Стихотворения Михаила Лермонтова для детей

Эти стихотворения подойдут для более взрослых детей (от 7 лет). Стихотворения Лермонтова входят в обязательную школьную программу изучения литературы. Поэтому детям, уже знакомым с некоторыми его стихотворениями, будет значительно легче на уроках чтения.

Стихи про осень. Стихи об осени

Осенние стихи для младших школьников

Это стихотворения об осени, об осеннем небе, о дивной осенней поре, о том, что природа потихоньку засыпает и готовиться к зиме (к периоду покоя).

Стихи для школьников

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Ф. И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

М. Ю. Лермонтов

(1814-1841)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

М. Ю. Лермонтов

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

М. Ю. Лермонтов

ОСЕНЬ

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

А. К. Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. А. Фет

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь — через поле

Прыгает как мяч.

Н. А. Некрасов

НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зёрна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролётной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьёт.

Где же наш пахарь? чего ещё ждёт?

Или мы хуже других уродились?

Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял. »

Ветер несёт им печальный ответ:

«Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьёт,

Червь ему сердце больное сосёт,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шёл полосою».

С. А. Есенин

(1895-1925)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Рекомендуем посмотреть:

Татьяна Петрова # 2 апреля 2013 в 11:21 +2

Красивые стихи про осень

Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Автор: Борис Пастернак

Татьяна Петрова # 2 апреля 2013 в 11:22 +2

Стихи про осенний листопад

Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Автор: Иван Бунин

Татьяна Петрова # 2 апреля 2013 в 11:29 +2

Стихи для школьников про осень

Осень
На кусте-кусточке –
Жёлтые листочки,
Виснет тучка в просини, —
Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок.
Каждый листик — как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится.
В красных листьях бережок.
Каждый листик — как флажок!
Автор: Иван Демьянов

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Автор: Константин Бальмонт

Презентация к уроку литературного чтения. М.Ю.Лермонтов «Осень» 2 класс

Тема моей презентации- изображение осени в стихах Лермонтова. Целью урока является развитие познавательных интересов учащихся и формирование лексических навыков по теме «Осень». Воспитание любви и бережное отношение к природе. Развитие зрительной памяти.
Данная презентация дала возможность повысить заинтересованность учащихся этой темой и глубже понять тему урока.

Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 2 класса

Автор: Гайнуллина Рафиса Нурлыгаяновна
Место работы: Бигенеевская начальная общеобразовательная школа
Добавил: асифар

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — Поэт, художник, прозаик, драматург. Один из самых известных русских поэтов, произведения которого входят в классику русской литературы. Творчество М. Ю. Лермонтова относится к романтизму, особенно сильное влияние на поэта оказали Байрон и А. С. Пушкин.

Родился Михаил Юрьевич в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814. Его родители — Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Через два года после рождения Михаила его мать умерла от чахотки, и бабушка, страстно любившая внука, забрала его к себе, нимало не заботясь о чувствах и интересах отца. До смерти отца в 1831 году М. Ю. Лермонтов виделся с ним один единственный раз, когда уже учился в университете.

В 1828 Лермонтова зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время Лермонтов начинает сочинять стихи. Ранние стихотворные опыты Лермонтова являются в большей степени подражаниями романтикам, в них встречаются целые куски, заимствованные из сочинений других авторов. Особенно сильное влияние на Лермонтова оказало творчество Байрона. В 1828-1832 годах Лермонтов пережил ряд романтических увлечений, которые также отразились в его творчестве.

Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
В сентябре 1830 года Лермонтов поступил на «нравственно-политическое отделение» Московского университета, затем перевелся на словесное. К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) — прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подал прошение об уходе из университета. Согласно наиболее достоверной версии, причиной ухода стали неприязненные отношения с некоторыми профессорами. Лермонтов уехал в Санкт-Петербург с намерением продолжить обучение, однако ему отказались засчитать два года обучения в Москве и предложили поступить на первый курс. Лермонтова это не устроило, и он под влиянием родственников поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Два года, проведенные в этом заведении, Лермонтов потом назвал «злополучными». В стенах школы царствовала муштра, литературных книг воспитанникам вовсе не позволяли читать. За пределами этих стен юнкера были известны своими похождениями, гулянками и дебошами, в которых принимал участие и Лермонтов. В этот период он начал ряд серьезных работ (роман «Вадим», несколько поэм), однако ни одной не довел до конца. В 1834 году Лермонтов закончил школу и, получив звание корнета, был направлен в лейб-гвардии Гусарский полк. Вообще в 1832-1836 лирическое творчество Лермонтова почти угасло, зато возросло число произведений иных жанров: он отдает свои силы поэмам, драмам, прозе. Вершинным достижением Лермонтова в этот период его творчества можно признать драму «Маскарад». Однако ни одна его попытка напечатать драму не увенчалась успехом. Первая «серьезная» публикация Лермонтова относится к 1835 году, когда его товарищ без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» (1834) и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Публикация, хотя и была встречена положительно, не снискала Лермонтову особой славы, и к 1837 году он оставался малоизвестен публике и литературным кругам.

Известность пришла к Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) — откликом на последнюю дуэль Пушкина. Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II, и Лермонтов был арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка — поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга.

Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука, и в том же году поэт был прощен и переведен в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии, а затем в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов вернулся в «большой свет», снова играл в нем заметную роль. В это же время Лермонтов установил связи с пушкинским кругом, его произведения публиковались в «Современнике», «Отечественных записках» и других изданиях. В печать вышли поэмы «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над одним из своих главных произведений — поэмой «Мцыри». По свидетельствам современников, Лермонтов обладал непростым характером и его отношения с окружающими (особенно приближенными ко двору) были очень натянутыми.

В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, а последствием дуэли – военный суд. Лермонтов снова был отправлен на Кавказ — в Тенгинский пехотный полк в действующую армию. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде, однако император вычеркнул его имя из наградных списков. Лермонтов получил отпуск и на короткое время вернулся в Петербург. Это время было временем творческого подъема: завершена работа над поэмой «Демон», собран в отдельную книжку роман «Герой нашего времени», написано, как никогда, много стихов. В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М. Лермонтова». Сам Лермонтов хотел выйти в отставку и посвятить себя литературе, однако уступил настояниям бабушки, которая еще надеялась на то, что внук сделает военную карьеру.

В мае 1841 Лермонтов вернулся на Кавказ. В Пятигорске он задержался для лечения на минеральных водах. Здесь произошла роковая ссора с бывшим сокурсником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Пуля Мартынова попала Лермонтову в грудь и поэт скончался на месте.

По словам кн. Васильчикова, в Петербурге смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть».

На обвинения в том, что он убил солнце русской поэзии он отвечал: «Господа, если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке».

Весной 1842 г. Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: