Тема денег в русской литературе

Сейчас уже сложно представить жизнь без денег. С одной стороны, мы привыкли осуждать людей, которые чрезмерно думают о своем благосостоянии. Но, с другой стороны, в глубине души мы понимаем, что думать о деньгах совершенно естественно. Ведь без денег немыслима покупка одежды, еды и т.д. Потеря большой суммы денег может стать для человека настоящей трагедией.

Поэтому вполне естественно и то, что тема денег не обошла стороной русскую классику. Из произведений русских писателей мы можем узнать их отношение к деньгах. Кроме того, часто именно отношение к деньгам помогает глубже раскрыть характер того или иного персонажа.

К примеру, герои Александра Сергеевича Пушкина относятся к деньгам по-разному. Петр Гринев относится к деньгам довольно легкомысленно в противоположность Савельичу, который крайне бережлив и знает деньгам цену. В конце концов, Пете, проигравшему деньги, становится стыдно перед старым Савельичем за свое легкомыслие, он получает урок на всю оставшуюся жизнь.

Евгений Онегин – один из тех людей, которым посчастливилось не думать о деньгах вообще. Ведь он «Всевышней волею Зевеса/Наследник всех своих родных».

Тема денег в русской литературе 19 века

Русская классическая литература (литература 19 века) известна во всем мире как литература души, литература тонкого психологизма, нравственных и философских поисков. Осмысляя окружающую действительность, русские писатели выводят ее на более высокий, духовный уровень, оценивают эту реальность с позиций души и Бога. Поэтому и тема денег в русской литературе освещена именно с этих позиций.
Пожалуй, эта тема в 19 веке довольно широко представлена у А.С. Пушкина. Его трагедия «Скупой рыцарь», входящая в цикл «Маленькие трагедии», показывает губительную силу золота, богатства. Можно сказать, что сюжет этого произведения строится вокруг денег. Рыцарь Альбер не имеет ни копейки, у него нет средств даже купить себе новый шлем. Безусловно, это унизительное положение для рыцаря, человека благородного происхождения.
Ростовщик Соломон подсказывает Альберу «выход» из создавшегося положения: отравить отца, Барона. Тогда Альберу перейдет все его наследство, все его несметные богатства. Альбер шокирован таким предложением, но и в его голову уже заползла крамольная мысль.
Таким образом, Пушкин показывает, что деньги, богатство развращают человека, заставляют его думать о преступлениях, самых страшных, самых бесчеловечных, самых безнравственных.
То, что богатство, деньги — это губительная сила, показывает и пример отца Альбера, Барона. Он очень богатый человек, подвал его замка завален сокровищами. Но этот герой не тратит их, даже своего сына он держит «на голодном пайке». Барон боится, что Альбер растранжирит все его сокровища, то, что он приобрел «кровью».
Деньги породили в Бароне страх потерять свое богатство. Он превратился в скупца, трясущегося над своими сундуками. Все интересы жизни сузились у этого до одного – наслаждаться богатством, каждый вечер перебирать золото в сундуках:
…я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Барон ощущает себя неким демоном, властителем мира, которому подвластно все, а он неподвластен никому: «как некий демон Отселе править миром я могу…», «Мне все послушно, я же ничему». Но эти иллюзии героя вскоре рассеиваются – любовь к золоту приводит к тому, что Барон сначала клевещет на своего сына, а потом вызывает его на дуэль. За это и отец, и сын лишаются милости Герцога. Узнав об этом. Барон умирает.
Тема денег, власти капитала затрагивается и в произведениях русских писателей второй половины 19 века. В то время в России появились дельцы новой формации – капиталисты с европейским образованием и новым мышлением, другой системой ценностей. Для этих людей на первое место вышли деньги, расчет, циничное накопительство. И на все в мире — людей, взаимоотношения, любовь, семью — они смотрели именно с точки зрения наживы.
Именно миру таких людей и трагедии человека, мыслящего по-другому, но попавшего в эту жизнь, посвящена пьеса А.Н. Островского «Бесприданница». У ее главной героини Ларисы Огудаловой нет богатого приданого, поэтому она не хозяйка своей жизни в мире дельцов.
Эта светлая, чистая девушка, стремящаяся к любви, является лишь вещью, красивой безделушкой для кнуровых, вожеватовых, паратовых. Ею стремятся завладеть, как пароходом «богатого барина», для престижа, статуса. О душе, чувствах Ларисы никто даже не задумывается.
Огудалова не может так жить – финал ее жизни трагичен: она погибает от руки Карандашева, такой же жертвы циничного мира денег, как и она.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» также затрагивает тему денег. Вспомним, что главный герой произведения – Родион Раскольников – задавлен нищетой. Он находится в постоянном страхе и волнении за свою семью – мать и сестру, у которых нет защитников, кроме него. Раскольников видит, что происходит вокруг него, как живут люди: в голоде, нищете, страхе потерять последнее.
Люди опускаются до такой степени, что теряют человеческий облик, свою душу. В таком состоянии они способны на что-угодно: торговать своим телом, грабить, убивать. А кто-то наживается на этом. Именно таковой является ростовщица Алена Ивановна – «паук, сосущий кровь» из людей. Раскольников решает убить это безжалостное существо, чтобы как-то облегчить страдания человечества.
Тема денег связана в «Преступлении и наказании» и с образом Лужина. Этот делец хочет жениться на Дунечке – сестре Раскольникова. И та, ради брата, даже соглашается выйти замуж за деньги этого предпринимателя. И только благодаря вмешательству Раскольникова Дуня не калечит свою судьбу.
Таким образом, тема денег в русской литературе трактуется однозначно. Деньги, богатство – зло, развращающее человека, привносящее в его жизнь горе, несчастье, разрушение, смерть. Смерть если не физическую, то духовную. Причем, деньги губят не только тех, у кого они есть, но и кто просто соприкасается с миром богачей, ловких дельцов, готовых за монеты продать дьяволу свою душу.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / Тема денег в русской литературе 19 века

Смотрите также по произведению «19 век»:

Курсовая работа: Тема денег в русской литературе

Тема денег в русской литературе

II. Основная часть

II.1 Тема денег в комедии Д. И. Фонвизина » Недоросль»

II.2 Власть золота в пьесе А. С. Пушкина » Скупой рыцарь»

II.3 Магия денег – золота в произведениях Н. В. Гоголя

II.4 Деньги как реалии жизни в романе А. И. Гончарова «Обыкновенная история»

II.5 Брачные аферы как средство обогащения в комедиях А. Н. Островского

II.6 Стихия денег в произведениях Ф. М. Достоевского

II.7 Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле «Записки охотника» И. С. Тургенева

II.8 Деньги – иллюзия реальности в рассказах А. П. Чехова

IV. Библиографический список

Деньги (богатство) — одна из «вечных» литературных тем. Вопрос о значении денег и богатства имеет долгую историю. Уже Аристотель (384-322 до н.э.) в своей «Риторике» рассматривал богатство как благо: «В самом человеке есть блага духовные и телесные, — вне его — благородное происхождение, друзья, богатство, почет. ». Идея богатства как блага, к которому стремится люди, развивалась в западноевропейской литературе. Для Отечественной литературы характерно другое решение, связанное с той частью Библейских текстов, где говорится о греховности богатства, с мыслью о том, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное». Эти Идеи развиваются в житиях святых, путь к святости которых часто начинается с отказа от богатства и раздачи своего имущества бедным.

В Писании разделены духовные и материальные ценности. Соотношение между ними обратно пропорциональное: чем меньше золота, тем богаче духовная жизнь, и наоборот. Отсюда вытекает категоричное осуждение накопительства и приобретательства, поклонения маммоне: «Никто не может служить двум господам: ибо, или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мтф. 6: 24).

В Библии слова золотой, серебряный — постоянные эпитеты, драгоценные металлы символизируют богатство и красоту. Здесь часто упоминаются золотые жертвенники, курильницы, кадильницы, сосуды, светильники и проч. Драгоценные металлы также символ власти, слепого поклонения: Аарон сооружает золотого тельца из золотых украшений, пожертвованных на него (Исход 32: 2—6). Истукан, воздвигнутый царем Навуходоносором, велевшим народам поклоняться ему, тоже был из золота (Дан. 3: 1—7).

Любовь к деньгам, золоту — источник многих человеческих пороков. Это и зависть (притча о виноградаре и работниках, возроптавших из-за неравной оплаты работы). Наконец, это предательство Иуды за 30 сребреников.

Тема денег характерна для многих произведений русской литературы, однако, трудно найти художественное сочинение, посвященное исключительно денежному вопросу. Из этого следует некоторая неопределенность роли темы денег в художественном мире. Называние денежных сумм не всегда воспринимается как элемент художественной системы. Однако во многих классических произведениях эта тема играет весьма значительную роль. Деньги, финансовое состояние персонажа — характеристика сферы действия не менее важная, чем указание на время и место. Точно названные суммы, которыми располагают персонажи, во многом определяют образ их мыслей и логику поведения. В произведениях русской классики утверждаются высокие идеалы, низменные интересы отвергаются и осмеиваются. Однако в классической литературе отражены самые разные суждения. Например, в «Бесприданнице» А.Н. Островского купец Кнуров, предлагая Ларисе ехать с ним в Париж на ярмарку, убеждает: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления» (д. 4, явл. 8). Другими словами: для больших денег не существует нравственных ограничений.

На тему денег написано много произведений, как зарубежных, так и отечественных. Особенно широко раскрыта тема денег в произведениях русских классиков.

II.1 Тема денег в комедии Д. И. Фонвизина » Недоросль»

В народном фольклоре представления о природе богатства своеобразно переплелись с основами христианского вероучения. В русских пословицах и поговорках ярко выражено превосходство духовных ценностей, бытует твердое убеждение, что деньги это зло, что счастливым человек может быть и без денег (не в деньгах счастье; денег много, да разума мало; деньга и попа в яму заведет). Хотя, в некоторых пословицах и поговорках проскакивает мысль о том, что и без денег никуда (денежка не бог, а бережет; деньга гору бьет; деньги – склока, да без них плохо). В сказках о богатых и бедных людях конфликт богатства и бедности разрешается всегда одинаково. Богатство – порок, богатый человек всегда остается в дураках, все утрачивает, при этом, наблюдается какой-то иронический оттенок. Но парадокс заключается в том, что в конце сказки бедные герои получают, то полцарства, то вдруг » станут жить — поживать, да добра наживать». Эта противоречивость объясняется неоднозначным отношением народа к деньгам и богатству.

Тема денег затронута и в произведениях русских писателей. В комедии Д. И. Фонвизина » Недоросль» мотив денег, наследства Софьи («пятнадцать тысяч годового доходу»), определяет главную интригу комедии. Простакова, забрав самовольно именье Софьи, предназначает ее в невесты своему брату. Узнав о наследстве, она меняет планы, в которые не сочла нужным посвятить Софью, и хочет женить на ней своего сына Митрофанушку. За богатую невесту начинают бороться дядя и племянник — в прямом смысле, устраивая потасовки, и в переносном — состязаясь в демонстрации своих «достоинств». С деньгами связана комическая сцена с учителями, особенно задачки Цыфиркина. С мотивом денег связан комический эффект сцен с учителями, особенно задачки Цыфиркина:

Цыфиркин. Нашли мы трое, на приклад, 300 рублев. Дошли дело до дележа. Смекни, по чему на брата?

Простаков а. Нашел деньги, ни с кем не делись. Не учись этой дурацкой науке.

Цыфиркин. За ученье жалуете в год 10 рублев. Не грех бы и еще прибавить 10. Сколько было б?

Простакова. Гроша не прибавлю. Денег нет — чего считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько (д. 3, явл. 7).

Здесь деньги названы в своем конкретном, цифровом выражении (в виде сумм: «триста рублев», «десять рублев») и в обобщающем смысле («деньги есть. денег нет», «гроша не прибавлю», т.е. ничего не дам). Цифры, деление, умножение — обычные арифметические действия. Для честного Цыфиркина, который берет деньги только за службу, арифметика — наука о справедливом делении денег, для Простаковой, привыкшей, по праву сильного, все решать в свою пользу,- о приумножении. Решение простых задач госпожой Простаковой, ее отношение к деньгам, становится наглядным примером безнравственности.

Таким образом, персонажи комедии характеризуются через их отношение к деньгам, оно отражает их нравственную суть. Если продолжить эту мысль, то окажется, что деньги являются в комедии синонимом некоторых черт характера. «Корыстолюбии», жадные до денег Простаков, Скотинин — низкие натуры. «Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч ничего не дочитаешь. » — говорит Скотинин (д. 1, вял. 7); Простаков, узнав про деньги Софьи, «сделалась ласковою до самой низости» (д. 2, вял. 2).

У положительных героев свое понимание богатства и роли денег. Как оно и следует в классицистической пьесе, в «Недоросле» герои с говорящими фамилиями Правдин и Стародум изрекают просветительские истины о пользе добродетели, о нравственной природе человека, о необходимости исполнения человеческого и гражданского долга: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Стародум); «Прямое достоинство человека есть душа» (Правдин, д. 3) и т.д. Но вот племянница, она же наследница, заявляет:

С о ф ь я. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать свое счастье. Знатность, богатство. (д. 4, явл. 2).

Стародум. Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундуки, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. . Без знатных дел знатное состояние ничто». Более того, сами представления о деньгах, их большом или малом количестве относительны, не обусловлены естественными потребностями человека: «Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». На ту же тему соотношения нравственных достоинств человека и богатства афоризмы Стародума: «Глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван — все болван» (д. 4, явл, 2).

Погоня за деньгами корыстолюбивых помещиков Простаковых и Скотинина составляет основную интригу комедии. Противостояние им честных и бескорыстных Правдина, Стародума и Милона определяет главный конфликт пьесы. В афоризмах и сентенциях Стародума отражен идеал справедливого устройства частной и общественной жизни, когда «чины», общественное признание и уважение («знатность и почтение») обусловлены трудом и добродетелями. В просвещенном обществе попытки добыть деньги нечестным путем должны пресекаться государством, незаслуженное богатство подлежит всеобщему осуждению. Сама необходимость повторять эти истины во времена Фонвизина свидетельствует о расхождении желаемого и действительного, о том, что в жизни все-таки было наоборот. Так обнаруживаются контуры общего конфликта, намеченного в пьесе, между тем, что есть, и тем, что должно быть. Конфликта, не находящего определенного разрешения в жизни.

Тема денег в русской литературе

Главные герои и способы их создания в творчестве Агаты Кристи
Здесь мы рассмотрим как героев-сыщиков, так и героев, волей случая вынужденных распутывать преступление, и, конечно же, коснёмся убийц и их психологии на страницах книг Агаты Кристи. Для начала нам необходимо составить список главных гер .

Введение.
Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок: о царе Салт .

Трагедия человека в стихии гражданской войны — (По рассказам М.Шолохова, И.Бабеля и др.)
И. Бабель «Конармия» Сборник рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны, далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных. Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые — отнюдь не .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: