Сюжет, проблематика, образы поэмы “Мцыри” М

«Эрагон» — приключения только начинаются

Тетралогия Кристофера Паолини «Наследие» — уникальное явление не только в мире фентези, но и в мире литературы. Создать в столь юном возрасте (напомню, что автору было всего четырнадцать лет, когда он написал первую книгу цикла «Эрагон») целый мир, захвативший внимание миллионов читателей, не каждому опытному писателю под силу.
3 книга Эрагон уже переведена на русский язык. Уже сейчас можно узнать о новых приключениях легендарного всадника Эрагона.

Реферат на тему: Проблематика и художественные особенности драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Реакция – это трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил «обществу», а не своей жене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным. Можно подумать, что Арбенин проиграл свету. Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» – закончился поражением: Беги, красней, презренный человек, Тебя, как и других, к земле прижал наш век Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени. Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия. «И этот гордый ум сегодня изнемог!» Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и преклоняться» перед жестокими законами века. Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе с Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет он Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, – ты не хотела, ты!» Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви к Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»? Эти арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтов оставляет нераскрытым. Важно понять, что за этими «недоговоренностями» скрыто не только глубоко личное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что трагедия Арбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы. 2 Своеобразие «Маскарада» Своеобразие стиля драмы – в сложном и тонком взаимопроникновении романтического и реалистического планов изображения. Обнаружившая себя еще в юношеских пьесах Лермонтова тенденция ввести высокого романтического героя в бытовое окружение только в «Маскараде» получает полноценное художественное воплощение: высокое и низкое предстают здесь как отражение разных сторон действительности, а романтическая исключительность героя воспринимается как жизненно-правдивое явление. Вольный стих (разностопный ямб), которым написана драма, глубоко соответствует богатству ее стиля, многообразию смысловых и интонационных оттенков – от возвышенной патетики монологов Арбенина до острых и легких светских диалогов и каламбуров; при этом основную тональность произв. определяет ярко-романтический, величественный образ главного героя. Последовательность философского осмысления сложных, противоречивых явлений жизни отличает «Маскарад» от опытов ранней лермонтовской драматургии. Вместе с тем в «Маскараде» отчетливо различаются мотивы многих романтических произведений Лермонтова, несущих идею благородной мести, духовного мятежа (ранняя лирика, кавказские поэмы). Пьеса построена на принципе силы и двойного сострадания — не только к жертве (Нине), но и к виновнику ее гибели (Арбенину). Никакой «телеологической картины мира», никакого «возвышенного порядка», никакого разрешения диссонанса «в великой гармонии целого» нет.

Термин конфликт близок к термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью. Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров. В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга, художественная идея пьесы. В конфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитый горечью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои лица масками, эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драме отражается позиция Лермонтова. В произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта – борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним» психологическим конфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями. В драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя. Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это было заметным и характерным явлением. Литература не могла пройти мимо него. В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Вот почему слова его – «Преграда рушена между добром и злом» – звучат так торжествующе: это победа теоретической, общественно–философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всё отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы. Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтов нарисовал в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, – говорит Арбенин, – все чины равны, у маски ни души ни званья нет И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

Борьба с нравоучительностью объединяет драматургию Лермонтова с пушкинской. Было, конечно, необычайной смелостью написать «Бориса Годунова» так, как это сделал Пушкин, придавший трагические черты образу «злодея»; но еще большей смелостью было написать «маленькую трагедию» о злодейском поступке Сальери и, вместо наказания, закончить ее вопросом: .или это сказка Тупой, бессмысленной толпы – и не был Убийцею создатель Ватикана? С этим сходно восклицание Арбенина в конце III акта, после смерти Нины: .Но все черты спокойны, не видать В них ни раскаянья, ни угрызений. Ужель? Отметим, наконец, что есть некоторая близость между «Маскарадом» и драмой Кюхельбекера «Ижорский», рисующей образ гордого и сильного человека, презирающего людей; близость сказывается и в языке и в стихе. Указанные связи обнаруживают родство драматургии Лермонтова (как это было и в лирике, и в поэмах, и в прозе юношеского периода) с декабристской драматической литературой как в тематике, так и в драматических принципах. Гениальный создатель «Маскарада» двадцатидвухлетним юношей бросил путь драматурга. Его драматургическое наследие не велико. Но глубоки его раздумья о жизни в этих немногочисленных пьесах, в особенности в «Маскараде». Список литературы Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Институт русской литературы; – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 746 с.: ил. Литературная энциклопедия: В 11 т. – М., 1929-1939. Ломунов К. «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия // Лермонтов М.Ю. Маскарад: Сб. ст. – М.; Л.: Изд-во ВТО, 1941. Нейман Б.В. Язык пьес Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Маскарад: Сб. ст. – М.; Л.: Изд-во ВТО, 1941. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове / АН СССР. Институт русской литературы; – М. –Л., Изд-во АН СССР, 1961. – 372 с.

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (29.07/10.08.1865 — 21.03.1936), русский композитор, дирижер и педагог. Происходил из купеческой семьи. В 1883 окончил реальное училище, затем юридический факультет Петербургского университета. В 1879-81 брал уроки гармонии и композиции у Н.А. Римского-Корсакова. С 1888 выступал как дирижер в России и за рубежом (в Париже, Лондоне, Гамбурге). С 1880-х Глазунов начал активную композиторскую деятельность, сблизившись с композиторами «Могучей кучки», а также с П.И. Чайковским. После смерти А.П. Бородина (в 1887) вместе с Римским-Корсаковым закончил его оперу «Князь Игорь». Выдающееся место среди композиторов России к. XIX в. Глазунов завоевал своими симфоническими и камерными произведениями. Глазунов — автор 8 симфоний, сюит, увертюр, поэм (в том числе поэмы «Стенька Разин», 1885), фантазий, концертных вальсов, балетов («Раймонда», 1897; «Барышня-служанка», 1898; «Времена года», 1898), музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», юбилейных кантат (100-летию годовщины А.С. Пушкина, 50-летию Петербургской консерватории). В.А

литературная проблематика

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое «литературная проблематика» в других словарях:

проблематика литературная — см. литературная проблематика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Общественно-историческая проблематика в творчестве Лермонтова — ОБЩЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА. В своих произв. Л. откликнулся едва ли не на все актуальные социально историч. проблемы своего времени, большинство заметных событий рус. и европ. жизни. Однако выявление на этой… … Лермонтовская энциклопедия

Долгоруков Иван Михайлович — Долгоруков (Долгорукий) Иван Михайлович [7 (18) IV 1764, Москва – 4 (16) XII 1823, там же]. Принадлежал к одному из боярских родов, слава которых закатилась в XVIII в. Он был внуком И. А. Долгорукова, наперсника Петра II, и Н. Б. Шереметевой (в… … Словарь русского языка XVIII века

тема — (греч. thema главная мысль) объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скрепленных воедино авторским замыслом. Рубрика: Тема и идея Синоним: тематическое содержание… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

тематика — система взаимосвязанных тем художественного произведения. Рубрика: Тема и идея Часть: Тема Прочие ассоциативные связи: Литературная проблематика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

художественное содержание — объективная и субъективная реальность, эстетически осмысленная художником и отраженная им в произведении. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Художественная форма Прочие ассоциативные связи: единство содержания и формы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Актуальное национально-культурное обозрение — «Актуальное национально культурное обозрение» («АНКО») … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени».

Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа «Герой нашего времени».
Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к основным мотивам лирики Лермонтова. В.Г. Белинский говорил: «Хоть автор и выдает себя за человека, совершенного чужого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним. И в их взгляде на вещи – удивительное сходство».
Для Лермонтова, как и для многих других поэтов и писателей того времени, свобода и воля была основной ценностью, и неудивительно, что именно эта проблема также встает перед героем романа.
Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности своего класса делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, вынужден уехать на Кавказ. Вчитываясь в строки романа, невольно вспоминаешь стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия». В нем лирический герой повествует о своей внутренней неприязни к «стране рабов, стране господ». Он ищет душевного спокойствия и равновесия, которое надеется найти только на Кавказе:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Печорин разочарован в современном мире: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья».
Все эти мысли приводят героя романа только к скуке и равнодушию. Именно это состояние апатии, хандры приводит Печорина к одиночеству, от которого некуда скрыться. Оно полностью поглощает человека. Самому Лермонтову было знакомо это чувство. В большой мере это проявляется в его стихотворении «И скучно, и грустно…»
В нем лирический герой говорит о бессмысленности человеческих ценностей в современном ему мире. Он не хочет любить, ибо «на время – не стоит труда, а вечно любить невозможно». В душе лирического героя «и радость, и муки, и все так ничтожно». Он не находит утешения даже в мечтах и желаниях, так как они, по его мнению, бессмысленны. Вся жизнь постепенно становится никчемной и глупой:
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг. –
Такая пустая и глупая шутка…
Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Его скепсис и, конечно же, эгоизм, по моему мнению, результат времени после декабрьского восстания 1825 года. В этот период на смену храбрости и духовной силе пришел нравственный распад, трусость и пошлость.
Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. И в лирике Лермонтова очень часто встречаются стихи о бессмысленности и жестокости любви и дружбы. В одном из известных лирических произведений поэта, которое называется «Тучи», говорится о жестокости мира, где ценность — «зависть темная», «злоба открытая», «или друзей клевета ядовитая». Лирический герой не может принять такую действительность.
Для Лермонтова любовь – это трагедия, душевная боль и вечное страдание. В стихотворении «Благодарность» поэт благодарит Бога за «томные мучения страстей», «за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов и клевету друзей». Но при этом заставляют задуматься последние строки стихотворения:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Именно в последних словах, на мой взгляд, проявляется истинное отношение лирического героя к своей жизни.
Весьма неудивительно название романа Лермонтова, ибо перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформирован в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять в некоторой степени свою значимость. В стихотворении «Дума» Лермонтов обращается к современному для него поколению и приходит к следующему выводу:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Здесь поэт говорит о никчемности существования целого поколения. Печорин так же неоднократно приходил к этой мысли, отсюда, на мой взгляд, его небоязнь смерти и даже стремление к ней: «Что ж? умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая, да и мне самому порядочно скучно». Но глава романа «Герой нашего времени» «Фаталист» свидетельствует о некой предопределенности, о том, что все в жизни человека происходит по особым законам и нельзя изменить свою судьбу.
Лермонтова всегда волновал вопрос, в чем же смысл существования поэта или писателя. Он всегда соглашался с Пушкиным в том, что художник, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». Но при этом поэт осознает, что правда всегда колит глаза. Именно поэтому в стихотворении «Пророк» он говорит:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Но, несмотря на всю жизненную несправедливость, истинный художник все же следует своему призванию.
Написав роман «Герой нашего времени», Лермонтов в первую очередь хотел показать современный ему мир, не приукрашивая его. Мир, который небезнадежен, а еще может измениться в лучшую сторону.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени».

Смотрите также по произведению «Герой нашего времени»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: