Своеобразие лирического героя поэзии Б

1) «Лирический герой» — образ автора, поэта, от лица которого ведется лирическое повествование — страстный монолог, заключающий его переживания, мысли и чувства.

2) В лирике Маяковского, Цветаевой, Есенина: лирический герой — в центре стихотворения, весь мир вращается вокруг него. Лирическое «Я» становится мерилом ценности окружающего мира, и душевный крах героя неизбежно приводил к краху всего мироздания.

1) В ранней лирике Пастернак отдал долг романтической концепции поэта: «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе. », «Любимая — жуть! Когда любит поэт. ». Окружающая действительность — производив от внутреннего мира поэта:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

(«Определение творчества», 1917)

2) Одновременное преодоление романтизма, отказ от поэтической модели мира, в центре которого располагается лирический герой-романтик.

«Под романтической манерой, которую я отныне возбранял себе, крылось целое мировосп-риятье. Это было пониманье жизни как жизни поэта. Романтическое жизнепонимание по-коряюще ярко и неоспоримо. Но вне легенды этот план фальшив. Поэт, положенный в его основанье, немыслим без непоэтов, которые бы его оттеняли. Эта драма нуждается во зле посредственности, чтобы быть увиденной, как всегда нуждается в филистерстве романтизм, с утратой мещанства лишающийся половины своего содержанья» («Охранная Грамота»).

3) Лирический герой «уходит на второй план», а его место занимает природа. «Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно складывается из органов восприятия» («Несколько положений»). Лирический герой Пастернака проявляет себя в поэзии не непосредственно: через выражение своих чувств и переживаний, — а опосредованно: через предметы его восприятия. То, Что И Как Воспринимает герой, характеризует его гораздо ярче, чем то, Какими Словами он пытается определить свое душевное состояние:

Там в зареве рдела застава,

И, в отсвете города, клен

Отвешивал веткой корявой

Больному прощальный поклон.

4) «Пассивность», созерцательность лирического героя Пастернака: он не вторгается в природу, не «живописует» ею свои чувства, но доверяется своим впечатлениям и уверен, что окружающий мир, вошедший в стихотворение, уже психологически выразителен, сам, без нарочитости способен передать состояния лирического героя:

Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы.

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.

5) Влияние А. Блока: лирический сборник не просто собрание стихотворений, но цельная книга, в которой каждое произведение приобретает смысл прежде всего в их отношении к другим произведениям, к целому.

«Сестра моя — жизнь» — лирическое повествование, в основе которого — реальная история взаимоотношений поэта и его возлюбленной Е. Виноград летом 1917 года. Однако и здесь на первом месте — окружающий мир, природа, на фоне которой разворачиваются непростые взаимоотношения героев — от ожидания встречи до разрыва.

6) Эволюция лирического героя Пастернака: с начала 30-х гг. он становится сдержаннее, рассудительнее, трезвее смотрит на мир и отдает себе отчет во многих противоречиях жизни. Но это не препятствует его прежней непосредственности в восприятии окружающего мира.

III. Своеобразие лирики Пастернака — в своеобразии его лирического героя: он глубоко чувствует, не упивается собой и своими чувствами, но в созерцании красоты бытия открывает глубочайший смысл мироздания и поэтому с доверием относится ко всему, что с ним происходит в жизни.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Б.Л. Пастернак – крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих произведений. Язык его поэзии настолько современный, что никогда не будет подвержен коррозии лет. Он создал в своих книгах мир со всеми обыденными реалиями и высоким небом, с его радостями и печалями, он запечатлел на века саму жизнь.
Поэзия Б. Пастернака аналитична и музыкальна. Своеобразие большинства его произведений определяется решением необычных философских проблем, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни поэта.
Б. Пастернак сумел глубоко пережить дух своего удивительного времени, затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Его лирические работы по преимуществу стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
В стихотворении лирический герой передает свое предощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», слезы», «грусть», «крики»). Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Между ними возникают «случайные» сближения, рождающие образы, основанные не на сходстве или противоположности, а на смежности, – не метафоры, а метонимии. Каждый из уровней воспринимается в неразрывной связи с другими, а весь мир – нерасторжимым целым.
В образе, заканчивающем первую строфу («Пока грохочущая слякоть Весною черною горит»), автор находит неожиданное сочетание звука (грохот колес пролетки), зрительного впечатления (черная слякоть), лирического ощущения (щемящего ожидания прихода весны – «весною. горит»). «Черная» весна воспринимается не как эмоциональная оценка, заключающаяся в метафоре, а как метонимия двух уровней восприятия времени года – реального представления о цвете освобождающейся от снега земли и силы воображения, позволяющего в первой оттепели почувствовать побуждение природы.
В образе, начинающем вторую строфу («достать пролетку. перенестись туда, где ливень. »), сополагаются реальность движения «пролетки» в пространстве и метафора полета воображения. В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания («на дне очей»), а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.
В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности: творческое стремление поэта «достать чернил и плакать», «писать о феврале навзрыд». Внутреннее напряжение передается обилием глаголов («достать чернил», «плакать», «писать», «достать пролетку», «перенестись туда. »). Все они стоят в неопределенной форме, что помогает выйти за рамки лирического ощущения, придать ему обобщенный характер.
Благодаря метонимическому строению образов, творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы. Поэт творит новые звуки и краски, сравнимые с вечными явлениями внешнего и внутреннего мира («. ливень еще шумней чернил и слез»). В то же время жизнь составляет главное содержание произведения искусства. Она не просто отражается в нем, а врывается в художественную ткань «тысячами» «случайных» впечатлений. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передает образ, созданный в третьей строфе.
Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность (грачи отражаются в лужах). Но каждая художественная деталь придает ему необыкновенную экспрессивность: грачей «тысячи», они, похожие на «обугленные груши», срываются с деревьев, поднимая, как при падении, фонтан брызг – ощущений. Антитезы подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим (взлетевшие грачи «обрушат грусть на дно очей», «сорвутся в лужи», вызывая «сухую грусть»). Воображение поэта, пишущего «о феврале», создает новую реальность. Но строится она не по субъективному произволу автора, а по законам самой жизни, при этом не заслоняя ее, а вступая с ней во взаимодействие («И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи. »). В стремлении «верно» отразить внутреннюю и внешнюю действительность поэт схватывает впечатления на лету, пытаясь успеть за движением жизни, на ходу выкрикивая свои открытия («и ветер криками изрыт. »), «плача» от напряжения. Такие стихи «навзрыд» и предстают в стихотворении истинным искусством.
Классический размер стихотворения (четырехстопный ямб) сочетается с нарушением традиции в самых разных областях. Сдвиг присутствует и в изломанном синтаксисе, и в неточных рифмах («гривен» – «ливень»), и в надрывной, восходящей интонации исповеди, обрывающейся неожиданным выводом. Фоническое свое6разие стихотворения связано с внутренними рифмами (благодаря им перекликаются строчки разных строф, например, последняя с двумя первыми, между которыми существуют смысловые пересечения), ассонансами («сорвутся в лужи и обрушат. » и др.), звуковыми повторами с сонорными («чрез благовест, чрез клик колес. » и др.). В богатой и разнообразной инструментовке стихотворения не прослеживается закономерности. Как и в содержании, в каждом стилистическом уровне содержится мысль о «случайности» найденных слов и образов, позволивших создать «верный» слепок текучей жизни.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Стихотворение Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. « относится к распространенной теме поэзии в лирике. В этом стихотворении он описывает, творческие порывы поэта, показывает, как рождается произведение.

«Февраль. Достать чернил и плакать. »

Пастернак сравнивает состояние поэта с природой: поэтическое вдохновение и начало творчества в его представлении подобно ранней весне, ливню. Сам процесс творчества, создания чего-то нового является олицетворением процесса, который происходит в природе весной, когда природа оживает и творит. Именно весна становится причиной вдохновения.

Пробуждающаяся природа побуждает поэта творить, действовать; поэтому относящиеся к лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве. При этом автор уточняет, что никому до конца не известно, что именно будет воспринято героем из окружающей природы. «И чем случайней, тем вернее. » — случайность выбора поэтом средств для творчества еще сильнее приближает его к природным процессам.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Главная мечта лирического героя Пастернака, которого он сам изображает поэтом это найти истину. Об этом он пишет в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Здесь лирический герой стремится к наиболее полному отражению своих чувств и эмоций в творчестве, отобразить в стихотворении действительность «до оснований, до корней, до сердцевины».

Однако зачастую действительность оказывается гораздо загадочнее и непредсказуемее, чем поэт может представить. Но попытки разобрать в себе, в людях, во всей жизни это работа поэта, он не должен ею пренебрегать.

Лирический герой Пастернака считает, что поэт ни в коем случае не должен удовлетворяться каким-то одним объяснением, одной трактовкой происходящго.

У поэта на все должно быть свое мнение, свое понимание ситуации. И, как правило, понимание поэта должно оказываться глубже и яснее, чем понимание простых людей.

«Гамлет» — роль поэта в обществе

Стихотворение «Гамлет», которым автор открывает семнадцатую главу своего романа «Доктор Живаго», также посвящено роли поэта в обществе. Причем роли в прямом смысле этого слова поэт представляет себя актером на сцене («. я вышел на подмостки»), который ждет признания публики.

Лирический герой Пастернака считает, что поэтическим даром его наделил Бог (здесь он продолжает тему поэта и поэзии Пушкина и роли поэта в творчестве Лермонтова), следовательно, и ответственнен он только перед богом.

Поэт запросто бы обошел без похвалы людей, но, увы, это невозможно в современном мире. Поэт обязан достойно пройти свой путь, сыграть свою роль. Название стихотворения дает основания соотносить его со знаменитым монологом Гамлета в трагедии Шекспира, однако сам Пастернак заявлял, что главная тема стихотворения его христианство, покорность Богу.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Высоцкий «Гамлет» и «Я не люблю»: анализ, история, особенности
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Над пропастью во ржи» — Сэлинджер Дж. Д.

Все неприличные комментарии будут удаляться.

«Весна в лесу» Б. Пастернак

«Весна в лесу» Борис Пастернак

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Анализ стихотворения Пастернака «Весна в лесу»

Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в каждом произведении, выдержанном в подобном ключе, можно найти свою прелесть и очарование.

Последние годы жизни Пастернака прошли в знаменитом писательском поселке Переделкино, где поэт скрывался от травли своих оппонентов. Именно здесь в 1956 году было написано стихотворение «Весна в лесу», легкое, возвышенное и не лишенное романтизма. Поэт отмечает, что в этот раз смена времен года происходит несколько позднее обычного, и в тот период когда все вокруг уже должно цвести и благоухать, «отчаянные холода задерживают таяние» снегов. Тем не менее, весна уже на подходе, и определить это можно по многим косвенным признакам. Несмотря на морозы, поэт видит, как «с утра амурится петух», устроивший настоящую охоту за соседскими курами, а на опушке леса» сосна на солнце жмурится», словно бы предвкушая грядущее потепление.

Казалось бы, столь лирический настрой, заданный в самом начале произведения, нужно поддерживать и развивать. Однако Пастернак придерживается совсем иного мнения и предпочитает реалистично отражать окружающий мир. Казалось бы, ему ничего не стоит рассказать, как лес готовится к приходу весны и наполняется жизнью. Но вместо этого поэт делает акцент на малоприятные детали, с которыми все мы сталкиваемся после того, как сходят снега. Автор подмечает в лесу «еловый мусор, хлам», который проступает сквозь почерневшие и подтаявшие сугробы. Яркое весеннее солнце, по его мнению, словно застряло над «грязной вешней жижицей», которой покрыты все лесные проталины. Но даже столь непривлекательный пейзаж не в силах омрачить радость ожидания погожих деньков, когда весь мир изменится до неузнаваемости, наполнится весенними запахами и звуками.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: