Свобода и любовь в лирике Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина все-таки не высшей ценностью, как у романтиков. Страсть, преданность оказываются еще более могучими чувствами, чем влечение к свободе. И в этом – его отход от романтизма.

В элегии «К морю» столкнулись романтическое желание свободы, безграничного движения, которое возможно для моря – стихии природной, и трезвое сознание того что человек живет по другим законам. Преодоление трагедии для Пушкина здесь возможно потому, что человеку даны верность, память, чувство, внутренняя свобода:

«В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн».

У Пушкина не отняли моря – прощание не может его отнять, ибо красота в душе человеческой не умирает.

Свобода и любовь для Пушкина не только чувства, соперничающие в сердце человека; любовь для поэта – тоже свобода, ибо ей нет границ, она не подчиняет никому и ничему, даже собственной воле человека.

В лицее любовь Пушкина предстает поэту как одухотворенное страдание («Певец», «К морфею», «Желание»). В «Желании» (1816) он пишет:

«Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру, любя!»

В период южной ссылки любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни, природы; любовь уподобляется вдохновенно творчества. Стихотворения 1825 года – «Сожженное письмо» и «Я помню чудное мгновенье…» — открывают любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.

Исследователи пушкинского творчества не раз замечали противоречие между реальной А.П. Керн, с которой посвящено стихотворение, и «гением чистой красоты», представшем в лирическом произведении в обобщенном, очищенном от конкретно — бытовых черт виде. Очевидно, это противоречие ощущал и сам поэт: по признанию Керн, он смутился, когда из главы «Евгения Онегина», которую Пушкин дарил Анне Петровне при прощании, выпал листок со стихотворением.

Стоит сравнить портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий ее. В одном случае мы видим милую, обаятельную и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными печали. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу, поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства. Такой Пушкин видел Керн в поэтическом воображении. Так притягательны для Пушкина воспоминания о море, о молодых надеждах, о любви… Величие, мощь и сила, которыми наделено море в стихотворении «Прощай, свободная стихия. », противостоят состоянию и судьбе поэта. Он – «тихий» и «туманный», он «окован», море – своенравно и неодолимо. Море зовет возможностью свободы, разнообразия жизненных впечатлений, «брег» скучен именно оттого, что он «неподвижный».

Свобода и любовь в лирике Пушкина

Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина все-таки не высшей ценностью, как у романтиков. Страсть, преданность оказываются ещё более могучими чувствами, чем влечение к свободе. И в этом – его отход от романтизма.

В элегии «К морю» столкнулись романтическое охота свободы, безграничного движения, которое может быть для моря – стихии природной, и трезвое сознание того что человек живет по другим законам. Преодоление трагедии для Пушкина тут может быть потому, что человеку даны верность, память, чувство, внутренняя свобода:

«В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн».

У Пушкина не отняли моря – прощание не может его отнять, потому как красота в душе человеческой не умирает.

Свобода и любовь для Пушкина не только чувства, соперничающие в сердце человека; любовь для поэта – тоже свобода, потому как ей нет границ, она не подчиняет никому и ничему, более того собственной воле человека.

В лицее любовь Пушкина предстает поэту как одухотворенное страдание («Певец», «К морфею», «Желание»). В «Желании» (1816) он пишет:

«Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру, любя!»

В срок южной ссылки любовь начинает раздаваться как слияние со стихией жизни, природы; любовь уподобляется вдохновенно творчества. Стихотворения 1825 года – «Сожженное письмо» и «Я помню чудное мгновенье…» — открывают любовь как не искоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.

Безжизненность ссылки, «мрак заточения», казалось, убили любовь, но она воскресает снова и ведет к чувствам неизмеримо более сильным, чем прежние. Не «томленья грусти безнадежной», а «упоенье» полнотой жизни приходит к поэту. Мгновенье оказывается сильнее годов, хрупкая красота могущественнее мятежного порыва бурь. И вэтом для Пушкина – чудо любви, с которой совместно воскресают «и божество», и вдохновенье, и жизнь, и слезы…».

Исследователи пушкинского творчества не раз замечали противоречие между реальной А.П. Керн, с которой посвящено стихотворение, и «гением чистой красоты», представшем в лирическом произведении в обобщенном, очищенном от конкретно — бытовых черт виде. Очевидно, это противоречие ощущал и сам поэт: по признанию Керн, он смутился, когда из главы «Евгения Онегина», которую Пушкин дарил Анне Петровне при прощании, выпал листок со стихотворением.

Стоит сравнить портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий ее. В одном случае мы видим милую, обаятельную и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными печали. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу, поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства. Такой Пушкин видел Керн в поэтическом воображении. Так притягательны для Пушкина воспоминания о море, о молодых надеждах, о любви… Величие, мощь и сила, которыми наделено море в стихотворении «Прощай, свободная стихия. «, противостоят состоянию и судьбе поэта. Он – «тихий» и «туманный», он «окован», море – своенравно и неодолимо. Море зовет возможностью свободы, разнообразия жизненных впечатлений, «брег» скучен как раз оттого, что он «неподвижный».

Свобода и любовь в лирике Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина все-таки не высшей ценностью, как у романтиков. Страсть, преданность оказываются еще более могучими чувствами, чем влечение к свободе. И в этом – его отход от романтизма.

В элегии «К морю» столкнулись романтическое желание свободы, безграничного движения, которое возможно для моря – стихии природной, и трезвое сознание того что человек живет по другим законам. Преодоление трагедии для Пушкина здесь возможно потому, что человеку даны верность, память, чувство, внутренняя свобода:

«В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн».

У Пушкина не отняли моря – прощание не может его отнять, ибо красота в душе человеческой не умирает.

Свобода и любовь для Пушкина не только чувства, соперничающие в сердце человека; любовь для поэта – тоже свобода, ибо ей нет границ, она не подчиняет никому и ничему, даже собственной воле человека.

В лицее любовь Пушкина предстает поэту как одухотворенное страдание («Певец», «К морфею», «Желание»). В «Желании» (1816) он пишет:

«Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру, любя!»

В период южной ссылки любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни, природы; любовь уподобляется вдохновенно творчества. Стихотворения 1825 года – «Сожженное письмо» и «Я помню чудное мгновенье…» — открывают любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.

Безжизненность ссылки, «мрак заточения», казалось, убили любовь, но она воскресает снова и ведет к чувствам неизмеримо более сильным, чем прежние. Не «томленья грусти безнадежной», а «упоенье» полнотой жизни приходит к поэту. Мгновенье оказывается сильнее годов, хрупкая красота могущественнее мятежного порыва бурь. И этом для Пушкина – чудо любви, с которой вместе воскресают «и божество», и вдохновенье, и жизнь, и слезы…».

Исследователи пушкинского творчества не раз замечали противоречие между реальной А.П. Керн, с которой посвящено стихотворение, и «гением чистой красоты», представшем в лирическом произведении в обобщенном, очищенном от конкретно — бытовых черт виде. Очевидно, это противоречие ощущал и сам поэт: по признанию Керн, он смутился, когда из главы «Евгения Онегина», которую Пушкин дарил Анне Петровне при прощании, выпал листок со стихотворением.

Стоит сравнить портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий ее. В одном случае мы видим милую, обаятельную и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными печали. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу, поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства. Такой Пушкин видел Керн в поэтическом воображении. Так притягательны для Пушкина воспоминания о море, о молодых надеждах, о любви… Величие, мощь и сила, которыми наделено море в стихотворении «Прощай, свободная стихия. », противостоят состоянию и судьбе поэта. Он – «тихий» и «туманный», он «окован», море – своенравно и неодолимо. Море зовет возможностью свободы, разнообразия жизненных впечатлений, «брег» скучен именно оттого, что он «неподвижный».

Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него — это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы — строфа из «19 октября» 1825 г., Михайловское:

Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом который открыл золотую страницу в истории русской литературы. Во глубину души вникая строгим взором. Особое место в творчестве.

Идеи свободы пронизывают всю лирику. Пушкина. Их содержание пополняется переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так например в ранний период его литературной деятельности в лицейские годы идеи свободы про.

В лирике А. С. Пушкина существует множество тем но можно выделить три главные темы любовь и дружба назначение поэта и поэзии и вольнолюбивая лирика. К вольнолюбивой лирике относятся такие произведения как ода.

В сороковые годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был написан цикл статей. Сочинения Александра Пушкина состоящий из одиннадцати статей. Пятая статья посвящена лирике. Пушкина стихотворениям. Пушкина присущ дух античности пророка Как у напутанной орлицы.

Сейчас тема человека и природы одна из ведущих в литературе. Но это не просто тема практического взаимодействия человека с окружающей средой. Это тема влияния природы на внутренний мир человека, в результате которой происходит становление духовного созерцания и нравственного начала общества

Примерный текст сочинения

Вольнолюбивая лирика Пушкина Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи.

Возможно оттого, что в жизни Пушкина случилось так, что семью ему с отроческих лет заменили товарищи по лицею, он рано понял, какое важное место занимает дружба в жизни человека. Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь «к святой вольности», желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».

Основные мотивы лирики Пушкина Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.

Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение.

Патриотические мотивы в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов страстно и вдохновенно любил свою родину, свой самобытный народ, природу России-матушки. Любить отчизну в представлениях поэта-гражданина значило ненавидеть тех, кто держал народ в цепях рабства, бороться за его свободу и счастье. Поэту горько сознавать, что Россия — «страна рабов», покорно несущих гнет лживой, бесчувственной знати.

Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика. Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.

«Только влюбленный имеет право на звание человека», — говорил Блок. Особенное значение чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимает в творчестве романтиков.

Центральные темы поэзии Ф.И. Тютчева — любовь и природа. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, — о, эти очи. », «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.).

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм.

Автор: Пушкин А.С. Слово «лирика» в переводе с древнегреческого языка означает «музыкальный», «волнующий». В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события.

Министерство образования Саратовской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саратовский колледж кулинарного искусства

Свобода и любовь в лирике Пушкина Автор: Пушкин А.С. 8 октября 1824 г. Пушкин писал В.Ф. Вяземской из Михайловского в Одессу: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова — думаю, что голубое небо заставило бы меня плакать от бешенства. »

Автор: Пушкин А.С. И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. А. С. Пушкин Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно.

Автор: Пушкин А.С. Прочитав стихотворение «К Чаадаеву» я воспринял это как послание Александра Сергеевича Пушкина к потомкам. Великий Русский поэт призывает посвятить себя отчизне:

«Все встречаю, все приемлю. » (По лирике С.А. Есенина.) Автор: Есенин С.А. Невероятно открытый, искренний поэт Есенин. У кого еще встретишь столько нежности, столько переполняющей душу любви. Широта его любви не измеряется личными встречами, страданиями и удачами. Его любовь — вселенская, без конца и без края.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.

Немаловажную роль в творчестве поэта занимает тема любви и дружбы.

Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования.

В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, созданы яркие образы друзей и любимых женщин.

Автор: Пушкин А.С. «А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»

Автор: Пушкин А.С. В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – «Дочери Карагеоргия», о Байроне или Наполеоне –«Наполеон», «К морю», о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, — мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик.

Татьяна и Ольга Ларины (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Автор: Пушкин А.С. В произведении А.С.Пушкина»Евгений Онегин» рассказывается о двух совершенно разных дев ушках-Татьяне и Ольге.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения — конфликт поэта и толпы.

_ 3Сочинение N 1 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина. Богат и разнообразен мир лирики Пушкина.Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы.Стихи Пушкина ярко

Стихотворение «» написано в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании «Северные цветы» в 1830 году. Связано с чисто личными переживаниями поэта. Оно, как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство любви неугасаемой, живой и сейчас.

Автор: Пушкин А.С. Лирика, отражая жизнь, изображает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами.

Соотношение свободы и любви в лирике Пушкина

8 октября 1824 г. Пушкин писал В.Ф. Вяземской из Михайловского в Одессу: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова — думаю, что голубое небо заставило бы меня плакать от бешенства. »

В стихотворении «К морю» чувства поэта не так мучительны. Почему же? Ведь ему близка «свободная стихия», а прощание неизбежно. Море притягательно для поэта своей одушевленностью, разнообразием жизни. Оно блещет «гордою красой», но шум его в прощальный час напоминает «друга ропот заунывный» и «зов его». Величие, «торжественная краса», мощь и сила, которыми наделено море, противостоят состояниям и судьбе поэта. Он «тихий и туманный», он «окован», море — своенравно и неодолимо. Море зовет поэта возможностью восторга, полета, разнообразия («поэтический побег»), «Брег» скучен именно оттого, что «неподвижный». Почему же поэт «у берегов остался»?

М. Цветаева, передавая свои детские впечатления об этом стихотворении Пушкина, писала: «Но самое любимое слово и место в стихотворении:

Вотще рвалась душа моя!

Вотще — это туда, а могучей страстью — к морю, конечно. Получалось, что именно из-за такого желания туда Пушкин и остался у берегов. Почему же он не поехал? Да потому, что могучей страстью очарован, так хочет — что прирос! И со всем весом судьбы и отказа:

У берегов остался я».

И рассказав о том, как разочаровало реальное море после стихии пушкинского стиха, Цветаева уже взрослым своим сознанием подтверждает: «К морю» было еще и любовь моря к Пушкину: море — друг, море, зовущее и ждущее, море, которое боится, что Пушкин забудет, к которому, как живому, Пушкин обещает вернуться. Море — взаимное, тот единственный случай зависимости, до краев и через морской край наполненной, а не простой, как счастливая любовь. Такое море — мое море — море моего и пушкинского. «К морю» могло быть только на листке бумаги — и внутри. И еще одно: пушкинское

море было — море прощания. Мое море пушкинской свободной стихии — было море последнего раза, последнего глаза».

Но в стихотворении море и поэт не сближены совершенно. «Певцом» моря оказывается Байрон:

. Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим.

Пушкин не своенравен, как море, по прихоти хранящее или губящее корабли, не неукротим, как Байрон. Он предан чувству, «могучей страстью очарован». У берегов поэта удерживает не только любовь, но и бесцельность пути:

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Гении свободы, воин и поэт, Наполеон и Байрон, погибли (хотя один угас, другой «умчался», «как бури шум»), «мир опустел», море стало «пустыней». Побег тоже невозможен, потому что свободы нет нигде, она неосуществима:

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

«Могучей страстью» поэт не закован — «очарован». Пушкин не считает ее пленом. Это не «прежних лет безумная любовь», как в «Погасло дневное светило. ». Это взгляд на море с берега, к которому тогда поэт не пристал, с которого теперь — не сошел. Свобода при всей ее притягательности оказывается не высшей ценностью, как у романтиков. Чувство, преданность для Пушкина более могущественная стихия. И в этом его отход от романтизма. В конце стихотворения звучит не отчаяние, а благодарение.

В элегии «К морю» столкнулись романтическое желание свободы, безграничного движения, которое возможно для моря — стихии природной, и трезвое сознание того, что человек живет по другим законам. Преодоление трагедии для Пушкина здесь возможно потому, что человеку даны верность, память, чувство, наконец, внутренняя свобода:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

У Пушкина не отняли моря, прощание не может его отнять, ибо красота в душе человеческой не умирает.

Свобода и любовь не только чувства, соперничающие в сердце человека. Любовь для поэта тоже свобода, ибо нет ей границ. Прочтите «Заклинание», написанное в 1830 г. Даже смерть возлюбленной не может остановить в нем любви. И читая стихотворения Пушкина о любви, мы видим благородство, искренность, неистребимость его чувств. Красота для поэта — «святыня» («Красавица»), он беззащитен перед красотой, его сердце на нее отзывается восторгом, и он напрасно удерживает себя от восхищения («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу. »). Однако это не ветреность. Для Пушкина нет большего преступления, чем игра в чувство. И хотя не может уберечь талисман, подаренный «волшебницей», «от недруга, от могилы», хотя «в бурю, в грозный ураган» не убережет головы влюбленного и не даст ему ни богатства, ни славы, ни встречи с родиной, в нем есть «таинственная сила»:

Но когда коварны очи

Очаруют вдруг тебя

Иль уста во мраке ночи

Поцелуют не любя, —

Милый друг! от преступленья,

От сердечных новых ран,

От измены, от забвенья

Сохранит мой талисман.

Попробуем задуматься над тем, как меняется образ любви в лирике Пушкина. В Лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец», «К Морфею», 1816). В «Желании» он пишет:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

В период южной ссылки любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни, природы, любовь уподобляется вдохновению творчества («Редеет облаков летучая гряда. », 1826; «Ночь», 1823). Стихотворения 1825 г. «Сожженное письмо» и «Я помню чудное мгновенье. » открывают любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца. Почему любовь Пушкин называет «чудным мгновеньем»? При всей хрупкости ее облика («мимолетное виденье», «голос нежный») любовь оказывается не убитой ни томленьями «грусти безнадежной», ни «тревогой шумной суеты». Двойные усиления эпитетов помогают Пушкину передать тяжесть обстоятельств, внешних и внутренних, противостоящих любви, но не стирающих ее. Однако время, бури века оттесняют любовь, ведут к забвению. Повторы стихотворения подчеркивают это удаление любви («милые черты» стали «небесными»). Безжизненность ссылки, «мрак заточенья», казалось, убили любовь. Но она воскресает снова и ведет к чувствам, незримо более сильным, чем прежние. Не «томленья грусти безмятежной», а «упоенье» полнотой жизни приходит к поэту. Мгновение оказывается сильнее годов, хрупкая красота могущественнее мятежного порыва бурь. И в этом для Пушкина чудо любви, с которой вместе «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы. ». Сам поэт, по словам А.П. Керн, сильно смутился, когда из главы «Онегина», которую Пушкин дарил Анне Петровне при прощании, выпал листок со стихотворением.

Посмотрите на портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий ее. В одном случае мы видим милую, обаятельную в своей мягкости и простодушии женщину, с волосами цвета ржи, чуть наивными голубыми глазами, полными плечами. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Свобода и любовь в лирике Пушкина

Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина все-таки не высшей ценностью, как у романтиков. Страсть, преданность оказываются ещё более могучими чувствами, чем влечение к свободе. И в этом – его отход от романтизма.

В элегии «К морю» столкнулись романтическое охота свободы, безграничного движения, которое может быть для моря – стихии природной, и трезвое сознание того что человек живет по другим законам. Преодоление трагедии для Пушкина тут может быть потому, что человеку даны верность, память, чувство, внутренняя свобода:

«В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн».

У Пушкина не отняли моря – прощание не может его отнять, потому как красота в душе человеческой не умирает.

Свобода и любовь для Пушкина не только чувства, соперничающие в сердце человека; любовь для поэта – тоже свобода, потому как ей нет границ, она не подчиняет никому и ничему, более того собственной воле человека.

В лицее любовь Пушкина предстает поэту как одухотворенное страдание («Певец», «К морфею», «Желание»). В «Желании» (1816) он пишет:

«Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру, любя!»

В срок южной ссылки любовь начинает раздаваться как слияние со стихией жизни, природы; любовь уподобляется вдохновенно творчества. Стихотворения 1825 года – «Сожженное письмо» и «Я помню чудное мгновенье…» — открывают любовь как не искоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.

Безжизненность ссылки, «мрак заточения», казалось, убили любовь, но она воскресает снова и ведет к чувствам неизмеримо более сильным, чем прежние. Не «томленья грусти безнадежной», а «упоенье» полнотой жизни приходит к поэту. Мгновенье оказывается сильнее годов, хрупкая красота могущественнее мятежного порыва бурь. И вэтом для Пушкина – чудо любви, с которой совместно воскресают «и божество», и вдохновенье, и жизнь, и слезы…».

Исследователи пушкинского творчества не раз замечали противоречие между реальной А.П. Керн, с которой посвящено стихотворение, и «гением чистой красоты», представшем в лирическом произведении в обобщенном, очищенном от конкретно — бытовых черт виде. Очевидно, это противоречие ощущал и сам поэт: по признанию Керн, он смутился, когда из главы «Евгения Онегина», которую Пушкин дарил Анне Петровне при прощании, выпал листок со стихотворением.

Стоит сравнить портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий ее. В одном случае мы видим милую, обаятельную и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными печали. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу, поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства. Такой Пушкин видел Керн в поэтическом воображении. Так притягательны для Пушкина воспоминания о море, о молодых надеждах, о любви… Величие, мощь и сила, которыми наделено море в стихотворении «Прощай, свободная стихия. «, противостоят состоянию и судьбе поэта. Он – «тихий» и «туманный», он «окован», море – своенравно и неодолимо. Море зовет возможностью свободы, разнообразия жизненных впечатлений, «брег» скучен как раз оттого, что он «неподвижный».

Тема свободы в лирике Пушкина

В ту эпоху, когда жил Пушкин, начиналось зарождение оппозиции существующей власти. Людям поколения Пушкина мечтали о том, что общество станет свободным в полном смысле этого слова. Свобода воспринималась этими людьми не только в политическом, но и в духовном смысле. Они считали, что всякие ограничения власти, морали, общественных норм должны были быть искоренены.
На первых этапах своего творчества Пушкин воспринимает свободу как вольность. В оде «Вольность» Пушкин присягает на верность идеалам служения обществу и признаёт главным закон Божий. Пушкин считает, что все люди изначально равны перед Высшим законом, и знать и рабы-крепостные. Рабство противно поэту, и он мечтает видеть свою страну свободной. Надежда на это просматривается во многих стихотворениях Александра Сергеевича. Он сам «готов отчизне посвятить души прекрасные порывы». Наверно именно поэтому его стихи пользовались популярностью в среде декабристов. Пушкин считает, что путь, выбранный ими верен, и рано или поздно приведет к свободе.
Позднее осмысление свободы Пушкиным происходит с философской точки зрения. Теперь свобода понимается как основная ценность бытия. В своих произведениях Пушкин развивает тему губительного влияния неограниченной власти одного человека на судьбы других людей.
Одна из составляющих свободы для Пушкина – это свобода поэтического слова. Немало стихотворений посвятил Пушкин этой теме. Это такие стихотворения, как «Поэт», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…».
В своих произведениях Пушкин призывает поэтов и художников не поддаваться на лесть и похвалы, а оставаться верными своим убеждениям. Тогда только его творчество будет «благородным подвигом» во имя человечества.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» Пушкин как бы подводит итог всей своей деятельности. Автор без ложной скромности пророчит себе мировую известность, признание и любовь среди простых людей потому, что его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и прославлял «жестокий век свободу».

13365 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема свободы в лирике Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Свобода в лирике пушкина сочинение краткое

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

«Тема свободы в лирике Пушкина Лицинию «Вольнось» «К Чаадаеву»»

Его надо сослать в Сибирь»- негодовал император. Разумеется,
его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек
в «Вольности». И все же возмущала не она, а стихи типа Сказок и
послания .»К Чаадаеву».
Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось
служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка:
Пушкина удаляли из
столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае
1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался
исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из
жизни литературных кружков и сообществ. Служебными
обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в. этом была
относительная свобода Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником —
и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в
творчестве Пушкина — расцвет романтизма Мы уже говорили, что в
художественной системе романтизма ключевое место занимает
свободная личность героя, что для романтика свобода — высшее
благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание
романтического метода, давайте обратимся к одному из
известнейших стихотворений Пушкина той поры — к «Узнику». Это
своеобразная формула романтического мировосприятия.

Стихотворение открывается обручи «темницы» и томящегося в
ней «узника». Вам никогда не приходило в голову задать вопрос:
за какое преступление герой «сидит»? На какой срок осужден? Как
происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не
приходило. И это абсолютно Нормально и правильно. Пегому что по
законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать.
Основное содержание романтизма — выражение страданий души от
несоответствия действителыности идеалам: мир не таков, каким
должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический
герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он
одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы
романтизма — тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной,
недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой
ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия.

Вскормленный в неволе орел молодой, мой
грустный товарищ.
Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла —
очень романтический символ. Прежде всего, это птиц гордая (не
дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не
собираются в стаи). В нем — мощь свободного полета, тяга в
поднебесье. Обратите внимание: стремление к свободе у орла —
врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление
— определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом,
перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника?
В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в
воображении, в душе романтического героя, противостоя миру
реальному:

Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. «

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: