Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина — образец поэтического таланта! Для удобства навигации мы разложили стихотворения по алфавитному указателю. Также вы можете открыть страницу со списком всех стихов Пушкина:
Выберите букву, на которую начинается название стихотворения:
[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Е] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ] [Э] [Ю] [Я] [09z]
[Все стихотворения Пушкина]
Александр Сергеевич Пушкин
19 октября 1827 («Бог помочь вам, друзья мои. »)
19 октября 1828 («Усердно помолившись богу. »)
19 октября («Роняет лес багряный свой убор. »)
27 мая 1819 («Веселый вечер в жизни нашей. »)
Couplets («Quand un poète en son extase. »)
Ex ungue leonem («Недавно я стихами как-то свистнул. »)
Mon portrait («Vous me demandez mon portrait. »)
NN («Я ускользнул от Эскулапа. »)
Stances («Avez-vous vu la tendre rose. »)
To Dawe, Esqr («Зачем твой дивный карандаш. »)
Аквилон («Зачем ты, грозный аквилон. »)
Алексееву («Мой милый, как несправедливы. »)
Ангел («В дверях эдема ангел нежный. »)
Андрей Шенье («Меж тем, как изумленный мир. »)
Анне Н. Вульф («Увы! напрасно деве гордой. »)
Анчар («В пустыне чахлой и скупой. »)
Арион («Нас было много на челне. »)
Бакуниной («Напрасно воспевать мне ваши именины. »)
Баллада («Что ты, девица, грустна. »)
Баратынскому («Я жду обещанной тетради. »)
Безверие («О вы, которые с язвительным упреком. »)
Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
Блаженство («В роще сумрачной, тенистой. »)
Будрыс и его сыновья («Три у Будрыса сына, как и он, три литвина. »)
Буря («Ты видел деву на скале. »)
В. Л. Давыдову («Меж тем как генерал Орлов. »)
В. Л. Пушкину («Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович. »)
В. Л. Пушкину («Что восхитительней, живей. »)
В. Ф. Раевскому («Не тем горжусь я, мой певец. »)
В. Ф. Раевскому («Недаром ты ко мне воззвал. »)
В. Ф. Раевскому («Ты прав, мой друг напрасно я презрел. »)
В альбом А. О. Смирновой («В тревоге пестрой и бесплодной. »)
В альбом («Гонимый рока самовластьем. »)
В альбом («Долго сих листов заветных. »)
В альбом («Когда погаснут дни мечтанья. »)
В альбом Пущину («Взглянув когда-нибудь на верный сей листок. »)
В альбом Сосницкой («Вы съединить могли с холодностью сердечной. »)
Вакхическая песня («Что смолкнул веселия глас. »)
«Вам музы, милые старушки. » (В. С. Филимонову при получении поэмы его «Дурацкий колпак»)
Веселый пир («Я люблю вечерний пир. »)
Вино (Ион Хиосский) («Злое дитя, старик молодой, властелин добронравный. »)
Виноград («Не стану я жалеть о розах. »)
Вода и вино («Люблю я в полдень воспаленный. »)
Воевода («Поздно ночью из похода. »)
Возрождение («Художник-варвар кистью сонной. »)
Война («Война! Подъяты наконец. »)
Вольность («Беги, сокройся от очей. ») Ода
Воспоминание («Когда для смертного умолкнет шумный день. »)
Всеволожскому («Прости, счастливый сын пиров. »)
Второе послание к цензору («На скользком поприще Тимковского наследник. »)
Выздоровление («Тебя ль я видел, милый друг. »)
Вяземскому («Язвительный поэт, остряк замысловатый. »)
Гараль и Гальвина («Взошла луна над дремлющим заливом. »)
Генералу Пущину («В дыму, в крови, сквозь тучи стрел. »)
Герой («Да, слава в прихотях вольна. »)
Гнедичу («С Гомером долго ты беседовал один. »)
Графу Олизару («Певец! издревле меж собою. »)
Гречанке («Ты рождена воспламенять. »)
Гроб Анакреона («Все в таинственном молчанье. »)
Гусар («Скребницей чистил он коня. »)
Давыдову («Нельзя, мой толстый Аристип. »)
Движение («Движенья нет, сказал мудрец брадатый. »)
Дева («Я говорил тебе: страшися девы милой. »)
Делибаш («Перестрелка за холмами. »)
Делия («Ты ль передо мною. »)
Дельвигу («Друг Дельвиг, мой парнасский брат. »)
Дельвигу («Любовью, дружеством и ленью. »)
Дельвигу («Мы рождены, мой брат названый. »)
Демон («В те дни, когда мне были новы. »)
Деревня («Приветствую тебя, пустынный уголок. »)
Дионея («Хромид в тебя влюблен; он молод, и не раз. »)
Добрый совет («Давайте пить и веселиться. »)
Добрый человек («Ты прав — несносен Фирс ученый. »)
Домовому («Поместья мирного незримый покровитель. »)
Дон («Блеща средь полей широких. »)
Дорида («В Дориде нравятся и локоны златые. »)
Дориде («Я верю: я любим; для сердца нужно верить. »)
Дорожные жалобы («Долго ль мне гулять на свете. »)
Дружба («Что дружба? Легкий пыл похмелья. »)
Друзьям («Богами вам еще даны. »)
Друзьям («Вчера был день разлуки шумной. »)
Друзьям («Нет, я не льстец, когда царю. »)
«Душа моя Павел. » (В альбом Павлу Вяземскому)
Е. Н. Ушаковой («Вы избалованы природой. »)
Ее глаза («Она мила — скажу меж нами. »)
Жалоба («Ваш дед портной, ваш дядя повар. »)
Желание («Я слезы лью; мне слезы утешенье. »)
Желание славы («Когда, любовию и негой упоенный. »)
Жених («Три дня купеческая дочь. »)
Жив, жив курилка! («Как! жив еще Курилка журналист. »)
Жуковскому («Когда, к мечтательному миру. »)
Заклинание («О, если правда, что в ночи. »)
«Земли достигнув наконец. » (Акафист Екатерине Николаевне Карамзиной)
Земля и море («Когда по синеве морей. »)
Зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный. »)
Зимний вечер («Буря мглою небо кроет. »)
Зимняя дорога («Сквозь волнистые туманы. »)
И. В. Слёнину («Я не люблю альбомов модных. »)
И. И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный. »)
Из Alfieri («Сомненье, страх, порочную надежду. »)
Из А. Шенье («Покров, упитанный язвительною кровью. »)
(Из Афенея) («Славная флейта, Феон, здесь лежит. Предводителя хоров. »)
Из Байрона («Нет ветра — синяя волна. »)
Из Гафиза («Не пленяйся бранной славой. »)
(Из Ксенофана Колофонского) («Чистый лоснится пол; стеклянные чаши блистают. »)
(Из Пиндемонти) («Не дорого ценю я громкие права. »)
Из письма к А. О. Россет («От вас узнал я плен Варшавы. »)
Из письма к Алексееву («Прощай, отшельник бессарабской. »)
Из письма к Великопольскому («С тобой мне вновь считаться довелось. »)
Из письма к Вульфу («Здравствуй, Вульф, приятель мой. »)
Из письма к Вяземскому («В глуши, измучась жизнью постной. »)
Из письма к Вяземскому («Любезный Вяземский, поэт и камергер. »)
Из письма к Гнедичу («В стране, где Юлией венчанный. »)
Из письма к Яковлеву («Смирдин меня в беду поверг. »)
Именины («Умножайте шум и радость. »)
Иностранке («На языке, тебе невнятном. »)
Истина («Издавна мудрые искали. »)
К *** («Зачем безвременную скуку. »)
К *** («Не спрашивай, зачем унылой думой. »)
К *** («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу. »)
К *** («Счастлив, кто близ тебя, любовник упоенный. »)
К А. Б*** («Что можем наскоро стихами молвить ей. »)
К. А. Тимашевой («Я видел вас, я их читал. »)
К Баратынскому («Стих каждый в повести твоей. »)
К Батюшкову («Философ резвый и пиит. »)
К Вяземскому («Так море, древний душегубец. »)
К Галичу («Когда печальный стихотвор. »)
К Е. Н. Вульф («Вот, Зина, вам совет: играйте. »)
К Жуковскому («Благослови, поэт. В тиши парнасской сени. »)
К Каверину («Забудь, любезный мой Каверин. »)
К Маше («Вчера мне Маша приказала. »)
К Морфею («Морфей, до утра дай отраду. »)
К Н. Г. Ломоносову («И ты, любезный друг, оставил. »)
К Н. Я. Плюсковой («На лире скромной, благородной. »)
К Наталье («Так и мне узнать случилось. »)
К Наташе («Вянет, вянет лето красно. »)
К Овидию («Овидий, я живу близ тихих берегов. »)
К Родзянке («Ты обещал о романтизме. »)
К Сабурову («Сабуров, ты оклеветал. »)
К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы. »)
К Щербинину («Житье тому, любезный друг. »)
К Языкову («Издревле сладостный союз. »)
К Языкову («К тебе сбирался я давно. »)
К Языкову («Языков, кто тебе внушил. »)
К бар. М. А. Дельвиг («Вам восемь лет, а мне семнадцать било. »)
К бюсту завоевателя («Напрасно видишь тут ошибку. »)
К вельможе («От северных оков освобождая мир. »)
К другу стихотворцу («Арист! и ты в толпе служителей Парнаса. »)
К живописцу («Дитя харит и вдохновенья. »)
К молодой актрисе («Ты не наследница Клероны. »)
К молодой вдове («Лида, друг мой неизменный. »)
К морю («Прощай, свободная стихия. »)
К ней («В печальной праздности я лиру забывал. »)
К ней («Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку. »)
К переводу Илиады («Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера. »)
К письму («В нем радости мои; когда померкну я. »)
К портрету Вяземского («Судьба свои дары явить желала в нем. »)
К портрету Дельвига («Се самый Дельвиг тот, что нам всегда твердил. »)
К портрету Жуковского («Его стихов пленительная сладость. »)
К портрету Каверина («В нем пунша и войны кипит всегдашний жар. »)
К сестре («Ты хочешь, друг бесценный. »)
К студентам («Друзья! досужный час настал. »)
К** («Ты богоматерь, нет сомненья. »)
К*** («Я помню чудное мгновенье. »)
Кавказ («Кавказ подо мною. Один в вышине. »)
Александр ПушкинМне жаль великия жены
, пировали Кремля позор и плен, И мы о камни падших стен Младенцев Праги избивали, Когда в кровавый прах топтали Красу Костюшкиных знамен.
И тот не наш, кто с девой вашей Кольцом заветным сопряжен; Не выпьем мы заветной чашей Здоровье ваших красных жен; И наша дева молодая, Привлекши сердце поляка, Отвергнет, гордостью пылая, Любовь народного врага.
Но глас поэзии чудесной Сердца враждебные дружит — Перед улыбкой муз небесной Земная ненависть молчит, При сладких звуках вдохновенья, При песнях лир. И восстают благословенья. На племена нисходит мир.
ИЗ ПИСЬМА К ПЛЕТНЕВУ
Ты издал дядю моего: Творец «Опасного соседа» Достоин очень был того, Хотя покойная Беседа И не заметила его. — Теперь издай меня, приятель, Плоды пустых моих трудов, Но ради Феба, мой Плетнев, Когда ж ты будешь свой издатель?
* * *
Как жениться задумал царский арап, Меж боярынь арап похаживает, На боярышен арап поглядывает. Что выбрал арап себе сударушку, Черный ворон белую лебедушку. А как он, арап, чернешенек, А она-то, душа, белешенька.
* * *
Мне жаль великия жены, Жены, которая любила Все роды славы: дым войны И дым парнасского кадила. Мы Прагой ей одолжены, И просвещеньем, и Тавридой, И посрамлением Луны, И мы прозвать должны Ее Минервой, Аонидой. В аллеях Сарского села Она с Державиным, с Орловым Беседы мудрые вела —
чай пила — С Делиньем — иногда с Барковым. Старушка милая жила Приятно и немного блудно, Вольтеру первый друг была, Наказ писала, флоты жгла, И умерла, садясь на судно. С тех пор мгла. Россия, бедная держава, Твоя удавленная слава С Екатериной умерла.
* * *
Пока супруг тебя, красавицу младую, Между шести других еще не заключил, — Ходи к источнику близ могил
И черпай воду ключевую,
И думай, милая моя:
Как невозвратная струя
Блестит, бежит и исчезает —
Так жизни время убегает,
В гареме так исчезну я.
* * *
Презрев и голос укоризны, И зовы сладостных надежд, Иду в чужбине прах отчизны С дорожных отряхнуть одежд. Умолкни, сердца шепот сонный, Привычки давной слабый глас, Прости, предел неблагосклонный, Где свет узрел я в первый раз! Простите, сумрачные сени, Где дни мои текли в тиши, Исполнены страстей и лени И снов задумчивых души. Мой брат, в опасный день разлуки Все думы сердца — о тебе. В последний раз сожмем же руки И покоримся мы судьбе. Благослови побег поэта
где-нибудь в волненье света Мой глас воспомни иногда
Умолкнет он под небом дальным
сне, Один печальным Угаснет в чуждой стороне.
Настанет час желанный, И благосклонный славянин К моей могиле безымянной.
МЛАДЕНЦУ
Дитя, не смею над тобой Произносить благословенья. Ты взором, мирною душой, Небесный ангел утешенья.
Да будут ясны дни твои, Как милый взор твой ныне ясен. Меж лучших жребиев земли Да будет жребий твой прекрасен.
ИЗ ПИСЬМА К РОДЗЯНКЕ
Прости, украинский мудрец, Наместник Феба и Приапа! Твоя соломенная шляпа Покойней, чем иной венец; Тв
Березкина Светлана Вениаминовна
Научная тема: |
« |
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА В НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ А. С. ПУШКИНА » |
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
- Область административно- и гражданско-правовых отношений, в которой протекала жизнь поэта, представляет собой важную составляющую историко-культурного контекста научной биографии Пушкина. Наиболее продуктивный путь изучения этой области связан с пересмотром архивно-ведомственных дел, позволяющим прояснить особенности функционирования различных учреждений и ведомств Российской империи 1817-1837гг. Многие из этих особенностей носят узко региональный (ведомственный) или кратковременный характер, поэтому слабо отражены в специальных работах по истории русского административного и гражданского права. Параметры ведомственных дел определяют течение ряда событий пушкинской биографии.
- Административно- и гражданско-правовые аспекты ведомственных дел способствуют пониманию особенностей личности поэта и его поведения в ряде биографических эпизодов: на фоне льгот, дарованных императором выпускникам Царскосельского лицея, рельефнее выступает глубина оппозиционных настроений юного Пушкина; история с заемными письмами, данными в пору несовершеннолетия, показывает способность Пушкина пойти на рискованный для кодекса дворянский чести шаг; дело об «Андрее Шенье» демонстрирует импульсивность, неровность поведения поэта, слабо ориентирующегося в российском судопроизводстве; залог имения в Опекунском совете, напротив, говорит о полном соответствии его поведения социальной дворянской норме; наконец, неудачные деловые начинания последних лет жизни обнаруживают углубление тенденции, свидетельствующей о чуждости поэту нарождающихся буржуазных отношений.
- Сближение с властью после вступления Пушкина на государственную службу в 1831г. привело к установлению особых отношений с высшей администрацией. Пересмотр архивно-ведомственных дел, связанных со службой в Министерстве иностранных дел и при императорском дворе в звании камер-юнкера, позволил конкретизировать представления о них и сделать выводы о применении к поэту сложной системы регуляторов для контроля над его поведением и творческими занятиями.
- Идеология более, чем какая-либо другая область научно-биографического знания, нуждается в исследовательских усилиях по углублению историко-культурного контекста, позволяющему дать верную оценку притяжениям и отталкиваниям идейного характера в художественных произведениях Пушкина.
- Пушкинские произведения, написанные незадолго до 14декабря 1825г., говорят о сочувственном отношении поэта к целям тайных обществ. Ряд стихотворений поэта отвечал основной задаче заговорщицкого движения, причем на всех этапах его развития, — распространению в обществе недовольства существующим положением вещей и симпатий к либеральным ценностям. Последекабрьская идейная эволюция Пушкина обнаруживает, что в нем не произошло болезненно-резкого перелома. Наиболее существенное изменение идейного характера коснулось отношения к личности монарха, которое само по себе является свидетельством глубины оппозиционности в настроениях дворянина. Изменение во взглядах Пушкина было основано на симпатии как к личности НиколаяI, так и к его энергичным начинаниям. Вместе с тем в круге общественно-политических идей Пушкина между периодами додекабрьским и последекабрьским существует ряд сходных позиций, особенно заметных в отношении поэта к Польше и «польскому вопросу».
- Религиозное развитие Пушкина должно рассматриваться и как движение в русле государственно-религиозной идеологии, и как свидетельство личностного приятия поэтом учения христианской церкви. Несмотря на традиционный для христианской культуры того времени характер взаимоотношений в семье С.Л. и Н.О.Пушкиных, оба их сына и дочь обладали неоднозначным отношением к церкви. Перелом в религиозных настроениях Пушкина, долгое время тяготившегося обрядовой стороной церковной жизни, наступил, по-видимому, после 1828г., когда он получил прощение от НиколаяI, главы Русской православной церкви, за «Гавриилиаду». Творческим свидетельством произошедшего перелома стали стихи Пушкина, в которых он с любовью и благодарностью касался образа Богородицы. Это был прорыв в область христианской догматики, который определил нарастание в творчестве Пушкина мотивов, свидетельствующих о крепнущей духовной жизни и приятии церкви в ее реально существующей исторической форме.
Список опубликованных работ
1. Березкина С. В. «Так некогда поэт…»: Проблемы научной биографии Пушкина. СПб: Изд-во «Пушкинский Дом», 2010. 320 с.
2. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Вступ. ст. Н. Н. Скатова; Примеч. О. В. Астафьевой, С. В. Березкиной, Е. А. Вилька, О. Н. Золотовой, Р. В. Иезуитовой, Н. Е. Мясоедовой. М.: Классика, 1999. Т. 1. С. 524–567 (примеч. к отделу «Стихотворения»), 568–569 (примеч. к поэмам «Гавриилиада», «Братья разбойники»), 573 (примеч. к поэме «Езерский»), 574–575 (примеч. к поэме «Медный всадник»).
3. А. С. Пушкин: Документы к биографии (1799–1829) / Вступ. ст., сост. В. П. Старка; Подг. текста С. В. Березкиной, И. В. Васильевой, А. В. Дубровского, Т. И. Краснобородько, В. П. Старка; Примеч. С. В. Березкиной, В. П. Старка (1799–1810), С. В. Березкиной (1811–1829). СПб.: Искусство–СПБ, 2007. 942 с.
4. Семевский М. И. Прогулка в Тригорское: Биограф. исследования и заметки о Пушкине / Вступ. ст., сост. и примеч. С. В. Березкиной. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2008. 445 с.
5. А. С. Пушкин: Документы к биографии (1830–1837) / Отв. ред. С. В. Березкина; Сост. С. В. Березкиной, В. П. Старка; Подг. текста С. В. Березкиной, И. В. Васильевой, Н. Л. Дмитриевой, А. В. Дубровского, Т. И. Краснобородько, А. С. Лобановой, В. П. Старка; Примеч. С. В. Березкиной. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2010. 1045 с.
III. Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК для размещения научных результатов по докторским диссертациям:
6. А. А. Орлов и антибулгаринская борьба 1830–1833 гг. // Временник Пушкинской комиссии. Л.: Наука, 1987. Вып. 21. С. 181–185.
7. Из комментариев к «тверским» стихотворениям А. С. Пушкина 1828–1829 гг. // Временник Пушкинской комиссии. СПб.: Наука, 1993. Вып. 25. С. 127–135.
8. «…И сторожит Индеек и Гусей» (Об адресате эпиграммы Пушкина «Приятелям») // Русская литература. 1996. № 3. С. 236–253.
9. Три пушкинских отрывка // Русская литература. 1998. № 4. С. 86–94.
10. «Пророк» Пушкина: Современные проблемы изучения // Русская литература. 1999. № 2. С. 27–42.
11. Екатерина II в стихотворении Пушкина «Мне жаль великия жены…» // XVIII век. СПб.: Наука, 1999. Сб. 21. С. 412–421.
12. Стихотворение Пушкина «Анчар» // Русская литература. 1999. № 4. С. 67–80.
13. Историко-фольклорные источники «Песен о Стеньке Разине» Пушкина // Русский фольклор. СПб.: Наука, 1999. Сб. 30. С. 176–185.
14. О стихотворении Пушкина «Что с тобой, скажи мне, братец…» // Пушкин и его современники. СПб.: Академич. проект, 1999. Вып. 1 (40). С. 155–163.
15. Пушкин в Михайловском: О духовном надзоре над поэтом (1824–1826) // Русская литература. 2000. № 1. С. 3–20.
16. Из комментария к лирике Пушкина // Пушкин и его современники. CПб.: Академич. проект, 2000. Вып. 2 (41). C. 159–170.
17. Мотивы матери и материнства в творчестве А. С. Пушкина // Русская литература. 2001. № 1. С. 167–186.
18. Почему Федора Толстого прозвали «Американцем»? // Русская литература. 2001. № 3. С. 92–95.
19. «Заложенное имение отца очистить от долга…» // Временник Пушкинской комиссии. СПб.: Наука, 2002. Вып. 28. С. 242–248.
20. «Она по-русски плохо знала…» (К портрету О. С. Павлищевой) // Русская литература. 2002. № 2. С. 169–173.
21. Александр Бестужев – адресат эпиграммы Пушкина «Прозаик и поэт» // Русская литература. 2003. № 2. С. 60–66.
22. Записная книжка Пушкина ПД 840 (История заполнения) // Пушкин: Исследования и материалы. СПб.: Наука, 2003. Т. 16–17. С. 76–101.
23. Вокруг запрещения журнала «Европеец» // Временник Пушкинской комиссии. СПб.: Наука, 2004. Вып. 29. С. 229–248.
24. История эпиграммы Пушкина «Литературное известие» // Русская литература. 2004. № 2. С. 145–151.
25. Эпиграмма Пушкина на Александра I «Воспитанный под барабаном…» // Временник Пушкинской комиссии. СПб.: Наука, 2005. Вып. 30. С. 180–187.
26. Воспоминания А. Н. Вульфа и М. И. Осиповой о Пушкине в записи М. И. Семевского 1880 г. // Русская литература. 2006. № 2. С. 118–146.
27. Суворовская военная кампания 1794 г. в творческих откликах А. С. Пушкина // Русская литература. 2007. № 2. С. 21–41.
28. Дело об «Андрее Шенье» Пушкина и его судебно-правовые аспекты // Русская литература. 2010. № 1. С. 26–41.
29. Об эпитимийце Пушкине // Пушкинский музеум: Альм. СПб.: Дорн, 1999. Вып. 1. С. 104–106.
30. У истоков пушкинской «Русалки» // Всемирная литература. 1999. № 7. С. 97–103.
31. Из истории пушкинских изданий, подготовленных Б. В. Томашевским // Пушкинский музеум: Альм. СПб.: Дорн, 2002. Вып. 3. С. 264–269.
32. Встреча с И. И. Пущиным 11 января 1825 г. в творческих откликах А. С. Пушкина: К анализу взаимоотношений поэта и участников тайных обществ // 14 декабря 1825 года: Источники. Исследования. Историография. Библиография. СПб.: Нестор–История, 2005. Вып. 7. С. 475–502.
33. Антиблудовская эпиграмма Пушкина // В. А. Жуковский и русская культура его времени. СПб.: Всеросс. музей А. С. Пушкина, 2005. С. 44–46.
34. Из истории полемики Пушкина с Карамзиным: Эпиграмма «От многоречия отрекшись добровольно…» // Пушкинский музеум: Альм. СПб.: Петерб. Пушк. общество, 2007. Вып. 4–5. С. 209–223.
35. «Святое имя: Карамзин» в послании В. А. Жуковского «К Ив. Ив. Дмитриеву» (1831) // Жуковский и время. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. С. 41–48.