Сценарий посвященный марине цветаевой

Документальные фильмы о судьбе и творчестве семьи Цветаевых
«Марина Цветаева. Роман её души»
назад в каталог фильмов

Режиссер – Татьяна Малова, автор сценария — Наталия Спиридонова,
оператор — Алексей Горбатов, музыка – Максим Созонов,
художественный руководитель — Лев Николаев.
В фильме принимали участие актеры: Галина Тюнина, Наталья Бажанова, Евгений Князев, Кирилл Пирогов

О жизни Марины Цветаевой известно много, сняты фильмы, написаны книги. Но именно сейчас, по истечении отведенного времени, открываются ее «главные сокровенные» документы, письма, записи. Документальный фильм «Марина Цветаева. Роман её души» (2002 г.) знакомит зрителей с уникальным пражским архивом Марины Цветаевой и восстанавливает тот период ее жизни, который, по словам поэта, «был лучшим и в творчестве, и по состоянию души».

В мае 1922 года Цветаева оставляет свой дом в России ради встречи с мужем. От Сергея очень долго не было вестей. И, наконец, весточка: «Сергей Эфрон в Праге». 7-летняя Аля вспоминает их встречу после разлуки: «Сережа подбежал с искаженным от счастья лицом и обнял Марину, медленно раскрывавшую ему навстречу руки. Долго-долго-долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали вытирать друг другу ладонями щеки, мокрые от слез».

Прага понравилась Марине Цветаевой с первого взгляда: воздух, люди, цветы, чистота, старые-старые камни и совсем другая жизнь. Ей тогда было 29 лет. На какое-то время восторг и счастье отодвинули в далекое прошлое совсем недавние страхи во время перестрелок в Москве, голод, казавшийся вечным, холод и самое страшное – смерть младшей дочери Ирины.

Чешский период Марины Цветаевой потом будут сравнивать с Болдинской осенью Пушкина. Лучшую, ураганную свою лирику она пишет в Чехии.

Именно в Чехии в 1923 году Марина Цветаева встретила свою большую любовь — Константина Родзевича. Это чувство разбудило в ней ее саму, настоящую. За три месяца Марина Цветаева написала 90 стихотворений.

Вершиной творчества Марины Цветаевой в Чехии считается «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные К. Родзевичу.

Из письма Марины Цветаевой Родзевичу: «Я ухожу от Вас, любя Вас всей душой… Все это будет Поэмой Конца…».

С 12 декабря 1923 года началась для Марины Цветаевой другая жизнь. В этот день она написала одно из лучших своих стихотворений – «Поэму Конца» — на одном дыхании. В этот день она написала последнюю записку Родзевичу. Последний раз они прошли по ночной Праге. Марина вернулась домой и сделала запись в своем блокноте: «12 декабря 1923 года, среда. Конец моей жизни. Хочу умереть в Праге. Чтобы меня сожгли».

Из письма Пастернака:

«Какие удивительные стихи Вы пишите, Марина. Как больно, что сейчас Вы больше меня. Вы возмутительно большой поэт. «Поэма Конца» – нечто совершенно гениальное, простите за восторженность, верх возможного мастерства».

В фильме использована переписка Марины Цветаевой с Константином Родзевичем, архив которой был закрыт 40 лет по распоряжению Ариадны Эфрон. Съемки проходили в Праге, Горних Мокропсах, Дольних Мокропсах, Новых Дворах, в деревеньке Йиоловиште и во Вшенорах.

В небе, ржавее жести,
Перст столба.
Встал на означенном месте,
Как судьба.

— Без четверти. Исправен?
— Смерть не ждет.
Преувеличенно низок
Шляпы взлет.

В каждой реснице — вызов.
Рот сведен.
Преувеличенно низок
Был поклон.

— Без четверти. Точен?-
Голос лгал.
Сердце упало: что с ним?
Мозг: сигнал!
Небо дурных предвестий:
Ржавь и жесть.
Ждал на обычном месте.
Время: шесть.

Сей поцелуй без звука:
Губ столбняк.
Так — государыням руку,
Мертвым — так.

Мчащийся простолюдин
Локтем — в бок.
Преувеличенно — нуден
Взвыл гудок.

Взвыл, — как собака, взвизгнул,
Длился, злясь.
(Преувеличенность жизни
В смертный час.)

То, что вчера — по пояс,
Вдруг — до звезд.
(Преувеличенно, то есть:
Во весь рост.)

Мысленно: милый, милый.
— Час? Седьмой.
В кинематограф, или? —
Взрыв: Домой!

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

«Равенство дара души и глагола – вот поэт»

Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества М. Цветаевой

У ваятеля может остановиться рука (резец).

У художника может остановиться рука (кисть).

У музыканта может остановиться рука (смычок).

У поэта может остановиться только сердце.

Кроме того: поэт видит неизваянную статую,

ненаписанную картину, слышит неигранную музыку…

Абелюк, Е.С. Поэтический дневник Марины Цветаевой: Урок литературы, 11-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Барковский, С.Д. Марина Ивановна Цветаева: Док. программа из цикла «Женщины в русской истории» [Видео] // YouTube – Россия

Бондаренко, В. Марина Цветаева. Возвращение в СССР: Док. программа из цикла «Поэты и музы Серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Бондаренко, В. Марина Цветаева. «С этой безмерностью в мире мер»: Док. программа из цикла «Поэты и музы Серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Бондаренко, В. Марина Цветаева. «Стихи – драгоценные вина»: Док. программа из цикла «Поэты и музы Серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Будник, Л. Травести на роль Марины Цветаевой. Рильке, Цветаева и Пастернак: Док. фильм из цикла «Больше, чем любовь» [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Марина Цветаева: Лекция из цикла «Прямая речь» [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Цветаева «Повесть о Сонечке»: Лекция из цикла «Прямая речь» [Видео] // YouTube – Россия

Велехов, Л. Марина Цветаева. 75 лет после самоубийства: Док. программа из цикла «Культ Личности» [Видео] // YouTube – Россия

Воденникова, Д. Марина Цветаева: Док. программа из цикла «Поэтический минимум» [Видео] // YouTube – Россия

Гаврилов, А. Марина Цветаева: Док. программа из цикла «ЖЗЛ» [Видео] // YouTube – Россия

Грунтовский, А.В. Марина Цветаева: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Данилова, Н.И. Художественный мир поэзии Цветаевой: Урок литература, 11 класс [Видео] // YouTube – Россия

Данильева, Г.А. Марина Цветаева: путь комет: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Иванова, Н. Марина Цветаева. Жизнь и творчество: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Иванова, Н. Марина Цветаева. «Поэма Горы», «Поэма Конца»: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Козлова, А. Марина Цветаева: Лекция из цикла «Серебряный век. Далеко ли до Неба?» в проекте «Личности» [Видео] // YouTube – Россия

Крижевский, В.Г. Осип Мандельштам и Марина Цветаева: Лекция в рамках рубрики «Экспонат PRO » [Видео] // YouTube – Россия

Кудрова, И.В. О гибели Марины Цветаевой: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия

Ларцева, Н. О Марине Цветаевой и Цветаевских кострах: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Малофеев, Ю. М.И. Цветаева: радиоочерк из цикла «Русские поэты» [Видео] // YouTube – Россия

Мачинский, Д.А. Марина Цветаева: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д.В. Марина Цветаева. «Грешница»: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия

Мирецкая, Е.В. Творчество М.И. Цветаевой: Урок литературы, 11-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Николаев, Л. Марина Цветаева и Сергей Эфрон: Док. программа из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» [Видео] // YouTube – Россия

Осипов, А. Страсти по Марине: Док. фильм из цикла «Легенды серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Проскурина, В. Не похороните живой!: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Пулина, Г.А. Марина Цветаева: модернизм в литературе: Семинар по литературе [Видео] // YouTube – Россия

Радомская, Т. Несостоявшаяся встреча: Ахматова – Цветаева: Лекция из цикла «Неузнанное в русской культуре» [Видео] // YouTube – Россия

Радомская, Т. Потеря и обретение Дома: судьбы русской культуры в XX веке. Марина Цветаева: Лекция из цикла «Русская культура» [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1; Ч.2; Ч.3; Ч.4.

Сванидзе, Н. Марина Цветаева: Док. программа из цикла «Исторические Хроники» [Видео] // YouTube – Россия

Свинина, А. Парижская элегия. Марина Цветаева: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Скурат, С.И. Ахматова и Цветаева: В чем сходство таких непохожих?: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Смирнов, В. Поэтический мир Марины Цветаевой: Лекция из цикла «Мир русской поэзии». [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2.

Смирнова, С.А. Марина Цветаева Биография и творчество: Урок литературы [Видео] // YouTube – Россия

Сологуб, Ф. Марина Цветаева: Телеальманах из цикла «Поэты России ХХ век» [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1; Ч.2.

Творчество М.И. Цветаевой 30-х годов: Урок литературы, 11 класс [Видео] // YouTube – Россия

Творчество М.И. Цветаевой: Урок литературы, 11 класс [Видео] // YouTube – Россия

Чернявская, Ю. Марина Цветаева: путь в петлю: Док. программа из цикла «Круги на воде» [Видео] // YouTube – Россия

Шатин, Ю.В. «Если душа родилась крылатой. » : Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Авдеева, Г.А. Лингвостилистический анализ поэтического текста: М.И. Цветаева «Психея» / Г.А. Авдеева // Филологический класс. – 2013. – № 4 (34). – С. 61-67.

Ажикенова, Л.В. Марина Цветаева – заложница у своего времени…: Урок литературы, 11-й класс / Л.В. Ажикенова // Инфоурок

Алимова, Ю.Р. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю. »: Урок литературы, 11-й класс / Ю.Р. Алимова // Социальная сеть работников образования

Анисимова, Н.А. «Если душа родилась крылатой»: Литературная гостиная по творчеству М. Цветаевой / Н.А. Анисимова // Учительский портал

Аннинский, Л. Марина Цветаева: «Мы коронованы. Одну с тобой мы землю топчем. » // Серебро и чернь. – М., 1997. – С. 149-170.

Антропова, Г.А. Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой / Г.А. Антропова, И.Г. Тойгильдина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Асланова, Е.А. Знакомьтесь, Марина Цветаева!: Урок литературы, 11-й класс / Е.А. Асланова // Инфоурок

Астапова, Е.П. Анна Ахматова и Марина Цветаева. Гармоничность и безмерность: Урок литературы, 11-й класс / Е.П. Астапова // Инфоурок

Бабкина, Т. «Тоска по родине. » : Анализ стихотворения М.И. Цветаевой // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 2.

Бабушкина, С.В. Мотивация и тактика комплексного анализа стихотворения Марины Цветаевой «Мой письменный верный стол!. . » (1933) в старших классах / С.В. Бабушкина // Филологический класс. – 2016. – № 1 (43). – С. 60-66.

Багаева, А.М. Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой: Урок литературы, 11-й класс / А.М. Багаева // Слово

Байракова, Л.В. М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы: Урок литературы, 9-й класс / Л.В. Байракова // Инфоурок

Байрацкая, А.Е. «Два поэта – две судьбы» :. А. Ахматова и М. Цветаева : Урок литературы в 9-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Балобанова, О. «Какой огромный странноприимный дом!» : Материал для подготовки интегрированного урока (история + литература) на тему «Москва Марины Цветаевой» в 11 классе / О. Балобанова, О. Маевская // История – Первое сентября. – 2009. – № 2.

Банюшевич, Л.Н. «Моим стихам… настанет свой черед» (сложная судьба Марины Цветаевой) : Информационно-поисковый проект // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Барилло, Л.К. Исследование стихотворения М. Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»: Урок литературы, 11-й класс / Л.К. Барилло // Социальная сеть работников образования

Батраева, Л.Р. Литературно-музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой / Л.Р. Батраева // Сайт Батраевой Л.Р.

Бачаева, Г.Н. «Если душа родилась крылатой…»: Урок литературы по поэзии Марины Цветаевой, 11-й класс / Г.Н. Бачаева // Инфоурок

Безродных, Г.И. «Моим стихам настанет свой черёд» : Вечер в литературной гостиной // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Белякова, М.М. М.И. Цветаева. Судьба поэта в фотографиях: Урок литературы, 11-й класс / М.М. Белякова // Инфоурок

Борискина, Г.Г. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»: Урок литературы, 11-й класс / Г.Г. Борискина // Копилка уроков

Борисова, И.Н. Поэтический мир Марины Цветаевой: Урок литературы, 11-й класс / И.Н. Борисова // Инфоурок

Борщевская, М. «Прохожий, остановись!» : Материалы к изучению творчества Марины Цветаевой в 11 кл. // Литература – Первое сентября. – 2008. – № 6.

Бродский, И. Поэт и проза : О М. Цветаевой // Чужая мудрость

Бубнова, С.В. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества: Сценарий литературно-музыкальной гостиной / С.В. Бубнова // Инфоурок

Буркова, Т.В. «Если душа родилась крылатой. » (жизнь и творчество М. Цветаевой) // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Ваджипова, Т.Н. «. мне имя – Марина»: Литературный салон к 120-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой / Т.Н. Ваджипова // Инфоурок

Валеева, Н.Л. Быт и бытие Марины Цветаевой: Беседа о творческой биографии для старших школьников / Н.Л. Валеева // Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. № 8. – С. 30-34.

Вальчук, М.К. Открывая Марину Цветаеву: Урок литературы, 9-й класс / М.К. Вальчук // Библиотечный урок. – 2013. – № 12 (12). – С. 30-35.

Вертелецкая, Е.Б. «Одна – из всех – за всех – против всех!» (страницы жизни и творчества М. Цветаевой) : Урок-литературное кафе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вершинина, О.В. «Одноколыбельники» : Литературный вечер, посвященный творчеству М.И. Цветаевой // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Виноградова, А.Е. «Свободная стихия» оказалась стихами : Творческий портрет Марины Цветаевой для нач. шк. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вираховская, Т.И. «… Я – бренная пена морская»: Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой, для учащихся 8-9 классов / Т.И. Вираховская // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. № 7. – С. 25-30.

Литературный вечер, посвященный творчеству великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой

Литературный вечер, посвященный творчеству великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой
Цель: привлечь внимание к жизни и творчеству русской поэтессы Марины Цветаевой, вызвать интерес к ее поэзии
Наглядности: презентация о Марине Цветаевой, стенд, выставка книг, свечи.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Ведущий 1 Так писала о дне своего рождения Марина Ивановна Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.
В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.

Чтец
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Ведущий 2: Вчера еще гремевшие поэты со звонкими именами и роскошными репутациями поодиночке и группами уходили в небытие. «И главное — я ведь знаю, как меня будут любить. через 100 лет», — писала Цветаева.
Утечет много воды, и не только воды, но и крови, потому что жизнь М. Цветаевой, ее творчество пришлись на 10 — 30 — е годы катастрофического XX века.
И чем дальше уходим мы от года ее смерти, тем лучше помним ее судьбу. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории ее жизни и любви.

Чтецы
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе.
Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру.
Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру.

Ведущий: Осенью 1910 года 18 — летняя гимназистка, дочь известного ученого, профессора Московского императорского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». В него вошли стихи, написанные в 15 — 17 лет, которые получили высокую оценку известных поэтов — Максимилиана Волошина и Валерия Брюсова.

Чтецы:
Звенят — поют, забвению мешая,
В моей душе слова: «15 лет».
О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!

Еще вчера в зеленые березки
Я убегала, вольная, с утра.
Еще вчера шалила без прически,
Еще вчера!

Весенний звон далеких колоколен
Мне говорил: «побегай и приляг!»
И каждый крик шалунье был позволен,
И каждый шаг!

Что впереди? Какая неудача?
Во всем обман и, ах, на всем запрет!
Так с милым детством я прощалась, плача,
В 15 лет.
Звучит песня « Посвящение женщине»

Ведущий 1: Детство и юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток.
В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила образование по специальности «старофранцузская литература».
Песня « Ночь» на стихи М Цветаевой исполняют учащиеся

Ведущий 2: Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Ее мать Мария Александровна была пианисткой, восхищавшей своей игрой самого Антона Рубинштейна. Отец — создатель Музея изящных искусств (ныне Музей им. А. С. Пушкина). Не удивительно, что и Марина была образованнейшим человеком.
Ведущий 1: С детства она была погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыла для себя Гете и немецких романтиков, очень любила Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Она рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь».
«Пушкин заразил меня любовью. Словом любовь». На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел огонь любви к «гениям минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям.

Чтец
Владенья наши царственно богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе — феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облако в выси небес.

Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих.
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще невзрослый передаст ли стих?
Звучит песня « Звездочка моя ясная»

Ведущий 2: Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие — то год — два, прошедшие после первых наивно — отроческих стихов, была другою. За это время она перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории.

презентация по теме «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Данный материал представляет собой презентацию, посвященную жизни и творчеству поэта серебряного века Марине Цветаевой.

Скачать:

Вложение Размер
cvetaeva.ppt 2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Поэт – редкий гость на этой земле. И потому каждый его день должен быть праздником. А я только и слышу вокруг: «Ваши стихи не нужны, ваши стихи не понятны, ваши стихи – формализм». Но ведь человек, назвавший мои стихи формализмом – просто бессовестный. Это я вам говорю из будущего. А будущее свое я очень хорошо вижу. Ах, как я хорошо вижу, как будут любить меня через сто лет! Как придут слушать меня через сто лет!» М.Цветаева Марина Цветаева

26 сентября (8 октября) 1892 год а в Москве, в семье профессора Московского университета (позже основателя Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина, а спустя два года — Анастасия.

Красною кистью Красною кистью Рябина зажглась . Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иван Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть

В 1910 г Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой « Вечерний альбом », получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. В первом альбоме М. Цветаевой появляется лирическая героиня — молодая девушка, мечтающая о любви. Она облекает свои переживания в лирические стихотворения о невозвратности минувшего и о верности любящей. 1912год – второй сборник стихотворений «Волшебный фонарь». 1 913год – третий сборник стихов «Из двух книг». В это время Цветаева — «великолепная и победоносная» — жила уже очень напряженной душевной жизнью. Она уже хорошо знала цену себе как поэту.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. В Коктебеле по всему пляжу было рассеяно много драгоценных камней: сердолики, хризолиты, агаты. Марина шла по берегу, собирала камни и вдруг заметила бледного темноволосого юношу, который лежал в шезлонге и грелся на солнце. -Будьте добры, найдите мне, пожалуйста, камешек, — почему-то сказала Марина, а сама загадала, что если этот юноша найдет ей розовый сердолик, то она выйдет за него замуж. Юноша, не отрывая своих огромных глаз от глаз девушки, на ощупь нашел камень и зажал его в ладони. А когда раскрыл ладонь, то Марина увидела розовый сердолик. Это была судьба. Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

1917-1921 Во время революции н аписано множество лирических, а также гражданских стихотворений, которые войдут впоследствии в книгу « Лебединый Стан » (при жизни М. Цветаевой издана не была). Поэтессе пришлось одной воспитывать двух дочерей и вести домашнее хозяйство, к чему она совсем не была готова. Чтобы спасти девочек от голодной смерти, она решилась на отчаянный шаг: отдала их в приют. Но вскоре они заболели, и Марина забрала старшую домой. Спустя два месяца младшая умерла в приюте. Как писала сама Марина: «Старшую у тьмы выхватывая – Младшей не уберегла». Для Цветаевой такой поворот судьбы стал тяжелым испытанием. Стихи поэтессы сразу потеряли свою звучность, мелодику, от которой так и веяло жизнью

В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Чехия – центр русской эмиграции начала 20-х, родина всех, кто без страны. Здесь написаны лучшие её стихи, здесь вся семья была вместе, здесь появился на свет её сын – Георгий (Мур. ) .

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. «Мой читатель остается в России, куда мои стихи: не доходят. » — писала Марина Цветаева. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине.

В эмиграции Сергей Эфрон в эмиграции начал заниматься прокоммунистической деятельностью. Одним из условий благополучного переезда в Россию было обязательное участие в деятельности НКВД. Тень осуждения пала и на поэтессу. Цветаеву перестали навещать друзья, и постепенно она начала осознавать, к чему может привести поспешное решение мужа. Повзрослевшая Аля разделяла взгляды отца. Один за другим уезжали члены семьи: сначала Аля, а затем и Сергей, привлеченный ее восторженными письмами.

19 июня 1939 года М.И. Цветаева с сыном приехали в Москву. 27 августа. Арестована Ариадна Эфрон. 10 октября. Арестован С. Я. Эфрон. 23 декабря. Марина пишет письмо Л. П. Берии — о муже и дочери, просит разобраться. Ответа не получила. Август 1941: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы еще хуже… Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе, Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». Мур не смог ничего передать: Аля отбывала срок, отец вскоре будет расстрелян, сам Мур Эфрон погибнет на фронте

Ушла из жизни 31августа 1941 года. Могила Марины Цветаевой не будет найдена никогда. Но разве это важно? Важно то, что сказала она сама: Птица-Феникс – я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю – и горю дотла! И да будет вам ночь – светла! г.Елабуга 31 августа 1941г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины .

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и.

11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция.

Урок обобщения изученного материала.

на сайте размеще конспект к уроку. Презентацию к нему можно найти на моей странице на proshkola.ru.

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Биография и творчество Марины Цветаевой».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: