Мечта и действительность в поэме Мцыри М

Казалось бы, монастырь должен казаться мальчику раем после плена, но он оказывае тся только тюрьмойЯЖивя в заточении много лет, Мцыри никогда не забывает о Родине, он мечтает о ней и буквальна бредит свободой. Все свои разрушенные мечты и надежды он потом как горький упрек бросит в лицо монаху, воспитавшему его:

Что ты меня от смерти спас —

Зачем. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

Эти слова — начало исповеди Мцыри, исповеди, полной тоски по несбывшемуся, по тому, что должно было быть в его жизни, но так и не произошло. Ведь он молод: молодость всегда стремится к свободе и любви. Молодости необходим разгул страстей, необходимы эмоции. Об этом пытается Мцыри сказать монаху:

Знал ли ты разгульной юности мечты?

Или не знал, или забыл,

Как ненавидел и любил.

Но все это — лишь мечты молодого послушника. Какова же действительность? Она ограничена четырьмя каменными стенами, священными обрядами и ритуалом жизни, повторяемом изо дня в день. Мцыри знает, что этим не ограничивается жизнь, ведь он видел и другое существование — у себя на Родине. Ущелье, шумным аул, табуны, старики, сидящие на порогах своих домов, «кольчуги звон, и блеск ружья», отец, сестры, песни, бурный поток. Все это и есть настоящая жизнь, куда так стремится Мцыри. И ему выпадает возможность стать на три дня участником живой жизни, которую он так часто представлял в своих мечтах. Это его единственный шанс:

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Его первое столкновение с действительностью, когда он может стать не только сторонним наблюдателем красот природы, но и участником жизни — встреча с девушкой-грузинкой. Не будь Мцыри так долго одинок, не отвыкни он от людей, он мог бы выйти к девушке, заговорить с ней, пойти в ее деревню. Но, недавний затворник, он не решается сделать этого и продолжает прятаться, наблюдая за девушкой. Так грубо сталкиваются мечта и действительность. Казалось бы, совсем рядом то, о чем он так долго мечтал, стоит протянуть руку. Но это и оказывается самым сложным, вернее — невозможным. Как долго Мцыри мечтал о том, чтобы жить в обществе людей, разговаривать с ними, по как только он видит живого человека, животная робость, живущая в нем, берет верх. Он прячется, прекрасно осознавая, что никогда не осмелится выйти к людям, что его мечта «пылающую грудь прижать с тоской к груди чужой» так и останется мечтой, чем-то далеким, манящим и недостижимым.

Но, наверное, за все три дня наибольшую полноту жизни Мцыри ощутил во время боя с диким барсом. Мцыри дерется с ним, сам уподобляясь дикому зверю:

Как барс пустынный, зол и дик.

Человек побеждает барса. Но, хотя те раны, которые зверь нанес человеку, смертельны, Мцыри не жалеет о них, потому что во время боя он почувствовал, что живет. Эти несколько мгновений стоили всех лет его унылой жизни в монастыре.

Мечта увидеть волю и насладиться ею стоила Мцыри жизни. Но он ни на секунду не пожалел, что променял серую действительность на мечту, долгие годы сурового монашеского существования на три дня наслаждения, упоения сознанием того, что он — часть огромного шумного мира. Сам он говорит о своем выборе:

И. С. Никитин, А. К. Толстой, А. Н. Майков «Край ты мой, родимый край. » (1 вариант)

Школьное сочинение

Любовь к родине, к местам, где ты родился и вырос, живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так, как это делают поэты.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай!

Волчий голос в поле!

Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.

Нежностью и трепетом перед первозданной красотой родной природы наполнены стихи другого русского поэта — И. С. Никитина:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар до лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

В этом стихотворении автор восхищается оптимизмом и трудолюбием своего народа. Много страданий выпало на долю русского крестьянства, но люди все же сумели сохранить в себе эти чудесные качества. Еще не взошло солнце, а рыбаки уже проверяют сети, готовят лодки. Поля же просыпаются под веселую песню труженика-пахаря:

Романтический герой М. Ю. Лермонтова

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов — красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, «полным ярости».

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века — М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. В этом плане значительны стихотворения «Новгороду» и «Последний сын вольности», в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов — новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков. В поэме «Последний сын вольности» Лермонтов обращается к драматическим моментам новгородской истории. Новгород пал под натиском дружины князя Рюрика:

  • пред властию чужой
  • Склонилась гордая страна,
  • И песня вольности святой.
  • Уже забвенью предана.

Однако группа уцелевших воинов полна решимости продолжать борьбу. Среди них — отважный витязь Вадим, которого Лермонтов наделяет всеми атрибутами романтического героя; порабощение Родины, несчастная любовь, а затем и гибель любимой взывают в нем к отмщению. Проникнув на пир к Рюрику, он вызывает его на бой:

  • Кипя, с оружием своим
  • На князя кинулся Вадим.
  • Так над пучиной бурных вод
  • На легкий челн бежит волна,
  • И — сразу лодку разобьет.
  • Или сама раздроблена.

Поединок закончился гибелью Вадима:

  • он пал в крови, и пал один —
  • Последний вольный славянин.

Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Белинский писал по поводу этой поэмы: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее. проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа». 46 Тема борьбы за независимость Родины — одна из излюбленных тем лермонтовского творчества — особенно ярко освещается она в «кавказском цикле». Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов — дикая величественная природа его противопоставлялась «неволе душных городов», «жилище вольности святой» — «стране рабов, стране господ» николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Так, герой повести «Измаил-бей» отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

Эти же чувства владеют героем поэмы «Мцыри». Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне:

«Я знал одной лишь думы власть, — признается он перед смертью, — Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны как орлы. ».

Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и «мятежной жизни», к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия — повышенной эмоциональностью, «пылом страстей», высоким лирическим пафосом, любовью как «страстью сильнейшей» — они несут в себе приметы времени — скепсис, разочарование. Это качество как самого поэта, так и его героев очень тонко подметил Огарев, так определивший это двойственное восприятие жизни Лермонтовым: «гениальной впечатлительностью понимая всю прелесть жизни и постоянно сознавая себя лишним человеком в этом мире, где ему душно, как в тюрьме или монастыре, и откуда ему хочется вырваться на простор и на дикую волю».

Из двойственности и разочарованности рождается новое качество романтического героя Лермонтова — демонизм. Демон становится излюбленным персонажем еще юношеской поэзии Лермонтова и сопровождает ее расцвет. Образ его отмечен «печатью роковой»:

  • Душой измученною болен,
  • Ничем не мог он быть доволен,
  • Все горько сделалось ему.
  • И все на свете презирая,
  • Он жил, не веря ничему
  • И ничего не признавая.

«Демонизм» в поэзии Лермонтова был порожден драматическим столкновением идеальных порывов с действительностью. Результатом этого столкновения являлись разочарованность, озлобленность, отверженность. Но подобная трактовка сильной личности, стремящейся к свободе, обусловливалась особенностями эпохи.

Столкновение мечты и действительности в поэзии лермонтова

Краткая история русского искусства:

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Лермонтов, Михаил Юрьевич — гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Русская ветвь рода Лермонтовых ведёт своё начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой, и в 1613 году уже числящегося на «государевой службе». В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, пехотный капитан в отставке, после смерти матери Лермонтова, Марии Михайловны, весной 1817 года уехал в своё имение, оставив сына на попечении бабки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урождённой Столыпиной, лишь изредка наведываясь и грозя забрать сына к себе. Арсеньева переехала с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии, где и прошло детство поэта. Окружённый любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. В Лермонтове намечается распад между миром затаённых грёз и миром повседневной жизни.
Учителей у Лермонтова было много. Первым был какой-то беглый грек, затем домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской армии, француз Капэ. По смерти Капэ в дом был взят французский эмигрант Шандро, которого сменил англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой и, в частности, с Байроном, сыгравшем в творчестве поэта большую роль.
В 1828 году Лермонтов поступил в московский университетский Благородный пансион и пробыл в нём около 2-х лет. Здесь учениками составлялись рукописные журналы. В одном из них — «Утренней Заре» — Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму — «Индианка». Из писателей на него более других влияют Пушкин и Шиллер, у которых он находит образы, выражающие его собственное тяжёлое настроение, которое не оставляло юношу. В 1830 году Благородный пансион преобразуется в гимназию. Лермонтов бросает его и поселяется в подмосковном имении брата бабушки, Столыпина.
Здесь у него случилась неудачная влюблённость в московскую барышню Сушкову, которая беспощадно издевалась над ним. Позже, когда они встретились вновь, Лермонтов отомстил ей зло и жестоко. И здесь же возникает серьёзный интерес к Байрону.
Осенью 1830 года Лермонтов поступил в московский университет, который мало способствовал в то время умственному развитию молодёжи. Со студентами Лермонтов не сходится, а больше тяготеет к светскому обществу. В университете он пробыл менее двух лет. Профессора «срезали» его на публичных экзаменах, он не захотел остаться на второй год и с бабушкой переехал в Петербург. Здесь его не зачислили в университет, и он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков. Сюда же почти в одно время с ним поступил и его будущий убийца, Мартынов.
Лермонтов пробыл в школе «два страшных года». Он с головой окунулся в царивший в школе «разгул». Ему грозила полная нравственная гибель, но он сумел сберечь свои творческие силы. По выходе из школы в 1834 году корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется вместе со своим другом, А. Столыпиным, в Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Наступает усталость. В 1835 году его поражает известие о замужестве Варвары Лопухиной, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни. К 1835 году относится и первое появление Лермонтова в печати помимо его воли. До тех пор Лермонтов был известен, как поэт, лишь в офицерских и светских кругах, но один из его товарищей отдал, без его ведома, повесть Лермонтова «Хаджи-Абрек» в «Библиотеку для чтения». Повесть имела успех.
Лермонтов был болен, когда по городу разнеслась весть о смерти Пушкина. Своё чувство Лермонтов излил на бумагу. Стихотворение быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе, порицавшем Пушкина, — негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Это стихотворение было расценено как «воззвание к революции», началось дело и через несколько дней Лермонтов был переведён на Кавказ.
Кавказ возродил Лермонтова, дал ему успокоиться. Наметились новые тенденции в его творчестве. Появляется несколько сильных и ярких стихотворений, среди которых «Песнь про царя Ивана Васильевича Грозного», «Я, матерь Божия-» и «Когда волнуется желтеющая нива».
Благодаря связям бабушки, его переводят в Новгород, но он расставался с Кавказом неохотно, медлил с отъездом, конец года провёл в Ставрополе, где познакомился с бывшими там декабристами, в том числе с князем А. И. Одоевским, с которым близко сошёлся. В 1838 году Лермонтов вернулся в Петербург, в большой свет, в роли «светского льва». За ним ухаживают салонные дамы — любительницы знаменитостей и героев, но Лермонтов скоро начинает тяготиться этой жизнью. Ему не милы ни служба, ни литературные кружки, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ.
На одном из балов произошло столкновение с сыном французского посланника, Барантом. В результате — дуэль, в этот раз окончившаяся благополучно, но повлекшая арест, во время которого его посетил Белинский, который пришёл в восторг и от личности, и от воззрений поэта. В этот период петербургской жизни Лермонтов написал последний, пятый, очерк «Демона», «Мцыри», «Сказку для детей», «Герой нашего времени; стихотворения «Дума», «В минуту жизни трудную», «Дары Терека» и др. И даже в день отъезда из Петербурга, будучи у Карамзиных, набросал своё знаменитое «Тучки небесные, вечные странники».
По дороге на Кавказ, в мае 1840 года, Лермонтов остановился в Москве, прожил в Москве около месяца и на именинном обеде у Гоголя в доме Погодина, на котором присутствовали также Тургенев, Вяземский и Загоскин, читал своего «Мцыри», а в июне он был уже в Ставрополе и вскоре даже был представлен к награде золотой саблей за храбрость.
Отпуск в январе 1841 года Лермонтов провёл в Санкт-Петербурге, но по окончании его он продолжал тянуть с отъездом, и армейским властям стоило больших усилий выпроводить беспокойного человека. Он уезжал из Петербурга с тяжёлыми предчувствиями, написав свои изумительные по силе стихи: «Прощай немытая Россия».
В Пятигорске между ним и Мартыновым произошла ссора, кончившаяся дуэлью. Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». Весной 1842 года его прах был перевезён в Тарханы, а в Пятигорске, на месте гибели, только в 1899 году был открыт ему памятник, воздвигнутый по всероссийской подписке.
В расточительной роскоши поэзии Лермонтова, в изумительном богатстве мотивов, идей и образов можно, однако, заметить основную тенденцию его творческого процесса, психологический стержень, вокруг которого они вращаются. Существует вечный антагонизм между небесной душой и «невольным», обременительно тяжким «спутником жизни» — телом. Причина его мучительных переживаний — противоборство небесного и земного в душе, и Лермонтов отождествляет себя с печальным Демоном — таким же страдальцем душевных контрастов, в котором «встретилось священное с порочным». С этой точки зрения творчество Лермонтова может быть разделено на два периода: первый тянется приблизительно до середины 30-х годов, когда он весь во власти своей необузданной фантазии и пишет исключительно на основании своего внутреннего опыта, второй — до конца его кратковременной жизни; здесь он уже ближе к действительности.
Произведения Лермонтова, начиная с изданий Глазуновых, Смирдина, печатались неоднократно.

© Комаров Виталий Васильевич и Студия «Vitart» , web-публикация, 2004-2008

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: