умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик.

«Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного ! А Еремей Сорокоплехин ! да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ. Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные «. Так хвалится своими крестьянами Собакевич. Чичиков возражает, что они уже умерли и они только «мечта». «Ну, нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет… А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади…»

И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, будто видит их наяву, и каждый мужик получает «свой собственный характер». «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной»,— читает он и начинает представлять: «А! Вот он… вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!» Дальше мысль подсказывает ему, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил, верно, рублей сто. На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ полным сил, талантливым, живым, добрым. С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из самого сердца.

Но не всегда русские люди покорны властям. Обиды могут довести их до мести. В «Повести о капитане Копейкине» рассказывается, как герой Отечественной войны 1812 года, инвалид, обиженный чиновниками, собирает вокруг себя вольных людей, способных выступить на защиту своих интересов.

Россия встает перед нами во всем своем величии. Не та Россия, где чиновники берут взятки, помещики проматывают имения, крестьяне пьянствуют, где плохие дороги и гостиницы. А другая, в которой писатель видит Русь «птицей-тройкой». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» И образ страны-тройки сливается с образом мастера, снарядившего «дорожный снаряд». Гоголь видит Русь великой, указывающей путь другим; видится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу».

К сожалению, история рассудила по-иному. Не удалось нашей стране обогнать другие. В других чинах и обличиях ныне здравствуют Ноздревы, Чичиковы, Маниловы и Плюшкины. Да жива Русь, «птица-тройка». И не могут не послышаться, несмотря на неурядицы, «иные, доселе не бранные еще струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержия «. И хочется верить нам, россиянам, что пророческими окажутся слова писателя: «Подымутся русские движения… И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…»

Тема настоящей и будущей судьбы России — основная тема поэмы-романа. Страстно верил Гоголь в лучшее будущее России и беспощадно развенчивал «хозяев жизни», считавших себя создателями духовных ценностей и носителями высокой исторической мудрости. Образы чиновников и помещиков ничтожны и являются воплощением нравственного уродства.

Итак, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь вскрывает все недостатки и отрицательные стороны русской действительности, показывает, во что превращаются души людей. Горячо любя Россию и надеясь на ее возрождение, Гоголь хочет, чтобы люди, прочитавшие поэму, ужаснулись бы своей жизни и пробудились бы от мертвого сна. Это задача первого тома. Гоголь говорит о живой бессмертной душе России, описывая страшную действительность и рисуя перед нами в лирических отступлениях свой идеал русского народа. Перенести этот идеал в реальную жизнь Гоголь задумывал в последующих двух томах своего произведения. Но оживить мертвые души и показать переворот в душе русского человека, к сожалению, он так и не смог. Эта творческая трагедия Гоголя переросла в трагедию всей его жизни.

Мертвые души

Это вершина творчества Гоголя и, по словам В. Кожинова, наименее понятое и освоенное произведение из всех великих классических творений русского искусства слова. Начато оно в 1835 г. Когда Гоголь в письме Пушкину 7 октября 1835 г. просит сюжет, у него уже написаны три главы. Однако первоначальный замысел комического романа не получает развития, а после премьеры «Ревизора» резко меняется. Гоголь об этом писал в «Авторской исповеди» и в письме Н. Языкову: «Сатира теперь не подействует и не будет метка, но высокий упрек лирического поэта «будет много значить». Осенью 1836 г. в письме Жуковскому Гоголь назовет жанр нового произведения — поэма, и определит содержание: «Вся Русь явится в нем».

Главная идея гоголевской жизни и творчества — служение добру. Идея добра в художественных образах превращается в идеал, но путь к идеалу может лежать через отрицание зла, через его сатирическое изображение. В поэме Гоголя сатиры как отрицания нет, но есть иронический смех, цель которого — излечить, исправить. Это, соответствует авторскому убеждению: «Многое бы возмутило человека, быв представлено в наготе своей; но озаренное силою смеха, несет уже примирение в душу». Оценка произведения как сатиры встречается в статьях и высказываниях Белинского неоднократно, но лишь свидетельствует о той острой литературной борьбе, которая велась за Гоголя по выходе «Мертвых душ».

Внимание к душе, отраженное в названии (возникшее сразу, оно не менялось Гоголем), характеризует философские интересы гоголевского времени. Романтизм, обратившийся к внутреннему миру человека, обнаружил душу в самых разных состояниях. Для реалистического творчества Гоголя душа стала категорией, непосредственно связанной с положительным идеалом (вспомним начало «Невского проспекта», где идут не люди, а вещи, части одежды). Наличие души выражает у Гоголя полноценность человека (Е. Смирнова). Гибель, страдания и возрождение души определяло структуру задуманного трехтомного произведения.

Философ и теоретик романтизма Шеллинг рекомендовал строить произведения по образцу «Божественной комедии» Данте: ад, чистилище, рай. Та же идея у Гоголя, но завершен только первый том. Название поэмы символично. Мертвые души — это не вычеркнутые из ревизского списка умершие крестьяне, это омертвелые души помещиков, чиновников, несчастного, забитого народа. Символический подтекст важен для понимания поэмы.

Так символический смысл приобретает дорога: по ней движется бричка Чичикова, она связывает поместья, деревни, города, она — путь всей России, по ней летит Русь-тройка. Символичен образ сада в главе о Плюшкине. Символическую нагрузку несет проходной эпизод — смерть прокурора; городской бал и т.д.

Символический смысл произведения подсказывался при его первом издании необычной обложкой — это был рисунок Гоголя. Художественный язык обложки отражает особенности творческого мышления автора. Разнообразные бытовые предметы (бутылки, рюмки, рыба на блюде), жанровые сценки (подгулявший мужик, танцующая пара), в декоративных завитках обнаруживаются черепа, в центре обложки скелет; стул, похожий на трон, женская головка в крестьянском головном уборе напоминает корону; сапог, лапоть, мчащаяся тройка — все это есть в поэме, но не в беспорядочном виде, а во взаимозависимом движении.

Русь с одного бока открывается в четкой композиции: главы помещичьи, главы чиновничьи, последняя глава — о Чичикове, история его жизни. Организация помещичьих глав подчиняется одинаковым принципам. В них повторяется описание дома, комнаты, еды, акта купли-продажи. В то же время каждому помещику дан неповторимо оригинальный портрет с авторской подписью (дубинноголовая, исторический человек и т. д.), индивидуальный характер, субъективная реакция на происходящее. Помещики даются в окружении других лиц (семья, крестьяне и т. д.). Каждая из этих глав как законченная повествовательная история.

Чиновничьи главы построены иначе. Здесь нет имен, как у помещиков, нет индивидуальности. Чиновники не должны отличаться друг от друга (мухи на сахаре), они воплощают государство, безликую власть.

Завершающая первый том глава детально, хронологически воспроизводит и объясняет характер Павла Ивановича Чичикова, ибо такого героя ни русская жизнь, ни русская литература не знала. Композиционную стройность поэмы объясняют разными причинами. По Гуковскому, например, она связана с акцентированием зла, проступающего в персонажах. Поэтому первые даны помещики, чья власть, а, следовательно, и зло, ограничены рамками имения. Чиновники творят зло от имени государства, они могущественнее и поэтому расположены вторыми. Замыкает эту иерархию зла Чичиков, представляющий активное зло (по Гоголю — подлец). С точки зрения Аксакова, помещичья галерея начинается с Манилова потому, что именно Манилов, мечтатель, — положительное лицо.

Среди персонажей поэмы особая роль принадлежит автору. Лирические отступления — одна из форм выражения авторской позиции. Другая связана присутствием в поэме вставного эпизода — Повести о капитане Копейкине Ее толкование исследователями (Ю. Лотманом, И. Золотоусским и др.) достаточно различно.

Творческий взгляд Гоголя в «Мертвых душах» полон, целен, неразложим (А. Григорьев). Разлагать его творчество и обособлять какие-то отдельные мотивы недопустимо, ибо вне целого они теряют смысл. Национальная самокритика в поэме представляет не отрицание русской жизни, или сатирические разложение ее, а объективное раскрытие ее неразумного состояния, при котором народная субстанция не нашла себе ни осознания, ни определенной формы (В. Кожинов).

Первый том будет опубликован в 1842 г., и с этого же времени Гоголь пишет продолжение, обещание которого предсказывается в последней главе. Однако история Создания второго тома — трагические страницы биографии творчества писателя. До нас дошли отдельные главы и страницы ранней редакции, и делать решительные выводы на их основании — дело неблагодарное.
Путь проповедничества, на который вступил Гоголь, приведет к созданию сборника публицистического характера, составленного из писем автора разным адресатам. «Выбранные места из переписки с друзьями» представляют религиозно-нравственную программу возрождения человека и общества. Ее высоко ценили Л. Толстой и А. Блок.

Презентация на тему: Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Н.В.Гоголь . Поэма «Мертвые души» Учитель литературы Кирова Л.Р.МОУ ВСОШ № 2 г. Твери Тверской области

Цели урока: Вступительное занятие по: истории создания, замыслу и композиции поэмыКомментированное чтение: экспозиция и завязка поэмы – приезд П.И. Чичикова в город N.Развивать у учащихся интерес к чтению, эстетический вкус, закрепить умение обобщать материал групп, использовать диалог культур.

Начало работы над поэмой – 1835г. « Я начал было писать, не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе ответа, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры» Н.В.Гоголь.

Париж – Германия – Рим – Иерусалим — Россия «Мертвые души» писались за границей, куда Гоголь уехал после постановки «Ревизора» в тягостном состоянииНе оцененным современниками за добрые намерения служить обличением неправды, уезжает не только, чтобы пережить обиду, а чтобы обдумать «свои будущие творения» и творить «с большим размышлением».

прогулки по риму 1) З.А. Волконская 2) рис. Жуковского «Гоголь на вилле Волконской» (доклад учащихся)3) Прогулки Гоголя с В.А.Жуковским по Риму

Гоголь в Риме 1) Портрет Гоголя художника Ф.А.Моллера2) Портрет Гоголя художника А.Иванова (доклад учащихся)

Рисунок гоголя к поэме 1) Почему Гоголь выделяет слово поэма огромными буквами?2) На какие рисунки вы еще обратили внимание? Символом чего они являются?

Замысел поэмы Истоки видят в Евангелии в мысли апостола Павла: «как в Адаме все умирают, так в Христе все оживут».Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте.Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» размахом своего гнева оказалась близка карающему смеху Гоголя.

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА «МЕРТВЫЙ» В НАЗВАНИИ ПОЭМЫ Толковый словарь В.И. Даля Мертвый: 1) способный в возрождению 2) косный, бездуховный

Приезд Чичикова в город n Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?«Сюжет «Мертвые душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» Гоголь

Творческая работа Работа по группам:1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу.А)ГостиницаБ) Улица и городской садВ) Вечеринка у губернатораПодведение итогов экскурсии1) Какими приемами пользуется Гоголь при изображении города?2) Что говорится о его типичности?3) Чем интересуется Чичиков в городе?4) Что мы узнаем о Чичикове?

Домашнее задание 1) Каковы мнения чиновников и помещиков о Чичикове и почему?Губернатор ПрокурорПочтмейстерСобакевич 2) Читать 2 главу. Ставим проблемный вопрос к последующим главам:Какие же грехи опутали наших героев?

Список литературы. А.М. Докусов, М.Г. Качурин. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. Пособие для учителя. М., 1982г.Ю.М.Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Книга для учителя, М., 1988г.В.Г. Маранцман. Н.В.Гоголь «Мертвые души» Из опыта преподавания литературы: 8 кл., М., 1975г.Личность Гоголя в воспоминаниях современников. К уроку в 8 классе. Журнал «Литература в школе»№2, 1986г.В.Г. Маранцман. Изучение литературы в 9 классе. Методическое пособие для учителя. М., Просвещение, 1994г.А.Н. Семенов. Русская литература в вопросах и заданиях9-10 классы. Пособие для учителя, Владос, 2000г.В.Я. Коровина и др. Русская литература, 9 класс, практикум, М., Просвещение, 1999г.О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе .К учебнику-христоматии «Литература» 9 класс. Изд. Экзамен, М., 2005г.Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя. Калуга, 1994г.О.Г. Черных. Практикум по литературе, 9 класс. Мастерская учителя – словесника, М, Вако, 2010г.Литература, 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2011г.Н.В.Гоголь «Мертвые души» Поэма с рисунками А.Лаптева. М., Детская литература, 1967г.Статьи журналов «Литература в школе»№2 1998г, «Уроки литературы» №9 2008г.Е.С. Смирнова-Чикина. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий.Таблицы на уроках литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: