Конспект урока — Таруса в жизни и творчестве М

Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой.

Скачать:

Вложение Размер
dedova_1.zip 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 11-м классе

Тема урока : «Таруса в жизни и творчестве Марины Цветаевой»

Тип урока : интегрированный

Вид урока : урок изучения нового материала

Цели: 1) образовательная: выяснить роль Тарусы в жизни и творчестве

2) воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к родине, родному краю; формирование эстетического вкуса и гуманистического мировоззрения;

3) развивающая: продолжить развитие умения анализировать поэтическое произведение; развивать познавательные способности учащихся, коммуникативные и информационные компетентности.

Формы организации учебной деятельности : выступления учащихся, групповая работа, презентации, беседа, чтение и анализ стихотворений.

1) эпиграф к уроку;

2) сборники стихов М. Цветаевой;

3) распечатанные стихотворения для работы в группах;

4) фрагмент фильма «Таруса в жизни Цветаевой» (ЦОР «Литература 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий»);

5) презентация «Дом-музей Цветаевых в Тарусе»;

6) Репродукции картин В.Д. Поленова «Ока близ Тарусы», «Ранний снег», «Золотая осень».

7) Букет осенних листьев («Костёр»);

8) Песня на стихи М. Цветаевой в исполнении группы учащихся. (Муз. М. Таривердиева «Мне нравится. »).

1. Слово учителя.

В Тарусе, городе своего детства, Марина Цветаева любила зажигать костры на берегу Оки.

В 1986 году прошёл первый «Костёр» памяти поэта. Потом он был зажжён под Вашингтоном, в Германии. В 2009 году 8 октября (по новому стилю) он был уже 23-м.

Сегодня мы проведём свой Цветаевский костёр. На нём выступят историки, художники, искусствоведы, литературоведы.

В память о Марине Цветаевой прозвучит песня в исполнении приехавших на «Костёр» музыкантов (группа учащихся с гитарой). Музыка М. Таривердиева, стихи Марины Цветаевой «Мне нравится. »

2.Учитель — о теме и цели урока

Тема нашего разговора сегодня — «Таруса в жизни и творчестве М. Цветаевой».

Цель: выяснить, какую роль сыграла Таруса в жизни и творчестве поэта.

Обратимся к эпиграфу:

Родина — это всё. Нет! Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Но есть другие слова. Они принадлежат М. Цветаевой и написаны в эмиграции, в 1934 году:

Тоска по родине! Давно

Мне совершенно всё равно —

Где совершенно одинокой

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

— Если остановиться здесь, не дочитать стихотворение до конца, что можно сказать о лирическом герое?

(подчёркивается отторженность от родины, неверие в чувство любви к родине, равнодушие к тому, что окружает. )

— Как объяснить эти слова поэта? Почему они сказаны?

Мы вернёмся к этому стихотворению в конце нашего разговора.

4. Слово предоставляется «Историкам» (выступление учащихся).

Таруса-маленький городок в Калужской области (слайд-карта).

Первое упоминание о городе относится к 964 году. В это время киевский князь Святослав пошёл « на Оку и на Волгу и налезе вятичи». Увидев на берегу строения и людей, князь спросил: «Какой это народ? Какого рода- племени?» «То Рось, то- Рось!» — ответили с берега.

В древности на долю Тарусы выпала судьба ратная. Здесь не раз звучал тревожный клич: «К оружию, русичи, тарусичи!» Не раз звенел булат. Отсюда уходили на Куликовскую битву «хоробрые» тарусские дружинники. В конце 14 века Тарусское княжество присоединилось к Московскому.

Таруса пережила владычество литовцев, нападение татар,

эпидемию чумы, опустошительный пожар. Во время Отечественной войны 1812 года Таруса — ближайший тыловой город, через который русская армия снабжалась снаряжением и продовольствием.

Таруса была расположена за 101-м километром, и поэтому в 1930-х годах туда отправляли после заключения в ссылку «политических». Общество там образовалось интеллектуальное.

В 1941 году город был оккупирован фашистскими войсками, но заметным разрушениям подвергнут не был.

5. «Художники» (выступление учащихся).

С конца 19-го века благодаря своей живописности Таруса стала популярным местом отдыха. В 1890-м году сюда проехало много художников-пейзажистов. Первой волной интеллигенции, приехавшей в Тарусу, были Поленовы, Цветаевы, Борисов — Мусатов, Ватагин, Виноградовы.

Первым «открыл» красоты Тарусы Василий Поленов ( слайд-портрет ). Много лет прожил он на берегу Оки. Поленов нежно любил здешнюю природу, не переставал удивляться её гармонии. Он запечатлел Оку в разные времена года, в различных её состояниях. Его картины — это настоящая летопись жизни реки, полная поэзии и правды.

Таковы его произведения «Ока близ Тарусы» ( слайд — репродукция ), «Ранний снег» (слайд-репродукция), «Золотая осень» ( слайд-репродукция ).

«Как мне хотелось показать Вам нашу Оку, — писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. — Ведь мы с Вами впервые открыли её красоту и выбрали место для жительства. вот я живу здесь 22 года. а красота и гармония та же».

6. «Искусствоведы» и «кинематографисты» (выступление учащихся).

В конце 19 — начале 20-го века Таруса была «Парнасом» московской художественной жизни, местом, где черпали вдохновение многие художники, поэты, писатели, музыканты и учёные.

С этим городом также связаны имена писателей А.Чехова, Николая Заболоцкого, Василия Пескова, Беллы Ахмадулиной, Варлама Шаламова, Владимира Железнякова, который писал здесь свою повесть «Чучело».

В конце 1970-х годов город стал любимым пристанищем диссидентов. Здесь скрывался от ареста Иосиф Бродский, гостил Александр Гинзбург, жил на даче Святослав Рихтер, сюда приезжал Александр Солженицын.

Здесь работали режиссёры Андрей Тарковский и Никита Высоцкий. В Тарусе снято много фильмов: «Верные друзья», «Сельская учительница», «Отец Сергий», сериалы «Участок» и «Громовы» и др.

Но два имени стали символами города — Марина Цветаева и Константин Паустовский. Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент фильма «Таруса в жизни Цветаевой» (смотрим фрагмент, посвящённый Цветаевой и Паустовскому).

7. «Литературоведы» (выступление учащихся «Таруса в жизни Марины Цветаевой», презентация).

Профессор Иван Владимирович Цветаев арендовал для семьи тарусскую дачу «Песочное» на протяжении 18-ти лет — с 1802 по 1910 года.

Дом был куплен дедом Марины Цветаевой. После его смерти здесь жила его вторая жена, которую называли Тьо (тётя). Отсюда и название дома — дом Тьо. Летом девочки часто бывали у неё в гостях, жили во время зимних приездов в Тарусу. Марина вместе с молодым мужем Сергеем Эфроном приезжала сюда летом 1912 года ( слайды 1-5, «Дом-музей Цветаевых»).

Детство, проведённое в Тарусе, навсегда осталось в памяти Марины Ивановны. Тарусе посвящены многие её ранние стихи. Они «настояны» на душистых, росных травах приокских лугов, озарены «малиновыми закатами и тучными окскими радугами» (слайды 6-12, «Виды Тарусы»).

В эмиграции Цветаева напишет: « Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель да чешские деревни — вот места души моей».

«Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить», — утверждала в «Воспоминаниях» сестра Марины Анастасия Цветаева.

В очерке «Хлыстовки» М. Цветаева писала: « Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины. где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника. » ( слайды 13-15, «Тарусское кладбище», камень с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»).

На высоком берегу Оки стоит памятник Марине Цветаевой. Она изображена здесь такой, «какой была в последние годы жизни: согбенная, уставшая, босая, уже собравшаяся в путь «по старой дороге калужской. » (слайд 16, «Памятник М. Цветаевой»).

С Тарусой связаны не только радостные воспоминания. Здесь умерла мать Марины и Аси — Мария Александровна. Здесь в1937 году была арестована сестра Анастасия Ивановна. На Тарусском кладбище лежит дочь

Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон. Она провела в Тарусе последние 19 лет своей жизни.

8. «Чтецы » (Чтение стихов наизусть).

Ясное утро не жарко,

Лугом бежишь налегке.

Медленно тянется барка

Несколько слов поневоле

Всё повторяешь подряд.

Где-то бубенчики в поле

В поле звенят? На лугу ли?

Едут ли на мольтьбу?

Глазки на миг заглянули

Синяя даль между сосен,

Говор и гул на гумне.

И улыбается осень

Жизнь распахнулась, но всё же.

Ах, золотые деньки!

Как далеки они, Боже!

Господи, как далеки!

В светлом платьице, давно знакомом,

Улыбнулась я себе из тьмы.

Старый сад шумит за старым домом.

Почему не маленькие мы?

Почернела дождевая кадка,

Вензеля на рубчатой коре,

Заросла крокетная площадка,

Заросли тропинки на дворе.

Не целуй! Скажу тебе, как другу:

Целовать не надо у Оки!

Почему по скошенному лугу

Не помчаться наперегонки?

Мы вдвоём, но, милый, не легко мне,-

Невозвратное меня зовёт!

За Окой стучат в каменоломне,

По Оке минувшее плывёт.

Вечер тих,- не надо поцелуя!

Уж на клумбах задремал левкой.

Только клумбы пёстрые люблю я

И каменоломню над Окой.

9. « Творческая лаборатория» (работа в группах).

Класс разбит на 3 группы. Каждая получает стихотворение и задание к нему. Учащиеся сообща готовят анализ стихотворения, выбирают форму выступления.

1-я группа: прочитайте стихотворение и проанализируйте его, опираясь на следующие вопросы:

1) Какое настроение создаёт стихотворение?

2) Определите тему произведения.

3) Охарактеризуйте чувства лирической героини.

4) Какова основная мысль стихотворения?

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Старые липы в цвету,

К взрослому миру презренье

И на жаровне варенье

К Богу идут облака;

Лентой холмы огибая.

Тихая и голубая

Детство верни нам, верни

Все разноцветные бусы,-

Маленькой, мирной Тарусы

2-я группа: прочитайте стихотворение и выполните задания:

1) выпишите из него слова в два столбика: в первый — «обыкновенные», обозначающие реальную жизнь, во второй — «высокие», рисующие мир фантастической мечты;

2) каким словом из стихотворения можно продолжить предложение: «Детство для лирической героини — это. » («рай»).

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

Колокола звенят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

О дни, где утро было рай

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Всё так же сонно — тяжело

Качаются на клумбах мальвы.

3-я группа: прочитать оба стихотворения и найти в них выразительные средства, которые помогают раскрыть основную мысль стихотворений.

(эпитеты, обращение, восклицательные, вопросительные предложения,

олицетворение, повторяющиеся союзы. )

Догорает наш «Костёр». Пора подводить итоги.

— Итак, чем же была Таруса для Марины Цветаевой?

(Родиной с её живописной природой, «золотыми деньками», «золотой тропинкой», «золотыми майскими жуками», «золотой дорогой», «золотыми плотами», «раем», первой любовью, временем крепкой дружбы с сестрой, местом, где она черпала вдохновение, тем, что питало её душу и творчество всю жизнь. Родина — это духовная опора человека).

— А сейчас вернёмся к стихотворению М. Цветаевой «Тоска по родине!»

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встаёт, особенно — рябина. ( слайд «Куст рябины»)

— «. последние две строки полностью перевернули стихотворение, и тоска по родине, объявленная фикцией, «разоблачённой морокой», становится живой, неизбывной болью (С. Рассадин).

11. Домашнее задание : напишите сочинение «С чего начинается родина?» (по ранней лирике М. Цветаевой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-знакомство с творчеством М.И.Цветаевой.

Работа рассказывает о жизни М. Цветаевой. Рекомендуется использовать на вводных уроках по изучению творчества поэта, внеклассных мероприятиях.

Устный журнал — это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе.

Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 — 1941).

Разработка урока отражает жизнь и творчество поэткссы Марины Цветаевой.

В данной презентации содержится материал по творчеству М.Цветаевой( детские годы и творческая биография).

Сценарий мероприятия по творчеству марины цветаевой

— стимулировать общественный интерес к чтению и изучению наследия русской и мировой литератур; — приобщение к поэзии детей;- максимально приблизить гостей и читателей к творчеству Марины Цветаевой;- создать благоприятную возможность для семейного отдыха городского населения.я.

В Сквере Марины Цветаевой установлены Памятные камни, напоминающие гостям города и страны, связанные с жизнью и творчеством Марины Цветаевой. Экскурсия, разработанная специально для сквера, предполагает подробный рассказ о жизни великого поэта. Экскурсия по скверу разработана для посетителей разных возрастных категорий . Работа со школьниками – важнейшее направление культурно-просветительской деятельности музея. Безусловно, проведение подобных экскурсий возможно только в теплое время года, но, даже с такими ограничениями, количество посетителей музея заметно возросло. Музыкально-поэтические мероприятия проходили в сквере круглогодично и были очень разными по тематике.
В 2014 году коллектив музея организовал и провел в Сквере праздник» Масленицы» — с блинами, чтением стихотворений М. Цветаевой и П. Вяземского, сожжением чучела Зимы. Гостями праздника стали пенсионеры, молодые семьи, дети, подростки, словом – все, кто после долгой зимы пришел в сквер погреться на весеннем солнышке.
« День Славянской письменности и культуры» стал действительно массовым праздником городского масштаба. Более всего работников музея порадовало желание Королевских школьников принимать участие в концертной программе. Ребята из гимназии №18 им. Илюшина выступили с театрализованным представлением, в котором рассказали, как они видят историю создания славянского алфавита. Замечательно пел старший хор школы №6.
«Международный день защиты» детей работники музея также не могли обойти стороной, и, конечно же, проводить это мероприятие было решено в сквере. Музейщики волновались, смогут ли они заинтересовать самых маленьких гостей музея – малышей-дошкольников? Волнение оказалось напрасным! Сценарий ребятам понравился. Все с удовольствием читали стихи, рисовали на асфальте, пели, участвовали в конкурсах, играли в старинную дачную игру начала XX века – серсо.
19 июня 2014 года в сквере зажегся XI Цветаевский костер, а также был открыт Памятный камень «Германия-Фрайбург». На мероприятие из Фрайбурга прибыла делегация во главе с бургомистром города по вопросам культуры господином Ульрихом фон Кирхбахом. Звучали вокальные и инструментальные произведения из немецкой и русской классики, стихотворения М. Цветаевой и И. Гете. Мероприятие получилось международным, и теперь жители немецкого Фрайбурга с восхищением рассматривают фотографии нашего уютного и сквера.Каждое мероприятие, проходящее в Сквере Марины Цветаевой повышает интерес к музею Марины Цветаевой в Болшеве, творчеству поэта, расширяет кругозор посетителей сквера, делает отдых интересным и содержательным.
Целевые группы: пенсионеры, молодые семьи, дети, подростки.
Сроки реализации проекта: в течение года.Исполнители проекта: МБУК «Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве».
Партнеры: в реализации проекта участвуют: ЦДК им. Калинина, ДК «Костино», Ансамбль народной музыки «Сувенир».
Бюджет проекта: денежные средства на каждое мероприятие закладывались в бюджет при составлении финансового плана на предстоящий год.

125-летие Марины Цветаевой отметят сотней мероприятий

Москва. 6 февраля. INTERFAX.RU — В рамках празднования 125-летия со дня рождения поэтессы Марины Цветаевой по всей России пройдет более 100 мероприятий — выставок, поэтических чтений и конференций, сказал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, председатель оргкомитета по празднованию юбилея Михаил Сеславинский

«Основной мемориальный вечер пройдет в Центральном доме литераторов ориентировочно 9 октября», — заявил он журналистам в понедельник.

Сеславинский отметил, что в России работают восемь музеев Цветаевой, которые, наряду с библиотеками и другими музеями примут участие в праздничных мероприятиях. По его словам, рассматривается идея о проведении тематических уроков в школах ближе к юбилею поэтессы. Запланировано также издание маркированных конвертов тиражом 3 млн экземпляров.

Кроме того, в планах проработка вопроса о создании сквера Марины Цветаевой.

По словам замруководителя департамента культуры Москвы Владимира Филиппова, в Москве пройдет 76 мероприятий, посвященных поэтессе — встречи, выставки, конференции.

«В Борисоглебском переулке будет открыта обновленная мемориальная квартира Марины Цветаевой, на обновление было выделено 25 млн рублей. К маю пространство примет ценителей творчества Марины Ивановны», — сказал Филиппов. В мае в Борисоглебском переулке также появится граффити, стрит-арт «современным языком современной молодежи» расскажет о поэзии Цветаевой.

Кроме того, в марте в Манеже откроется московский культурный форум, на котором тема юбилея станет одной из центральных, а в 441 московской библиотеке, которые входят в систему Департамента культуры, пройдет ряд встреч и мероприятий.

Директор дома-музея Цветаевой Елена Жук рассказала, что после обновления центральным событием станет открытие 8 октября юбилейной выставки «Где мой дом», которая расскажет о психологии творчества поэтессы. Летом пройдут выездные лектории в парках, а в сентябре будет издан путеводитель «Москва Марины Цветаевой» и переводы стихотворений, выполненные поэтессой.

Марина Цветаева (1892-1941) — поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших поэтов XX века. Ее отец Иван Цветаев был директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Сценарий мероприятия по творчеству марины цветаевой

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»

121069, г. Москва,
Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1

8 (905) 584 84 90 (организация экскурсий)
8 (495) 695-35-43 (организация мероприятий)

График работы Дома-музея Марины Цветаевой

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – 12.00–19.00

Выходной день – понедельник

Касса прекращает свою работу за 20 мин. до закрытия музея

Санитарный день – последняя пятница месяца

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный

Стоимость билета
Взрослый: 300 р.
Льготный: 150 р.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: