Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Тема поэта и поэзии весьма обширно представлена в творчестве Владимира Владимировича Маяковского. Данная тематика волновала поэта, трогала его. В стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” поэтический стиль поэта раскрывается ярко и своеобразно.

Яркие образы, можно сказать неповторимые появляются в лирике Маяковского:
“В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето…”

Как точно и тонко передает атмосферу жаркого июльского дня поэт, словно талантливый художник с

“А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз…”

Этими строчками передает всю полноту близости человека к природе, понимание земного мироустройства, прелесть заката.

Лирический герой стихотворения бросает вызов самому дневному светилу, он сравнивает себя с ним. Поэт – это светило поэзии. Отсюда и назначение самой этой творческой профессии, а также сам смысл творчества. “Светить”, освещать жизнь светом добра, любви и красоты. В этом предназначение

Стихотворение заканчивается оптимистичными строчками, и действительно прекрасная, талантливая поэзия остается в памяти людской, любимой на века. Она “светит” всегда, согревая сердца людские.

Это знаковое стихотворение Владимира Владимировича Маяковского о творчестве. о предназначении поэзии в целом. Поэзия – солнце, которое светит людям.

И хоть создано данное поэтическое произведение в 1920 году прошлого столетия, изучают, перечитывают и любят его почитатели безграничного таланта поэта и сегодня.

Роль поэта в общественной жизни, как гражданина своей родной страны во многом волновала Маяковского. Безусловно, что и воспитательная роль поэзии занимала его мысли.

Данное стихотворение можно поставить эпиграфом ко всему творчеству этого великого поэта нашей страны.

Текст песни Владимир Маяковский — В сто сорок солнц закат пылал

Творчество и личность В. В. Маяковского как при жизни, так и после его смерти постоянно вызывали споры. Высказывались диаметрально противоположные точки зрения — от восторженного восхваления до полного отрицания.

Споры вокруг Маяковского объясняются в первую очередь неординарностью его поэзии как по содержанию, так и по форме, введением его знаменитой «лесенки», необходимость которой приходилось объяснять ему при встрече почти со всеми аудиториями. Были и другие причины, которые порождали бурные разногласия: это заданность на определенные темы, что сам поэт считал важным для того времени. Обратим внимание на то, что подчеркивает профессор К. Петросов: «Маяковский, подобно Лермонтову, жил по-особому интенсивно, всегда спешил, предчувствуя ранний конец. Эта рожденная внутренним дискомфортом «лихорадочность» порождала (помимо всего прочего) непонимание окружающими многих его слов, поступков, дел и приводила подчас к творческим срывам.

Будущим исследователям предстоит показать, как, ошибаясь, падая и вставая, шел по лестнице лет большой человек, чувствовавший себя гражданином Страны Советов и представителем всего трудового человечества. Как порывался он вперед и как все отчетливее вызревало в нем к концу вместе с болью личной неустроенности ощущение наступления сил, враждебных его неизменному идеалу, ощущение тоталитарно-бюрократической системы, которую он ненавидел всегда и с особой силой заклеймил в пьесе «Баня».

Закончить же размышления о судьбе Маяковского сегодня и завтра мне хочется пожеланием ко всем, кто собирается говорить на эту тему: пишите так, чтобы читатель увидел Маяковского — человека и поэта без «хрестоматийного глянца», но и не искаженным дурной тенденциозностью. Возможно, что пожелание это трудновыполнимо, почти романтично, но думаю, что Владимир Владимирович отозвался бы о нем одобрительно. Впрочем, лучшие произведения Маяковского сегодня непосредственно говорят с читателем, перешагнув «через головы поэтов и правительств». Вот почему мне верится, что Маяковский будет правильно понят, и притом не только в своей стране, но людьми доброй воли всей земли, которую он страстно любил и на которой успел прожить так недолго» 1 .

Осмыслить своеобразие и оригинальность, широту и значение личности Маяковского и его произведений, поспорить о том, что вызывало и до сих пор вызывает разногласия, — вот главнейшие задачи уроков и внеклассных занятий по творчеству Маяковского.

В учебник включены материалы о том, как работал и как читал свои произведения поэт, как воспринимал чтение других и как воспринимали его, как относился к классическому наследию, наконец, какую просветительскую работу вел среди населения на лекциях, диспутах, встречах и пр.

Разумеется, учитель, знающий огромный материал литературоведческих публикаций (В. Перцова, Е. Наумова, А. Михайлова, В. Катаняна, З. Паперного, П. Лавута, О. Смолы, Ю. Карабчиевского), сообщит учащимся различные точки зрения, взгляды, то, что, по его мнению, в настоящее время учащимся полезно знать для понимания такой сложной фигуры — поэта, трибуна, лектора, в то же время необычайно уязвимого, ранимого человека, каким был В. В. Маяковский. Что за работа была в окнах РОСТа, какие актерские работы им выполнены?

Для проникновенного рассказа о поэте учитель использует иконографический материал, фотографии, иллюстрации, памятники, литературоведческие труды, фильмы, рисунки поэта и пр. В сообщение учителя можно включить и небольшие высказывания школьников, которые перескажут, прочитают воспоминания близких, друзей и т. д.

Дома на основе услышанного и прочитанного готовятся собственные рассказы о поэте: каким он представляется? Какие стихотворения известны, нравятся?

Почему столь по-разному оценивают его творчество исследователи и просто читатели? Книга Ю. А. Карабчиевского 2 опрокидывает все прежние представления о поэте, его творчестве. Читателю и учащимся в дальнейшем еще предстоит познакомиться с его точкой зрения подробнее.

Сейчас они постепенно узнают и расскажут о детских годах поэта, о необычайно гармоничном домашнем быте в Багдади, рассмотрят в учебнике фотографию этого дома, внимательно вглядятся в портрет писателя. Современники говорят о необычности внешнего облика Маяковского. Осмыслят школьники и отношение поэта к революции, к дальнейшей жизни республики — что нравится и приветствуется им и от чего он приходит в негодование.

Далее чтение «Необычайного приключения » учителем, который подчеркнет основные мысли о творческой неустанной работе поэта, о сближении «целей» солнца и поэзии.

Особенно интересен будет разговор о художественных приемах, используемых поэтом, — это сравнения, метафоры, аллитерации, создание и использование неологизмов и т. д. Школьников увлечет особенная чеканка стихотворного ритма, сочетание торжественного и просторечного стилей. Пусть школьники в самостоятельных занятиях используют справочный раздел учебника (словарь литературоведческих терминов, материалы по художественному чтению).

Практика показывает, что семиклассникам нравится это стихотворение, они с удовольствием слушают его, читают сами, но от учителя зависит степень увлеченности учащихся чтением, степень понимания идей этого произведения.

«Необычайное приключение » — полушутливая беседа поэта с солнцем, фантастическая сказочная история и в то же время серьезный поэтический гимн трудной, но необходимой работе поэта:

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!

Необычность приключения — беседы с солнцем — подчеркивается различными литературными приемами и средствами. Важно, чтобы учащиеся увидели и почувствовали особый смысл и роль гиперболического описания (в сто сорок солнц, поэзия — солнце и пр.), сочетание реалистического и фантастического, чтобы почувствовали, как поэт снимает пафос будничностью разговора и как, напротив, возвеличивает этот разговор. Вот идет звучное, поэтическое начало: «В сто сорок солнц закат пылал », а рядом самая обычная констатация факта: « была жара, жара плыла », снимающая пафос. Сердитый окрик поэта («Дармоед! занежен в облака ты ») сменяется почти нежным, полным любви призывом («Погоди! послушай, златолобо ») — все это создает реалистическую картину совершенно фантастической ситуации и позволяет высказать поэту самое сокровенное.

Как понимают эти переходы учащиеся? Как воспринимают отдельные слова и выражения, неологизмы (златолобо, сонница, занежен, странная из Солнца ясь, взорим, степенность, заела РОСТа, день трезвонится, до дней последних донца и т. д.)? Зачем поэту понадобилось создавать новые слова — неологизмы?

Показывая трудности поэтической работы, можно дать возможность учащимся понаблюдать, как в черновиках различных стихотворений меняется текст, как, например, из двенадцати вариантов выбирается поэтом один, наиболее точно отвечающий идее и музыкальной стороне произведения. Некоторые учителя вместе с учащимися записывали строки стихотворений Маяковского, показывая, как они изменялись. Например, в одной из школ Москвы было прочитано стихотворение «Сергею Есенину» и показана работа над одной строкой:

1. Наши дни к веселью мало оборудованы;

2. Наши дни под радость мало оборудованы;

3. Наши дни под счастье мало оборудованы;

4. Наша жизнь к веселью мало оборудована;

5. Наша жизнь под радость мало оборудована;

6. Наша жизнь под счастье мало оборудована;

7. Для веселий планета наша мало оборудована;

8. Для веселостей планета наша мало оборудована;

9. Не особенно планета наша для веселий оборудована;

10. Не особенно планета наша для веселья оборудована;

11. Планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;

12. Для веселия планета наша мало оборудована.

«Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, — пишет В. Маяковский, — но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выдел нескольких слов» (В. Маяковский. «Как делать стихи?»).

К чему призывает каждой своей строчкой стихотворение? Во имя чего поэт готов к ежедневной изнурительной работе?

Рассматривая строчку за строчкой, отвечая на вопросы, осмысливая варианты, черновики, над которыми поэт работал, учащиеся осознают трудности поэтического творчества, готовятся к выразительному чтению стихотворения.

Самостоятельное чтение и последующее обсуждение в классе стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» дадут возможность школьникам увидеть за строчками этого произведения поэта, призывающего к состраданию, сочувствию, человека, возмущенного равнодушием окружающего мира и умеющего встать на сторону страдающего существа («Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему »). Почему «лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла»? Какова главная мысль стихотворения? Какие приемы используются поэтом, чтобы картина стала живой и ясной? И снова выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», совсем иной музыкальной тональности, совсем иного настроения, чем предыдущее. Как его лучше и правильнее прочитать?

Затем учащиеся читают статью «В творческой лаборатории В. Маяковского», основанную на воспоминаниях поэта и его друзей. Почему поэт писал «лесенкой»? Как он писал и чем интересен процесс появления стихотворений? Почему так грустны и нервны беседы со слушателями? Почему, как вы думаете, поэт стремился выступать перед публикой различных городов?

Не менее интересны ответы учащихся о том, как они представляют себе личность Маяковского.

Итак, первые беседы о поэте, первое восприятие его стихотворений, первое понимание творческой лаборатории художника, поэта, трибуна, лектора, собеседника Впереди чтение других его стихотворений, пьес, поэм, статей и литературоведческих исследований о творчестве Маяковского 3 . Но и сейчас школьники должны осознать особенности поэзии Маяковского, неоднозначность личности и творчества поэта.

Чтение стихотворных произведений Маяковского не такое простое дело. Именно поэтому в учебнике даны советы самого поэта, его рассуждения по этому поводу. Г. В. Артоболевский обращает наше внимание на следующее:

« Понимать, понимать, понимать — вот основа верного исполнения стихов Маяковского. Почему я так подчеркиваю это применительно к Маяковскому? Да потому, что некоторые исполнители позволяют себе оставлять кое-какие места непонятыми и в таком виде подносить их слушателю.

Большое значение придавал Маяковский рифме. Она была для него не только созвучием — она несла связующую смысловую функцию Стих Маяковского звучит энергично. Ритм его напрягается мыслью и волей Помните:

Не позволю
мямлить стих
и мять!

Произносить, сливая стихи, ломая акцентный ритм, не выявляя мерности ударений, съедая рифмы, — это и есть «мямлить стих и мять». Против этого поэт протестует, и этот протест вполне обоснован. Стих Маяковского, с непостоянным и относительно большим числом безударных слогов, требует маркирования ударений, иначе ритм может ускользнуть от восприятия.

Чтецу необходимо воспитывать в себе ритмичность, и тогда ощущение правильных соотношений длительности звучания и пауз будет органичным » 4

Чтение материалов учебника и слова Артоболевского помогут школьникам тщательно, сначала коллективно, затем дома, индивидуально, готовить чтение стихотворных произведений Маяковского. Важно, чтобы четко прозвучали мысли поэта о роли поэзии, труде поэта, сострадании ко всему живому, чтобы сами школьники почувствовали красоту аллитераций, метафор, сравнений, неологизмов.

В книге «Читаем, думаем, спорим » продолжается разговор об особенностях поэзии Владимира Маяковского. Семиклассники познакомятся со строчками первого и окончательного варианта «Необычайного приключения », обратят внимание на игру слов в тексте стихотворения, разгадают кроссворды.

В «Российской школьной хрестоматии» есть много стихотворений поэтов XX века (В. Брюсова, В. Иванова, А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Дона-Аминадо, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого, Я. Смелякова, В. Высоцкого, Е. Евтушенко), которые могут стать основой для уроков внеклассного чтения на темы: «О родной природе», «Марина Цветаева о Москве», «О красоте человеческих лиц и характеров», «Песни о друзьях » и т. д.

После изучения темы «Маяковский» можно провести на материале этих стихотворений урок поэзии как урок внеклассного чтения.

Особое внимание следует обратить на серьезное отношение поэта к чтению актерскому и авторскому. Школьники постараются подготовить рассказ о поэте, рассмотреть и обсудить иллюстрации к «Необычайному приключению ».

Возможна организация беседы по самостоятельно прочитанным произведениям (см.: «Российская школьная хрестоматия» — А. Аверченко. «Вечером», М. Осоргин. «Земля», В. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке»).

Эту беседу можно провести и в форме классного часа, и в форме конференции, диалогов или даже в форме вечера «Стихи и проза писателей XX века» или «Маяковский читает свои стихи», «Стихотворения писателей XX века о родине, друзьях, родной природе».

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче » В. Маяковский

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Владимир Маяковский

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему, —
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Анализ стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче », которое было написано поэтом летом 1920 года, очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. Однако автор посчитал, что солнце, каждый день путешествующее по небу одним и тем же маршрутом, является бездельником и тунеядцем, которому попросту нечем себя занять.

Однажды, наблюдая за тем, как оно «медленно и верно» спускалось за деревню, Маяковский обратился к небесному светилу с гневной речью, заявив, что «чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!». И – оказался сам не рад такому предложению, так как солнце действительно явилось к Маяковскому в гости, опалив его своим жаром: «Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!». В итоге небесное и поэтическое светила провели за одним столом целую ночь, жалуясь друг другу на то, как трудно им живется. И Маяковский осознал, что он в любой момент может отказаться от своих стихов и сменить перо, к примеру, на обычный рубанок. Однако солнце лишено такой возможности, и ему каждый день необходимо вставать и освещать землю. На фоне откровений небесного гостя автор почувствовал себя весьма неуютно и понял, что только такой самоотверженный труд может действительно изменить этот мир, сделать его светлее и чище.

В заключительной части стихотворения «Необычное приключение» Маяковский призывает каждого человека не только следовать своему призванию, но и любое дело выполнять с максимальной самоотдачей. Иначе смысл существования попросту теряется. Ведь люди приходят в этот мир с определенной миссией, которая заключается в том, чтобы «светить всегда, светить везде до дней последних донца». Поэтому нет смысла жаловаться на усталость и сетовать на то, что кому-то судьбой определен более легкий жизненный путь. Беря пример со своего гостя, Маяковский заявляет: «Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!». И этой простой фразой подчеркивает, насколько важное значение имеет работа каждого из нас, будь то поэт или же обычный труженик села.

Текст песни Владимир Маяковский — В сто сорок солнц закат пылал

Споры вокруг Маяковского объясняются в первую очередь неординарностью его поэзии как по содержанию, так и по форме, введением его знаменитой «лесенки», необходимость которой приходилось объяснять ему при встрече почти со всеми аудиториями. Были и другие причины, которые порождали бурные разногласия: это заданность на определенные темы, что сам поэт считал важным для того времени. Обратим внимание на то, что подчеркивает профессор К. Петросов: «Маяковский, подобно Лермонтову, жил по-особому интенсивно, всегда спешил, предчувствуя ранний конец. Эта рожденная внутренним дискомфортом «лихорадочность» порождала (помимо всего прочего) непонимание окружающими многих его слов, поступков, дел и приводила подчас к творческим срывам.

Будущим исследователям предстоит показать, как, ошибаясь, падая и вставая, шел по лестнице лет большой человек, чувствовавший себя гражданином Страны Советов и представителем всего трудового человечества. Как порывался он вперед и как все отчетливее вызревало в нем к концу 20-х годов вместе с болью личной неустроенности ощущение наступления сил, враждебных его неизменному идеалу, ощущение тоталитарно-бюрократической системы, которую он ненавидел всегда и с особой силой заклеймил в пьесе «Баня».

Закончить же размышления о судьбе Маяковского сегодня и завтра мне хочется пожеланием ко всем, кто собирается говорить на эту тему: пишите так, чтобы читатель увидел Маяковского — человека и поэта без «хрестоматийного глянца», но и не искаженным дурной тенденциозностью. Возможно, что пожелание это трудновыполнимо, почти романтично, но думаю, что Владимир Владимирович отозвался бы о нем одобрительно. Впрочем, лучшие произведения Маяковского сегодня непосредственно говорят с читателем, перешагнув «через головы поэтов и правительств». Вот почему мне верится, что Маяковский будет правильно понят, и притом не только в своей стране, но людьми доброй воли всей земли, которую он страстно любил и на которой успел прожить так недолго» 1 .

Осмыслить своеобразие и оригинальность, широту и значение личности Маяковского и его произведений, поспорить о том, что вызывало и до сих пор вызывает разногласия, — вот главнейшие задачи уроков и внеклассных занятий по творчеству Маяковского.

В учебник включены материалы о том, как работал и как читал свои произведения поэт, как воспринимал чтение других и как воспринимали его, как относился к классическому наследию, наконец, какую просветительскую работу вел среди населения на лекциях, диспутах, встречах и пр.

Разумеется, учитель, знающий огромный материал литературоведческих публикаций (В. Перцова, Е. Наумова, А. Михайлова, В. Катаняна, З. Паперного, П. Лавута, О. Смолы, Ю. Карабчиевского), сообщит учащимся различные точки зрения, взгляды, то, что, по его мнению, в настоящее время учащимся полезно знать для понимания такой сложной фигуры — поэта, трибуна, лектора, в то же время необычайно уязвимого, ранимого человека, каким был В. В. Маяковский. Что за работа была в окнах РОСТа, какие актерские работы им выполнены?

Для проникновенного рассказа о поэте учитель использует иконографический материал, фотографии, иллюстрации, памятники, литературоведческие труды, фильмы, рисунки поэта и пр. В сообщение учителя можно включить и небольшие высказывания школьников, которые перескажут, прочитают воспоминания близких, друзей и т. д.

Дома на основе услышанного и прочитанного готовятся собственные рассказы о поэте: каким он представляется? Какие стихотворения известны, нравятся?

Почему столь по-разному оценивают его творчество исследователи и просто читатели? Книга Ю. А. Карабчиевского 2 опрокидывает все прежние представления о поэте, его творчестве. Читателю и учащимся в дальнейшем еще предстоит познакомиться с его точкой зрения подробнее.

Сейчас они постепенно узнают и расскажут о детских годах поэта, о необычайно гармоничном домашнем быте в Багдади, рассмотрят в учебнике фотографию этого дома, внимательно вглядятся в портрет писателя. Современники говорят о необычности внешнего облика Маяковского. Осмыслят школьники и отношение поэта к революции, к дальнейшей жизни республики — что нравится и приветствуется им и от чего он приходит в негодование.

Далее чтение «Необычайного приключения.» учителем, который подчеркнет основные мысли о творческой неустанной работе поэта, о сближении «целей» солнца и поэзии.

Особенно интересен будет разговор о художественных приемах, используемых поэтом, — это сравнения, метафоры, аллитерации, создание и использование неологизмов и т. д. Школьников увлечет особенная чеканка стихотворного ритма, сочетание торжественного и просторечного стилей. Пусть школьники в самостоятельных занятиях используют справочный раздел учебника (словарь литературоведческих терминов, материалы по художественному чтению).

Практика показывает, что семиклассникам нравится это стихотворение, они с удовольствием слушают его, читают сами, но от учителя зависит степень увлеченности учащихся чтением, степень понимания идей этого произведения.

«Необычайное приключение. » — полушутливая беседа поэта с солнцем, фантастическая сказочная история и в то же время серьезный поэтический гимн трудной, но необходимой работе поэта:

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!

Необычность приключения — беседы с солнцем — подчеркивается различными литературными приемами и средствами. Важно, чтобы учащиеся увидели и почувствовали особый смысл и роль гиперболического описания (в сто сорок солнц, поэзия — солнце и пр.), сочетание реалистического и фантастического, чтобы почувствовали, как поэт снимает пафос будничностью разговора и как, напротив, возвеличивает этот разговор. Вот идет звучное, поэтическое начало: «В сто сорок солнц закат пылал.», а рядом самая обычная констатация факта: «.была жара, жара плыла.», снимающая пафос. Сердитый окрик поэта («Дармоед! занежен в облака ты.») сменяется почти нежным, полным любви призывом («Погоди! послушай, златолобо.») — все это создает реалистическую картину совершенно фантастической ситуации и позволяет высказать поэту самое сокровенное.

Как понимают эти переходы учащиеся? Как воспринимают отдельные слова и выражения, неологизмы (златолобо, сонница, занежен, странная из Солнца ясь, взорим, степенность, заела РОСТа, день трезвонится, до дней последних донца и т. д.)? Зачем поэту понадобилось создавать новые слова — неологизмы?

Показывая трудности поэтической работы, можно дать возможность учащимся понаблюдать, как в черновиках различных стихотворений меняется текст, как, например, из двенадцати вариантов выбирается поэтом один, наиболее точно отвечающий идее и музыкальной стороне произведения. Некоторые учителя вместе с учащимися записывали строки стихотворений Маяковского, показывая, как они изменялись. Например, в одной из школ Москвы было прочитано стихотворение «Сергею Есенину» и показана работа над одной строкой:

1. Наши дни к веселью мало оборудованы;
2. Наши дни под радость мало оборудованы;
3. Наши дни под счастье мало оборудованы;
4. Наша жизнь к веселью мало оборудована;
5. Наша жизнь под радость мало оборудована;
6. Наша жизнь под счастье мало оборудована;
7. Для веселий планета наша мало оборудована;
8. Для веселостей планета наша мало оборудована;
9. Не особенно планета наша для веселий оборудована;
10. Не особенно планета наша для веселья оборудована;
11. Планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;
12. Для веселия планета наша мало оборудована.

«Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, — пишет В. Маяковский, — но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выдел нескольких слов» (В. Маяковский. «Как делать стихи?»).

К чему призывает каждой своей строчкой стихотворение? Во имя чего поэт готов к ежедневной изнурительной работе?

Рассматривая строчку за строчкой, отвечая на вопросы, осмысливая варианты, черновики, над которыми поэт работал, учащиеся осознают трудности поэтического творчества, готовятся к выразительному чтению стихотворения.

Самостоятельное чтение и последующее обсуждение в классе стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» дадут возможность школьникам увидеть за строчками этого произведения поэта, призывающего к состраданию, сочувствию, человека, возмущенного равнодушием окружающего мира и умеющего встать на сторону страдающего существа («Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.»). Почему «лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла»? Какова главная мысль стихотворения? Какие приемы используются поэтом, чтобы картина стала живой и ясной? И снова выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», совсем иной музыкальной тональности, совсем иного настроения, чем предыдущее. Как его лучше и правильнее прочитать?

Затем учащиеся читают статью «В творческой лаборатории В. Маяковского», основанную на воспоминаниях поэта и его друзей. Почему поэт писал «лесенкой»? Как он писал и чем интересен процесс появления стихотворений? Почему так грустны и нервны беседы со слушателями? Почему, как вы думаете, поэт стремился выступать перед публикой различных городов?

Не менее интересны ответы учащихся о том, как они представляют себе личность Маяковского.

Итак, первые беседы о поэте, первое восприятие его стихотворений, первое понимание творческой лаборатории художника, поэта, трибуна, лектора, собеседника. Впереди чтение других его стихотворений, пьес, поэм, статей и литературоведческих исследований о творчестве Маяковского 3 . Но и сейчас школьники должны осознать особенности поэзии Маяковского, неоднозначность личности и творчества поэта.

Чтение стихотворных произведений Маяковского не такое простое дело. Именно поэтому в учебнике даны советы самого поэта, его рассуждения по этому поводу. Г. В. Артоболевский обращает наше внимание на следующее:

«. Понимать, понимать, понимать — вот основа верного исполнения стихов Маяковского. Почему я так подчеркиваю это применительно к Маяковскому? Да потому, что некоторые исполнители позволяют себе оставлять кое-какие места непонятыми и в таком виде подносить их слушателю.

Большое значение придавал Маяковский рифме. Она была для него не только созвучием — она несла связующую смысловую функцию. Стих Маяковского звучит энергично. Ритм его напрягается мыслью и волей. Помните:

Не позволю
мямлить стих
и мять!
«Сергею Есенину»

Произносить, сливая стихи, ломая акцентный ритм, не выявляя мерности ударений, съедая рифмы, — это и есть «мямлить стих и мять». Против этого поэт протестует, и этот протест вполне обоснован. Стих Маяковского, с непостоянным и относительно большим числом безударных слогов, требует маркирования ударений, иначе ритм может ускользнуть от восприятия.

Чтецу необходимо воспитывать в себе ритмичность, и тогда ощущение правильных соотношений длительности звучания и пауз будет органичным.» 4

Чтение материалов учебника и слова Артоболевского помогут школьникам тщательно, сначала коллективно, затем дома, индивидуально, готовить чтение стихотворных произведений Маяковского. Важно, чтобы четко прозвучали мысли поэта о роли поэзии, труде поэта, сострадании ко всему живому, чтобы сами школьники почувствовали красоту аллитераций, метафор, сравнений, неологизмов.

В книге «Читаем, думаем, спорим.» продолжается разговор об особенностях поэзии Владимира Маяковского. Семиклассники познакомятся со строчками первого и окончательного варианта «Необычайного приключения.», обратят внимание на игру слов в тексте стихотворения, разгадают кроссворды.

В «Российской школьной хрестоматии» есть много стихотворений поэтов XX века (В. Брюсова, В. Иванова, А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Дона- Аминадо, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого, Я. Смелякова, В. Высоцкого, Е. Евтушенко), которые могут стать основой для уроков внеклассного чтения на темы: «О родной природе», «Марина Цветаева о Москве», «О красоте человеческих лиц и характеров», «Песни о друзьях.» и т. д.

После изучения темы «Маяковский» можно провести на материале этих стихотворений урок поэзии как урок внеклассного чтения.

Особое внимание следует обратить на серьезное отношение поэта к чтению актерскому и авторскому. Школьники постараются подготовить рассказ о поэте, рассмотреть и обсудить иллюстрации к «Необычайному приключению. ».

Возможна организация беседы по самостоятельно прочитанным произведениям (см.: «Российская школьная хрестоматия» — А. Аверченко. «Вечером», М. Осоргин. «Земля», В. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: