Светлая лира Пушкина

Светлая лира Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в день святого праздника Вознесения Господня. Он появился на свет в чудесном весеннем месяце — и явил собою светлую, дивную весну чудесной русской литературы. Пушкин родился в последний год XVIII века, блистательного века классицизма, — и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти. Пушкин родился в день Вознесения — и весь его жизненный и творческий путь представляет собою восхождение к недостижимому на земле идеалу Совершенства, который в его понимании явил собою тройственный образ Истины, Добра и Красоты.

В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Но подлинный триумф ждал Пушкина на пороге второго трехлетия его обучения в Лицее. Ко дню публичного экзамена по русской словесности он получил задание написать оду «Воспоминание в Царском Селе».

С легкостью подхватывает Пушкин тяжеловесный одический стиль 18 века, придавая ему оттенок поэтической игры, литературной импровизации. О славе героев исторического прошлого он говорит свойственным той эпохе литературным языком:

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громкозвучных лир.

В лирике Пушкина конца 1820-х годов стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог:

Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.

Так начинает Пушкин стихотворение «Предчувствие», в котором исчезает юношеская беззаботность и удивлявшая ранее способность поэта находить выход из мрачных настроений, из роковых вопросов в радостях жизни, в любви, в прелести и красоте бытия.

Особенно настойчиво в творчестве Пушкина этих лет звучит мучительный вопрос о смысле жизни:

От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.

Стихи прекрасны удивительной щедростью пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь, уже ничего не требуя от нее для себя. Тут высшая форма созерцательно-духовной самоотдачи всей полноте земного бытия, которая для Пушкина прекрасна сама по себе, безотносительно к личным желаниям и притязаниям.

«Бесы» — это тоже «дорожные жалобы», но уже иного, духовного свойства: потерянность человека в этой жизни, на ее заметенных снегом дорогах, в вихрях метелей, в завывании ветров — в духовном бездорожье, вселяющем ужас:

Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.

Среди шедевров любовной лирики Пушкина особенно выделяются три стихотворения: «Я помню чудное мгновенье. », «На холмах Грузии лежит ночная мгла. » и «Я вас любил. »,

Стихотворение «На холмах Грузии. » было написано Пушкиным в 1829 году, во время путешествия в Арзрум. Поэт предпринял его в довольно трудную минуту своей жизни: возобновившиеся преследования властей, безрезультатное сватовство к Н. Н. Гончаровой, глубоко огорчившее влюбленного поэта. Целомудренна, стыдлива и проста поэтическая речь Пушкина, чуждая метафор, ярких эпитетов и прочих специальных украшений. Эта особенность пушкинской лирики ярче всего, пожалуй, проявляется в стихотворении 1829 года «Я вас любил. »:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

В творчестве Пушкина наша литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер.

Искусство Пушкина — это искусство поэтических формул, сжатых и емких художественных обобщений вселенского масштаба и значимости. В нем мобилизуются все возможности русского языка, вся заключенная в нем образная энергия.

В стихах Пушкин выражает свои искренние чувства, переживания. В то же время сам поэт не был святым человеком, хотя и тянулся к святости. Его призвание было в другом, его путь — это путь русского национального поэта. Как русский человек Пушкин был наделен безмерной широтой и размашистостью натуры. Все казалось равно доступным ему — от легких лирических зарисовок до глубоких философских обобщений и выводов. Оценивая художественное совершенство его творений, Н. Языков называл Пушкина «пророком изящного». И дейтвительно, сквозь годы и века прекрасной, чарующей мелодией звучит для нас светлая лира поэта.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Литература стихи пушкина

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Литература стихи пушкина

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.

В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.

Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.

Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении «Пирующие студенты», написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения «Чаадаеву», «19 октября», «И. И. Пущину», «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался».

Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый &#151 талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой &#151 декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, &#151 «Пирующие студенты». Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков».

Через год после окончания лицея в стихотворении «Чаадаеву» Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман. Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр «19 октября», написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень &#151 это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен, &#151
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. » Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в «Пирующих студентах». Но как переменились участники праздничного застолья!

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш;
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади. Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

О Пушкине

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — величайший русский поэт и писатель , прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Высказывания известных людей о поэте: Н. Гоголь

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покавсё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

А. Герцен

Пушкин как нельзя более национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под на- родный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, — в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза — не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это — женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.

И. Тургенев

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он ото- звался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

Н. Чернышевский

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ешё приготовляется Пушкиным.

Л. Толстой

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.

А. Платонов

Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, — и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою.

Сергей Есенин — Пушкину
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: