Стихотворение Железная дорога Николай Некрасов

Ваня
(в кучерском ярмячке)
Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша
(В пальто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
(разговор в вагоне)

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
В жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу, восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные.
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную,
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.
Всё притерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено.
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. «

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё! братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век.
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители. «»
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же. всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»
-«Я говорю не для вас, а для Вани. »
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону. «

-«Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался.
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной.
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты. «- махнули рукой.

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно.
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно. нешто. молодца. молодца.

С богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю. «

Кто-то «ура» закричал, Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее. Глядь:
С песней десятники бочку катили.
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура» по дороге помчал.
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

«Сочинение Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»»

Одной из важнейших тем творчества Николая Алексееви­ча Некрасова была тема народных страданий. В этом легко убе­диться, взяв наугад практически любое его произведение. Ярки и убедительны под его пером описания тяжелой доли пахаря, переживания женщины-крестьянки, их детишек, с малых лет приучающихся к тяжелому труду. Известный нам с дошкольно­го возраста «мужичок с ноготок» из стихотворения «Крестьян­ские дети» не забавы ради ведет по лесу свою лошадку. Нет, он помогает отцу запасаться на зиму дровами. А какова судьба его родителей? Может быть, отца этого ребенка вспоминает поэт в стихотворении «Несжатая полоса»:

Знал, для чего и пахал он, и сеял,

Да не по силам работу затеял…

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети.

И вполне могла бы оказаться матерью маленького помощ­ника родителей изнуренная тяжким трудом женщина, изобра­женная в стихотворении «В полном разгаре страда деревен­ская…», к которой поэт обращается с горьким вопросом:

Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.

Но не только картины сельской жизни нашли воплощение и поэзии Некрасова. С не меньшим участием он присматрива­ется к жизни капиталистического города, полного социальных контрастов. В стихотворении «Размышления у парадного подъезди» мы видим ходоков-просителей, пытающихся про­никнуть на прием к сановному вельможе, и понимаем, какая пропасть разделяет его, проводящего жизнь в постоянной праздности, и их, бесправных тружеников.

А в стихотворении «Железная дорога» Некрасов в поэти­ческой форме высказывает свою точку зрения на новое для тогдашней России явление — строительство железных дорог. Сейчас мы привыкли к поездкам по железной дороге. В этом для нас нет ничего необычного. Но во времена Некрасова в России прокладывались только первые сотни километров рельсовых путей. И вот, проезжая по железнодорожной маги­страли, связавшей две российские столицы: Санкт-Петербург и Москву — поэт рассуждает об увиденном и услышанном.

Стихотворению предпослан эпиграф. В нем воспроизво­дится разговор в вагоне между неким генералом и его малолет­ним сыном Ванечкой. На вопрос, кто построил дорогу, по ко­торой они едут, генерал отвечает, что это сделал граф Клейнми­хель. Это фамилия одного из руководителей строительства. Но поэта такой ответ возмущает. Он знает, что дорогу построил народ. И она стала результатом тяжелого подневольного руда. И своем воображаемом разговоре с Ванечкой Некрасов пока­зывает ему настоящих строителей — простых русских мужиков. И взволнованно восклицает:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей…

Продолжая воображаемый разговор, поэт обращает внима­ние своего маленького слушателя на то, чего не увидеть из окна вагона:

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты ?

И в подтверждение своих слов рисует фантастическую кар­тину появления множества мертвецов. Они пришли полюбо­ваться плодом своего труда. Эту картину Некрасов изобража­ет для того, чтобы вызвать у ребенка уважение к труду этих людей и к труду вообще. Он говорит мальчику:

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

А заканчивает поэт обращение к слушателю предсказани­ем великого будущего России:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов показывает, какой ценой достигается технический прогресс. Ценой тысяч человеческих жизней.

Подчеркивая силу сострадания Некрасова простому наро­ду, Федор Михайлович Достоевский писал: «То было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения люб­ви этого человека ко всему, что страдает от насилия, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, на­шего простолюдина в горькой так часто доле его».

«Железная дорога», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся — ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

Стихи великого русского поэта наших времен Некрасова для детей

Стихи Некрасова для детей

Имя Николая Алексеевича Некрасова – замечательного русского поэта — известно не одному поколению ценителей русской поэзии. Родился он в семье поместного дворянина. Отец его, деспотичный и жестокий самодур, впоследствии стал исправником и брал с собой во время разъездов по деревням маленького Колю. Взорам маленького Николая представали картины жизни крестьянских детей и их тяжелого рабского труда. Стихи Некрасова для детей опубликованы ниже.

Когда Николай Некрасов стал поэтом, создал много стихотворений для детей, написанных под детскими впечатлениями. Он хорошо понимал роль детского чтения в формировании ребенка, ее гражданских качеств и посвящал свои стихи крестьянским детям.

Стих Школьник

В стихотворении Некрасова для детей «Школьник» с любовью изображается крестьянский мальчик, который тянется к знаниям. Автору приятно, что открыта ему дорога к учению и предвещает маленькому школьнику путь великого Ломоносова. Рассмотрим самые известные стихи Николая Некрасова которые он написал для детей нашего времени.

Стихотворение Крестьянские дети

В 1861 году Николай Некрасов написал стихотворение «Крестьянские дети», которое можно считать небольшой поэмой. Автор показывает настоящую картину деревенской жизни на фоне солнечного и радостного пейзажа. Перед читателем предстают 9 крестьянских ребят. Автором изображены безолачная картина жизни крестьянских детей, их игры, занятия и труд. Описывая ребят, он вспоминает эпизоды из своего детства. В стихотворении дети показаны открытыми, разумными, смелыми, сильными личностями, с безгрешными душами, не по годам мудрыми и смышлеными.

У каждого из них свой характер: кто – то из них наблюдательный, кто – то показан испуганным, осторожным. Но все они с интересом разглядывают барина. Дети сначала убегают, потом возвращаются. Они признали в поэте своего, между ними устанавливаются доверительные отношения. Некрасов с умилением и восхищением рисует крестьянских детей. Он размышляет, что скоро эти дети станут взрослыми и выберут свой путь, игры детей — это прообраз будущего. Николай Некрасов верит в будущее ребят.

Стихотворение Дедушка Мазай и зайцы

В 1870 году написано стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» главной темой которого является любовь и бережное отношение к природе. Дед Мазай весной в половодье подбирает зайцев, которые остались на островках разлившейся реки. Автор показывает душевную щедрость и доброту простого крестьянина и внушает читателям чувство уважения к простому народу.

Поэма Николая Некрасова Железная дорога

Воспитание ребенка правдой жизни Некрасов дает в поэме для детей «Железная дорога», посвященной детям. В этой поэме генеральский сын Ваня узнает всю правду о том, кто строил железную дорогу, как они страдали и работали до смерти.

Отвергая ложные утверждения генерала о том, что строил дорогу граф, поэт рассказывает мальчику о настоящих строителях железной дороги.
Некрасов призывает детей уважать мужика и учиться у него этой привычке к труду. Поэт верит, что, узнав правду, дети станут честнее и умнее, они научатся сострадать и сочувствовать.

Это не все но самые известные стихи Николая Некрасова которые она написал для детей, обязательно прочтите их, они очень красивые и трогательные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector