Стихотворения некрасова муза

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.

Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое произведение – небольшое по объему, всего два четверостишия. В центре первой части стихотворения образ молодой крестьянки, публично избиваемой кнутом на Сенной площади Санкт-Петербурга:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. В лирическом произведении используются метафоры, олицетворения («били женщину», «бич свистал, играя»), характеризующие действия палачей. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер передает звуки совершаемого действия, свист бича.

Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения.

Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.

Стихотворение состоит из двух предложений, двух частей. Первая – определение времени («вчерашний день», «часу в шестом») и места (Сенная) действия.

Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части произведения.

Образ русской крестьянки – один из основных образов поэзии Некрасова. Кто не знает знаменитых его слов о женщине «в русском селении», которая «коня на скаку остановит» и «в горящую избу войдет». Только неожиданно фантазия поэта поставила рядом крепостную крестьянку и Музу. Большинству из нас Муза представляется красивой молодой женщиной в белом длинном одеянии с арфой, пером или книгой в руках, воздушная, не от мира сего, само вдохновение, мечта. А здесь? Распростертое на земле или на помосте обнаженное крепкое тело крестьянки, привычной к работе, к побоям, не слышавшей за всю жизнь слова благодарности, терпеливо, молча сносящая любое оскорбление, любое надругательство.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Что же позволило Н.А. Некрасову сравнить Музу и крепостную крестьянку? Прежде всего – долготерпение, которое не первый раз осуждает поэт в своих произведениях («Ты проснешься ль исполненный сил. »).

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «О Муза! я у двери гроба. »

Самым популярным поэтом 70-х годов 19 века, по признанию многих исследователей и критиков, был Н.А. Некрасов. В своем творчестве он ставил проблемы, волновавшие не одно поколение поэтов: назначение поэта и поэзии, гражданские мотивы, проблема общечеловеческих идеалов.

Его творчество иногда называют «поэтической исповедью», в которую неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. Неудивительно, что именно к читателю-гражданину, читателю-другу, к Музе обращается поэт на пороге смерти, надеясь на поддержку. Он надеется на понимание единомышленников в служении народу.

Стихотворение «О Муза! я у двери гроба…» при первой публикации в «Отечественных записках» 1878 года сопровождалось примечанием: «Это стихотворение, по свидетельству сестры покойного, А.А. Буткевич, было последним, которое он написал». Поэтому многие исследователи творчества Некрасова склонны расценивать его «последнее слово» как своеобразное завещание. Что же волнует поэта «у двери гроба»?

Поднимая тему назначения поэта и поэзии, Некрасов использует традиционный прием обращения к Музе в значении «поэзия». Но в данном случае Муза обозначает еще и непосредственно творения известного поэта. Знаменательно то, что сам Некрасов не мыслит себя отдельно от своего творчества. Он и его произведения – единое целое. Это подчеркивает местоимение «наш»:

…завиден жребий наш,

Не наругаются над нами.

Поэзия для Некрасова – это та нить, которая соединяет его с народом, и эта связь вечна:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Неслучайны в данном случае эпитеты: «живому, кровному союзу». Настоящий поэт жив до тех пор, пока память о нем живет в сердцах народа. А так как «поэт» и «его произведения» — это, в понимании Некрасова, синонимы, неделимое целое, то «союз» всегда будет «живым». Ведь творения поэта бессмертны.
Под «кровным союзом» поэт имеет в виду родственный союз. Этот союз возможен лишь с «честными сердцами», то есть с людьми, понимающими свое истинное призвание – «быть гражданином».

Интересно и то, что автор не считает свое творчество идеальным, достойным всеобщего поклонения:

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба…

Это признание еще больше увеличивает авторитет поэта как человека объективного и делает его творчество более значимым для людей с «честными сердцами». Несмотря на возможные гонения, хулу, на которые способна «людская злоба», автор восклицает:

Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами…

Почему же он говорит: «завиден жребий наш»? Видимо, потому, что, если поэт смог взволновать своим творчеством умы и сердца людей, подвигнуть их к спорам, – это уже большая заслуга. Это уже признание как «честными сердцами», так и теми, кто источает злобу. Примечательно и слово «наругаются». Форма этого глагола выражает длительность действия. Следовательно, такие споры, положительные и отрицательные высказывания будут длиться долго, не одно и не два поколения.

Последнее стихотворение Некрасова представляет собой монолог, точнее, скрытый диалог с Музой. Именно с обращения к ней он начинает свое произведение и упоминанием о ней заканчивает его. Некрасов так описывает свою Музу:

…На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу…

Поэзия в России переживала разные периоды: взлеты и падения. Многие поэты подвергались гонениям, ссылкам за свои произведения. Зачастую их творения не доходили до широких масс, так как цензура накладывала запрет на издание. Ведь известно, что поэзия намного глубже затрагивает струны человеческой души, нежели проза. Именно поэтому Некрасов рисует такой яркий образ Музы: «бледная, в крови, кнутом иссеченная». И только русский человек способен понять этот образ. Не случайно автор говорит:

Не русский – взглянет без любви…

Без любви, без трепета невозможно смотреть на русскую поэзию, зная историю ее развития. Именно это и хотел сказать Некрасов своим читателям «у двери гроба». С одной стороны, он утверждает бессмертие поэзии. С другой – это скрытое обращение, призыв к поэтам-соратникам продолжать свой тернистый путь, несмотря на все препятствия.

Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «О Муза! я у двери гроба. »

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Комментарий к стихотворению Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали!»

Образ музы имеет глубокие и очень древние корни. В русскую поэзию он пришел из античной литературы, где поэзия считалась делом божественным: художнику-творцу помогала муза, посланница неба, появление ее было знаком избранности, высочайшего предназначения человека. У каждого вида искусства была своя муза-покровительница. Поэту помогала Каллиопа. Обращение к ней в самом стихотворном тексте было своего рода ритуалом. Эту традицию впоследствии продолжила литература классицизма, которая во всем ориентировалась на античные образы. Есть образ музы и в романтической поэзии, трактовавшей труд художника как чистое служение Богу и Духу. Здесь муза обретает черты «прекрасной девы», «чистого гения», «таинственной незнакомки». Обращаясь к такой музе, художник неизменно уходит от конкретики образа, и это вполне естественно: ведь она — существо другого мира, она эфирна, непостижима, непредсказуема и подвластна неведомым простым смертным законам духовной жизни. К середине прошлого века муза совершенно «теряет популярность» и сходит «со сцены». Появление ее в поэзии 40-х гг. достаточно неожиданно.

Но Некрасову необходимо было утвердить особое место своей поэзии, дать понять, что роль, которую играет она в обществе, — исключительна и ни на что не похожа. Нетрадиционное решение привычного для читательского сознания образа стало знаком перемены, началом новой традиции. Некрасов являлся родоначальником особой поэзии — поэзии социальной, для которой нет запретных и непоэтических тем. Суть настойчивого обращения к музе, закономерность ее появления в поэтическом мире Некрасова состоит в том, что он хочет показать и доказать всем, что его дело освящено, что «в самых высоких инстанциях» ему выпало быть поэтом и писать о самом больном и страшном в жизни народа.

  • Замолкни, Муза мести и печали!
  • Я сон чужой тревожить не хочу
  • Довольно мы с тобою проклинали.
  • Один я умираю — и молчу.
  • К чему хандрить, оплакивать потери?
  • Когда б хоть легче было от того!
  • Мне самому, как скрип тюремной двери
  • Противны стоны сердца моего.
  • Всему конец. Ненастьем и грозою
  • Мой темный путь недаром омрача
  • Не просветлеет небо надо мною
  • Не бросит в душу теплого луча.
  • Волшебный луч любви и возрожденья!
  • Я звал тебя — во сне и наяву
  • В труде, в борьбе, на рубеже паденья
  • Я звал тебя, — теперь уж не зову!
  • Той бездны сам я не хотел бы видеть
  • Которую ты можешь осветить.
  • То сердце не научится любить
  • Которое устало ненавидеть.
  • 1855

Стихотворения некрасова муза

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести людям «любви и правды чистые учения».

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его «муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, «богатых словом, делом бедных», погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, «избранника неба», «глашатая истин вековых», посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт «в годину горя» должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь». Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

. Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою «неласковую музу» «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой.

Муза ведет поэта «чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода», заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение «Блажен незлобивый поэт» рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе «незлобивого поэта», которому современники «при жизни памятник готовят».

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, «чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений». Труден и горек его путь. Его «карающая лира» не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья. Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение &#151 служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, «что тема старая &#151 страдания народа и что поэзия забыть ее должна». Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна «изменчивой моде». Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» &#151 этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, «влачатся в нищете, покорствуя бичам». Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения «Деревня»: «Здесь рабство тощее влачится по браздам. » Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема «страданий народа» должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, «кому посвящены мечтания поэта», «не внемлет он и не дает ответа».

Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил &#151 и сердцем я спокоен.

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector