Выстрел» и «Дубровский»: содержание и анализ

Главный герой произведения выстрел – угрюмый, загадочный человек, бывший гусар Сильвио. Однажды возле городка, в котором жил Сильвио остановился военный гарнизон. Офицеры начали близко общаться с бывшим воякой, и в скором времени поняли, что Сильвио хранит какую-то тайну.

«Выстрел»: краткое изложение

Однажды за карточной игрой, бывший гусар рассказал свою историю, которую на протяжении долгих лет скрывал. Он – прекрасный стрелок и однажды вызвал на дуэль своего обидчика. Противник промахнулся, и когда Сильвио начал готовится к ответному выстрелу, он безразлично начал кушать вишни, которые принес с собой и спокойно ожидать своей смерти.

Эта ситуация разозлила Сильвио он отказался стрелять в своего дуэлянта. Противник, уходя из поля боя, сказал, что Сильвио может использовать свой выстрел в любое удобное для него время. После того, как мужчина рассказал свою историю офицерам, он поделился своими планами на ближайшее будущее: его бывший противник через несколько дней должен был жениться на молодой и красивой девушке, и накануне свадьбы Сильвио решил воспользоваться правом своего выстрела.

Стрелок хотел посмотреть, как его бывший дуэлянт будет смотреть в лицо смерти перед бракосочетанием, будет ли в его глазах прежнее равнодушие. Спустя несколько лет, один из офицеров случайно встретился с графом, в которого собирался стрелять Сильвио.

Увидев нечеловеческий ужас в глазах графа, Сильвио не стал в него стрелять – ему было достаточно увидеть страх своего давнего недруга. От графа офицер узнал, что Сильвио вернулся к военному делу и нашел свою смерть в одном из боев.

«Дубровский» краткое содержание

Повесть «Дубровский» начинается с конфликта двух помещиков – К. П. Троекурова и А. Г Дубровского. Троекуров решает отнять у Дубровского его родовое поместье псевдо законным путем. Старый и больной Дубровский не выдерживает судебной волокиты и умирает на руках своего сына.

Младший Дубровский перед смертным ложем своего отца клянется помститься его противнику. Чтобы поместье не досталось Троекурову, Владимир Дубровский поджигает его. Спустя некоторое время по округе начинается волна вооруженных разбоев, в причастности к котором местные жители подозревают младшего Дубровского.

Однажды Троекуров нанял ля своего внебрачного сына учителя французского языка. Между новоприбывшим учителем и дочерью хозяина поместья возникают любовные чувства. Спустя некоторое время учитель французского языка признается, что он Дубровский. До этого времени, маскировавшегося под француза Владимиру, удалось разузнать в семействе все подробности фальсифицированного против его отца дела.

Дочь Троекурова собирается выходить замуж за другого человека, но уговаривает своего жениха отказаться от нее, чтобы тайно убежать к Дубровскому. Жених оставался непреклонным, и день свадьбы все-таки был назначен. Маша надеялась на то, что Дубровский придет ночью и похитит ее, но ожидания девушки не оправдались.

На следующий день, когда Маша в подвенечном платье стояла перед алтарем, в церковь ворвалась толпа разбойников, которые говорят Маше о том, что она может идти за ними к Дубровскому. Но девушка уже успела повенчаться и отвечает им, что уже замужняя женщина. Дубровский, мучимый предательством любимой, уехал заграницу, после чего разбои в округе прекратились.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Героический эпос как миф и былина: герой богатырь и героический характер
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Муму» и «Бирюк» Тургенева: анализ и краткое содержание

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А.Пушкина и М.Лермонтова

В период расцвета русской литературы, названный впоследствии Золотым веком, читатель сформировался особенный – проницательный, ищущий отражения жизненного водоворота событий в произведениях тех писателей и поэтов, чье творчество он выделял или чьим произведениям отдавал своё читательское предпочтение. На первую ступень литературного пьедестала и проницательный читатель Золотого века, и современный читатель века стремительных скоростей, несомненно, ставил и ставит два великих имени: А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Ярчайшие представители русской литературы, ознаменователи ее расцвета, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, занимают особое место в истории русской классики. Живое вещество их произведений действует на умы читателей и заставляет сердца их биться чаще, удивляться тонкому подходу к раскрытию образов героев их бессмертных произведений.
Для раскрытия и верного понимания литературного образа существуют множество приемов в композиции и сюжете произведения. Читателю более известен композиционный приём сна («Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского). Не менее важным для понимания характера литературного героя является его изображение в кульминационные моменты повествования, например, в момент погони.
Наиболее захватывающие и яркие сюжетные ситуации погони представлены в романе А.С. Пушкина «Дубровский» и в произведении аналогичного жанра М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В обоих случаях погоня является кульминацией и внешних обстоятельств, и развития внутреннего мира героев.
А.С.Пушкин смог в «Дубровском» широко и правдиво отобразить картину помещичьего провинциального быта и нравов начала XIX века. В.Г. Белинский по этому поводу заметил: «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью». Действительно, один из героев произведения, богатый и властный, избалованный жизнью Троекуров, — ужасающее порождение феодально-крепостнической действительности времен Екатерины. Одной из примет этого времени были неравные браки. По сюжету романа самодур-помещик Троекуров решил выдать свою дочь за старика Верейского. «Европеец» Верейский сочетает в своем образе лоск, внешнюю культурность с такими же феодальными задатками, как и отец Марьи Кирилловны. Он добивается брака с девушкой, которая искренне любит другого. Единственное спасение для девушки – бежать с любимым, но обстоятельства против неё: о её намерении узнает отец, день венчания неумолимо приближается, вестей от любимого нет. Чуда, на которое так надеялась девушка, не произошло – обряд был совершён. Чтобы представить читателю сложный внутренний мир своих героев, автор включил в свое повествование сцену погони. Она представлена практически в самом конце повествования, в XVIII главе (последняя – XIX). Ситуация разворачивается на пути из церкви, где уже произошло венчание. Дубровский со своими людьми внезапно нападает на карету, пытаясь освободить свою невесту. С появлением звуков погони в общей картине меланхолии и чувства отчаяния появляется заметное оживление. За несколько строк Пушкин подгоняет повествование далеко вперед, сюжет становится намного динамичнее. Разбойники и герой-романтик уезжают так же внезапно, как и появляются, оставив Марью в смятении. Ее позиция чести и уважение уже сделанного (хоть и не ею самой) выбора не позволяют бросить все и убежать с Дубровским, о чём она ему немедленно сообщает. Дубровский мгновенно ломается: «боль раны и сильные волнения души лишили его силы». Последняя погоня Дубровского за своей любовью оказалась напрасной, но она в любом случае должна была совершиться. Владимир – человек волевого и сильного характера. Его даже можно назвать отщепенцем по отношению к помещичьей среде, потому что он бунтарь. Однако автор не делает его выразителем бунтарского настроения крепостного крестьянства, он бунтарь по личным мотивам. Это доказывается его решением поджечь дома с приказными внутри. Его целью было не убийство, он, вероятно, не захотел отдавать дом своего отца и заодно припугнуть подлых приказных. Дубровский не кровожаден, но справедлив. Даже разбойничья шайка, которая действует под его началом, нападает «не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста». Работая учителем у Кирилы Петровича, он оказывается в одной комнате с медведем, но не теряется, а сразу стреляет в него из пистолета, который всегда носит с собой. Все эти факты показывают, насколько чувства Дубровского подчинены разуму, а благородие сердца стоит для него самого выше всего. Когда Марья Кириловна, собрав все свои силы, с твердостью сказала о том, что перед Богом она стала женой другого и, несмотря на преследование кареты с молодожёнами, он все равно опоздал, Дубровский понял: борьба с Троекуровым закончилась. Герой-бунтарь навсегда оставляет родные места. Погоня, обострившая чувство мести, вернула молодого Дубровского к позиции долга и ответственности за свои поступки.
Погоня у Лермонтова в «Герое нашего времени» начинается со слов «Я как безумный выскочил на крыльцо…». Вообще, именно эпитетом безумная можно точно обозначить характер этой погони. Главный герой, Печорин, бежит за той, кого не хочет терять, однако только в момент перед погоней за своей возлюбленной Верой он это осознал и принял. Поводом для этого послужило откровенной письмо Веры, в котором она признается Печорину в вечной любви и говорит о том, что уехала в Пятигорск с мужем. Печорин сорвался сразу, как только прочел послание до конца. В момент погони герою не до проносящихся перед его взором картин, он не замечает красоту окружающей природы. Им владеет одна только мысль: догнать Веру. Печорин требует от себя только действия, поэтому в сцену погони не включены эпитеты, метафоры – сцена изобилует глаголами. Динамичность повествования передает желание героя удержать погибшее счастье. Порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня – все это искренне! Мы видим, что перед нами не холодный и расчётливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от нестерпимого уже одиночества человек. Все его эмоциональное и психическое состояние достигло пика своего выражения, и все его чувства слились в одну большую энергетическую волну, которая стихийно накрыла Печорина и оставила на некоторое время под собой. «Я молился, проклинал, плакал, смеялся…» — вся его эмоциональная палитра была затемнена, когда он понял, что у его коня не хватит сил доскакать до Пятигорска. А там Вера. А там надежда на прощение. Там другое, возможно, новое начало… Но все оказалось напрасным. Через день он все-таки уезжает из Ессентуков, но уже без той лихорадочности, с которой продолжалась его погоня. По дороге Печорин видит труп своего коня, но только вздыхает и отворачивается. Его одолевает жалость к самому себе и собственной неудаче. Печорин склонен анализировать свои даже самые безрассудные поступки: «Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию». Повествование в романе зиждется только на одном – на душевном состоянии героя. Все вокруг имеет его точную и хладнокровную оценку, но только не Вера. Чем больше он старается разобраться в своем к ней отношении, тем больше он путается. Печорин бросается за ней в погоню, потому что не хочет отдавать ее мужу, он точно знает, что больше никого не сможет полюбить так же чисто и сердечно, как Веру. Погоня в «Герое нашего времени» является ключевым моментом в понимании истинного характера Печорина. Ее дополняет глава «Фаталист», конечная в смысле композиции и в смысле законченности характера главного героя.
Обе эти погони – результат внезапного, неожиданного порыва героев. Для Дубровского это запоздалая весть о венчании Марьи, для Печорина – письмо Веры. Оба героя мчатся навстречу женщине, которая априори их уже отвергла. Однако в случае с Печориным читатель не знает наверняка, откажет ли она ему или ее сердце снова растает при виде возлюбленного. Но последняя ситуация заведомо невозможна, так как Печорин не способен вовремя нагнать Веру. Многие тонкие психологические линии характера героя поломались бы, если Лермонтов допустил такой ход событий.
Сюжет в обоих романах различен: у Пушкина роман разбойничий, а у Лермонтова психологический. Александр Сергеевич делает ставку больше на происходящие с героем и вокруг него события, стараясь избегать такой широкой оценки личности героя, к которой прибегает Михаил Юрьевич. Однако ситуации погони в этих романах композиционно являются одной и той же частью – кульминацией. В «Дубровском» эта погоня является перед читателем в самом конце романа, однако известно, что произведение автором не окочено. Поэтому можно предположить, что Владимир будет снова добиваться руки девушки, объявившись перед князем и вызвав его на дуэль. Для Печорина во время погони происходит торжество чувств над вечно холодным и рациональным разумом, своего рода кульминационный психологический момент. Но у «Героя», в отличие от «Дубровского», есть логичный конец. Читатель доподлинно узнает о кончине Печорина, но неизвестно, при каких обстоятельствах она произошла, так как Григорий Александрович, как и Дубровский, скрылся в неизвестном направлении и с неизвестной целью.

8132 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А.Пушкина и М.Лермонтова

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Сюжет произведения дубровский пушкина

Название работы: Произведение: Дубровский

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Цели урока: 1 Познакомить учащихся с жанром романа. 2 Познакомить учащихся с историей создания романа Дубровский. Пушкина Сегодня Вова как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа.

Дата добавления: 2014-05-30

Размер файла: 18.94 KB

Работу скачали: 9 чел.

Домашнее задание на понедельник – внимательно прочитать в учебнике раздел «Для вас, любознательные!» на странице 164 (история создания романа) и раздел «О романе «Дубровский» на странице 162. Быть готовыми кратко рассказать историю создания.

Индивидуальное задание: кратко рассказать о романе, как жанре литературы.

Всем иметь с собой текст произведения.

Тип урока : Комбинированный.

Цели урока : 1) Познакомить учащихся с жанром романа. 2) Познакомить учащихся с историей создания романа «Дубровский». (озвучить цели).

__________________________________________
Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас на столах. У всех должен быть с собой текст произведения. Успокоились? Все готовы? Садитесь.

Сегодня мы должны с вами хорошо поработать, тема очень интересная. Текст, с которым мы работаем, тоже очень интересен.

Все вы прочитали «Дубровского». Понравилось ли оно вам? Наверняка каждый из вас выделил любимых и нелюбимых героев? Хорошо

Скажите, ребята, что нужно сделать в первую очередь перед тем, как начать изучать текст, анализировать его? (определить жанр)

Какие жанры литературы вы знаете? (повесть, рассказ, роман (!)). Верно, а какому жанру относится произведение А.С. Пушкина Сегодня Вова (?) как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа. Пожалуйста, Вова(?).

Теперь давайте с вами запишем несколько определений, дабы мы могли разобраться с нашим текстом.

Сейчас кто-нибудь один прочитает нам из учебника определение «романа». Пожалуйста, Захар. Откройте страницу 164 в учебнике. Захар, прочитай нам определение.

Роман (фр. Roman — повествование) – крупное эпическое произведение с разветвленным, развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Другие ключевые определения:

Роман (фр. Roman — повествование) — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Ребята, а что такого вы услышали во втором определении, чего не было в первом? (сюжет разветвлен, много действующих лиц).

А кто из вас может объяснить что такое сюжет?

Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) — последовательность и связь событий в художественном произведении.

Скажите, текст «Дубровского» имеет названные нами основные черты – широкое пространство, значительное время, многообразие действующих лиц, разветвленный сюжет? (имеет). Значит, «Дубровский» — это… (роман).

Скажите, а это первое ваше знакомство с жанром романа, или вы уже с ним встречались? (первое).

Итак, Вова рассказал нам о жанре романа, мы определили, что «Дубровский» — это роман. Теперь нам пора обозначить тему, для которой мы оставили место. Что ж, тема нашего сегодняшнего урока «Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел».

Для жанра романа не является редкостью тот факт, что основой для его написания служат реальные события. Дома я просил вас прочитать в учебнике раздел об истории создания романа. Давайте проверим насколько внимательно вы читали. Закройте учебники. Сейчас вы будете отвечать на вопросы об истории создания романа.

1) Какова фамилия Пушкинского друга, рассказавшего ему историю, которая послужила основой для написания романа? (Нащокин)

2) А кто послужил прообразом для Дубровского? (бедный дворянин Островский)

3) А что общего у Островского с Дубровским? (бедный дворянин, судился с соседом за землю, был выгнан из именья, остался с одними крестьянами, начав разбойничать).

4) Ребята, а кто-нибудь знает, почему Пушкин не оставил главному герою фамилию Островского, а поменял ее на Дубровского? (потому что существует другая легенда).

Существует легенда, частично, правда, подтвержденная историческими фактами (ребята, слушаем внимательно, вы должны услышать, что общего у легенды с текстом Пушкина, и какова связь этой легенды с рассказом Нащокина):

«Предание рассказывает, что в давние времена жил во Владимирском уезде в селе Язвицы некий помещик Дубровский. В молодости он был офицером, а потом, выйдя в отставку, вел беспорядочную жизнь, враждовал с соседями по имению и, будто бы, составив из своих крепостных шайку, не гнушался разбойничать на большой дороге — «владимирке». Однако потом барин-грабитель влюбился в дочку одного из землевладельцев, но ее родители отказали ему. Тогда Дубровский решил похитить невесту, но погоня, посланная вдогонку, настигла беглецов за деревней Болдино на пути в Москву. В итоге девушку выдали замуж за другого. А Дубровский, потрясенный крахом своих надежд, полностью переменил образ жизни, обратился к Богу, щедро жертвовал на храмы и монастыри, а потом выстроил церковь и в своей усадьбе. Рядом с ней его и схоронили. Узнав во время посещения окрестностей Язвиц (к тому времени это село именовалось Омофорово) об истории Дубровского, Пушкин, поразился тому, что деревня, близ которой настигли влюбленных, называется так же, как его родовое имение. Запомнив услышанное, Александр Сергеевич, будто бы, и дал его фамилию главному герою нового романа, позаимствовав и кое-что из биографии того самого Островского».

Итак, ребята, как вы поняли – Дубровский это образ, включающий в себя сразу двух исторических персонажей – Островского и Дубровского. Собственно, мы можем сказать, что и сюжет романа по большей части имеет исторические корни.

А кто нам скажет, в какие годы происходит действие романа? Дам вам прямую наводку: В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года . А теперь прочитайте первое предложение первой главы. (значит, действие происходит в 1820-е годы). В курсе истории вы еще не дошли до этого времени, но, тем не менее, попробуйте, опираясь на свои знания, сказать, что это за время было для России? Что тогда происходило? (царская власть, крепостное право, сословное деление, дворяне и крестьяне – основные сословия. У дворянина было имение, была земля, были крепостные крестьяне. Жениться или выходить замуж можно было только за человека своего же сословия. Те, кто ниже статусом, не считались за людей).

Итак, ребята, все верно. Теперь для нас стала понятной ситуация в России начала 19го века и, как следствие, понятнее события, происходящие в романе «Дубровский». В начале урока мы поставили с вами две цели (напомнить цели). Достигли ли мы их? (Достигли). Что ж, вы все молодцы. Теперь запишем домашнее задание.

Резервное задание : рассмотреть концовку произведения и сравнить с легендой (дети сами должны найти разночтения и сходства).

Раскрытие проблемы чести и бесчестия в произведениях Пушкина

Проблемы чести и бесчестия Пушкин касается во многих произведениях. «Полтава», «Дубровский» — вот небольшой перечень текстов, в которых сюжет строится на раскрытии этих понятий. В повести «Капитанская дочка», опубликованной незадолго до смерти Пушкина, данная проблема заявлена поэтом уже в эпиграфе. «Береги честь смолоду», — советует поэт читателю и знакомит его с испытаниями, выпавшими на долю его героев, в которых они проходят своеобразную проверку на прочность. Проблема чести и долга затрагивает всех героев повести: как главных, так и второстепенных. Рассказ о событиях Пугачёвского бунта Пушкин доверяет юному дворянину. Такой выбор неслучаен: поэту нужен беспристрастный свидетель, который благодаря своей молодости и неискушённости ещё не успел приобрести консервативные взгляды и способен объективно оценить произошедшие события, участником которых ему довелось стать.

К тому же герой родился и вырос в мелкопоместной дворянской среде, что важно для авторской концепции: лучшие пушкинские герои — выходцы из провинции, они близки простому народу и не испытали на себе тлетворного влияния высшего света. Однако поэт не идеализирует своего героя, он рисует как положительные стороны его натуры — порядочность, благородство, отсутствие дворянской спеси, наличие высоких идеалов, так и отрицательные — узость кругозора, ограниченность интересов, поверхностное образование.

Для того, чтобы показать, какой человек будет противостоять Пугачёву, Пушкин, прежде чем приступить к основному повествованию, рассказывает о детстве и юности Гринёва. В первой главе, являющейся экспозицией, отец, отправляя сына на службу, даст ему своё напутствие, в котором скажет о необходимости беречь дворянскую честь: «Прощай Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Таким образом, уже в начале повести дважды будет заявлена проблема чести и долга. Пушкин так строит своё произведение, что его герой неоднократно проходит испытания, причём каждый раз ситуация становится более драматичной. В Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, Гринёв ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут.

Он следует законам дворянской чести, по которым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Находясь на службе в Белогорской крепости, Гринёв вступается за честь женщины и принимает участие в дуэли, в которой он ничем не роняет своё достоинство: сражается порядочно, в отличие от своего соперника, и не пытается воспользоваться его ошибками. Ситуация по сравнению с предыдущей более сложная, но герой остаётся верен понятиям о чести и долге. Во время неприятельского приступа Гринёв, являясь практически единственным защитником Белогорской крепости, смело выходит за крепостной вал вслед за старым капитаном и после поражения готовится разделить судьбу своего командира. Герою не приходит в голову нарушить присягу и изменить государыне.

Пушкин трижды проверяет своего героя, каждое новое испытание тяжелее предыдущего: от выплаты игрового долга и борьбы за честь любимой женщины до сохранения верности Родине. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры Савельича, мог бы не выплачивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что он их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого человека. Полной противоположностью Гринёва является Швабрин, однако этот образ помогает Пушкину доказывать ту же самую идею, но как бы с изнанки: предав единожды, будешь предавать и далее. Когда герой появится на страницах повести, нам станет известно о нём, что он переведён из Петербурга в Белогорскую крепость за «смертоубийство», а как Швабрин соблюдает дуэльный кодекс мы увидим позже. Будучи отвергнут понравившейся ему девушкой, Швабрин сделает всё, чтобы очернить её перед Гринёвым.

Не принимая участия в защите крепости, Швабрин успеет подготовиться к встрече самозванца и ко времени казни вольётся в разбойничью шайку и предстанет перед Гринёвым в казачьем обличии. К тому же, проявляя удивительное злопамятство, будет требовать скорейшей казни бывшего друга и сослуживца. Так от убийства человека, подлости по отношению к женщине, нарушения понятий честной дуэли Швабрин дойдёт до предательства присяги и Родины.

В дальнейшем Пушкин продолжит сталкивать своих героев. Получив в Оренбурге известие от Маши о грозящей ей опасности, Гринёв предпримет все возможное, чтобы спасти любимую женщину. Швабрин же в это время, воспользовавшись безвыходным положением дочери капитана Миронова, станет принуждать её к замужеству, держа для сговорчивости в подвале и угрожая в случае отказа отдать её на растерзание разбойникам. Позже, он выдаст девушку Пугачёву, решив лучше пожертвовать ею, нежели отдать своему сопернику. Во время следствия Гринёв и Швабрин опять столкнутся. Оба они не проронят ни слова о Маше. Гринёв будет скрывать её истинное участие в его деле, боясь, что девушку вызовут в следственную комиссию, начнут допрашивать и ей придётся вспомнить все недавно пережитые ужасы, чего он не может допустить.

Поэтому герой предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую он любит. Совсем по другой причине молчит Швабрин. Он понимает, что обречён, но не хочет погибать один и делает всё возможное, чтобы погубить и Гринёва. Перед нами уже не просто человек, нарушивший присягу, перед нами нелюдь. Проблема чести и долга в повести неразрывно связана с темой христианской совести. В смутные периоды истории, когда ломаются представления о нравственности, иногда оказывается недостаточным ориентироваться на понятие о том, что такое честь, потому что жизненные коллизии, в которые попадают люди, бывают намного сложнее, чем это можно вообразить.

В «Капитанской дочке» на вопрос, что же делать человеку, оказавшемуся в неоднозначной и часто безвыходной ситуации, Пушкин отвечает определённо: «Надо обратиться к Богу, держать ответ только перед ним, оставить свою совесть в его глазах незапятнанной, и тогда помощь будет дарована». В повести оклеветанный герой со смирением принимает выпавшую на его долю несправедливость, но не впадает в грех уныния и, положившись на силу молитвы, верит в торжество справедливости: «Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет». Истина торжествует — герой получает помилование. Для авторской концепции очень важно, что честь восстановлена именно через помилование, которое происходит в два этапа.

Сначала благодаря заслугам отца Гринёва смертная казнь заменена ссылкой в Сибирь, а потом после встречи Маши с императрицей отменяется и ссылка. Приходится отстаивать свою честь и главной спасительнице Гринёва. Сначала Пушкин расскажет о мнимой Машиной трусости: в третьей главе Гринёв поинтересуется, не боится ли Маша бунтующих разбойников? Ответ он услышит от Василисы Егоровны: «. Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузьмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась». Правда очень скоро мы убедимся, что характер у девушки твёрдый и решительный: она не захочет соединить свою судьбу с Швабриным из корыстных побуждений, а узнав о нежелании родителей Гринёва благословить их брак, Маша откажется выйти за него замуж, посчитав для себя невозможным войти в чужую семью обманом.

В минуту решительной опасности капитанская дочка окончательно преобразится: сначала она, услышав о приближении восставших, не покинет Белогорскую крепость, потом, попав в зависимость от Швабрина, предпочтёт смерть бесчестию, а затем станет единственной спасительницей Гринёва. Маша Миронова окажется настоящей дочерью своих родителей. Иван Кузьмич и Василиса Егоровна — не только олицетворяют собой истинный героизм, но являются самыми трагическими образами повести.

Известие о приближении бунтовщиков не испугает их, на воззвание Пугачёва не оказывать ему сопротивления смелая комендантша воскликнет: «Что смеет ещё нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамёна! Ах он собачий сын!» Герои погибнут, защищая Отечество. Однако проблема чести и долга не исчерпывает замысел поэта, лежащий в основе создания этих персонажей. Изображая последствия русского бунта, Пушкин показал, что страдают от него, в первую очередь, невинные люди, те же, против кого этот бунт был направлен, как правило, остаются безнаказанными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: