Буква О

Из названного по этой первой строке стихотворения (1851) Федора Ивановича Тютчева (1803— 1873), которое было навеяно отношениями поэта с Е. А. Денисьевой. Обычно цитируется последнее четверостишие:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Смысл выражения: сильное чувство мешает мыслить и действовать рационально, отчего страдает тот, кто это чувство и вызывает.

Федор Тютчев
О, как убийственно мы любим

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при нашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья.
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Комментарий:
Автограф неизвестен.

Списки — Сушк. тетрадь; Муран. альбом.

Первая публикация — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 37—38. Вошло в Изд. 1854. С. 37—38; Изд. 1868. С. 143—144; Изд. СПб., 1886. С. 193—195; Изд. 1900. С. 195—196.

Печатается по первой публикации.

Датируется первыми месяцами 1851 г.; основание для этого есть в самом стихотворении, связанном с любовью поэта к Е. А. Денисьевой («Год не прошел»).

В списке Сушк. тетради есть отличия от публикуемого текста: в 11-й строке — «Ее волшебны взоры, речи», 12-й — «Горячей влагою своей», 17-й — «И где ж все это», 33-й — «Боль злую, боль ожесточенья».

«Эта злая и горькая жизнь любви убивает и губит», — заключал В. С. Соловьев в статье «Ф. И. Тютчев», перед тем как процитировать всю первую строфу. Близок к этому заключению будет и Д. С. Мережковский, когда перед цитированием стих. «О, как убийственно мы любим. » отметит: «Любя, убивал» (Мережковский.

В поэтике стихотворения отчетливо высвечивается то, что отметил Г. И. Чулков в статье «Любовь в жизни и в лирике Ф. И. Тютчева»: «Любовь Тютчева убийственна и самоубийственна».

Н. А. Бердяев с опорой на первую строфу стихотворения определил сходство в художественном воплощении «трагизма» любви у Ф. М. Достоевского и Тютчева: «Так же убийственна у него любовь, как у Тютчева. » (А. А.).

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

68284982 Всего чтений

Библиотека на мобильном

О, как убийственно мы любим

Говорят, что в деле духовного возрождения личности самое главное — постепенность и постоянство. Примечательная особенность нашего времени, мне кажется, заключается во фрагментарности наших духовных познаний и легковесном общении с Церковью.

Код вставки на сайт:

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2020

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Текст песни в — О как убийственно мы любим

Елена Святая, Елена Равноапостольная

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250—330 гг.) — мать римского императора Константина I.

Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых был обретён Животворящий Крест и другие реликвии Страстей. Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Святая Елена

Елена Святая, Елена Равноапостольная. Чаще всего, упоминая о святой Елене, имеют в виду Святую царицу Елену, мать императора Константина Великого. Это не без ее влияния император Константин принял Христово учение. Царица Елена не вмешивалась в дела политические, всецело посвящая себя добрым делам. Она была усердной покровительницей Церкви, горячей ревнительницей христианских святынь и благодетельницей имущих и страждущих. Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. А с такой просьбой к матери император Константин обратился вот почему. 28 октября 312 г. в битве у Милвийского моста через Тибр Константин разбил своего противника Максенция и взял на себя управление и Западной частью Римской империи. Победа Константину была дарована свыше. Историк Евсевий сообщает, что во время молитвы Константин увидел на небе «удивительное знамение Божие: поверх солнца появился светящийся крест с надписью «Под сим знаком победишь». В Иерусалиме царица Елена ревностно принялась за розыски Креста Господня. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Он возымел мысль отличить святое место каким-либо памятником, достойным его. Так на месте том был возведен храм Воскресения Христова. Старанием святой Елены храмы были построены и в других святых местах. Царица много пеклась об их украшении и снабжении всем необходимым для богослужения. Ею было разыскано много святых реликвий, в том числе и хитон Иисуса Христа. В Константинополь она возвращалась с частью Животворящего Креста Господня и найденными вместе с Крестом гвоздями, которыми было пригвождено Тело Господа. Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет в 327 году на руках своего сына и внука Констанция. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Но была еще одна Елена — святая преподобная Елена Сербская, королева, мать святых Стефана Милютина, короля Сербского, и брата его Драгутина. По происхожению из французского королевского рода, приняв Православие, она вышла замуж за короля Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала двоих сыновей. Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и умерла 8 февраля 1306 года.

А о святой мученице Елене известно лишь то, что ее отец — святой апостол Алфей (из числа 70-ти) происходил из галилейского города Капернаума и был отцом апостолов Иакова Алфеева и Матфея.

Святые мученики Аверкий и Елена, по преданию, были детьми святого апостола Алфея. За исповедание веры в Иисуса Христа, святой Аверкий был привязан нагим среди пчельника. Он мученически скончался от укусов пчел. Сестра его, святая Елена, была побита камнями. Святая Равноапостольная великая княгиня Российская Ольга, во Святом Крещении Елена. Древние летописи говорят, что святая княгиня Ольга была славянкой из Псковской земли, и языческое имя ее было Прекрасна. Ольга обратилась в христианство в Киеве, но крестилась она в Константинополе в 955 году приняв во Святом Крещении имя Елена, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью:»Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: