Стихотворения тютчева 10 класс

1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)

2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6. (Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)

3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)

4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).

5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)

6. Гапоненко П. А. Во имя жертвенного самоотречения: Ф. И. Тютчев. «Сияет солнце, воды блещут. «/ П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 14–15. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут»)

7. Жителева Ж. И. «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева: V класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 39–41. (Урок-разбор стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»)

8. Калганова Т. А. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. V-VI классы / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 40–41. (Материал для подготовки уроков литературы по творчеству Ф. И. Тютчева. Об использовании образов из древнегреческой мифологии в лирико-философской поэзии. Опыт сравнения двух стихотворений: «Пан» М. Ю. Лермонтова и «Полдень» Ф. И. Тютчева)

9. Лебедев Ю. В. Гражданская лирика Тютчева / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 2–8. (Биографические сведения о Ф. И. Тютчеве с 1821 года. Литературный анализ стихов гражданского звучания и некоторых публицистических статей)

10. Новикова А. А. И. С. Тургенев и Ф. И. Тютчев / А. А. Новикова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 2–7. (Пересечение судеб Ф. И. Тютчева и И. С. Тургенева, общее в их творчестве: философско-психологический подход к движениям человеческой души, лирический самоанализ, романтическая одухотворенность. Тема любви и тема природы в творчестве поэта и писателя)

11. Погорельцев В. Ф. Послушаем ритм тютчевского сердца / В. Ф. Погорельцев // Литература в школе. – 2006. – N 4. – С. 7–9. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое»), содержится полный текст. Сопоставление его со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Тема сердца в этих произведениях)

12. Попова Т. М. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» / Т. М. Попова // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 42–44. (Литературный анализ стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан»)

13. Скатов Н. Н. Федор Тютчев / Н. Н. Скатов // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 7–13. (Биографический очерк, анализ творчества Ф. И. Тютчева)

14. Соловей Т. Г. «Весна идет!»: анализируем стихотворение Ф. И. Тютчева / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 40–42. (Методические рекомендации к уроку литературы в 5 классе. Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна идет!»)

15. Соловецкая М. Г. Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою. » / М. Г. Соловецкая // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 38–40. (Методические рекомендации и система вопросов и ответов для урока литературы в 5 классе, посвященного изучению стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою. «)

Художественное сравнение поэтики Фета и Тютчева

Словами «не решусь ни за что намекнуть». Автор показывает робость чувств, волнение, он восхищается зарождением этих чувств. Для точной передачи романтического настроения поэт использует метафоры: «спят ночные цветы», «сердце цветет». Стихотворение Фета мягкое, плавное, музыкальное, тихо льётся, как ручей. Ф.И.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» размышляет о жизни человека
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…

Автор этими строчками хочет показать, что в жизни человека есть пора «короткая, но дивная». Как бы не была жизнь своеобразна, скучна в какой-нибудь период времени, все равно в ней существуют моменты радости, счастья. Поэт показывает эти стихотворением, что человек и природа взаимосвязаны. Когда читаешь это стихотворение, то на душе становится пусто, как и в описанной природе. Ведь это осень – пора, когда опадают листья, «пустеет воздух, птиц не слышно боле» Тютчев говорит о единой мировой душе.
Тютчев считает, что сфера поэзии бесконечна, как природа. Для описания природы не иссякнут слова. В подтверждении всего этого автор ставит многоточие в конце стихотворения, говоря тем самым, что осень, природа, поэзия – бесконечность.
У Тютчева возникают романтические порывы: «Ведь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера». Автор противопоставляет природу и цивилизацию. Человек – ничтожная пыль на фоне этой величественная природы.

Это стихотворение теплое, светлое, но в то же время на душе становится пусто от его прочтения. Поэт как бы руководит настроением человека. Стихотворениями Фета и Тютчева нельзя не восхищаться. В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души — любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.
Для них, поэтов-романтиков, природа — это мерило прекрасного, она противопоставляется дисгармонии общества. Мифологические, фольклорные мотивы звучат в творчестве Тютчева и Фета. «Конь морской» с «бледно-зеленой гривой», «чародейка-зима», прекрасная, но живущая лишь несколько мгновений радуга — все это дети Великой Матери-Природы, которой поклоняется Тютчев.

Радостное юношеское мироощущение, выраженное в стихотворениях «Весенняя гроза» и «Весенние воды», где резвится гром, Геба, смеясь, проливает свой кубок, мчатся вешние воды, сменяется более спокойной, умиротворенной картиной. Осенняя природа увядает «с кроткой улыбкой». «Сумрак тихий, сумрак сонный» должен утолить все печали, дать поэту «мглу самозабвенья». «Хрустальны» дни золотой осени, но ночью ветер поет о страшном хаосе, который может проснуться для новой бури и разрушить гармонию.
Поэту, похоронившему близких людей, сентябрь кажется «холодно-бесцветным». Ночное небо погружено в «вялый, безотрадный сон», похожий на забвенье смертельно больного человека. Поэт задается вопросом: когда потеряна связь человека с природой, почему «душа не то поет, что море», почему люди не чувствуют «созвучья полного в природе»? Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Гармоничное слияние всего живого — основная тема поэзии Фета. Передать игру света и тени, трели соловья, запах ландыша, волнение созревающей ржи — вот задача стихотворца. Фет создает в стихах свой идеальный мир, в котором царит прекрасное. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» — эти строки определяют его творческое кредо на протяжении всей жизни. Тютчев обобщенно описывает природу, Фет же, называя себя «праздным соглядатаем», старается подметить каждую мелочь, характеризующую данное мгновение. Душевные порывы Афанасия Афанасьевича связаны с явлениями природы: свирепствует зимняя буря, и «на душе не рассветает». А солнечным летним утром душа «все так же счастью. служить готова». Мечутся, кричат перед осенним отлетом ласточки, грачи, журавли, и человеку «тяжело — хоть плачь!». Весной земля дрожит от волнения, а людям хочется «лететь к безбрежью, к бездорожью через леса, через поля», — как птицам.
Как и у Тютчева, у Фета оживают деревья, светила: «ель рукавом завешивает тропинку», «робко месяц смотрит в очи».

Любовь, роковая и губительная, скорбь прощания с близкими людьми, одиночество и ожидание смерти — все эти чувства, пережитые за долгую жизнь, Тютчев отразил в своем творчестве. Особое место в нем занимает «Денисьевский цикл», посвященный возлюбленной и матери его детей. Он целиком обращен к переживаниям женщины, иногда речь ведется и от ее лица. Несчастная тоскует, негодует, но она может жить только своей любовью. Общество «предает поруганию искреннее чувство. Но любящая женщина сохраняет чистоту своей души. Поэта мучает чувство вины перед близким человеком, но он ничего не может исправить, он может только выразить взаимную боль в своих стихах.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Воспоминание о трагически погибшей возлюбленной не оставляют Фета всю жизнь. Если для Тютчева главной была любовь последняя, то для Афанасия Афанасьевича настоящей любовью была его юношеская любовь — Мария Лазич. Ее образ становится эталоном нравственности, преданности. Он считает, что духовно они всегда вместе, он проносит свет этой любви «через жизнь земную». Но одновременно он преклоняется и перед «красотой иной». Женщины в его стихотворениях опоэтизированы, они или олицетворение чувственной Евы, или «молодые владелицы сада», безмолвные, замкнутые в своем превосходстве. Один их взгляд выражает то, что «поэт пересказать не может», их красота преувеличена и возведена на пьедестал. Женщины для него — скорее объект преклонения, чем живые люди, способные думать, действовать, бороться. У Тютчева любовь представляется более динамичной, это и соединение, и поединок двух сердец.
Жизнь и смерть, смысл поэзии и любовь к Родине — все это является предметом размышлений Тютчева и Фета.

Поэзия для Фета — это способ вырваться из обыденности, уйти от реального мира. Она уносит его «в мир стремлений, преклонений и молитв». Вдохновение рождается непроизвольно, и стихотворение складывается легко, как песня птицы («Не знаю сам, что буду петь — но только песня зреет»). Человеческий язык «беден», чтобы передать всю гамму чувств, но поэт должен стараться «схватить на лету и закрепить» «темный бред души и трав неясный запах», т. е. остановить прекрасное мгновенье.

Трудно поверить, что эти стихотворения написаны в XIX веке. Тютчев и Фет опережают свое время. Они — предшественники и учителя поэтов «серебряного века». Последние годы жизни стали для Фета временем раздумья над смыслом жизни и мироздания. Иногда ему кажется, что «жизнь — базар крикливый Бога», а «смерть- его бессмертный храм», иногда он жалеет о жизни, пронесшейся «без явного следа». Звезды напоминают поэту, что они — вечность, а он — миг.

Тютчев понимает, что мир постоянно обновляется, «новые садятся гости за уготовленный им пир», и старшие поколения должны дать место «новым пришельцам» без злобы, без клеветы на изменяющуюся жизнь. «Ни в смерть, ни в грустное забвенье сегодня верить не хочу», — писал в последние годы жизни А. А. Фет, и он был прав. Гениальные лирики, тончайшие мастера стихотворного пейзажа, глубокие мыслители А. А. Фет и Ф. И. Тютчев не забыты нашими современниками. Уважение и любовь к их творчеству объединяет всех людей, которым дорого русское культурное наследие, людей разных политических взглядов и убеждений.

«Зима недаром злится…» Ф. Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…»

Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму. Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами. Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения. Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится…», созданное в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.

Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта. Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом. Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.

Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять. Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом. Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир. Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».

анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла». «, 10 класс

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « Святая ночь на небосклон взошла…»

Лирического героя Тютчева Ф.И. отличает неустанный интерес к вопросам человеческого бытия и тайнам мироздания. Картина ночного неба настраивает человека на философские размышления. Так и герой стихотворения Тютчева размышлял…

Святая ночь на небосклон вошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел…

В стихотворении значим образ «покрова», который отделяет «внешний мир», видимый всем, от основ жизни. Оно содержит в себе еще два характерных для тютчевской поэтики символа: день и ночь. Поэт противопоставляет их, используя контрастную лексику, прием антитезы. «День отрадный», «день любезный»- «золотой покров», снятый ночью, несет «светлое», «живое» человеку.

За днем следует «темная пропасть» ночи – «чуждого», «неразгаданного». В контексте этого стихотворения день и ночь оказываются многозначными понятиями – это метафоры жизни и смерти, добра и зла…

Поражает тютчевское восприятие космоса, Вселенной: перед ее необъятностью и величием лирический герой осознает тщету всего, что присуще человеку:

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен, и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он –

Упразднен ум, и мысль осиротела-

В душе своей, как в бездне, погружен,

И нет извне опоры, ни предела…

Отнюдь не случайно предстает перед величественным ликом Вселенной «и немощен и гол»: в мировой бездне растворяется «я» лирического героя. Однако, внутренний мир человека сам по себе загадочен и необъятен не менее, чем космические глубины… Макрокосмосу Вселенной поэт противопоставляет микрокосм человеческого сознания, души (у Тютчева душа и сознание – синонимы). Сознание человека – тоже, своего рода. Вселенная, тайник, где скрывается первообразная, природная стихия:

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое…

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое.

Таким образом, мы вновь возвращаемся к тютчевской метафоре как бы на ином витке спирали: сознание человека – та же «темная пропасть», что космос, а потому «в чуждом, неразгаданном, ночном» человек неожиданно находит нечто родственное свое душе.

Что есть я и «я» в этом мире?

Ответ на этот вопрос человек пытается найти в «наследье родовом», сознавая себя потомком ушедших поколений. Человек одинок во Вселенной. Однако, именно поэтому сознание каждого из нас уникально и неповторимо. В данном стихотворении Ф.И. Тютчеву удалось гениально выразить ощущение настроения, которое всякому удалось испытать хотя бы однажды : ведь именно глядя на ночное небо, мы чаще задумываемся о смысле жизни.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Русский язык и литература

Предложенный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла. » даст возможность преподавателям литературы провести урок, где обучающиеся определят, чем отличается личиреческий герой поэта от других. Лирический герой Тютчева проявляет неустанный интерес к вопросам человеческого бытия и тайнам мирозданья. Обучающиеся, анализируя данное стихотворение, выяснят, какую роль в его восприятии играет картина ночного неба, какие символы таят в себе день и ночь, а в целом — вся Вселенная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: