Стихотворения м ломоносова г державина

Воспринимать и анализировать стихотворение Г.Р. Державина «Памятник» ученикам сложно по ряду причин, и прежде всего потому, что слог Державина современному школьнику кажется архаичным. Главная же трудность в том, что ученикам знакомо стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг…», и они воспринимают державинское стихотворение на фоне пушкинского (а не наоборот, что соответствовало бы историческому ходу вещей). Отсюда, по крайней мере, две опасности: 1) особенности стихотворения Державина оказываются трудно различимы (ср. Державин: “От тлена убежав. ”, “Слух прoйдет обо мне. ”; Пушкин: “. и тленья убежит. ”, “Слух обо мне пройдёт. ” и так далее); 2) такой взгляд, естественно, антиисторичен. Однако самая большая сложность для понимания этого текста в том, что его нельзя рассматривать изолированно — для понимания художественной сути «Памятника» нужно выявить его контекстуальные связи (а значит, необходимо не только знакомство со стихотворением А.С. Пушкина, но, хотя бы поверхностное, и со стихотворением М.В. Ломоносова). Проблема, с которой мы тут сталкиваемся, очень непроста: не так давно — в младшей и средней школе — учитель объяснял ученику, что есть понятие авторства и существует плагиат; и теперь, естественно, ученик воспринимает традицию и стремление поэта ей следовать как плагиат. При чтении «Памятников» проблема заимствования впервые поворачивается школьнику совершенно иной своей стороной: он должен оценить значение традиционности и традиции для искусства и особую их важность для нормативного искусства классицизма. (Стоит учесть, что, кроме трёх самых известных «Памятников» Ломоносова, Державина, Пушкина, аналогичные стихи есть у К.Батюшкова, А.Фета, В.Брюсова, В.Ходасевича, С.Шервинского, Л.Мартынова и других. Впрочем, и Гораций позаимствовал эту тему у своих предшественников.) И только оценив традиционность «Памятника» Державина, можно разглядеть его своеобразие.

Первый русский «Памятник», принадлежащий М.В. Ломоносову (1748), является переводом оды Горация, выполненным пятистопным ямбом. Здесь сохранены античные реалии источника: “Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность”. (Аквилон в древнеримской мифологии — бог северного ветра. — Е.А.)

Первые строки стихотворения Г.Р. Державина, впервые опубликованного под заглавием «К Музе. Подражание Горацию» (1795) и написанного шестистопным ямбом, довольно точно передают соответствующие строки Горация и близки стихам Ломоносова. То есть стихотворение Державина начинается как перевод или, в крайнем случае, как обозначенное в заглавии подражание. Но очень быстро здесь появляются отступления от латинского оригинала, и стихотворение перерастает подражание. Прежде всего следует перечисление чисто российских гидронимов: “Слух прoйдет обо мне от Белых вод до Черных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал”, — перечисляет Державин места своей будущей славы (Рифейские горы — это топоним; так иногда античные географы называли Уральские горы. — Е.А.), и удалённость названных им рек друг от друга задаёт масштаб этой славы, соответствующий масштабности изображения мира в оде XVIII века. (Пушкин подхватит эту традицию: “Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…”) А дальше поэт прямо скажет о том, в чём видит свои заслуги (“Что первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”), и многое определит в своей поэзии. Это и её ведущие темы и мотивы (многократные обращения в одах к Фелице, философские размышления о сущем в оде «Бог», «Грифельной оде» и другие), это и её качественное, содержательное своеобразие: фигура поэта перестаёт быть условной; фактически Державин оказывается создателем русской автобиографической поэзии. В «Памятнике» ему важно сказать о собственной славе. Таким образом, оказывается, что Державин не случайно выбирает стихотворение Горация как образец для подражания. «Памятник» античного поэта задаёт эту тему — тему индивидуальной поэтической славы, актуальную для античной поэзии и совершенно невозможную в классицистической. (Важность темы индивидуальной поэтической славы для античной поэзии наглядно показывает стихотворение К.Ф. Батюшкова «Гезиод и Омир, соперники» (1816–1817). Здесь эта тема воплощается в сюжете поэтического состязания.) Великий поэт никогда не укладывается в заданные рамки, даже если сам их себе выбирает: поэт-классицист Державин выбирает заданную тему и создаёт на неё оригинальную вариацию, причём создаёт уже в духе романтизма — он ставит себя в один ряд с монархами и героями, он “поднимает” индивидуальное “я”, и это “я” художника. (Учитель может иметь в виду, что теме индивидуальной поэтической славы Державин посвящает ряд стихотворений: например, свою «Грифельную оду».) Индивидуальное поэтическое открытие Державина оказывается в стихотворении не менее важным, чем стилистическая традиция классицизма.

Стихотворения м ломоносова г державина

Литература XVIII века

М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин

Литература XVIII века представлена в учебнике двумя именами, речь идет о крупнейших писателях — М. В. Ломоносове и Г. Р. Державине. Произведения Державина впервые предстанут перед учащимися средних классов. Рассмотрим портреты писателей и места, связанные с их жизнью, — фотографии села Денисовка и Казани.

Личность М. В. Ломоносова, ученого, поэта, автора науки о красноречии и мозаики, посвященной Полтавской битве, и личность Г. Р. Державина, поэта, государственного деятеля, не раз отстраняемого от службы за активную борьбу со злоупотреблениями чиновников, интересны для современных подростков. Учащиеся прочитают вслух рассказы литературоведов В. Коровина и В. Федорова о писателях, стихотворные произведения, отобранные для изучения и самостоятельного чтения. Следует иметь в виду, что тексты М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина не так просты для школьников любого возраста. Именно поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, чтобы школьники осмыслили, какие важные вечные проблемы поднимаются в них, а при дальнейшем изучении литературы увидели, что вопросы, которые волновали поэтов XVIII века, зазвучали и в произведениях авторов XIX и XX веков. Эту преемственность в осмыслении и осознании вечных проблем справедливости и свободы творчества, добра и зла следует иметь в виду при изучении произведений русских писателей самых разных времен.

Почему Ломоносов посвятил так много «Надписей», стихотворных произведений, отдельных строк, огромную мозаичную картину деяниям Петра I? Обратим внимание на то, какими эпитетами наделяет его поэт: «премудрый Герой», «отечества отец», «Земное божество Россия почитает», «И в гроб великого сего Героя скрыла». Каковы же дела, которые восхищают Ломоносова? «Гремящие по всем концам земным победы», «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «простер в работу руки», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки», «строил град», «сносил труды в войнах», «художников сбирал и обучал солдатов», «дела Петровы громки», «чудясь делам его, превысшим смертных сил». Все это смогут найти сами школьники в произведении «К статуе Петра Великого».

Что же особенно ценил в царской власти поэт? Как это его самого характеризует?

Большинство учащихся, прочитав в классе вслух отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол. Елисаветы Петровны», дома прочитают ее целиком, подумают над тем, что утверждает и над чем заставляет задуматься, что хочет внушить автор власть имущим.

Что сближает двух великих поэтов — Ломоносова и Державина? Каково их отношение к общественной жизни?

М. В. Ломоносов верит, что
. знак бессмертия себе воздвигнул.
. Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Чем можно подтвердить, что его вера не беспочвенна? Как перекликается эта мысль с утверждением важности искусства слова у других поэтов?

Всем известны разносторонние дарования Ломоносова, его многочисленные открытия, широта его деятельности (химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология). «Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины», — пишет В. И. Коровин во вступительной статье к «Избранному» М. В. Ломоносова (М., 1981).

Семиклассники вполне смогут сделать на следующем уроке небольшие сообщения, посвященные разносторонним талантам поэта и ученого.

Школьники рассказывают о детстве Ломоносова, лишениях, особенностях поступления в Академию, учебе его в Германии, затем о работе в Академии, о том, как он становится профессором физики, создает проекты памятников Петру I, Елизавете Петровне, картину, посвященную Полтавской баталии, рассказывают о трудностях, которые приходилось преодолеть великому русскому ученому, размышляют о том, почему именно Петру в большей степени посвящает свои работы Ломоносов. Другие учащиеся с помощью учителя говорят об одах поэта (краткое содержание и комментирование некоторых отрывков), затем составляют словарь устаревших слов — раченье, отрада, дерзать, сомкнуть, уязвить, крушиться, сей, един, очи, зрак, рекла, тщение, гласит, утеха.

Среди этих рассказов будет разговор и о том, что Ломоносов неоднократно обращается к личности Петра как к фигуре просвещенного государя. Школьники готовят серию информативных коротких сообщений типа: «Ломоносов — поэт», «Мозаичная картина Ломоносова «Полтавский бой», «Ломоносов — ученый» и т. д. Учитель направляет сообщения, дополняет их. Например, расскажет о том, что надписи писались «на случай», посвящались какой-нибудь торжественной дате или событию. Похвальная надпись Петру Великому была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя. В надписях прославляется монарх-труженик, «работник на троне», «отец отечества». Рассказы учащихся и педагога сопровождаются чтением стихотворений. Благодаря такой работе создается цельное представление о личности поэта, урок проходит живо, интересно.

Рассказывая о Державине, школьники также проводят словарную работу, в некоторых классах эта работа учащихся идет с помощью подготовленных ими кроссвордов, в которые включаются устаревшие слова. Тогда эти слова охотнее, быстрее объясняются школьниками: сан, надуваться, брать вид, чистосердечье, лира, добродетельми, венцы, мнил, жерло, пожрется, беспристрастный.

Далее школьники рассказывают о новаторстве Ломоносова и Державина в области стихотворства.

В «Российской школьной хрестоматии» для седьмого класса даны произведения А. Сумарокова «Эпиграмма», В. Капниста «На кончину Гавриила Романовича Державина» как продолжение чтения учащимися текстов XVIII века.

В книге «Читаем, думаем, спорим.» даны дополнительные вопросы и задания по данной теме, кроссворды, задания по схеме рифмовок у М. Ломоносова, отрывок из текста В. Ходасевича о Державине и его службе в Тамбове, текст «Властителям и судиям» — словом, все, что может дать большее представление о личности Ломоносова и Державина, приохотить школьников к чтению произведений писателей XVIII века.

В двух небольших темах, посвященных крупнейшим, выдающимся писателям XVIII века — Ломоносову и Державину, семиклассникам предлагается познакомиться с необычайно важными художественными произведениями для понимания авторской позиции в литературном произведении. Так, в стихотворении Державина «Признание» раскрывается характер поэта. Каков этот характер?

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.

Отношение поэта к справедливости и несправедливости, добру и злу открывается нам в «Признании». Каковы же мысли, чувства Державина? Как понять слова: «Ум и сердце человечье Были гением моим.», «Падал я, вставал в мой век.»? Почему стихотворение называется «Признание»? Как понимать его концовку? — вот вопросы, которые могут прозвучать на уроке литературы.

Комментированное чтение учителем и учащимися стихотворных произведений, рассказы школьников о Державине и Ломоносове, выразительное чтение семиклассниками стихотворений с последующим обсуждением — основная работа на уроках литературы по этим темам.

В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.

Материалы по литературе за 7 класс скачать, конспект по литературе, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс

Скачать:

Вложение Размер
Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс, два варианта 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и одобрено

на заседании МО «___» декабря 2013 г.

Руководитель МО _________Журавлёва Н.К.

Итоговый контрольный тест по литературе.

I полугодие . 7 класс.

1.Какой из этих жанров не относится к устному народному творчеству:

а). былина б). пословица в). поговорка г). рассказ

2 . « Век живи – век учись» — к какому жанру народного творчества относятся эти слова?

а) частушка б) поговорка в) пословица г) анекдот

3. К какому роду литературы относятся былины:

а). эпос б). лирика в). драма

4. Какого героя в былине называют так: «оратай — оратаюшко»:

а). Вольга б). Микула Селянинович в). Садко г). Илья Муромец

5. Какой город не упоминается в былинах:

а). Киев б). Чернигов в). Муром г). Москва

6. Какой из этих жанров не относится к древнерусской литературе:

а). Житие б). летопись в).поучение г). сказка

7. Кто является автором поучения и наставления?

а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Петр Первый г) Иван Грозный

8. К какому «штилю» согласно теории М.В.Ломоносова можно отнести басню:

а). высокий б). низкий в). средний

9. Небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие называется:

а). басня б). баллада в). стихотворение г). сказка

10. Кто является автором баллады «Лесной царь»:

а). М.В.Ломоносов б). Г.Р.Державин в). В.А.Жуковский

11. Из какого стихотворения Г.Р.Державина эти строки?

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид ….

а) «Признание» б) «На птичку» г) «Властителям и судьям»

12. Какой закон нарушил Петр и понёс наказание в «Повести о Петре и Февронии»?

а) предал народ б) нарушил данное слово в) отказался от царства г) солгал

13. В каком из произведений А.С.Пушкина изображаются исторические события, связанные с войной России и Швеции:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

14. В каком из произведений А.С.Пушкина изображаются исторические события, связанные со строительством Петербурга:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

15. Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Полтава»:

а). поэма б). стихотворение в). повесть г). ода

16. Из какого произведения А.С.Пушкина эти строки: «…и юный град…/ Вознесся пышно, горделиво; / Где прежде финский рыболов…/ Бросал в неведомые воды/ свой ветхий невод…»:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

17 . О каком городе идет речь в поэме «Медный всадник»?

а) Москва б) Новгород в) Санкт-Петербург г) Петергоф

18. Кто является главным героем поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»:

а). вещий Олег б). Петр I в). Григорий Отрепьев г). Мазепа

19. А.С.Пушкин в повести» Станционный смотритель» выступает в защиту :

а) богатых б) дворян в) декабристов г) « маленького человека»

20. Как звали станционного смотрителя в одноименной повести А.С.Пушкина:

а). Пимен б). Самсон Вырин в). Акакий Башмачкин г). Иван Васильевич

21. Что произошло с купцом Калашниковым после боя с Кирибеевичем в произведении М.Ю.Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича….»:

а). победил в бою и был за это награжден деньгами б). победил и был затем казнен

в). проиграл в бою и был убит Кирибеевичем г). просто проиграл

22. О каком государе идет речь в «Песне… про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова?

а) Александр б) Петр в) Иван Грозный г) Борис Годунов

23. Из какого стихотворения эти строки?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:. .

а) «Ангел» б) «Молитва» б) «Когда волнуется желтеющая нива…» г) «На смерть поэта»

24. Кто из нижеперечисленных героев не является персонажем «Песни…про купца Калашникова»?

а) Иван Грозный б) Кирибеевич в) Калашников г) Вещий Олег

25. К какому литературному жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»? _____________________________________________

26 . Как характеризует Н.В.Гоголь Тараса Бульбу?

а) трусливый воин б) талантливый полководец в) гордый казак г) маменькин сыночек

27. Кому принадлежат слова: « Терпи, казак, — атаманом будешь»?

а) Остапу б) Андрию в) атаману Кокубенко г) Тарасу Бульбе

28. Как называется тип речи, используемый Н.В.Гоголем при передачи интерьера избы Тараса Бульбы? _________________________________________

29. Определить средство художественной выразительности (троп) примером которого являются следующие словосочетания: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит»

30. Подберите синоним к слову «раздумий» из стихотворения «Русский язык» И.С.Тургенева?

М. Эпштейн

В поэзии Г. Державина отдельные пейзажные мотивы впервые приобретают самостоятельное художественное значение.
У М. Ломоносова пейзаж — это целостная картина природы во всех ее составляющих; у Г. Державина выделяются и поэтизируются времена года, представители флоры и фауны, явления атмосферы, о чем свидетельствуют сами названия стихотворений: «Зима», «Лето», «Облако», «Соловей», «Ласточка», «Синичка», «Похвала комару». Природа впервые приобретает самодовлеющий, отдельный от социального и естественнонаучного, поэтический интерес. При этом для Державина природа не только космос и стихии, но и живые существа: птицы, насекомые, рыбы. Гораздо внимательнее Державин к атмосферическим явлениям: воздуху, облакам; у него впервые поэтизируется радуга, лунный свет («Видение Мурзы», 1783-1784, опубл. 1798, «На выздоровление Мецената», 1780 или 1781), что предвосхищает знаменательную традицию русской лунной поэзии — от В. Жуковского до С. Есенина. Удивительно сочетается в Державине любовь к грандиозным, стихийным явлениям природы: вулкану, водопаду — с пристальностью к мельчайшим звуковым и цветовым оттенкам, повторам, к эху и отражению предмета в воде. Классицистическая величавость уступает место барочной изысканности и причудливости пейзажа, изобилующего мелкими, не обязательно «типическими» подробностями.
Державин ввел в русскую поэзию мрачный, таинственно-зловещий пейзаж (бледная луна, свист бури, ревущие волны — «Водопад», опубл. 1798, «На выздоровление Мецената»), получивший дальнейшее развитие в сентиментальной и романтической поэзии — у Н. Карамзина и В. Жуковского. Барочному принципу живописания соответствует и открытый Державиным для русской поэзии пейзаж экзотический, кавказский пейзаж, сочетающий «ужасы, красы природы» («На возвращение графа Зубова из Персии», 1797). Другое излюбленное поэтом переплетение ландшафтных и технических мотивов («машины зимы» — в «Зиме», «стон мехов подъемных» — в «Водопаде») открывает выход в пейзажное мышление ХХ века (В. Хлебников, Н. Заболоцкий и др.).
Если Ломоносов тяготеет к естественнонаучной поэзии, то Державин — к метафизике природы. Свидетельством этого являются не только собственно философические стихотворения («Бог», 1784; «На умеренность», 1792), но и впервые развитый им в русской пейзажной лирике прием аналогий: стихотворение строится из двух частей — пейзажно-описательной и обобщенно-дидактической. Так, «Ключ» — это вдохновение, «Павлин» — пышность, «Облако» — тщеславие, «Лебедь» — слава, «Ласточка» — бессмертие; условность и аллегоричность этих изображений природы не помешали им стать важнейшей вехой на пути к натурфилософской лирике Ф. Тютчева, тоже часто использующей пример аналогии («Фонтан» и др.).
Вклад Державина в формирование национального пейзажа определяется тем, что у него впервые заметное место занимают осенние и зимние мотивы [«На рождение на Севере порфирородного отрока», 1779; «Желание Зимы», 1787; «Осень во время осады Очакова», 1788; «Осень», 1804 (?)], почти отсутствующие у предшественников [кроме «Зимы» (1750-1751) Н. Поплавского, первого опыта русской зимней поэзии].
(Источник: «Природа, мир, тайник вселенной. «)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: