Строки из произведения пушкина о ветре

Задания см.: Литература. 2004. № 21. Ответы даны в виде, полученном редакцией от жюри Олимпиады.

1. Определите произведение, из которого взято описание природы. Назовите автора.

1) А. С. Пушкин «Метель».

2) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

3) Н.В. Гоголь «Мертвые души».

4) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

5) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

2. Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) «Ревизор», Н.В. Гоголь.

Б) «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов.

В) «Пиковая дама», А.С. Пушкин.

Г) «Выстрел», А.С. Пушкин.

Д) «Барышня-крестьянка», А.С. Пушкин.

3. Проанализируйте стихотворение А.Н.Майкова «Осенние листья по ветру кружат…». Определите своеобразие стихотворной формы, стилистические приёмы, жанровые особенности.

Какова основная мысль стихотворения?

Определите позицию автора.

Тема стихотворения – восприятие окружающего мира, жизненных невзгод и трудностей – раскрывается на противопоставлении аллегорических образов осенних листьев и царственного леса.

В основе композиции – антитеза.

Стихотворение состоит из двух строф.

Чёткий ритмический рисунок находится в гармоничном единстве с лексикой.

Первая строфа. Образ осенних листьев передаёт суетность людей, их пассивность перед трудностями. Это подчёркивается выбором лексики: «ветер», «тревога», «гибнет», «кружат», «вопят», существительное «конец» усиливает безысходность.

Лексическая анафора в первых двух строках выражает состояние волнения, суеты. Повтор в третьей строке передаёт паническое настроение. Напряжённый эмоциональный фон усиливается восклицательными предложениями и обращением: «о лес наш родимый» (ср. плач в русском фольклоре).

Мужская, закрытая, парная рифма отражает ритмическую жёсткость.

Вторая строфа. Образная и ритмическая структура меняется. Эпитет «царственный» в первом стихе перестраивает эмоциональный фон: на смену тревожного состояния осенних листьев приходит уверенность царственного леса. Изменению настроения способствует инверсия в первой строке.

Эпитеты «могучие», «суровые» не создают ощущение страха, а наоборот, придают уверенность и масштабность образу леса.

Контраст внутри строфы: «тёмная лазурь суровых небес» – «новая весна», воплощает не противоборство, а терпеливое ожидание, которое выражено в олицетворении «спеленали». Временность жизненных трудностей, уверенность в новой весне подчёркиваются плавным, спокойным ритмом и переходом в двух последних стихах на открытую рифму.

Передаче спокойствия в восприятии окружающего мира помогает стилистическая структура второй строфы. Если первая строфа состоит из предложения с прямой речью, содержащей восклицания, то во второй строфе – два повествовательных предложения.

4. Назовите чин и звание литературного персонажа.

Грибоедов А.С. «Горе от ума»:

Кузьма Петрович (придворный чин с 1809 г. – звание камергера: «Покойник был почетный камергер»)

Молчалин (коллежский асессор: «…дал чин асессора и взял в секретари», соответствует армейскому чину майора – 8 класс)

Самсон Вырин (коллежский регистратор: «…сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда»)

Троекуров (отставной генерал-аншеф)

Андрей Дубровский (поручик гвардии)

Хлестаков (коллежский регистратор, 14 класс, Осип: «Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой»)

Шпекин (надворный советник, 7 класс)

Башмачкин («вечный титулярный советник», 9 класс, соответствует штаб-офицерским чинам в армии)

Ковалев (коллежский асессор, 8 класс, майор)

Нос (статский советник, 5 класс, в мундире статского советника в Казанском Соборе, соответствует отмененному в 1799 году армейскому чину бригадира – среднему между полковничьим и генеральским)

Подколесин (надворный советник, 7 класс)

Чичиков (отставной коллежский советник, 6 класс, соответствует полковнику)

Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»:

Максим Максимыч (штабс-капитан)

Печорин («…господин прапорщик»)

5. Соотнесите имена русских писателей и названия учебных заведений, в которых они учились.

Казанская гимназия – Г.Р. Державин

Царскосельский лицей – М.Е. Салтыков-Щедрин

Тобольская гимназия – П.П. Ершов

Московская славяно-греко-латинская академия – М.В. Ломоносов

Московский университет, благородный пансион – В.А. Жуковский

Московский университет, гимназия – Д.И.Фонвизин

6. Назовите 4 романса М.И.Глинки на слова А.С.Пушкина.

«Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Не пой, красавица, при мне», «Заздравный кубок», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Признание», «Мэри», «Где наша роза»

1. Определите произведения, из которых взяты следующие пейзажи. Назовите авторов.

1) Н.С. Лесков «Человек на часах».

2) И.А. Гончаров «Обломов».

3) И.С. Тургенев «Бежин луг».

4) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

5) А.П. Чехов «Крыжовник».

2.Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) «Медный всадник», А.С. Пушкин.

Б) «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский.

В) «Чайка», А.П. Чехов.

Г) «Отцы и дети», И.С. Тургенев.

Д) «Кому на Руси жить хорошо», Н.А. Некрасов.

4. Назовите чин и звание литературного персонажа.

Макар Девушкин (титулярный советник, 9 класс)

«Преступление и наказание»:

Мармеладов (титулярный советник, 9 класс, соответствует штаб-офицерским чинам в армии)

Лужин (надворный советник, соответствует подполковнику, 7 класс)

Павел Петрович Кирсанов («…на 28 году от роду… уже был капитаном, блестящая карьера ожидала его», соответствует армейскому подполковнику)

Обломов (отставной коллежский секретарь, 10 класс)

Штольц (надворный советник, «…в службе за надворного советника перевалился», 7 класс)

Андрей Болконский (в 1805 году – капитан гвардии, в 1811 – полковник, что соответствовало капитану гвардии, произведен в придворное звание камергера)

Пьер Безухов (в 1811 году произведен в придворное звание камергера)

5. Назовите имена издателей и редакторов следующих журналов:

Библиотека для чтения (1834–1865)

Первый издатель – А.Ф.Смирдин,

1834 — 48, редактор – О.И.Сенковский (до 36 совм. с Н.И.Гречем)

1856 – 60 – А.В.Дружинин,

Вестник Европы (1802 – 30)

1802-03 – редактор Н.М.Карамзин

1804 – редактор П.П.Сумароков

1808-09 – редактор В.А.Жуковский

1805-07, 1811-13, 1815-30 – М.Т.Каченовский и др.

1820-30 –издатель П.П.Свиньин

1839-1866 – изд. А.А.Краевским, в 40-е годы ведущую роль играет В.Г.Белинский

1868-84 – под ред. Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.З.Елисеева (с 1877 г. Н.К.Михайловского)

1836 – издавался А.С.Пушкиным

1838-46 – издавался П.А.Плетневым

1847-66 издатели Н.А.Некрасов и И.И.Панаев)

1812 – 44, 1847-52. Издатели-редакторы Н.И.Греч (основатель), А.Ф.Воейков, Ф.В.Булгарин, К.П.Масальский, А.В.Никитенко и др.

1831-36 – издавался Н.И.Надеждиным,

35-36 – соредактор В.Г.Белинский, закрыт за публикацию 1-го «Философического письма» П.Я.Чаадаева)

1841 – 56 – издавался М.П.Погодиным

1856 – 1887гг – издатель-редактор М.М.Катков

6. Назовите романсы М.И.Глинки на слова М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, А.Дельвига

М.Ю.Лермонтов: «Слышу ли голос твой», «Молитва» («В минуту жизни трудную»)

Е.А.Баратынский: «Не искушай меня без нужды»

А.Дельвиг: «Только узнал я тебя», «Не осенний частый дождичек».

История и теория литературы, культура

1. Определите произведения, из которых взяты следующие пейзажи. Назовите авторов.

1) И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

2) М.Горький «Макар Чудра.

3) М.Горький «Старуха Изергиль».

4) А.П. Платонов «Сокровенный человек».

5) М.А. Шолохов «Судьба человека».

2. Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) «На дне», А.М. Горький.

Б) «Белая гвардия», М.А. Булгаков.

В) «Облако в штанах», В.В. Маяковский.

Г) «Господин из Сан-Франциско», И.А. Бунин.

Д) «Три сестры», А.П. Чехов.

4. Назовите чин и звание литературного персонажа.

«Толстый и тонкий»:

Тонкий (коллежский асессор, 8 класс)

Толстый (тайный советник, 3 класс)

Дымов (титулярный советник, 9 класс)

Громов (отставной губернский секретарь, бывший судебный пристав, 13 чин)

Петр Мелихов и Илья Бунчук (выслуживаются из рядовых казаков в хорунжии, низший офицерский казачий чин)

Григорий Мелихов (хорунжий, после соединения с белой армией командует сотней и получает чин сотника в казачьих войсках, 12 класс, соответствует поручику)

5. Соотнесите поэтов и их книги:

Н.А.Клюев «Сосен перезвон»

И.Ф.Анненский «Кипарисовый ларец»

И.А.Бродский «Остановка в пустыне»

Н.М.Рубцов «Душа хранит»

6. Назовите оперу М.И.Глинки, написанную на основе произведения А.С.Пушкина. Укажите год постановки, автора либретто.

От редакции «Литературы». Ответа на этот вопрос в полученном нами от жюри электронном файле не было. Так что оставляем право на разгадку за читателями. Равно как и оценку предлагавшихся школьникам вопросов, а также предусмотренных ответов, в частности — написание фамилии династии шолоховской эпопеи: правильно — Мелехов. Надеемся с вашим участием вернуться к обсуждению перспектив литературных олимпиад в России, их содержания и формы.

Размышляем о сказке — «Спящая царевна»

  1. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
  2. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. »?
  3. Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.
  4. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?
  5. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха! Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
  6. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?
  7. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
  8. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?
  9. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались вам (или могли встретиться) в народных сказках, и те, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке: простился, в путь-дорогу снарядился, ждёт-пождёт милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белёшенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить, приветливо, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубит, величать, красная девица, что-де в гости к ним зашла, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, аль товар не по купцам, поникли головою, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит уже молва.

Литература и другие виды искусства

  1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?
  3. Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
  4. Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?

Проверьте себя

Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Друзьям»

Очень трепетно относился к товарищам А.С. Пушкин не только в жизни, но и в поэзии. Целый цикл произведений он выделил для воспевания дружеских чувств. В творческой работе «Друзьям» поэт пишет особое благодарственное послание. Накануне 16 февраля в 1822 году произошла праздничная встреча Пушкина с приятелями. Под впечатлением от бурного застолья и веселого общения, как доносят нам очевидцы, поэт слагает прекрасный стих.

Строки рифмованного творения можно считать душевным подарком автора товарищам, родным по духу. Презент, однако, не обошелся

Описанную ситуацию иронически отметил поэт во второй строфе: «почетной чашею» наградили его братья по застолью. Он не стал уделять много внимания разговорам на прошедшей вечеринке, но недоговоренные фразы и отрывки речей приводят читателя к заключению: мужчины активно беседовали о литературной жизни и затрагивали сложные

Автор утверждает, что участников вечерней встречи «благословили музы». Снова ирония в стихе – ведь ни один друг Пушкина, в тот день находящийся рядом, не был ни писателем, ни поэтом, ни каким-либо иным деятелем литературных кругов. Их дарование заключалось в далеком от пушкинских поэтических занятий – в делах военных и в умении задорно отмечать праздники. Друзья по традиции диких скифов распивали крепкое вино без добавления воды. Поэта приводят в наполненный смехом восторг «широкие края» чаши для питья.

Проговаривая восхваления и тосты друзьям, Пушкин погружается в память прошлого. Любовные огорчения всплывают и меркнут от той атмосферы, в которой очутился автор благодаря близким товарищам.

Огорчение от осознания скоротечности моментов жизни вновь философски растворяется. Приятное общество близких по духу людей волшебным образом залечивает все душевные раны. За дареное умиротворение и беззаботное веселье поэт отдает строки из глубины искреннего сердца.

«Крылатые выражения А.С. Пушкина»

Разделы: Литература

Имея определенный опыт работы в школе, я пришла к выводу, что через произведения русских писателей и поэтов можно воспитать в маленьком человеке все лучшие качества характера. Ведь на сегодняшний день молодое поколение постигла страшная трагедия: учащиеся мало читают, потому что зачастую компьютер занимает свободное время школьников. Чтобы преодолеть эту проблему, на уроках русского языка и литературы я использую крылатые выражения А.С. Пушкина, так как его произведения имеют воспитательную силу.

Итак, под крылатыми выражениями принимаются принадлежащие Пушкину строки из стихов, получившие употребление за рамками пушкинского текста. Их употребляют для различных видов учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах. Пушкинские цитаты описательно-бытового или поэтического характера могут быть включены в уроки русского языка для синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Таковыми цитатами являются следующие строки из стихов:

Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки зимы:.(«Евгений Онегин»)

Была ужасная пора
О ней свежо воспоминание:(«Медный Всадник»)

В тот год осенняя погода
Стояла долго у двора,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе(«Евгений Онегин»)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел:(«Евгений Онегин»)

Гений и злодейство-две вещи несовместимы («Моцарт и Сальери»)

В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань («Полтава»)

Любви все возрасты покорны («Евгений Онегин»)

При написании сочинений-миниатюр могут быть использованы пущкинские строки:

Я помню чудное мгновенье:(«К:»)(Сочинения об осени, лучших моментах жизни и т.д.)

Я вас любил:
Любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем:(«Я вас любил») (Сочинение по теме «Милая Татьяна» )

При знакомстве с изобразительно-художественными средствами возможен вариант использования следующих выражений полуфразеологического характера:

Все флаги в гости будут к нам:(«Медный всадник»)

И неподкупный голос мой был эхо русского народа («Н.Я. Плюсковой»).

Бразды пушистые взрывая:(Евгений Онегин)

Версты полосаты:(«Зимняя дорога»)

Глаголом жги сердца людей:(«Пророк»)

Гроб качается хрустальный:(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») и многие другие стихотворные строки, в которых можно найти эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, метонимию и т.д.

Пушкинские обороты фразеологического характера я порекомендовала бы для составления предложений в 5-11 классах: «Болдинская осень», «взыскательный художник», «властелин дум», «наука страсти нежной», «гений чистой красоты», «юный град» и другие.

Крылатые выражения-фразеологизмы могут быть даны со следующим заданием: из каких стихов данные строки «дум высокое стремленье», «души прекрасные порывы», «не мудрствуй лукаво», «разбитое корыто», «с корабля на бал»? Пушкин в литературе и языке, подобно Петру I в политике, соединил Россию с Европой. Во вступлении к поэме «Медный всадник» мы читаем:

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно:(«Медный всадник»)

Строки «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» я объясняю детям: «Они применяются к историко-политическим ситуациям и обстоятельствам, связанным с каким-либо «первооткрывательством, установлением контактов с другими народами или сферами деятельности». Это объяснение заставляет их задуматься над тем, что крылатые выражения великого поэта актуальны по сей день. Такими общеупотребительными оборотами стали следующие: «сказки говорить», «золотая рыбка», «не зарастет народная тропа», «народ безмолвствует», «и жить торопиться, и чувствовать спешат» и многие другие.

Многие крылатые выражения используются людьми в разговорной речи. Зачастую зимний снег воспринимается очень радостно, при этом люди говорят: «Мороз и солнце, день чудесный!». («Зимний вечер») О молодом человеке, одетом с иголочки, мы можем услышать следующее высказывание: «Как денди лондонский одет» («Евгений Онегин»). Неудавшаяся личная жизнь кого-либо звучит в строках Пушкина: «А счастье было так возможно» и т.д. На встрече одноклассников я услышала фразу: «Бойцы поминают минувшие дни» («Песнь о Вещем Олеге»). В непогоду у каждого в памяти строки из стихотворения школьной программы «Буря мглою небо кроет:» («Зимний вечер»). «Пора, красавица, проснись»,- говорят любящие родители своим дочерям, бабушки внучкам. Можно приводить еще много примеров из стихов, поэм А.С. Пушкина. Такой великий человек мог родиться только в России, но творить для всего человечества на Земле. Это подвиг!

Все вышесказанное подтверждает то, что феномен Пушкина необходимо объяснить исключительно «русским духом», глубинной народностью его творчества. Опровергнуть это объяснение невозможно, как невозможно оспорить, что причина его бессмертия- поэтический гений. Значительная часть крылатых слов достаточно легко узнается . Так, текст «Евгений Онегин» дал около 400 исходных цитатных единиц. Мы далеки от того, чтобы сетовать на упадок нравов и общей культуры. Пушкинское слово живет, насыщенность пушкинскими крылатыми выражениями языка современной литературы и публицистики довольно высока.

Литература:

  • В.М. Мокиенко, К.П. Сидоренко «Словарь крылатых выражений Пушкина» ; издательство Санкт-Петербургского университета «Фолио-пресс» 1999 г.
  • О.Б. Федорова. Книги серии «Школа классики» А.Пушкин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.- изд. «Аст Олимп» 1997 г.
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: