Стихотворные размеры

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

— 4-стопный (лирика, эпос),

— 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

— 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

— вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

— 2-стопный (в XVIII в.)

— 4-стопный (с XIX в.)

— 3-стопный (с XIX в.)

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (начало XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ли ручьи́ — __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Моро́з-воево́да дозо́ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Обхо́дит владе́нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (с середины XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

х О дит

хо – значит хорей.

В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.

до мб Ай

мб – значит ямб.

В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Д актиль

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМ фибрахий

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

А напест

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

Стихотворный размер

Одна из важных характеристик поэтического текста – это стихотворный размер. Она показывает, сколько стоп того или иного метра укладывается в одну строку. Напомним, что стопа – это группа слогов, обладающая определённым ритмическим ударением. Метр – это способ организации стоп в строке. Чтобы понять, каким размером обладает тот или иной стих, нужно определить его метр и посчитать количество стоп.

Стихотворные размеры делятся на односложные, двухсложные, трёхсложные и т. д. В различных системах стихосложения применяются свои размеры. Так, например, в русском силлабо-тоническом стихосложении, которое предполагает строгий порядок чередования ударных и безударных слогов и фиксированное количество стоп в стихе, наиболее распространёнными являются четырёх- и пятистопные ямбы, четырёх- и шестистопные хореи, трёх- и четырёхстопные дактили, амфибрахии и анапесты.

Проиллюстрируем каждый из этих размеров примерами.

Говоря об этом стихотворном метре, нельзя не вспомнить творчество Александра Сергеевича Пушкина. Исследователи Н. В. Лапшина, И. К. Романович и Б. И. Ярхо проанализировали наследие великого поэта и пришли в выводу, что значительная часть (более 30 000 произведений) его работ написана именно ямбом. Вот пример четырёхстопного ямба из стихотворения «К живописцу»:

Дитя| харит| и вдох|нове|нья,
В поры|ве пла|меной| души,
Небреж|ной кис|тью на|слажде|нья
Мне дру|га серд|ца на|пиши

В этом отрывке видим стопы, в которых ударение пропущено. Такое явление называется пиррихием (от греческого слова «pyrrichios» – «военная пляска»). Заметим, что отсутствие предполагающегося ударения не влияет на размер. Точно так же, как и наличие одного «лишнего» слога в конце нечётных строк. Поскольку он безударный, то за отдельную стопу не засчитывается.

Вот отрывок из стихотворения «Певец», написанного пятистопным ямбом:

Слыха|ли ль вы| за ро|щей глас| ночной
Певца| любви|, певца| своей| печа|ли?
Когда| поля| в час ут|ренний| молча|ли,
Свире|ли звук| уны|лый и| простой
Слыха|ли ль вы?

Сонет «Поэту» представляет собой пример использования шестистопного ямба:

Поэт|! не до|рожи| любо|вию| народ|ной.
Востор|женных| похвал| пройдёт| минут|ный шум;
Услы|шишь суд| глупца| и смех| толпы| холод|ной,
Но ты| остань|ся твёрд|, споко|ен и| угрюм.

Отметим, что несмотря на популярность именно таких размеров, более краткие двух- и трёхсложные ямбы тоже имеют место в поэзии. Чаще всего можно встретить их в детской поэзии. Следующий отрывок написан двухстопным ямбом:

На| парад
Идёт| отряд.

Вот пример использования трёхстопного ямба:

Купи|ли мне| матрос|ку,
И па|па мне| сказал:
— Сегод|ня мы| на ёл|ку
Пойдём| в огром|ный зал.

Хорей

Рассмотрим этот стихотворный размер на примере произведений Афанасия Афанасьевича Фета. Вот отрывок стихотворения, размером которого является четырёхстопный хорей:

Ночь свет|ла, мо|роз си|яет,
Выхо|ди — сне|жок хрус|тит;
Пристяж|ная| озя|бает
И на| месте| не сто|ит.

«Ночь светла, мороз сияет…»

Пятистопный хорей:

Что за| ночь! Про|зрачный| воздух| скован;
Над зем|лей клу|бится |аро|мат.
О, те|перь я |счастлив|, я взвол|нован,
О, те|перь я |выска|заться| рад!

«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»

Пример использования шестистопного хорея находим у Валерия Яковлевича Брюсова в поэме «Конь блед»:

Лили| свет| безжа|лостный| прико|ванны|е лу|ны,
Луны|, сотво|ренны|е вла|дыка|ми ес|теств.
В этом| свете|, в этом| гуле| — души| были| юны,
Души| опья|невших|, пьяных| горо|дом су|ществ.

Для детской поэзии более характерны стихи, в которых применяются двух- или трёхстопные хореи.

Еха|ли мед|веди
На ве|лоси|педе.
А за| ними| кот
Задом| напе|рёд.
А за| ним ко|мари|ки
На воз|душном| шари|ке.

Дактиль

Как отмечено выше, в русской силлабо-тонической поэзии наиболее употребительны трёх- и четырёхстопные дактили. Проиллюстрировать применение этих стихотворных размеров можно стихотворением В. Я. Брюсова «Месяц задумчивый, полночь глубокая…», в котором обнаруживаются оба этих размера:

Месяц за|думчивый|, полночь глу|бокая…
Хутор в сте|пи оди|нок
Дремлет в мол|чанье рав|нина ши|рокая,
Тёпел ноч|ной вете|рок.

В нечётных строках видим четырёхстопный дактиль, а в чётных всего три стопы, причём последние состоят всего из одного слога. Но поскольку слог ударный, то его можно считать целой стопой.

Примером встречающегося реже двухстопного дактиля является стихотворение В. С. Соловьёва «Вновь белые колокольчики»:

В грозные, знойные
Летние дни
Белые, стройные
Те же они.

Амфибрахий

Двухстопный амфибрахий также нечасто встречается, но иногда его можно обнаружить, например, в стихах А. С. Пушкина:

Румяной| зарёю
Покрылся| восток,
В селе за| рекою
Потух о|гонёк.

Трёхстопный амфибрахий – более распространённое явление. У А. А. Фета читаем:

Шумела| полночна|я вьюга
В лесной и| глухой сто|роне.
Мы сели| с ней друг по|дле друга.
Валежник| свистал на| огне.

«Шумела полночная вьюга…»

Четырёхстопный амфибрахий:

Гляжу, как| безумный|, на чёрну|ю шаль,
И хладну|ю душу| терзает| печаль.
Когда лег|коверен| и молод| я был,
Младую| гречанку| я страстно| любил

«Чёрная шаль», А. С. Пушкин.

Анапест

В поэзии русского символиста Андрея Белого часто встречаются различные анапесты. Вот пример двухстопного анапеста:

Горы в брач|ных венцах.
Я в востор|ге, я мо|лод.
У меня| на горах
очисти|тельный хо|лод.

Трёхстопный анапест:

Пролета|ю: так пу|сто, так го|ло…
Пролета|ют — вон там| и вон здесь,
Пролета|ют — за сё|лами сё|ла,
Пролета|ет — за ве|сями весь;

Четырёхстопный анапест обнаруживаем в стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Огородник»:

Я слыхал| на селе| от своих| молодиц,
Что и сам| я пригож|, не уро|дом рождён, —
Словно со|кол гляжу|, круглолиц|, белолиц,
У меня| ль, молодца|, кудри – чё|саный лён.

Намного реже в русской поэзии встречаются такие размеры, где стопа состоит из меньшего или большего количества слогов в стопе. Например, односложный размер брахиколон, стопа которого состоит из одного слога, получил распространение только в начале XX века. Такие авторы, как В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев и другие, использовали этот размер как способ усилить напористость стихов за счёт постоянных ударных стоп. Вот пример современной поэзии на основе брахиколона:

…Туч| вязь,
Бязь| мхов,
Сквозь| грязь
Плеск| снов.
В крик| — песнь,
Кол| в грудь —
Вот| весь
Наш| путь.
В кровь| кисть,
В глаз| свет.
Друг| чист,
Я|— нет.

«Друг», автор Линнета-из-Есеней.

Другие размеры

  • четырёхсложные размеры (пеоны, хориямб, антиспаст, диспондей, эпитрит и др.);
  • пятисложные размеры (пиррихиямб, месобрахий, киприй, амебей, дохмий и др.).

Последние два типа характерны для античного стихосложения, но иногда некоторые вариации на тему этих размеров можно встретить и в русской поэзии. Вот пример имитированного хориямба (схема стопы ! _ _ !):

Конь спотыка|ется под ним

В час незабвен|ный, в час| печальный…

«Для берегов отчизны дальной…», А. С. Пушкин.

Пример имитации антиспаста (схема стопы _! ! _):

Верста слева|, верста справа,
Верста в брови|, верста в тыл.
Тому песня|, тому слава…

Ещё одно интересное явление – тактовик. Этот размер предполагает наличие интервалов между ударениями. Употребление тактовика характерно для русской народной поэзии, песен, а также произведений, имитирующих фольклор. В качестве примера применения этого размера можно привести фрагмент из «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова:

Как видим, в этом отрывке преобладают стопы хорея, но между ними есть безударные стопы, паузы. Благодаря им повествование действительно напоминает старинное народное сказание.

Заметим, что многие поэты современности продолжают пользоваться рассмотренными размерами. Но есть и такие, которые предпочитают экспериментировать и создавать новые формы.

Про ямщика и амёбу, или Как выучить стихотворные размеры

Редкий выпускник школы чётко представляет себе, как определить стихотворный размер. Замысловатые термины-названия размеров стиха даже запомнить непросто.

Даже и боюсь предполагать, изучают ли сегодня на уроках литературы в школе стихотворные размеры, учат ли их определять. А скепсис питаю именно потому, что гуманитарные предметы все дальше задвигают на периферию обучения, гуманитарная «начинка» в образовательном процессе всё тоньше. Надеюсь получить более оптимистическую информацию от действующих школьных педагогов в комментариях на эту небольшую статью.

Собственно, это воспоминание из студенческих лет – самых, пожалуй, счастливых. Мы, студенты факультета русского языка и литературы Шадринского государственного педагогического института, не ценили по-настоящему того, что у нас преподавали такие корифеи своего дела, как Л.П.Прокопьева, А.М.Виноградов, В.Н.Бекетова. Осознание этого пришло гораздо позже.

Так вот, именно Александр Михайлович Виноградов, сам Поэт с большой буквы, преподавал у нас как древнерусскую литературу, так и отечественную словесность XVIII века. А именно в курсе последней и возникают фигуры В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова как реформаторов русской системы стихосложения. Ну, о ямбе как о самом популярном стихотворном размере на русской почве мы еще худо-бедно слышали. Более эрудированные вспоминали, что пушкинский Онегин не мог отличить ямб от хорея. А вот о трехсложных размерах представление было более чем туманным. И вот Виноградов «нагрузил» нас на полную катушку. Попробуй всё запомнить! Но и тут этот незаурядный человек пришел на помощь.

Помните, что древнегреческого бога Аполлона, по преданию, сопровождало девять муз? Каждая из них имела, образно выражаясь, свою «специализацию», каждая отвечала за определенную область искусства. Так, музой памяти была Мнемозина. С тех пор и появилось выражение «мнемонические приемы» — т.е. те, что облегчают запоминание какого-либо сложного материала. В этом смысловом ряду фразы об Иване, который родил девчонку и велел тащить пеленку (последовательность падежей русского языка), а также об охотнике и фазанах (последовательность цветов в спектре).

Александр Михайлович сочинил мнемоническую фразу для удобства запоминания последовательности стихотворных размеров. Придерживался он принципа «остранения» — т.е. чем фраза будет нелепее, тем глубже врежется в память и останется там надолго. Фраза в полном виде звучала так: «Ходит ямщик. Дакает. Амёба пищит – Ан не всякая». Полная чушь с точки зрения семантики, не правда ли?

А теперь проанализируем фразу в качестве мнемонической. «Ходит» — слово из двух слогов: первый – ударный, второй – безударный. Это стопа хорея. И начальное «хо» тоже напоминает о нем. «Ямщик» — здесь, наоборот, первый слог – безударный, второй – ударный. Это будет второй двусложный размер – ямб. Начальное «ям» тоже вызывает в памяти название размера. Затем идут трехсложные размеры. «Дакает» — один слог ударный и два безударных, это дактиль. «Амёба пищит» — ударный слог в окружении безударных, это амфибрахий. Наконец, «ан не всякая» — два безударных слога с последующим ударным, это анапест. Вот такая, вроде бы, нехитрая наука. Интересно, кроме меня, пригодилась ли она еще кому-нибудь?

Как определять стихотворные размеры

Инструкция от Александр , добавлена 20 февраля 2012 | 1 комментарий

Для того, чтобы написать красивое стихотворение, мало умения рифмовать слова, нужно еще и немного разбираться в технике написания поэзии. Поэтому нужно знать, как определять стихотворные размеры. Ямб, дактиль, пиррихий, амфибрахий или хорей, как в этом разобраться? Вообще, на самом деле, это совсем несложно, главное запомнить алгоритм. Если Вы будете его знать, то определение формы стиха не составит для Вас большого труда и не займет много времени.

Необходимо:

— чистый листок бумаги;
— пишущая ручка;
— немного внимательности;
— развитая память.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: