Любовная лирика Пушкина: К***, На холмах Грузии, Я вас любил, Мадонна

Любовная лирика Пушкина, как и вся остальная, претерпевает изменения по мере взросления поэта. Однако своеобразие любовной лирики состоит в том, что эволюция здесь проходит очень красиво: она связана с восприятием Пушкиным окружающих его женщин.

Ранняя любовная лирика Пушкина: анализ

В ранние годы поэт очень понятен, его любовные произведения всегда конкретны и направлены на одну определенную женщину. Всегда понятно, к кому обращены стихи, он называет женщин по именам и всегда описывает конкретные к ним чувства.

Например, стихотворение На холмах Грузии лежит ночная мгла. обращено к княгине М.Н. Волконской, в девичестве Раевской, которая была тайной и безответной любовью Пушкина. Чувства там описаны очень просто — лишь тоска и светлая печаль, но при этом видно, что Пушкин уже не требует от любимой никакого ответа.

Переосмысление любовной лирике

В середине 1820-х годов происходит переосмысление. Женщина в лирике Пушкина лишается конкретных узнаваемых черт, превращаясь в некий прекрасный образ, икону и идеал. Стихотворения сводятся к восхищению этим идеалом. Причем здесь интересен тот факт, что восприятие женщины как идеала в стихах совершенно не всегда соответствовало такому же восприятию ее в жизни.

Показательно стихотворение Я помню чудное мгновенье. (оно же К ***), посвященное Анне Керн (причем из текста этого не видно, об этом Пушкин обмолвился в частном письме). Она была любовницей Пушкина, причем ничего, кроме плотского влечения, между ними не было. В этом стихотворении он представляет ее гением чистой красоты, без которого жизнь немыслима, однако в тот же день пишет эпиграмму: У бабы Керны ноги скверны! — вот такое противоречие, спор с самим собой. Женщина в жизни и женщина в поэзии — это разные вещи для Пушкина. Такой же смысл и у стихотворения Моя Мадонна.

Своеобразие любовной лирики Пушкина

В жизни Пушкин никогда не отрицал простой, низменной стороны любви. Но в творчестве для него любовь — это всегда великая, жизнеутверждающая сила, неиссякаемый источник вдохновения. Это разные вещи, и тот факт, что женщин у Пушкина было много (очень много и очень разных), отражения в поэзии не нашел. Лирика — не литературный анализ похождений, а размышления о прекрасном чувстве.

Стихотворение Я вас любил, любовь еще, быть может. интересно в первую очередь с точки зрения языка. Стоит обратить внимание на то, что в нем не использовано ни одного прилагательного, следовательно, стихотворение лишено красок и эпитетов. Пушкин описывает минувшую любовь (опять же, к Марие Волконской) лаконично и просто. Любовная лирика Пушкина вообще почти не использует эпитетов и метафор — поэт справлятся с поставленными задачами и без них.

Любовные стихотворения Пушкина — это, в первую очередь, воспоминания. Почти всегда чувство уже в прошлом, и остается лишь оглядываться на него с легкой печалью. Любовная лирика Пушкина вся в минорных тонах.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГуманизм Пушкина: путь от романтизма к реализму

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина

Средняя оценка: 4.5

Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

Одно из первых произведений, посвященных теме любви, — послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:

В первый раз еще, стыжуся,

В женской прелести влюблен.

Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.

В другом раннем стихотворении — «Желание» — лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру, любя!

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить — значит жить и творить, любовь — великий источник вдохновения. Любовь слезы — вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.

Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя — его сердце «вновь горит и любит». Любовь — это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».

«Я вас любил…» — наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» — это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

Еще одно стихотворение о любви — сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить — это значило жить и, главное, творить.

Вместе с сочинением «Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина» часто ищут

Популярность темы: 6506 | Оценка: 4.5 | Закладки:

Сочинение «Своеобразие любовной лирики Пушкина»

Александр Сергеевич Пушкин — непревзойдённый классик русской поэзии. Искусство, подаренное нам эти величайшим гением, является эталонным образцом настоящего творчества. Жанры, в которых работал Александр Сергеевич — это безбрежный океан. И сегодня со дна этой уникальной сокровищницы мы достанем одну маленькую искристую крупинку. Стихотворение «Я вас любил».

В золотых строках данного восьмистишия Пушкин раскрывает многогранность человеческой души, вкусившей плод незабвенной любви. Автор сразу же задаёт высокий тон повествования. Это позволяет читающему сие творение, самому войти в то состояние, что испытывал русский классик. Как деликатно поэт говорит о своём чувстве! Здесь нет никакого навязывания, эгоизма, чувства собственной важности. Напротив, несмотря на все душевные муки, Александр Сергеевич желает своей любимой счастья! И притом, с другим человеком! Какое потрясающее своей правдивостью самозабвение переживает наш герой! Его любовь не просто меланхолична, она полна героизма и трагична одновременно! Поэт прощается со своей мечтой, возвращая её на алтарь любви! Здесь нет ни нотки самосожаления, скорее светлая грусть или прозрачная печаль лёгкой мантией доброжелательства окутывает бывшую возлюбленную поэта. И, обратите ваши взоры, какая душещипательная концовка у этих стихотворных строк! Поэт благословляет свою любовь и отпускает её ради большего счастья! Накал чувств героя поражает своей интенсивностью!

Любовная лирика Александра Сергеевича — это библейские строки для воспитания души современного человека . Это то, чему герой нашего времени должен безукоризненно подражать! Давайте же, друзья, будем чутко прислушиваться к бессмертным произведениям классиков, нам есть чему у них поучиться.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 43 723 раз

Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже чтение книг — занятие традиционно связанное с уединением — становится формой дружеского общения. Именно в это время возникло и активно жило «арзамасское братство», в которое Пушкин-лицеист был принят заочно, а теперь, летом 1817 года, оказавшись в Петербурге «Сверчок» стал его реальным участником.

К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами (Н.Тургеневым, М.Орловым, Н.Муравьёвым) появились политические идеи, которые вскоре привели к распаду литературного общества. Однако это не помешало Пушкину сблизиться с Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы оказался для Пушкина теперь более привлекательным, чем облик «беспечного ленивца» в духе героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе Жуковского. Пушкина привлёк декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в речах, категоричность, суровые нравственные требования и глубокая религиозность Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие Фёдора Глинки, высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты Муравьёва, Михаила Лунина, Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом декабристов, Пушкин тем не менее имел собственные этические представления.

Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического аскетизма. Истинный гражданин представлялся как суровый герой, отказавшийся ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви; гражданин противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода — счастью. Однако Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие нравственные идеи. Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического, во всём сомневающегося) в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию свободы, не противопоставленной счастью, а совпадающей с ним. Истинно свободный человек — это человек страстей, раскрепощённых внутренних сил, это — любовник, поэт, гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и усвоил такое понимание свободы — она не может строиться на самоограничении личности, наоборот, именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть путь к свободе. Именно такое понимание свободы отразилось, например, в известном послании «К Чадааеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818; I – С.307), о котором уже говорилось выше, или в мадригале княгине Е.И.Голицыной:

Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём
Где верный ум, где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина — не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел —
Но я вчера Голицыну увидел
И примирён с отечеством моим.

В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал свой нравственный идеал, он провозглашает установку жить в постоянном горении, «пламени», напряжении страстей (любви, шалости, патриотизма и т.д.)

Такая установка на азартное веселье и страстность, казалось бы, сближала Пушкина с поэтами-«арзамасцами», но это было внешним сходством. Для арзамасцев и поэтов их круга веселие и лень были лишь литературной позой: Жуковский, известный самоотреченными поэтическими мечтаниями, в быту был уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков, трагически больной в жизни, прославился в поэзии как певец любви и наслаждений; Баратынский, меланхолик в жизни, написал поэму «Пиры», прославлявшую беззаботное веселье. Пушкин одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев» идеи радости земной жизни, а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти от слов к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал, лишённый крайностей: счастье — это свободное развитие личности, которой доступны и высокие гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные страсти, и просто шалости, веселье, лень. Пушкин обладал удивительной способностью сохранять «золотую середину», обладая совершенным чувством меры.

Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии, но окружающие его не могли понять, им казалось, что он сбился с пути, они хотели направить его на путь «истинный», причём это пытались делать и «арзамасцы», и декабристы. Уставая от нравоучений, от того, что его всё ещё считают мальчиком, Пушкин порой назло всем демонстрировал мальчишество своего поведения. Но чем больше позволял себе шалостей и чем больше укреплялась его репутация «незрелого» юноши, тем более Пушкину не позволяли войти в круг участников тайных декабристских обществ. Назойливые поучения наставников, с одной стороны, а с другой недоверие друзей стали причиной лихорадочной нервозности, напряжённости душевного состояния Пушкина тех лет; в любую минуту он ждёт обид и всегда готов ответить вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по ничтожному поводу вызвал на дуэль старика дядю С.И.Ганнибала, вызывал Н.Тургенева, однокурсника по Лицею М.Корфа, майора Денисевича и мн. других. Многие дуэли удавалось «погасить», но не все — осенью 1819 г. Пушкин стрелялся с Кюхельбекером (оба выстрелили в воздух), серьёзная дуэль была, вероятно, с К.Ф.Рылеевым (точно не установлено).

В этот период душевной смуты спасительным для Пушкина оказалось сближение с П.Я.Чаадаевым (1794-1856). По воспоминаниям современников Чаадаев «заставлял его [Пушкина] мыслить» (Я.И.Сабуров), «поворотил [Пушкина] на мысль» (П.В.Анненков). И это не удивительно — Чаадаев был самым ярким явлением в русском обществе тех лет и самым загадочным («сфинкс русской жизни» по словам А.И.Герцена). П.Я.Чаадаев в то время ещё ничего не написал, но был известен силой своего ума. Чаадаев вообще за всю жизнь не написал крупного системного сочинения, но был известен даже за границей и Шеллинг считал Чаадаева «самым умным из известных ему умов». И всё-таки загадочность этого человека привела к появлению множества слухов о нём, в частности, слуху о его сумасшествии. Славу Чаадаеву принесла его историософская теория «негативного патриотизма». Суть теории кратко такова: Европа и Россия — страны христианские, но принципиально различные. Европейское католичество Чаадаев понимал как синтез христианских идей с политикой, наукой, общественными идеями; феномен католичества как бы «вдвинут» в историю и потому активно влияет на развитие цивилизации в Европе. Русское православие генетически восприняло восточный византийский стиль, православие — это синтез христианских идей с философией, искусством и поэтому как бы «выдвинуто» из истории. Такая особенность православия усилила в русской нации аскетический элемент: «семейность» и «домашность» православного христианства в России не способствует активно-поступательному развитию русского общества. Из этих рассуждений Чаадаев делал вывод: для того, чтобы Россия смогла войти в процесс развития европейского общества, ей нужно не подражать Европе, а смело вступить на путь католицизма и самостоятельно пройти все этапы европейской истории! Чаадаев однако постепенно менял свои взгляды, обнаруживая вдруг положительные стороны православия и, следовательно, русской судьбы. «В отличие от католичества, плодами просвещения на Руси являются не наука и благоустроенная жизнь, а особое духовное и душевное устройство человека — бескорыстие сердца и скромность ума, терпение и надежда, совестливость и самоотречение» (В.Тарасов).

Эта теория заинтересовала Пушкина, «поворотила на мысль», в некоторых пунтках он согласился, но при этом всё-таки специально подчеркнул: «клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог её дал». Главное в том, что Чаадаев задал Пушкину максимально высокий уровень осмысления «русской идеи» и развеял его хандру. Неслучайно он написал в записке такие слова: «твоя дружба мне заменила счастье». Чаадаев успокоил Пушкина, доказав ему, что человек, которому предстоит великое поприще, должен презирать клевету и быть выше своих гонителей:

В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу возвратил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял её советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь;
Терпенье смелое во мне рождалось вновь;
Уж голос клеветы не мог меня обидеть,
Умел я презирать, умея ненавидеть.
Вскоре это умение Пушкину пригодилось.

К весне 1820 года знакомство Пушкина со столь опасными людьми (Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв, Ф.Глинка, К.Рылеев, П.Чаадаев), стихи его (например, ода «Вольность») обернулись доносами (В.Н.Каразин) и угрозой ссылки. Друзья Пушкина и, в том числе Чаадаев, смогли облегчить его участь — добились отмены ссылки.

ЛИРИКА ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА

«К Чаадаеву».
«Краёв чужих неопытный любитель…»
«Вольность».
«Сказки (Noel)».
«Деревня».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Своеобразие любовной лирики Пушкина

Презентация «Своеобразие любовной лирики Пушкина». Размер 509 КБ. Автор: Admin.

Литература 9 класс

«Образ разведчика» — Книги о разведчиках. Авторы книг. Образ разведчика. Травкин, Аниканов, Мамочкин. Эммануил Казакевич. Современная отечественная литература о разведчиках. Сколько произведений о разведчиках Вы прочитали. О Николае Кузнецове дан легендарный образ разведчика. Разведчик-профессионал. Интересы школьников. Курт Зингер. В.И.Даль. Категории разведслужбы. Классификация разведчиков. Богомолов В. О. «Иван». Алигер М. «Зоя».

«Жюль Верн «Таинственный остров»» — Изготовление кирпичей. Гедеон Спилет. Роман «Таинственный остров». Роман Жюля Верна. Таинственный остров. Достижения науки превзойдут силу воображения. Поселенцы обустраивают свою жизнь. Жилище. Краткий перечень научно-технических предвидений. Жюль Габриель Верн. Покорил полюс. Пятеро смельчаков-северян. Учитель. Мирное пребывание «робинзонов» на острове. Роман. Взаимовыручка. Жюль Верн написал около 60 романов.

«Положительные герои в «Ревизоре»» — Сатирическая комедия. Положительный герой в комедии есть. Объясните ситуацию. Подведём итоги словами автора. Синквейн. Ремарка. В каком году была написана комедия. Физкультминутка для глаз. Тренируем выразительность речи. Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица. На поиски положительного героя. Литература. Блиц-опрос. Положительный герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Найдите однокоренные слова.

«Толстая» — И завоет. В сборник вошли такие произведения как: «Милая Шура», «Факир», «Круг». «Я старалась прочитать «Кысь» как можно скорее. Презентация предназначена для работы с интернет -ресурсами. «Школа злословия». Но потом перестанет…». Самые жизненные неологизмы (одни птицы-блядуницы чего стоят). Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность.

«Сатира в повести «Собачье сердце»» — Литераторы о повести. Профессор Преображенский. Сатирический памфлет. Рассказ “Толстый и тонкий”. Моменты. Мировой пожар. Письменный стол М. А. Булгакова. Какое отношение сложилось к собаке. Бродяжничающий пес. Учёная голова. Статья из архива «Независимой газеты». Вас что – нибудь возмутило в поведении домкомовцев. Человека надо любить большим. Собаки. Семья писателя. Дом – музей Булгакова. Сатирическое изображение хозяев нового времени.

««Лето господне» Шмелёв» — Каким же был человек, показавший нам Православную Русь. Дорога — символ вечного движения к покаянию. Я рассматриваю подаренные мне пасхальные яички. «Лето Господне». Сколько терпения и терпимости проявляют россияне. Я возвращуся к вам, поля моих отцов. Освящение вербы. Композиция. О вы, напоминающие о Господе,- не умолкайте. Духовный свет страниц повести и.С.Шмелёва. Высота — то кака… Всю Москву видать.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Презентация Любовная лирика Пушкина

Презентация подготовлена для урока литературы. Показ знакомит школьников с произведениями поэта, воспитывает интерес к его личности и творчеству. Организация слайдов позволяет создать благоприятные условия для эстетического восприятия стихов. Предложенные задания направлены на раскрытие духовного потенциала и творческого воображения учеников.

Демонстрация слайдов рассказывает об огромном значении любви в творческой жизни Пушкина. На экран выводятся портреты женщин, которые были адресатами любовной лирики Александра Сергеевича. Присутствие текстов некоторых произведений позволит еще раз насладиться известными строками и по-новому посмотреть на содержание произведения.

Оформление слайдов соответствует тематике урока. Эффекты анимации, тематические изображения и лица русских красавиц задают тон уроку и способствуют проведению плодотворного занятия. Всего к показу подготовлены двадцать содержательных слайдов. Урок соответствует следующему плану:

Презентация на тему: Любовная лирика А. С. Пушкина

Любовная лирика А. С. Пушкина Выполнила: ученица 10 Б классаЗеленова ГалинаПреподаватель: Николаева Е. В.

Лирика Пушкина — это чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармоническое совершенство формы. Пушкин в своей лирике создает условный поэтический образ “лирического героя ”, который неполностью отождествляется с автором, но является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности.

29 января 1815 года. Лицей. В лицее Александр Сергеевич Пушкин пережил свою первую, трепетно-возвышенную любовь, которая принесла ему много страданий. Этой любовью стала Екатерина Павловна Бакунина. Ей он посвятил стихотворение «Желание».

«Желание» Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви И все мечты безумия тревожит. Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слёзы лью; мне слёзы утешенье; Моя душа, пленённая тоской, В них горькое находит наслажденье. О жизни час! лети, не жаль тебя, Исчезли в тьме, пустое привиденье; Мне дорого любви моей мученье, — Пускай умру, но пусть умру любя! (1815 – 1816)

6 сентября 1823года. Пушкин только что приехал из Кишинёва в Одессу. Здесь он впервые познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она произвела на Пушкина большое впечатление. К ней обращен шедевр его лирики «Сожженное письмо».

«Сожженное письмо» Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту. вспыхнули! пылают — лёгкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Тёмные свернулися листы; На лёгком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, отрада бедная в судьбе моей унылой,Останься век со мной на горестной груди…

Весна 1819 года. Петербург. Дом Олениных. Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина. На Пушкина значительное впечатление произвело уже первое мимолётное знакомство. Он посвещает ей стихотворение «Я помню чудное мнгновенье…».

«К А. П. Керн» Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной,В тревогах шумной суетыЗвучал мне долго голос нежный, И снились милые черты.Шли годы. Бурь порыв мятежныйРассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежныйТвои небесные черты.В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья,Без слез, без жизни, без любви…

1827 год. Пушкин помнил дочку Олениных, Анечку, ещё девочкой, когда ей едва перевалило за первое десятилетие. А теперь он увидел двадцатилетнюю красавицу, умную и блестящую. И, увидев её, влюбился. Красавице льстило, что гений припал к её ногам. Пушкин сделал предложение, но получил отказ. Он замкнулся,несколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделённой любви –бессмертные строки…

«Я вас любил…» Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадёжно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Декабрь 1828 года. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. «Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась”. Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал ей предложение. Ей было посвещенно стихотворение «Мадонна»

«Мадонна» (отрывок) Исполнились мои желанья.Творец тебя мне ниспослал , моя мадоннаЧистейшей прелести честейший образец…

Заключение Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, в высшей степени, воплощающей в себе ощущение жизненной полноты.Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудрённого опытом человека.

Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемmrcpk.marsu.ru

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе

2 Любовь — источник поэзии Любви все возрасты покорны, Ее порывы благотворны… А. С. Пушкин

3 Гоголь о поэзии Пушкина: « Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто. всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. »

4 «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829) Какое чувство осталось после прочтения? Как вы думаете, кому А. С. Пушкин адресовал стихотворение? Можно ли применить слова Н. Гоголя к этому стихотворению?

5 Любовь — мелодия «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия» А. Пушкин «Что это — поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» В. Белинский

6 «. в самом стихе. есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». П. Чайковский Любовь — мелодия Романсы на стихи А. Пушкина: — «Я вас любил» — «Я помню чудное мгновенье» — «Не пой, красавица, при мне» — «На холмах Грузии»

7 Адресаты лирики поэта Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времён минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шёпот старины болтливой, Рукою верной я писал. «Руслан и Людмила»

8 Мария Николаевна Раевская (Волконская) «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».

9 Анна Петровна Керн Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты…

11 Екатерина Ушакова Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза, и кудри золотые, Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, Я очарован.

12 Анна Оленина Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем…

13 Наталья Николаевна Гончарова «Чистейшей прелести чистейший образец» « Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое ». « Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, — а душу твою я люблю ещё более ». А. Пушкин

14 Последняя дуэль Э. Дантес Дуэль на Черной речке А. Пушкин

15 Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновенный. А.С.Пушкин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: