404: Страница не найдена

Извините, но страница была перемещена или удалена.

Тел. 8-905-830-89-62; 8-963-076-92-07

Специалисты компании оказывают профессиональную помощь в подборе, систематизации и оформлении информации по заданию заказчика.
Результат данной работы не является научным трудом, но может быть источником для его написания.

Стилистические особенности прозы А.П.Чехова

Многие литераторы 80—90-х годов XIX века показывали неодолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло повторяли: «Среда заела!» Чехов же сосредоточивает свое внимательность на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; по иному говоря, как он противоборствует укладу жизни. В рассказах, повестях, пьесах Чехова постоянно ощутим внутренний сюжет, связанный с угасанием или, наоборот, пробуждением человека. Не во внешней интриге, не в эффектных поворотах действия проявляется тот самый сюжет, который может быть назван «биографией души» чеховского героя.

Напряженность чеховского сюжета часто связана не с самим событием, но с его мучительным ожиданием. Явственно проявилась эта особенность в пьесе «Три сестры», где сюжет строится по принципу несоверша-ющегося действия. Раскрывая внутренний мир героя, Чехов отказался от сплошного и ровного изображения. Его повествование прерывисто, пунктирно, строится на соотнесенных товарищ с другом эпизодах. При этом огромную роль играют детали. Эта особенность чеховского мастерства неблизко не сразу была понята критиками — долгие годы они твердили о том, что пустяковина в произведениях Чехова случайна и незначительна.
Разумеется, писатель не подчеркивал сам значительности своих деталей, штрихов, художественных подробностей. Он вообще не любил ни в чем подчеркнутое™, не писал, что называется, курсивом или разрядкой. О многом он говорил как бы мимоходом, но как раз «как бы» — все дело в том, что художник, по его собственным словам, рассчитывает на внимательность и чуткость читателя. Деталь у Чехова сильно не случайна, она окружена атмосферой жизни, уклада, быта.

Чехов-художник поражает разнообразием тональности повествования, богатством переходов от сурового воссоздания реальности к тонкому, сдержанному лиризму, от легкой, чуть уловимой иронии — к разящей насмешке. Юмор Чехова не обособленная черта его дарования, а неотъемлемое свойство его писательской натуры, его видения жизни. Это сплав комизма с грустным раздумьем о нелепости, «изжитости» всей современной жизни.

Вот, казалось бы, чисто юмористический рассказ — «Мститель». Оскорбленный муж выбирает в оружейном магазине револьвер. В голове его проносятся планы один решительнее другого — убить «его», себя. А в результате после долгих сомнений и колебаний он покупает. сетку для ловли перепелов. Сюжет в этом месте не просто забавен. В смешной фигуре незадачливого «мстителя» вдруг угадываются герои более поздних произведений Чехова — люди с огромным «замахом» и неожиданно слабым «ударом». Их жизненные истории тоже строятся по принципу обещавшего пальнуть, но так и не разрядившегося ружья.

Крылатым изречением стали слова писателя: «Краткость — сестра таланта». Краткость, умение высказать многое в немногих словах определяют все, что вышло из-под пера Чехова. Произведения его поэтически изящны, внутренне соразмерны и гармоничны. Лев Толстой недаром назвал его «Пушкин в прозе».

А. П. Чехов — наследник лучших традиций русской классической литературы. Сын РФ, связанный с родной землей, с русской историей, культурой, жизнью всем духом и строем своих произведений, Чехов сегодня признан всем миром. Скромный, начисто свободный от суетного тщеславия писатель предсказывал себе как автору рассказов, повестей и пьес недолговечную жизнь. Однако миновал уже его 140-летний юбилей, и ни одной морщинки нет на его творческом портрете.

Он прожил в двадцатом веке всего только несколько лет, но стал одним из самых любимых, читаемых писателей нашего времени. Вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества.

Чехов — один из самых репертуарных драматургов мира. Его называют Шекспиром современности. Нет ни одного континента, где не шли бы его пьесы и водевили, И может быть, самая драгоценная его черта: признанный миллионами, он входит в любой жилье не как модная знаменитость, а как незаменимый товарищ.

Как делать анализ стихотворения

Инструкция от Татьяна , добавлена 21 ноября 2012 | 1 комментарий

В силу некоторых особенностей, стихотворение считается более сложным произведением, нежели проза. Это обусловлено наличием таких несвойственных обычному тексту нюансов, как рифма, художественные переносы значений и метафоры.

Если вам интересно, как сделать анализ стихотворения, то эта статья как раз для вас. Усвоив этот материал, вы сможете понять, как можно отличить стих Лермонтова от стиха Пушкина, чем поэзия Бальмонта отличается от поэзии Гумилева, и в чем похожи между собой Блок и Брюсов. План анализа стихотворения состоит из шести пунктов, вкратце о которых мы вам и расскажем.

  • Итак, анализ стиха начинается с определения его жанра: лирика, биография, история и т.д. Помните, что стих, как и проза, несет такую же смысловую нагрузку, и может отображать любые стороны нашей жизни.
  • Следующий пункт – анализ сюжета. Правда, если автор описывает свои чувства, состояние или впечатления, то сюжета как такового, может и не быть.
  • Наиболее важный этап в анализе стихотворения – определение его размера. Чаще всего встречаются такие размеры как хорей, ямб, анапест, амфибрахий и дактиль. Их отличие друг от друга заключается в количестве слогов и размещении ударения, что задает такт всему стихотворению.
  • Рифма – это основное отличие стиха от прозы, поэтому в анализе ей следует уделить особое внимание. Укажите на периодичность рифмы: парная, кольцевая или перекрестная.
  • Анализируя стихотворение, опишите художественные образы, использованные автором для передачи и усиления свои чувств. Это может быть гипербола, аллегория, метафора и т.д.
  • Ну и, наконец, последний этап анализа стиха – определение его стилистического направленияромантизм, футуризм, модернизм и т.д.

Для наглядности мы проведем анализ стихотворения Пушкина. В качестве примера можно взять одно из пяти самых известных стихотворений этого поэта: «Пророк», «Памятник», «Я вас любил», «Зимнее утро» или «Я помню чудное мгновенье». Мы выберем «Я помню чудное мгновенье», так как именно этот стих изучается во всех школах стран СНГ.

Итак, это стихотворение – это лирическое произведение с автобиографическими элементами. Оно имеет ярко выраженный сюжет, в котором рассказывается о встрече поэта с его возлюбленной, последующем изгнании, описывается взросление поэта, его прощание с юношескими идеалами и мечтами. Последние две строфы рассказывают о новой встрече Пушкина и его женщины, благодаря которой в сердце героя возвращается любовь.

Анализ этого лирического стихотворения показал, что оно написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы. В тексте стиха используются такие художественный образы как «гений чистой красоты», «мимолетное виденье», «чудное мгновенье» и многие другие. Стилистическое направление стиха – романтизм.

ПРОГРАММА

(Факультативный курс по русскому языку
для учащихся 10–11-х классов)

Обращение к произведениям А.С. Пушкина на занятиях русским языком в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней (фонетические, лексические, грамматические) в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются пушкинские творения, его стихи, проза, отрывки из статей, дневников, писем.
Внимание к языковым особенностям текстов (отрывков) помогает глубже понять их содержание, приближает к разгадке авторского замысла, позволяет увидеть неповторимое своеобразие пушкинского языка – слова А.С. Пушкина.
Называя курс «Слово Пушкина», мы имели в виду, что «слово» – понятие многозначное: это не только единица языка, которая изучается в лексике, – это сам язык, язык Пушкина, язык его произведений, это сами произведения Пушкина, обращенные к читателям всех поколений.
Задача факультативного курса (его можно проводить в обычных общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях гуманитарного профиля) – показать роль Пушкина как «начала всех начал» в истории русского литературного языка; дать систематические сведения о выразительной функции лексических, фонетических, грамматических средств на примере их употребления в текстах Пушкина и в текстах о Пушкине; усовершенствовать умения и навыки анализа текста.
Мы намеренно не включили в программу названия пушкинских произведений: на факультативных занятиях выбор конкретного материала для анализа, для наблюдений делается учителем и учениками.
Курс состоит из нескольких разделов (тематических блоков): «Пушкин как основоположник современного русского литературного языка», «Пушкин о русском слове», «Выразительные возможности русского слова, воплощенные в поэзии и прозе Пушкина», «Тексты Пушкина как “гармоническое целое”», «Выразительное чтение произведений Пушкина». Последовательность их изучения может быть изменена.
Курс носит теоретико-практический характер. Особое внимание следует обратить на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся (подготовку рефератов, докладов, отбор материала для сочинений, редактирование сочинений).
Для наблюдений и для анализа полезно обращаться к материалам рукописей, давать задания, например, такого характера: «Сравните черновой вариант и окончательный текст. Укажите их различия. Чем, по вашему мнению, объясняется авторская правка?».
На занятиях можно работать не только с пушкинскими произведениями (отрывками), но и с текстами о Пушкине, о языке его произведений.
Необходима постоянная работа со словарями и со справочниками.

1. Введение. А.С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка.
2. Пушкин о русском слове.
3. Выразительные возможности русского слова, воплощенные в поэзии и прозе Пушкина.
4. Тексты Пушкина как «гармоническое целое».
5. Выразительное чтение произведений Пушкина.

Примерные практические работы
(Возможные варианты заданий)

1. Сопоставить несколько вариантов авторского текста (чернового и окончательного вариантов), провести наблюдения над тем, в каком направлении производилась А.С. Пушкиным правка текста, как это соотносится с авторским замыслом, с темой, основными мыслями, жанром произведения; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения (написать сочинение) на одну из тем: «Обращаясь к пушкинским черновикам. », «Сопоставление двух редакций пушкинского текста (на материале одного из стихотворений, отрывка из поэтического или прозаического произведения)». Работа может быть выполнена, например, на материале стихотворений: «. Вновь я посетил. », «На холмах Грузии. », «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »), «Зимняя дорога», «Я знаю край: там на брега. », «Пророк», отрывков из романа «Евгений Онегин», из поэмы «Медный всадник», «Повестей Белкина», «Дубровского», «Капитанской дочки», из сказок.

2. Сопоставить пушкинский текст (отрывок) с близкими по теме, жанру произведениями (отрывками) других авторов, чтобы выявить особенности индивидуального авторского стиля. (Для сопоставления могут быть выбраны следующие произведения: «Пророк» Пушкина и Лермонтова, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Пушкина и «Памятник» Державина, «Я помню чудное мгновенье» Пушкина и «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока, «О юность легкая моя. » (отрывок из шестой главы романа «Евгений Онегин») Пушкина и стихотворения Лермонтова «Благодарность».)

3. Понаблюдать над звуковой, интонационной организацией поэтических и прозаических произведений Пушкина (на материале одного из стихотворений, отрывка); привести примеры использования в поэтических произведениях Пушкина таких средств художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс.

4. Выявить в пушкинском тексте роль лексических средств: синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных), слов, употребленных в переносном значении; привести примеры использования устаревших слов, объяснить значение этих слов и их роль в тексте (например, в стихотворениях «Воспоминания в Царском Селе», «Муза», «К морю», «Пророк», «Земля и море», «Отцы пустынники и жены непорочны. »).

5. Найти в произведениях Пушкина слова, имеющие стилистическую окраску: высок., книжн., разг., прост. и др. (указано, какие пометы имеют эти слова в толковых словарях); объяснить их значение и роль в тексте.

6. Понаблюдать, как используются в произведениях Пушкина фразеологизмы.

7. Найти признаки устной народной поэзии в сказках и стихотворениях Пушкина (например, в стихотворении «Еще дуют холодные ветры. », «В поле чистом серебрится. »).

8. Найти элементы разговорного стиля в произведениях Пушкина (например, в стихотворениях «Бесы», «Дорожные жалобы», «Любопытный», «Румяный критик мой. », в отрывках из романа «Евгений Онегин», из повести «Капитанская дочка»).

9. Сопоставить тексты Пушкина на близкие темы (например, стихотворения «Обвал», «Кавказ» и отрывки из «Путешествия в Арзрум», стихотворение «Калмычке» и отрывок из «Путевых заметок»).

10. Понаблюдать, как используются цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки в пушкинских произведениях, проанализировать эпиграфы в произведениях Пушкина, их роль в выражении авторского замысла (на материале романа «Евгений Онегин», прозаических произведений, стихотворений «Кто знает край, где небо блещет. », «Поэт и толпа» и др.).

11. Привести примеры афоризмов, созданных Пушкиным, составить небольшой текст, употребив в нем одно из крылатых выражений Пушкина.

12. Выполнить задания, используя материалы из четырехтомного «Словаря языка Пушкина» (в скобках указано, сколько раз употребляется Пушкиным слово):

а) понаблюдать, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово слово (679)? (Для наблюдений можно использовать отрывки из повестей «Дубровский», «Капитанская дочка», из «Путешествия из Москвы в Петербург» и др.);

б) понаблюдать, как употребляются слова-антонимы, сделать вывод о том, как частотность использования слов связана с ключевыми темами в произведениях Пушкина, с его мироощущением:

в) привести примеры использования Пушкиным ряда слов, которые можно назвать ключевыми в его произведениях:

г) найти, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово гость (298), например, в «Сказке о царе Салтане. »;

д) привести примеры употребления Пушкиным слова когда (843): союза, относит. мест. наречия, вопросит. мест. наречия;

е) доказать, что произведения Пушкина – это диалог с читателем; понаблюдать за употреблением слова читатель (128). В каких случаях это слово (или заменяющие его контекстуальные синонимы) является обращением? (Например, в поэме «Руслан и Людмила», в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин»).

13. Понаблюдать за употреблением глаголов в пушкинской прозе (например, в главах «Вожатый», «Приступ», «Мятежная слобода» из повести «Капитанская дочка»).

14. Доказать на примере одного из поэтических произведений Пушкина справедливость высказывания Белинского: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом. ».

15. Понаблюдать, какова роль первого предложения (зачина) в произведениях Пушкина.

16. Привести примеры использования в произведениях Пушкина анафоры, инверсии, градации, многосоюзия, риторического обращения, риторического вопроса (например, в стихотворениях «Туча», «Анчар», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «К морю»).

17. Проиллюстрировать примерами использование Пушкиным развернутого сравнения как средства выразительности.

18. Показать на примерах роль лексического, грамматического повтора в произведениях Пушкина.

19. Проанализировать роль диалога в произведениях Пушкина, приемы осуществления речевой характеристики персонажей (например, в романе «Евгений Онегин», в повестях «Капитанская дочка», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».

20. Показать на примерах роль односоставных предложений в произведениях Пушкина (назывных, определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных), провести наблюдения над особенностями их употребления в начале текста (в роли зачина), в описаниях природы.

21. Подготовиться к выразительному чтению произведений Пушкина (отрывков); определить место коротких и более продолжительных пауз; выделить слова, на которые падает логическое ударение; выбрать тон, учитывая содержание, основную мысль, жанр текста.

22. Провести комплексную (многоаспектную) работу с текстами о Пушкине, о языке его произведений: определить тему, основную мысль, стиль текста, озаглавить текст (объяснить смысл названия), указать ключевые слова; определить, каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст (отрывок); указать средства межфразовой связи, роль первого (последнего) предложения; произвести лексический разбор текста, проанализировать орфографию и пунктуацию текста (сгруппировать орфограммы и пунктограммы, объяснить их); выполнить на материале текста разные виды разбора.

23. Подготовить доклад (реферат) на основе изученной научной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранных произведений Пушкина; темы могут быть сформулированы на основе материалов данной программы, например:

«Пушкин как основоположник современного русского литературного языка»;

«Слово Пушкина как источник культуры русской речи»;

«Слово Пушкина о русском слове»;

«Речевые идеалы Пушкина»;

«“Чувство соразмерности и сообразности”, воплощенное в произведениях Пушкина»;

«Слово Пушкина как источник развития чувства языка»;

«Пушкинские традиции и язык писателей второй половины XIX века»;

«Пушкинские традиции и язык поэзии Серебряного века»;

«Русские ученые-филологи о языке пушкинских произведений».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.
3. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка. М., 1993.
4. Дейкина А.Д. А.С. Пушкин на уроках русского языка. 10-й класс. М., 1999.
5. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.
7. Максимов Л.Ю. «Кавказ» А.С. Пушкина (лингвистический комментарий) // Лингвистический анализ художественного текста. Вып. I. М., 1975. С. 53–61.
8. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
9. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ. 1993. № 3.
10. Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка. 11-й класс. М., 1995.
11. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
12. Рождественский В.С. Читая Пушкина. Л., 1962.
13. России первая любовь. Писатели о Пушкине, поэты – Пушкину. М., 1989.
14. Словарь языка Пушкина. В 4 тт. М., 1956–1961.
15. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1987.
16. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина //Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 24–44.
17. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. М., 1984.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Контакты