Власть и поэт (сравнительный анализ «Стансов» Пушкина и «Столетье с лишним

Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти.

Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому А. С. Пушкин обращается к Николаю I, только что взошедшему на престол, со своеобразной интерпретацией «Фелицы», адресованной в свое время Г. Державиным Екатерине П. Поэт дает советы царю, напоминает, немножко поучает, немного льстит, немного просит… Уже не веря

Через «столетье с лишним» Пастернак, подхватив пушкинское желание, вновь возвращается к теме «мятежей и казней», но развивает ее уже в совершенно ином русле. Высокой торжественности пушкинского слога противопоставляются ирония и горечь Пастернака. XX век полностью рассеял все иллюзии «параллелей»; даже «надежду славы и добра», естественную XIX веку, поэт называет «соблазном».

Пушкин набрасывает лишь возможную перспективу, желаемое, а Пастернак показывает воплощение этого «желаемого» в реальности:

И тот же тотчас же тупик

При встрече с умственною ленью…

Но и в стихотворении XX века нет безысходности и пессимизма: душевный и умственный труд оставляют человека человеком во время любых катаклизмов: «Хотеть… труда со всеми сообща», «И те же выписки из книг, тех же эр сопоставленье».

Стоит обратить внимание на дату пастернаковского стихотворения — 1931 год. Страна уже в полной мере познала «мятежи и казни». И у поэта идет борьба разума с сердцем: холодный рассудок понимает, что сделан шаг в сторону пропасти, а сердце наивно верит в лучшее. Надежда у Пастернака питает его же скептицизм:

Итак, вперед, не трепеща

И утешаясь параллелью,

Пока ты жив, и не моща,

И о тебе не пожалели.

Поэт — человек, и слабый человек, — и он оправдывается перед обществом. Вернее, общество вынуждает его оправдываться за то, что он не такой, как все:

Пока ты жив, и не моща,

И о тебе не пожалели.

Да, чаша страдания не будет пронесена мимо поэта, ему предстоит испить ее до дна. Он снова останется один на один с жестоким железным веком.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

(Б. Пастернак. «Гамлет» )

«Эр сопоставленье» показывает, что величие эпохи не зависит от пролитой крови и количества человеческих жертв. Человек, его душа — индикатор эпохи. А значит, время, в которое жили и Пушкин и Пастернак (гении души и труда), можно назвать великим:

Времена не выбирают — В них живут и умирают.

Восприятие, истолкование оценка стихотворения Б. Пастернака «Гамлет»

Борис Леонидович Пастернак – величайший художник слова XX столетия. Ему пришлось тво-рить в сложное для России время: революция, жестокие репрессии, Великая Отечественная война, тоталитарный режим. Все эти события отражены в его творчестве.
Многое высказано его стихотворными и прозаическими произведениями, но, пожалуй, самое главное его произведение – роман «Доктор Живаго», который долгое время был запрещен. Это поэтический роман, роман о том, как живут стихом. Это психологическая биография автора, пронизанная тончайшей музыкой чувств. Тело прозы венчают великолепные стихи.
Открывает цикл стихотворение «Гамлет», которым представлена философская проблематика. Вместе с ним в цикл входит трагедийное начало — стихотворение является отражением психо-логического состояния лирического героя.
Название, герои, проблематика, внимание к психологизму человеческого «Я» создают фило-софскую направленность стихотворения. Пастернак рассуждает в нем о нравственном долге и выборе личности, осознающей себя судьей своего времени и общества. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» осмысливается как главный вопрос эпохи. Атмосфера неоднозначности, морального выбора господствует в нем, и герой делает этот выбор в схватке со злом.
Как и Гамлет, лирический герой оказывается в центре мирозданья, пытаясь предугадать свою роль в мировой драме:
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку…
В шекспировском герое Б. Пастернак видел избранника судьбы, вступившего в противоборст-во с первыми лицами государства-тюрьмы, наверняка зная, что обрекает себя на смерть. Нрав-ственные требования личности, не приемлющей лжи, зла, компромисса с преступной властью, оказываются сильнее всех выгод настоящего и будущего, самого инстинкта сохранения.
Б.Л. Пастернак обратился к образу Гамлета неслучайно. С героем трагедии Шекспира пастер-наковского Гамлета сближает одно и то же стремление: сделать свой жизненный выбор, не по-кривить душой в море бед человеческих. Вероятно, сам автор романа чувствовал себя Гамле-том, когда создавал это произведение.
Стихотворение «Гамлет» построено в форме монолога. Оно больше похоже на исповедь чело-века, который не знает, что ему делать, не видит выхода из этого сложного состояния души. Все вокруг молчат, на сцене лирический герой один: «Гул затих. Я вышел на подмостки».
Герой стоит, прислонившись к дверному косяку, к двери, которая разделяет мир на две части. С одной стороны, это мир, в котором господствует тоталитаризм, в нем нужно постоянно идти на сделку с совестью. С другой стороны, это собственный мир художника, в котором главенст-вуют свои нравственные законы, шагнув в который, нужно будет идти против законов совре-менного ему общества. Герой давно сделал выбор для себя, но ему нужна помощь Бога, чтобы выстоять.
Сложное психологическое состояние усугубляется тем, что он стоит на перепутье. Герой как будто предчувствует свой конец и знает, что судьбу не изменить, и то, что предназначено судьбой, свершится:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Лирический герой находится под прицелом тысяч недоброжелательных глаз, которые сами едва держатся на оси:
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Образ ночи встречается во многих стихотворениях цикла. И она символизирует ту атмосферу эпохи, в которой приходится жить пастернаковскому герою. Ночь у него связана со злом и си-лами тьмы.
Образ ночи усиливается словом сумрак. Ведь ночь и так мрачна сама по себе, а тут еще и су-мрак ночи, который создает впечатление «живого и злого» мрака. И это рождает чувство без-надежности.
Лирический герой беззащитен, потому что силы зла очень сильны, очень сложно противосто-ять в одиночку «тысячам биноклей». Эта метафора расширяет художественное пространство стихотворения, помогает осмыслить суть человеческого бытия. Через нее решается еще одна глобальная тема — «жизнь – это театр» — заявленная в трагедии Шекспира. Б. Пастернак пере-носит эту метафору в свой текст, на нее работает лексика стихотворения (подмостки, роль, драма, распорядок действий). Но в конце концов оказывается, что жизнь не терпит лицедейст-ва, она есть выбор, и прожить ее – значит сделать этот выбор.
Таким образом, Б.Л. Пастернак еще раз подчеркивает, что мир – театр, жизнь – драма, человек – актер. Но главный «зритель» – Бог, который, в конечном счете, решает все. Пастернаковский Гамлет обнажает душу перед Богом, к нему обращается с мольбой о помощи, просит утвердить в сделанном выборе, дать сил выстоять до конца.
Лирический герой Пастернака в оценке творчества доходит до полной самоотдачи, вплоть да гибели, ибо искусство, по мнению поэта, имеет судьбоносное значение для человека, им одер-жимого.
Тема одиночества лирического героя в этом страшном мире встает и в последней строфе:
«Я один, все тонет в фарисействе».
Общество, в котором живет пастернаковский герой, погрязло в лицемерии, ханжестве, ибо фа-рисеи, по Библии, – олицетворение лицемерия, лжи, пустословия и беззакония.
Завершающая стихотворение пословица «жизнь прожить — не поле перейти» ставит в конце не точку, а многоточие: конфликт между Гамлетом и миром, который его окружает, не разрешен. Страдания будут длиться вечно. Эта мудрая русская пословица служит внутренним советом для лирического героя: жизнь – очень сложная вещь, поэтому нужно быть готовым к любому испытанию и не сломаться нравственно под грузам окружающей действительности.
Стихотворение «Гамлет» написано хореем, который сочетается с пиррихиями. Рифма здесь перекрестная, в первой и третьей строках – женская, во второй и четвертой – мужская.
Итак, образ русского Гамлета, нарисованный Б. Пастернаком, сложен и трагичен. Это храни-тель Божьего завета, христианской этики, преемник художественно-философской мысли, за-вещанной мировой культурой. Это человек, пропустивший через свою душу трагические про-тиворечия XX в.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Восприятие, истолкование оценка стихотворения Б. Пастернака «Гамлет»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Стихотворение жизнь прожить не поле перейти пастернак

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Гул затих. Я погрузился в воду.
Поднырнув под бережок крутой,
Я смотрю на красоту природы,
Что растет под самою водой.

На меня глядят с испугом рыбы
Сотнями малюсеньких глазков.
Я молюсь сквозь временные всхлипы,
Чтоб не знать их матерей-отцов.

Я смотрю по сторонам и прямо,
Под водой играя чью-то роль.
Рыбы, звезды – всё зовёт упрямо,
Возвращаться снова, вновь и вновь.

Но запасы воздуха иссякли,
И пора на сушу выходить.
Я стряхаю теплой влаги капли:
Жизнь прожить – не море переплыть.

Все мои произведения распространяются под лицензией Creative Commons (CC-BY-NC-ND)

Ваш комментарий

имя: Каору
Гамлет-как-то совсем не «Гамлет», а Пастернак удался. В контрасте друг с другом смотрятся особенно хорошо.
дата: Январь 04, 2011 — 06:55
имя: Федор
Проходил мимо, прочитал. Ерунда какая-то — рифма есть, а смысла нет.
дата: Декабрь 16, 2010 — 07:03
имя: Татьяна
Екатерина, Вы неправы! Во-первых, литературная пародия (как жанр) имеетдавние традиции, во-вторых, Вы (как поклонница Пастернака) слишком уж вульгарно выражаетесь.
дата: Май 27, 2010 — 00:01
имя: LIZI
ПРИКОЛЬНО НАПИСАНО)))) Я ДУМАЮ ПАСТЕРНАК НЕ ОБИДИЛСЯ БЫ))))
дата: Март 01, 2010 — 20:23
имя: Ginner
Екатерина, почему же не имею права? У нас свобода слова. Снимают же римейки старых картин, ремиксы песен — почему я не имею права написать своё стихотворение, лишь подражаю Пастернаку? :)
дата: Февраль 16, 2010 — 04:53
имя: Екатерина
Ваша пародия — дерьмище. Вы не имели никакого права издеваться над гениальным стихотворением. Засуньте в жопу вашу самооценку и ваше творчество.
дата: Февраль 11, 2010 — 21:33
имя: Ginner
kristik, стихи пишутся и для смеха также. Смысл стихотворения Бориса Леонидовича — знаю, просто захотелось — спародировать, не более ))
дата: Март 19, 2008 — 09:13
имя: kritik
pomojmu stixi pi6utsa ne dla rifmi i smexa. zadumajsa. i podumaj o smisle slov Pasternaka.
дата: Март 19, 2008 — 07:17
имя: Ginner
2 johasam — я вообще-то не девушка ))))
дата: Март 14, 2008 — 01:12
имя: johasam
вообще-то искала пастернака.)
прикольное стихотворение.согласна что ты талантлива.и с чувством юмора.
дата: Март 13, 2008 — 22:57
имя: эдуард
довольно не плохо
дата: Январь 27, 2008 — 02:07
имя: Ксюша
Очень лирическое и проницательное стихотворение.
дата: Декабрь 17, 2007 — 23:37
имя: Злой эльф
Такие стихи только подчеркивают, насколько талантлив Пастернак.
дата: Октябрь 28, 2007 — 18:03
имя: Tvin
хорошо написано!Молодец!
дата: Сентябрь 30, 2007 — 19:47
имя: Katarina
Здорово!Просто умничка. :))))
дата: Июнь 04, 2007 — 05:10
имя: Ginner
Ну если заглянешь — пройди на 1-ую страницу сайта — там написано обо мне :)))
дата: Апрель 25, 2007 — 09:57
имя: дашка
Опять я, можешь написать еще что нибудь интиресненькое, а сколько тебе лет. Я обязательно загляну на твой сайт еще разочек дрругой.
дата: Апрель 25, 2007 — 03:25
имя: дашка
просто здорово. Ты молодец.
дата: Апрель 25, 2007 — 03:22
имя: deadman
suck
дата: Апрель 20, 2007 — 14:20
имя: настена
Стихотворение о предназначении поэта: внести гармонию в обычную жизнь.
дата: Апрель 20, 2007 — 02:25

Интересное

Связаться со мной

Приветствую! Этот сайт посвящен моему творчеству, стихам, которые я пишу время от времени уже более 10 лет, с 2002 года. Надеюсь, вам что-то понравится, что сможете найти в каких-то стихотворениях себя.

«Гамлет» Б. Пастернак

«Гамлет» Борис Пастернак

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» открывается стихотворением «Гамлет», которое поэт приписывает авторству своего героя. Впоследствии это произведение приобрело огромную популярность, потому как в нем дается ответ на вопрос, что же такое человек, и может ли он оставаться самим собой до конца жизни.

История возникновения этого произведения довольно необычна. Помимо литературной деятельности Борис Пастернак, владеющий несколькими иностранными языками, занимался переводами. И именно его авторству принадлежит самая знаменитая русскоязычная версия знаменитого «Гамлета» Уильям Шекспира. Работая с первоисточником, поэт смог в полной мере ощутить трагедию главного героя, поставленного перед непростым выбором. Однако свое произведение он посвятил актерам, которым предстоит сыграть эту непростую роль на сцене, поэтому стихотворение начинается со строк: «Гул затих. Я вышел на подмостки, прислоняясь к дверному косяку». Однако, описывая те чувства, которые испытывает человек в образе Гамлета, Пастернак имеет ввиду не только актеров. Образ, созданный поэтом, гораздо шире и глубиннее. Он является собирательным и включает в себя множество ипостасей, которые обобщены обычными эмоциями. Если рассматривать их с философской точки зрения, то каждый из нас, будь то Юрий Живаго, шекспировский Гамлет, сам Пастернак или же любой другой человек, рано или поздно встает перед жизненным выбором. И. приняв какое-то решение, испытывает не только волнение, но и страх от осознания того что есть только одно мгновение, когда можно что-то изменить или же исправить, после которого наступает так называемая «точка невозврата», когда все последующие поступки уже не будут иметь никакого значения. Поэтому главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: «Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики. Однако если разобраться, то любой человек ведет себя точно также вне зависимости от того, кем он является, ведь в жизни каждому из нас приходится лицедействовать. И от того, насколько хорошо и убедительно сыграна роль, зависит абсолютно все – успешная карьера, личное счастье, реализация собственного творческого потенциала.

Обращаясь к судьбе, которая предопределена для каждого человека, Пастернак отмечает: «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль». Это означает, что автор не намерен противиться очевидным вещам, он – фаталист. Именно так живет большинство из нас, полагаясь на старое доброе «авось», даже не осознавая, что иногда важно не только хорошо выучить свою роль, но и знать содержание всей пьесы, которое может меняться и трактоваться по-разному. Поэтому фраза поэта о том, что «сейчас идет другая драма. И на этот раз меня уволь» сегодня, как и 70 лет назад, может расцениваться, как открытый бунт человека, осознающего, что его заставляют стать участником заранее спланированного представления, о котором он не имеет ни малейшего представления. И это неприкрытое желание отказаться от навязанной роли в условиях тоталитарного режима вызывает искреннее восхищение поэтом, который, в первую очередь, является гражданином своей страны и не желает быть чьей-то марионеткой.

Тем не менее, Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок. Финальная же фраза этого стихотворения о том, что «жизнь прожить – не поле перейти» свидетельствует о том, как трудно человеку оставаться искренним и верным самому себе в тех ситуациях, когда окружающие ожидают от него совсем иного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: