БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК (1890-1960)

Мастерство поэта проявляется особенно ярко, когда он начинает заниматься

переводами. Пастернак переводил много — Шекспира, Гёте, Китса, Шелли, Верлена,

Рильке, Бараташвили и других грузинских классиков. В его переводах сразу

бросается в глаза «зернистость», «грубость», «смачность», «крепость» языка. Это

отмечают все, писавшие о переводах поэта. И его оригинальные стихи отличаются

этими качествами в полной мере.

Говорят, стиль — это человек. Поэзия Пастернака — это зеркало поэта.

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля по новому стилю) 1890

года в Москве, в Оружейном переулке. Отец его был известным живописцем, а мать —

талантливой пианисткой Все детство Пастернака было заполнено музыкой «Больше

всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать

я стал незадолго до первого с ним знакомства . жизни вне музыки я себе не

представлял», — писал впоследствии он

Семья Пастернаков жила несколько лет в казенной квартире Училища живописи,

ваяния и зодчества на Мясницкой. С детства Борис видел у себя дома много

знаменитых людей В училище преподавали Поленов, Серов, Коровин, историю вел

Ключевский, среди учеников в эти годы были Фальк, Машков, П. Кузнецов, Ларионов,

Стихи Пастернак начал писать в 1909 году, но серьезного значения им не придавал.

Он окончил классическую гимназию, потом учился на философском отделении

историко-филологического факультета Московского университета. Окончил его в 1913

году. Затем уехал в Германию продолжать философское образование Скоро понял, что

он совершенно чужд философской систематичности, бросил учебу в Мар-бурге и

отправился в Италию — созерцать шедевры живописи и скульптуры.

Со своими первыми стихами Пастернак выступил в 1913 году, а уже в 1917-м

выпустил книгу «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшую его в число крупных поэтов.

После Октябрьской революции поэт примкнул к литературной группе «Леф»,

возглавляемой Маяковским. Надо сказать, что Маяковский высоко ценил его.

Пастернак посвятил революции две поэмы — «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант

Шмидт». В 1929 году вышел его сборник «Поверх барьеров». В 1932 году — книга

стихов «Второе рождение», стихи военных лет (1941- 1945) составили сборник «На

Исследователи пишут, что истоки поэтического стиля Пастернака — в модернистской

литературе начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихи его сложны

по форме, насыщены метафорами. Образы предельно субъективны, ассоциативны.

Позднее Пастернак пересмотрит свое раннее творчество и заявит, что не любит

своего стиля до 1940 года. Но и в ранних его стихах чувствуются свежесть

восприятия мира, глубина и искренность поэтических жестов.

Был утренник. Сводило челюсти, И шелест листьев был как бред. Синее оперенья

селезня Сверкал за Камою рассвет.

Гремели блюда у буфетчика. Лакей зевал, сочтя судки. В реке, на высоте

подсвечника, ‘ Кишмя кишели светляки.

Они свисали ниткой искристой С прибрежных улиц. Било три. Лакей салфеткой тщился

выскрести На бронзу всплывший стеарин.

Седой молвой, ползущей исстари, Ночной былиной камыша

Под Пермь, на бризе, в быстром бисере Фонарной ряби Кама шла.

Волной захлебываясь, на волос От затопленья, за суда Ныряла и светильней плавала

В лампаде камских вод звезда.

На пароходе пахло кушаньем

И лаком цинковых белил.

По Каме сумрак плыл с подслушанным,

Не пророня ни всплеска, плыл.

Держа в руке бокал, вы суженным Зрачком следили за игрой Обмолвок, вившихся за

ужином, Но вас не привлекал их рой.

Вы к былям звали собеседника, К волне до вас прошедших дней, Чтобы последнею

отцединкой Последней капли кануть в ней.

Был утренник. Сводило челюсти, И шелест листьев был как бред. Синее оперенья

селезня Сверкал за Камою рассвет.

И утро шло кровавой банею, Как нефть разлившейся зари, Гасить рожки в кают-

компании И городские фонари.

Пастернак говорил, что «поэзия останется всегда той, превыше всяких Альп

прославленной высотой, которая валяется в траве, под ногами, так что надо только

нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли. «. Именно поэтому в его стихах

так много описаний — и деревьев, и квартиры, и женской одежды, и неба, и земли,

и воды, и всего чего угодно. Он все видит, любит, понимает и приглашает нас в

этом поучаствовать. Для него мир всегда свеж. Как будто он только что написан

масляными красками и краски еще не просохли.

Действительно, после 1940 года стихи Пастернака стали как бы другими. До этого

он почти десять лет не писал, много переводил, а потом явился читателю

обновленный — поздний Пастернак, который более глубок, стих его прост,

прозрачен, почти классичен. А.А. Ахматова так пишет об этом: «Второе рождение»

заканчивает первый период лирики. Очевидно, дальше пути не было. Наступает

долгий (десять лет) и мучительный антракт, когда он действительно не может

написать ни одной строчки. Это уже у меня на глазах. Так и слышу его растерянную

интонацию: «Что это со мной?!» Появилась дача (Переделкино), сначала летняя,

потом и зимняя. Он, в сущности, навсегда покидает город.

Там, в Подмосковье — встреча с Природой. Природа всю жизнь была его единственной

полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его

Женой и вдовой — она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался верен ей

до конца, и она по-рыцарски награждала его. Удушье кончилось. В июне 1941 года,

когда я приехала в Москву, он сказал мне по телефону: «Я написал девять

стихотворений. Сейчас приду читать». И пришел. Сказал: «Это только начало — я

Начали рождаться блистательные стихи «Сосны», «Иней», «Зазимки», «На ранних

поездах», «Дрозды», «Опять весна», «Зима приближается». А затем и знаменитая

«Зимняя ночь», и не менее знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво»,

и «Во всем мне хочется дойти до самой сути. «

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы

И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье

И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча

На свечку дуло из угла,

Вздымал, как ангел, два крыла

Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Пастернак пришел к строгому и умудренному слову, к слову христианскому. Его

стихи из романа «Доктор Живаго», которые теперь публикуются как цикл

«Стихотворения Юрия Живаго», отражают новую грань творчества поэта. Точнее будет

сказать — отражают духовный взлет Пастернака. Он слышит слова Христа:

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне

на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты. (Гефсиманский сад)

В своей последней книге стихов «Когда разгуляется» Пастернак в стихотворении

«Божий мир» (1959) с истинно христианским смиренным и радостным чувством говорит

о своем приятии этого мира

Особый разговор — это роман Пастернака «Доктор Живаго». В 1958 году за него была

присуждена Нобелевская премия. Многие восприняли это как политическую акцию

Запада против Советского Союза. Роман был тайно вывезен и издан в Италии.

Началась травля поэта. Пастернак вынужден был отказаться от премии. Его

исключили из Союза писателей. Роман в Советском Союзе опубликовали только в 1988

Исследователи считают «Доктора Живаго» духовной автобиографией Бориса

Пастернака, в которой он выразил свое отношение к жизни. Здесь подняты вечные

темы: природа, революция, искусство, любовь, философия, история и современность.

«В романе Пастернака, — писал академик Д С. Лихачев, — сошлись все линии его

творческих устремлений: к возвращению к детской простоте взгляда на окружающее,

к выявлению естественности жизни, к способности литературных традиций открывать

неизведанное. Сошлись заложенные в его творчестве устремления прозы к поэзии, а

поэзии к прозе. В полной мере проявились и мировоззренческие основы Пастернака:

его убежденность в подлинной ценности силы духа и внутренней «тайной свободы»

человека, всюду остающегося самим собой и не поддающегося тирании сильной воли —

собственной или чужой. Отразилось и понимание человеческой истории как части

природы, в которой человек участвует помимо своей воли, и высшей красоты

действительности в художественном творчестве».

Борис Пастернак умер в 1960 году. Похоронен в Переделкино.

Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной

До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До

Все время схватывая нить

Жить, думать, чувствовать, любить,

О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах

О беззакониях, грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

И повторял ее имен

Я б разбивал стихи, как сад, Всей дрожью жилок, Цвели бы липы в них подряд

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая тетива Тугого лука.

Пастернак Борис Леонидович

Русский писатель. Сын художника Леонида Осиповича Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя &#151 жизнь», 1922, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда разгуляется», 1956 &#151 59) &#151 постижение мира человека и природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы (в том числе «Девятьсот пятый год», 1925 &#151 26). Повести. В судьбе русского интеллигента &#151 героя романа «Доктор Живаго» (опубл. за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Б. Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручен сыну Б. Пастернака в 1990) &#151 обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа &#151 лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Автобиографическая проза. Перевод произведений У. Шекспира, И. В. Гете, П. Верлена, грузинских поэтов.

Биография

Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. Первое творческое пристрастие Пастернака &#151 музыка. Испытав сильное влияние Скрябина, он с тринадцати лет занимался музыкальным сочинительством, изучал теорию композиции, но после шестилетних упорных занятий музыка была оставлена навсегда.

После окончания московской гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекся философией. Для усовершенствования философских знаний в 1912 уехал в Германию, где семестр учился в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву окончил университет в 1913. Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое стало делом его жизни.

Его первые сборники стихов («Близнец в тучах», 1914; «Поверх барьеров», 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма (тогда он входил в группу «Центрифуга»). Высоко ценил Блока, видя в его поэтической системе «ту свободу обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого искусства».

В 1922 вышла книга стихотворений «Сестра моя &#151 жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современного стиха. С этой книги начинается Пастернак как самобытное поэтическое явление.

В 1920-е Пастернак примыкал к литературному объединению «ЛЕФ» (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) больше из-за дружбы с Маяковским, но связи с объединением оказались непрочными и закончились в 1927 разрывом.

В эти годы поэт опубликовал сборник «Темы и вариации» (1923), начал работу над романом в стихах «Спекторский» (1925), в значительной мере автобиографическим. Создал стихотворный цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

В 1928 возник замысел прозаической книги «Охранная грамота», законченной два года спустя. Пастернак назвал это произведение «автобиографическими отрывками о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».

В 1931 отправился на Кавказ, в Грузию; кавказские впечатления нашли отражение в стихах, вошедших в цикл «Волны». Этот цикл стал частью книги «Второе рождение», в которой поэт приходит к классической простоте стихотворного языка.

В 1930-е мало создал оригинальных произведений, отдавая основные силы переводу, который с 1934 приобрел регулярный характер и продолжался до конца его жизни (переводы грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Рильке, Верлена и др.).

Накануне войны, в начале 1941, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов «Переделкино».

В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего явились очерки «В армии», а стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна» вошли в книгу «На ранних поездах» (как и цикл «Переделкино), 1943.

Роман «Доктор Живаго» Пастернак писал долгие годы, завершив его в конце 1950-х. За этот роман, опубликованный в 1958 за границей, Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако на родине этот роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны официальных властей. Автор был исключен из Союза писателей. (В 1987 это решение было отменено, а в 1988 роман опубликован в журнале «Новый мир».) «Стихотворения Юрия Живаго», завершающие роман, подчеркивают нравственно-философский пафос авторской позиции.

В 1956 &#151 1959 вышла последняя книга стихотворений Пастернака «Когда разгуляется».

В 1960 поэт умер от тяжелой болезни (рак легких) 30 мая в Переделкино.

Стихотворения. Поэмы Текст

В книгу вошли стихотворения разных периодов творчества Б. Л. Пастернака, всех поэтических книг, циклы «Белые стихи», «Высокая болезнь», а также поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Спекторский», – и переводы из европейской и грузинской поэзии.

Аудиокнига Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы слушать онлайн, скачать в mp3

Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы

В сборник Бориса Пастернака вошли лучшие стихотворения и поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Спекторский» и многие другие.

НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ. 1914-1916
Метель
Баллада
Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе.
КНИГА СТЕПИ
РАЗВЛЕЧЕНЬЯ ЛЮБИМОЙ
ЗАНЯТЬЕ ФИЛОСОФИЕЙ
ПЕСНИ В ПИСЬМАХ, ЧТОБЫ НЕ СКУЧАЛА
POMAHOBKA
ПОПЫТКА ДУШУ РАЗЛУЧИТЬ
ВОЗВРАЩЕНИЕ
ЕЛЕНЕ
ПОСЛЕСЛОВЬЕ
ТЕМЫ И ВАРИАЦИИ
ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ
БОЛЕЗНЬ
РАЗРЫВ
Я ИХ МОГ ПОЗАБЫТЬ
НЕСКУЧНЫЙ САД
Сон в летнюю ночь. (Пять стихотворений)
СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ
Рослый стрелок, осторожный охотник.
ЭПИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
Белые стихи
Высокая болезнь
ДЕВЯТЬСОТ ПЯТЫЙ ГОД
МОРСКОЙ МЯТЕЖ
ЛЕЙТЕНАНТ ШМИДТ
СПЕКТОРСКИЙ
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
Баллада
Годами когда-нибудь в зале концертной.
Кругом семенящейся ватой.
О, знал бы я, что так бывает.
Стихи мои, бегом, бегом.
НА РАННИХ ПОЕЗДАХ
Ложная тревога
СТИХИ О ВОЙНЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ ЖИВАГО
Осень
Рассвет
КОГДА РАЗГУЛЯЕТСЯ
Когда разгуляется
Дорога
За поворотом
О Борисе Пастернаке

Сборник стихотворений и поэм Бориса Пастернака читает Вячеслав Герасимов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
24.07.2014, 18:35