Судьба сына марины цветаевой мура

«Я обращаюсь с требованьем веры / И с просьбой о любви»
начало :: продолжение :: окончание :: список публикаций
31 августа 2011 года исполнилось 70 лет со дня ухода
из жизни великого русского поэта М. И. Цветаевой

Затем война, опять неизвестность, что делать дальше? Ехать или не ехать в эвакуацию? Что будет с учёбой Мура (так в семье называли сына Георгия)? Какова дальнейшая судьба дочери Ариадны и мужа Сергея Эфрона? Искать ответы на все эти вопросы Цветаевой приходилось самой. А ещё – страх за сына, страх от неизвестности, от постоянного ожидания, что вот-вот придут и за ней… Как бы то ни было – Марина Цветаева осталась одна перед стеной немых вопросов, которые постоянно надвигались на неё, давили на грудь, мешая дышать и жить.

Вероятно, отсюда мысль о самоубийстве: «Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня — все меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами — крюк. Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть. Я хочу не быть. «

…Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей

Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть —
Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.

Поиски работы в Елабуге, куда Цветаева после долгих раздумий всё же попала во время эвакуации, не принесли желаемых результатов. Марина Ивановна отправляется в Чистополь с просьбой разрешить ей с сыном перебраться туда жить. Разрешение получено. Нужно искать жильё и место работы. В книге Ирмы Кудровой «Гибель Марины Цветаевой» описан эпизод, когда в Чистополе Цветаева в помещении горсовета ожидает ответа на просьбу остаться с сыном здесь. Знаменитый фильм Реквием по Мечте на сайте Арт-Ассорти. Отзыв, саундтрек и трейлер фильма.

Она совершенно случайно встречается с бывшей там в эвакуации Лидией Корнеевной Чуковской, дочерью известного детского писателя. Лидия Корнеевна становится свидетелем того, как Марина Ивановна, только что получившая согласие властей на переезд в Чистополь, совершенно не рада благополучному окончанию хлопот о прописке. Она прекрасно понимает, что на месте только что рухнувшей стены возникнет новая – поиск работы. Нужно найти комнату, но Цветаева отвечает Чуковской: «А стоит ли искать? Всё равно не найду. Лучше уж сразу отступлюсь и уеду в Елабугу…Если и найду комнату, мне не дадут работать. Мне не на что будет жить». Именно «не дадут работать»…

Вернувшись в Елабугу, Цветаева не прекращает поисков работы. Она идёт пешком в пригород, где в овощном совхозе, как ей сказали, можно договориться о заработке. Но её услуги оказались не нужны и там… А председатель совхоза, чтобы не отпускать ни с чем усталую, немолодую женщину, даёт ей пятьдесят рублей, которые она оставила на его столе и ушла. Милостыня, поданная великому русскому поэту…, что может быть страшнее и унизительнее для блистательной и независимой Марины Цветаевой!

Кто знает – окажись рядом с ней человек, способный поддержать, помочь в тяжёлую минуту, может быть, всё было бы по-другому, ведь сколько трудностей приходилось ей преодолевать в жизни… Но никого не было, никто не отозвался… Шестнадцатилетний сын, Георгий, оказался не готов стать матери опорой и поддержкой… Конечно, очень трудно в таком возрасте разобраться в той непростой обстановке, которая сложилась тогда: приезд в страну, о которой он знал по рассказам отца, о которой мечтал, но совсем не представлял, что в ней творится на самом деле, арест близких ему людей.

31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева была найдена повешенной в Елабуге, в доме Бродельщиковых, у которых она с сыном снимала комнату…

В письме от 11 сентября 1941 года к своей тётке Лилии Эфрон Георгий Эфрон так пишет о смерти матери: «Я думаю, что до Вас уже дошла весть о самоубийстве М.И., последовавшем 31-го числа в Елабуге. Причина самоубийства – очень тяжёлое нервное состояние, безвыходность положения – невозможность работать по специальности; кроме того, М.И. очень тяжело переносила условия жизни в Елабуге – грязь, уродство, глупость. 31-го она повесилась. Она многократно мне говорила о своём намерении покончить с собой, как о лучшем решении, которое она могла принять. Я её вполне понимаю и оправдываю…».

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

bashnya.info

Домен зарегистрирован
и припаркован в REG.RU

Создайте сайт c REG.RU

Надёжный и быстрый

  • Стабильность

На всех тарифах установлена защита от DDoS-атак.

Эффективная антивирусная проверка и лечение файлов.

Мы гарантируем возврат за неиспользованный период.

Выберите подходящую платформу для проекта любой сложности и обеспечьте вашему сайту максимальную скорость!

Используйте Готовые решения на CMS с возможностью тонкой настройки и установки дополнительных модулей.

Оцените удобный инструмент для лёгкого и быстрого создания современных адаптивных сайтов за несколько минут.

Защитите ваш сайт

Установите бесплатный SSL-сертификат и обезопасьте ваш проект от злоумышленников! Кроме того, вы повысите авторитет сайта среди посетителей и клиентов и улучшите его SEO-показатели.

Марина, Мур, Елизавета. О Марине Цветаевой

Разбирая доставшийся мне архив легендарного замглавы издательства «Детская литература» Бориса Исааковича Камира (1907-2004), я нашёл листки, исписанные крупным, разборчивым, красивым старомодным почерком. Подпись внизу: «Елизавета Яковлевна Тараховская».

Елизавета Тараховская (1895-1968) принадлежала к плеяде поэтов русского «Серебряного века». С 1915 года вместе со своей старшей сестрой, поэтессой Софией Парнок, провела несколько летних сезонов в Коктебеле, где сдружилась с А. Белым, С. Кржижановским, О. Мандельштамом, сёстрами Цветаевыми. Участвовала в поэтических чтениях. На «Днях рождения» М. Волошина играла роль то нимфы, то вакханки, то самого Макса. Получила прозвище «герой лени», когда во время крымского землетрясения 1927 года не спустилась с чердака двухэтажного дома. Как детский стихотворец, стала известна после выхода в 1933 году книжки «Метрополитен» («Нам шагать по лестнице незачем с тобой: лестница-чудесница бежит сама собой!» — эти «ленивые» строки повторяли не только москвичи). Много позже увидели свет её лирические сборники «Скрипичный ключ» и «Птица». Приехав в 1964 году, после большого перерыва, в Коктебель, Елизавета Яковлевна написала воспоминания, которые не могла ни прочесть, ни отделать: неудачная операция лишила её зрения. «Но не слепота водила её пером, — свидетельствовал писатель Владимир Приходько. — Она была честной, совестливой, весёлой. Не слишком счастливой, но не склонной жаловаться и ныть. Осталась также автором неопубликованных эпиграмм».
Почему-то вот уже многие годы вокруг судьбы и поэзии Марины Цветаевой нагнетается атмосфера экзальтации. Устроителей разнообразных вульгарных окололитературных камланий подстёгивает атмосфера кликушества. Смешны, право, и нелепы эти попытки сгладить, упростить для общего пользования запутанно-мрачную трагедию неистовой русской Федры, боготворившей сына, которого современники упрекают в нарушении 5-й заповеди: «Чти отца и матерь твою».
Георгий Эфрон, по-домашнему Мур, не был любим окружением матери. О гибели Цветаевой говорили: «Последняя капля — побуждение к самоубийству — наверняка от Мура». Другие винили Марину Ивановну: «Сама его превратила в чудовище».
Мёртвые сраму не имут.
Пристрастные (иных в мемуаристике не существует!) записки очевидицы адресованы нам, живым.
Чтобы знали и делали выводы.

Е л и з а в е т а Т А Р А Х О В С К А Я

М О С К В А — Т А Ш К Е Н Т . 1 9 4 1 — 1 9 4 2

С т р а н и ц ы в о с п о м и н а н и й

Москву уже бомбили. Из Союза писателей нам звонили о том, что готовится несколько эшелонов для эвакуации писателей. Были намечены несколько городов: Ташкент, Куйбышев, Казань, Чистополь на Волге, Алма-Ата. Эвакуация предполагалась в октябре 1941 года, но матерям с детьми была дана возможность уехать ещё в июле для того, чтобы вывезти детей. Нам всем звонили из Союза об эвакуации, так как считалось, что остающиеся в Москве ждут немцев. Пока что мы все дежурили на крышах и в здании Союза писателей, тушили фугаски и делали всё, что полагается делать советскому писателю.
Как-то раз в июле Марина, встретившая меня в клубе писателей, сказала мне: «Лиза, поедемте в Чистополь». Я ответила ей: «Зачем же нам ехать в Чистополь, когда в октябре нас всё равно эвакуируют в большие города, где мы сможем печататься?» Она сказала: «Я хочу в Чистополь потому, что боюсь за жизнь Мура. Он каждую ночь дежурит на крыше, и его могут убить». Она горячо любила своего сына, единственно уцелевшего из её семьи, так как сестра Цветаевой Анастасия Ивановна, как муж и дочь Марины, была арестована — из-за своих истинно христианских убеждений и религиозных связей с неким проповедником этих убеждений Зубакиным. Таким образом, Марина осталась совершенно одинокой. Ещё в июле она вместе с сыном Муром поехала в Чистополь, где трусы и подхалимы не захотели прописать её как бывшую эмигрантку. Она готова была прописаться хотя бы в качестве судомойки, но и этого для неё не сделали*, и она вынуждена была уехать в деревушку Елабугу, где в полном одиночестве и отрыве от своей среды, не имея никаких средств к существованию, повесилась. Так ещё раз в России погиб ещё один замечательный поэт, повторив судьбу и Пушкина, и Лермонтова, и Есенина, и Маяковского.

*Впоследствии А. И. Цветаева узнала, что на собрании эвакуированных писателей, где решался вопрос о прописке Марины в Елабуге, было решено д а т ь е й п р о п и с к у в Чистополе. Однако, по свидетельствам очевидцев, тот приезд Марины Ивановны в Чистополь был безрадостен. Вернулась в Елабугу расстроенная. «И дня за два до смерти, — пишет сестра, — был у неё с сыном крупный разговор. Что говорили — хозяева не поняли, говорили они не по-русски». — П р и м. п у б л и к а т о р а .

. Живя в общежитии писателей в Ташкенте, я вдруг услышала, что в Ташкент приехал сын Марины Мур. Я позвала его к себе. В комнату вошла молодая, розовощёкая, золотоволосая, стройная Марина в брюках. Родившись в Париже, он понятия не имел о России. Это был типичный сноб, скептик, относившийся к войне и к России с полным презрением. Когда я спросила его о трагической гибели Марины, он холодно и спокойно ответил: «Она должна была это сделать, чтобы спасти меня. Она попала в тупик, из которого не было выхода, и оставила записку, чтобы писатели Чистополя распродали её вещи и отправили меня в Ташкент. Так они и поступили, и только благодаря этому я приехал сюда». Ни в его словах, ни в выражении лица не было и тени жалости к страшной гибели матери. Встреча с Муром произвела на меня жестокое впечатление. Этот самовлюблённый юноша внушил мне отвращение, но, несмотря на это, я и все жители нашего общежития кормили его, чем могли, и оказывали ему всякую помощь. Говорят, что он писал по-французски очень интересную прозу. Я её не читала и судить о ней не могу. Он был юношей призывного возраста, его взяли на фронт, где он был убит. Я верю в возмездие и думаю, что трагическая судьба была наказанием за отношение к матери, которая его обожала и ради него покончила жизнь самоубийством.

На снимке: М. Цветаева, Мур, Х. Балтер. 1936-1937 гг.

Судьба сына марины цветаевой мура

Канал «Время» не боится сослагательного наклонения в истории! Ток-шоу «ЖЗЛ», соведущим которого стал писатель, актер, режиссер и сценарист Павел Санаев, обещает внести новые главы в историю изучения «жизни замечательных людей».

О чем? Что случилось бы с Александром Пушкиным, не погибни он на Черной речке? Как сложилась бы жизнь Сергея Есенина, не расстанься он с жизнью в «Англетере»? В каких сериалах снимался бы Владимир Высоцкий?

В студии программы встретятся два оппонента — автор официальной биографии и сторонник альтернативного мнения. Самые яркие и спорные эпизоды жизни известных персон получат непредвиденную развязку.

Неожиданным сюжетным ходом проекта станет сеанс связи с героем программы, который, будучи уже давно в нематериальном мире, ответит на пять самых важных вопросов о себе. В качестве модератора мистического действа выступит телеведущий Григорий Кулагин-Бобров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: