Сцена продажи «мертвых душ» у Плюшкина — сочинение по — Мертвые души — Гоголь Н

Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова и его умение облечь свои мысли в приличную для культурного человека книжную форму. Первоначальный вариант намечен был Чичиковым такой: «Наслышась о добродетели и редких свойствах души (хозяина), …почёл долгом принести лично дань уважения».

Вариант этот был мгновенно отвергнут, так как это было уже слишком. Нравственнопсихологический характер своего «вступления» Чичиков заменяет хозяйственным (это и конкретнее, и ближе к делу) и говорит, что, «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, …почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение». Когда Плюшкин с первых же слов показывает раздражение и начинает жаловаться на свою бедность, Чичиков ловко поворачивает разговор к своей цели: «Мне, однако ж, сказывали, что у вас более тысячи душ». И следующую жёлчную реплику Плюшкина, где тот невольно коснулся горячки, которая выморила у него мужиков, т. е. как раз темы, интересующей гостя, Чичиков умело подхватывает и опятьтаки ведёт прямо к тому, что ему нужно, но внешне сочетает это с выражением участия: «Скажите!

и много выморила?». Чичиков торопится узнать число и не может скрыть радости от предстоящей наживы. Отсюда: поток вопросительных предложений: «Сколько числом… Нет… Вправду? Целых сто двадцать?

» В нём заговорил делец, и Чичиков забыл даже о выражении соболезнования. Однако скоро он спохватывается и решает соединить выражение соболезнования с практическим делом, излагая всё это почтительно, несколько даже книжно: «Для удовольствия вашего я готов и на убыток». «Мы вот как сделаем: мы совершим на них купчую крепость».

«Будучи подвигнут участием…, готов дать». «Я вдруг постигнул ваш характер. Итак, почему ж не дать бы мне…» Недаром Гоголь дважды здесь говорит о Чичикове так: «изъявил готовность». Один раз Чичиков даже буквально повторяет слова Плюшкина: «По две копеечки пристегну, извольте».

Таким образом, наблюдения над речью Чичикова, как и других главных героев поэмы, убеждают в том огромном мастерстве, которым обладал Гоголь при обрисовке персонажей средствами их индивидуальной речевой характеристики. Языковая характеристика является блестящим средством раскрытия не только центральных героев, но и второстепенных персонажей поэмы. Гоголь в таком совершенстве владеет искусством языковой характеристики, что и второстепенные персонажи наделяются исключительно выразительной, меткой, только им присущей речью.

Гоголь мертвые души егэ литература

Николай Васильевич Гоголь – писатель, который заложил основы современной прозы. Традиции Гоголя, его мотивы можно встретить почти у всех великих русских писателей вплоть до сегодняшнего времени. В 9 классе читать «Мертвые души» сложновато, всю прелесть произведения понимаешь не сразу, так давайте же вместе разберемся, о чем с нами, читателями, хотел поговорить великий писатель. Начнем с замысла поэмы.

Замысел поэмы, проблематика, смысл названия.

Гоголь был хорошо знаком с итальянской литературой Возрождения, в частности, «Божественной комедией» Данте. Он задумал создать величественную эпопею в трех частях, аналогичную структуре «Божественной комедии», которая состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Вы ведь знаете историю о второй части «Мертвых душ»? Он ее сжег, как поступал со всеми произведениями, которые ему не нравились или казались провальными. Нам остался только «Ад».

Смысл, или один из смыслов трех составляющих дантовской поэмы, – жизнь человеческой души. В «Аду» — те, которые душу продали, уничтожили, в «Чистилище» — для кого надежда не потеряна, а в раю души безгрешные.

Гоголь и положил в основу своего произведения понятие «душа» — субстанция высшего, нематериального начала в человеке. Отсюда и смысл названия: «Мертвые души» в противовес душе живой, которой в «Аду» мы найти не можем. А если продолжить логическую цепочку, то будет понятно, что в чистилище пойдут те, кто на распутье. Помните, чем поэма заканчивается? Правильно, образом «птицы-тройки». Но в тройке-то сидит Чичиков! Второй смысл названия – в интриге: Чичиков покупает мертвые души крестьян.

«Мертвые души» в поэме

Скажу пару слов о сюжете. Павел Иванович Чичиков, происхождение которого «темно», приезжает в город N, где быстро завоевывает симпатию местного бомонда. Из города он последовательно направляется к помещикам с деловым предложением купить у них души умерших крестьян, которые еще не занесены в «ревизскую сказку» (от слова «ревизия»), государственный реестр имущества. Зачем? Это мы понимаем в конце произведения: Чичиков хочет стать помещиком, для этого ему нужен стартовый капитал, души. Но он разоблачен (случайно, замечу), и уезжает из города, так и не достигнув своей цели.

Да, сюжет укладывается в несколько предложений. Так что же важно Гоголю показать?

«Мертвые души», конечно, мы ведь пока в аду, вы не забыли?

Образы помещиков в поэме

Изображены они по одной и той же схеме:

Вот по ней и пойдем. Гоголь очень подробен, внимателен к деталям, и мне очень трудно не увлечься и кратко изложить все – лучше прочитайте сами, я только приведу самое яркое, самое «кричащее». Но как он описывает их! Это же песня!

Манилов

  • Пейзаж. Дом помещичий стоит «на юру», доступный всем ветрам, неуютно там и холодно. Деревня какая-то «серенькая», мужиков не видно, а бабы бреднем ловят рыбу (чье, вообще-то занятие?). Перед усадьбой беседка с надписью «Храм уединенного размышления» (уже смешно!).
  • Интерьер. В доме два канделябра, один чудный, а второй медный инвалид, наряду с прекрасными креслами в гостиной стоят два, обтянутые рогожей (интересно, сколько лет?), в кабинете хозяина – книга, раскрытая на 14 странице, уже пожелтевшая, а на подоконнике – ровными рядами расставлены кучки пепла из трубки. Значит, стоял, смотрел в окно, и месяцами, если не годами этот пепел на подоконник выколачивал. Чем занят?
  • Портрет. «Во внешности его было …передано сахару», — основная деталь. Учтив до противности. Когда Чичиков и Манилов сталкиваются в дверях, никак не могут решиить, кому проходить первым. В итоге протиснулись оба одновременно. Детей, к слову, зовут Фемистоклюс и Алкид, один кусает братца за ухо, второй жует баранью ногу, перемазавшись жиром. Чудные дети!
  • Сделка. Все прекрасно: вначале удивившись, что ему предлагают нечто незаконное, но получая заверения в благонадежности сделки, легко уступает крестьян даром. Еще и уверен, что оказал милейшему Павлу Ивановичу неоценимую услугу.

Идея: Манилов – «мертвая душа», потому что пустой фантазер, бездельник, не связанный с реальностью, с другими людьми. Но стоит отметить, что самый бескорыстный.

Коробочка

  • Пейзаж. Деревня стоит вдали от больших дорог. Чичиков вообще заблудился, потому и попал к помещице в гости. Поутру, проснувшись, герой видит птичий двор, где гуляют куры и цыплята, среди них… свиньи, которые нет-нет и с арбузными коркой сожрут пару цыплят. Ну кто же вместе с птицей помещает свиней?! Кто-кто, Настасья Петровна Коробочка, конечно же.
  • Интерьер. Комната «обвешана» полосатыми обоями, кое-где потерявшими цвет, на стенах зеркала, за зеркалами вскрытый конверт, один носок, неполная колода карт, — короче, всякий хлам. К слову, когда я прибираю кусочек веревочки, огрызок карандаша, несколько листов чистой бумаги (вдруг пригодится), я говорю себе: «Коробочка!» и избавляюсь от хлама. А у вас такое есть?
  • Портрет. «Одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки, … а между тем набирают деньжонок в пестрядевые мешочки…». Мешочки рассовывают по ящикам комода между распоротым салопом и нитяными моточками. Представляете, какой хлам у нее в голове? Еще одна выразительная деталь: на столе у Настасьи Петровны до 10 блюд одновременно! Таких Маяковский назвал «желудками в панамах».
  • Сделка Коробочку волнует только с точки зрения выгоды. Сначала она никак понять не может, что от нее хочет Чичиков, а после боится продешевить.

Идея: лучше Гоголя не скажешь: дубиноголовая. Какая тут душа? Нет и не было. От всех остальных удалена настолько, что и не знает, что в мире происходит.

Ноздрев

  • Славный малый во всех отношениях. Пейзаж в его деревне не поражает воображение, однако стоит отметить поле все в кочках, по мнению Ноздрева», просто отличные угодья! В конюшне неказистый жеребец, по словам Ноздрева, стоящий 10 000, целое состояние в те времена. Еще в конюшне обитает козел, а на псарне Ноздрев что отец родной среди потомства!
  • Интерьер. В гостиной стоял козлы для ремонта, видимо, уже давным-давно, на стене коллекция оружия, среди которой «настоящие» турецкие кинжалы мастера Савелия Серебрякова.
  • Портрет (скорее, характер). Ноздрев был «человек исторический», везде попадал в истории. Играет в карты, но сильно на руку нечист, за что постоянно получает и морально, и физически. Дома усидеть не может, в вечном движении, но движение пустое, бег на месте, суета. Даже с близкими «начинает гладью, а кончает гадью». В романе «Мастер и Маргарита» Булгакова такой же тип – Аннушка по прозвищу Чума».
  • Сделка. Соглашается отдать души, но попутно пытается всучить Чичикову лошадь, собаку, шарманку… Наконец, предлагает сыграть в шашки, конечно, жульничает, в итоге все кончается ссорой и почти дракой.

Идея: активность Ноздрева, по сути, только суета сует и всяческая суета. Он не просто неумен, он еще и агрессивен, люди вокруг для этого героя – только повод развязать ссору.

Собакевич

Вот уж кто производит положительное впечатление! Но это только видимость. Познакомимся с этим персонажем поближе.

  • Пейзаж. В деревне крепкие дома, колодцы, постройки. Но деталь: сложены некоторые из корабельных сосен (особо прочные и высокие сосны, из которых делали корабельные мачты, дорогое дерево). Колодец из дуба (тоже весьма неразумно). Помещичий дом стоит крепко, но одно его крыло заколочено, а на фасаде три колонны (замечу, что по канонам архитектуры с античных времен должно быть четное количество колонн). Но зачем Собакевичу четыре? Ему и три сойдет.
  • Интерьер. В комнатах каждый стул, каждый комод, вообще каждый предмет мебели говорил: «И я тоже Собакевич!». На стенах «все молодцы, все греческие полководцы», усатые и толстые, и среди этой честной компании маленький и худенький Багратион. И зачем эти картинки? Да затем, что положены в помещичьем доме картины, вот и висят. Отдельного упоминания заслуживает стол Собакевича: ватрушка величиной с тарелку, целый бараний бок… Живет ради того, чтобы есть.
  • Портрет. «Собакевич был похож на средней величины медведя». Все, без комментариев.
  • Сделка. Долго торгуется за каждую копейку (между прочим, он помнит всех крестьян, признает их трудолюбие и мастерство). Но тем не менее ничего странного в сделке не видит. Для него все без исключения мошенники, поэтому он Чичикову не верит. В итоге путем долгих разговоров сделка совершается.

Плюшкин

«Прореха на теле человечества», самый страшный из всех.

  • Пейзаж. Деревня в полном запустении, а крестьяне мрут как мухи.
  • Интерьер. В доме везде паутина, в стакане мертвая муха, на столе куча всякого барахла, в шкафах пыль. В амбаре хлебные клади, покрытые растительностью, мука, которую нужно рубить топором. На столе к обеду черствый сухарь и кислая наливка.
  • Портрет. То ли баба, то ли мужик, на голове платок, халат рваный и грязный.
  • История жизни. Да, Плюшкину Гоголь дает то, чего нет у других. Он рассказывает, как человек мог дойти до практически скотского состояния. У него была жена, дети, жена умерла, с детьми рассорился и остался в абсолютном одиночестве. Наверное, сам писатель не понимает, как можно дойти до столь скотского существования, вот и объясняет нам, почему Плюшкин такой.
  • Сделка совершается вполне законно ко всеобщему удовольствию, не без торга.

Идея: Плюшкин перестал быть человеком. Он абсолютно одинок, оторван даже от своей семьи. Душа его умерла, а накопительство ради накопительства стало смыслом существования. Его скупость даже не имеет цели, хотя каждый человек знает, зачем он копит средства. Даже пушкинский скупой рыцарь делает это ради любви, к деньгам, правда. А Плюшкин просто так.

Подведем итоги: помещиков объединяет одна черта: все они живут ради материального в той или иной форме. Их связи с другими людьми почти разорваны: Манилов витает в облаках, Коробочка вне общества, Ноздрев со всеми ссорится, Собакевич всех ненавидит, Плюшкин абсолютно один, теряет человеческий облик даже внешне. Все герои – это даже не социальные типы, как можно было бы подумать (не пишет Гоголь о крепостном праве, например), а типы общечеловеческие: пустой мечтатель, дурак, агрессивный бездельник, человеконенавистник, скупердяй, и так образы эти становятся вечными. Итак, по Гоголю, живая душа – это душа вне материального и мещанского начала, соединенная с людьми, со всем человечеством и, следовательно, нравственная душа.

А перед нами души ада.

Внимание, ЕГЭ! Аргументацию по Гоголю можно использовать в сочинениях по текстам с проблемой соотношения материального и духовного в человеке или нравственного выбора. Смысл аргумента сводится к следующему: как только человек позволяет сделать выбор в пользу самосохранения, накопительства, собственного благополучия, он отступает от нравственных начал в себе.

А что же Чичиков?

С этих позиций взглянем на Чичикова. Живая он душа или мертвая? Его история рассказывается в самом конце. Вероятно, Гоголь, задумавший 3 тома, не прощался со своим героем.

  • Отец завещал ему «копить копейку». Это была сила, которой прошибить все можно. В детстве Чичиков дружбу с товарищами не водил, потом служил на таможне, был пойман на афере, хотел жениться на дочери начальника, но после снятия с должности последнего вовсе с ними раззнакомился.
  • Теперь перед нами человек, «приятный во всех отношениях». Любезный, милый, значительный в меру, простой в меру. И только краем глаза мы замечаем, как Чичиков всегда выбирает среди толпы нужных людей, знает, как и о чем поговорить с человеком, дать взятку. Неплохой психолог.
  • Но вдруг среди дороги встречает девушку милую и нежную, и, не желая признать, что ей любуется, думает, какой она станет в замужестве. А сам он хочет жениться, завести детей.
  • Души нужны ему для того, чтобы стать помещиком и купить имение в Херсонской губернии. Да, он имеет вполне четкую цель, до которой способен дойти самостоятельно.

Вроде бы все говорит о том, что он душа живая, к тому же в птице-тройке едет именно Чичиков…

Но! Все же его цель – накопительство, средство – мошенничество, размеры которого все растут и растут, а методы становятся рискованнее и рискованнее. И если Чичиков в начале романа еще общается с кем-то, то в конце его отвергает общество. Да, это общество не самое лучшее. Но все равно Чичиков одинок.

Внимание, ЕГЭ! Образ Чичикова – иллюстрация к проблеме эгоизма, стяжательства и накопительства. Вывод: эгоизм ведет к духовной смерти человека.

Наверное, Чичиков во втором томе должен был измениться, а в третьем исправиться, но жаль, что мы этого так и не узнаем…
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

На изучение поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души» отводится большое количество уроков. В данном материале предлагаю презентацию, которая может стать основой при подготовке к серии уроков по этому произведению. Материал будет полезен учителям литературы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна
Место работы: МКОУ Рамонская СОШ № 2
Добавил: tshepelenko

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Начало

Здравствуйте, уважаемые учителя, ученики и их родители!

Я, Верховская Софья Альбертовна, рада видеть вас в дистанционном курсе подготовки к экзамену по литературе в форме ЕГЭ.

Если вы тут, это может означать только одно: вы или ваши ученики должны скоро сдавать экзамен.

Мне важно знать, стал ли полезным для вас дистанционный курс?

Напишите отзывы о курсе в форум!

А если вы хотите решить тесты, необходимо зарегистрироваться, войти под своим именем и нажать слева «Записаться на курс».

Зарегистри ровавшиеся на курсе ученики ! Ваши ответы на задания части С1-С5 не будут проверятся! Вы можете узнать только результаты теста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: