Стихотворение сова В дороге

Сюжетная конструкция стихотворения Н.Некрасова довольно проста. Воспитанная «по-барски», в среде правящего класса, барышня попадает в обычную мужицкую семью, где книга

— редкость, где жизнь скотская: работа, пьянка, сквернословие, физическое насилие.
В какой-то мере это судьба «Рабыни Изауры», «Дяди Тома»,

— распространенная тема для Америки, но решаемая в западном искусстве чаще всего путем мелодрамы.

Совсем по иному звучит социальная драма в поэтическом изложении русского поэта. Стихотворные строки вечно емкие и несут огромный объем информации. У Некрасова они емкие вдвойне. Мы узнаем о том, что новый хозяин «перебрал по ревизии души и с запашки ссадил на оброк», что навязанного девятнадцатилетнего мужа «барышни-крестьянки» «посадили на тягло», то есть вынудили работать извозчиком, что барышня никак не могла привыкнуть не только к тяжелой работе, но более того к одежде, типичной для крестьян («то натерли ей ногу коты, то, слышь, ей в сарафане неловко»).

Девушка всячески старается защититься от грубой среды тем, что «на какой-то патрет все глядит да читает какую-то книжку. «. Сына она пытается взращивать интеллигентно, «учит грамоте, моет, стрижет, словно барчонка, любой день чешет», — что вызывает законную тревогу у мужа: «Инда страх меня, слышь ты, щемит, что погубит она и сынишку». Впрочем, как выясняется дальше, девушке не длительно осталось жить: «Чай, свалим через месяц в могилу. «, хотя муж — мужик любил ее по-своему и как мог потакал ее слабостям:

. Видит Бог, не томил

Я ее безустанной работой.

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой.

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку.

Стихотворение «сделано» добротно и прочно. Передана стилистика крестьянской речи того времени, виден характер, чувствуется искреннее страдание рассказчика. Очень уместно второе лицо — барин, задающий вопрос, высокомерность которого чувствуется:

. Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи —

Буду, братец, за все благодарен.

Точно так же чувствуется, что слушатель не полностью доволен печальным рассказом и поэтому обрывает ямщика довольно бесцеремонно: «Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку».

В сущности, это не просто стихотворение, это мини-пьеса, полноценный кусок жизни, как бы вырезанный из реальности со всеми подробностями. Эта скорбная тема часто повторяется в творчестве Некрасова. Все мы знаем чудесный романс «Тройка», но вдумаемся в некоторые строки этой песни.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть,

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Разве не страшно, что превращение бойкой дивчины в скотину происходит быстро и неумолимо:

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, — появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Продолжить разговор»об одном конкретном стихотворении Некрасова нельзя без краткого обзора его социальной лирики. Ярчайшим проявлением новой лирической темы — социальной — стало стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная» леди вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: «В дороге», «Перед дождем», «Тройка», «Родина», «Псовая охота», маленький цикл «На улице», «Несжатая полоса», «Маша», «Тяже лый крест достался ей на долю», «В больнице». Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируются и обобщаются в небольшой поэме «Рыцарь на час» (1862), особенно в знаменитых строках: «От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви». Так поэт обращается к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зимнюю пору» — про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении «Крестьянские дети», где герой оборачивает «другой стороною медаль» крестьянского детства: «Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему». То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и предавать его своим полностью лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864) В «Размышлениях. » конкретный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг типичного явления: «Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний». Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как пишется, не написано. То же происходит в четверостишии «За заставой, в харчевне убогой. » и, наконец, в знаменитом финале стихотворения «Назови мне такую обитель. «. За «Железную дорогу» редактор «Современника», где она впервой была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал на первый взгляд полностью невинный эпиграф: цензоры поняли, что все «страшно эффектное», как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вто рая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа.

Как мы видим, стихи Некрасова производили тот же результат, что и журналистские статьи, фельетоны, критическая публицистика. Только в отличие от газетных материалов эти стихи не исчезли в архивах, а живут и будут существовать ещё длительно.

«Железная дорога»

Стихотворение начинается с описания великолепного пейзажа — русская осень горит всевозможными красками, морозный воздух чист и свеж. Эту красоту наблюдает из окна поезда генерал и его маленький сын Ваня. Мальчик спрашивает у отца кто сумел построить такую железную дорогу. Генерал решает ничего не скрывать от своего сына и признается, что строители — это обычные русские мужики, которых пригнал к этому тяжкому труду голод. Он во всех красках описывает ужасные условия труда и жизни этих несчастных мужиков.

Маленький Ваня узнает, что эта дорога в прямом смысле стоит на русских костях, практически на каждой ее участке гибли люди: от голода, от цинги, от усталости. Отец признается сыну, что им, дворянскому сословию, стоило бы поучиться трудолюбию у обычного русского мужика. Завершает свой рассказ генерал сетованиями на то, что за свой адский труд эти мужики практически ничего не получили, а по записям подрядчика многие остались еще ему и должны. Итог истории был предсказуем: подрядчик выкатил мужикам бочку вина и те, в порыве восторга, качали его на руках.

Стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Сюжетная конструкция стихотворения Н.Некрасова достаточно проста. Воспитанная «по-барски», в среде правящего класса, девушка попадает в обычную мужицкую семью, где книга
— редкость, где жизнь скотская: работа, пьянка, сквернословие, физическое насилие.
В какой-то мере это судьба «Рабыни Изауры», «Дяди Тома»,
— распространенная тема для Америки, но решаемая в западном искусстве чаще всего путем мелодрамы.
Совсем иначе звучит социальная драма в поэтическом изложении русского поэта. Стихотворные строки всегда емкие и несут огромный объем информации. У Некрасова они емкие вдвойне. Мы узнаем о том, что новый хозяин «перебрал по ревизии души и с запашки ссадил на оброк», что навязанного девятнадцатилетнего мужа «барышни-крестьянки» «посадили на тягло», то есть вынудили работать извозчиком, что девушка никак не могла привыкнуть не только к тяжелой работе, но даже к одежде, типичной для крестьян («то натерли ей ногу коты, то, слышь, ей в сарафане неловко»).
Девушка всячески старается защититься от грубой среды тем, что «на какой-то патрет все глядит да читает какую-то книжку. «. Сына она пытается воспитывать интеллигентно, «учит грамоте, моет, стрижет, словно барчонка, каждый день чешет», — что вызывает законную тревогу у мужа: «Инда страх меня, слышь ты, щемит, что погубит она и сынишку». Впрочем, как выясняется дальше, девушке не долго осталось жить: «Чай, свалим через месяц в могилу. «, хотя муж — мужик любил ее по-своему и как мог потакал ее слабостям:

. Видит Бог, не томил
Я ее безустанной работой.
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой.
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку.

Стихотворение «сделано» добротно и прочно. Передана стилистика крестьянской речи того времени, виден характер, чувствуется искреннее страдание рассказчика. Очень уместно второе лицо — барин, задающий вопрос, высокомерность которого чувствуется:

. Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за все благодарен.

Точно так же чувствуется, что слушатель не вполне доволен печальным рассказом и поэтому обрывает ямщика довольно бесцеремонно: «Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку».
В сущности, это не просто стихотворение, это мини-пьеса, полноценный кусок жизни, как бы вырезанный из реальности со всеми подробностями. Эта скорбная тема часто повторяется в творчестве Некрасова. Все мы знаем чудесный романс «Тройка», но вдумаемся в некоторые строки этой песни.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть,
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.

Разве не страшно, что превращение бойкой дивчины в скотину происходит быстро и неумолимо:

И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

Продолжить разговор об одном конкретном стихотворении Некрасова нельзя без краткого обзора его социальной лирики. Ярчайшим проявлением новой лирической темы — социальной — стало стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная» женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: «В дороге», «Перед дождем», «Тройка», «Родина», «Псовая охота», маленький цикл «На улице», «Несжатая полоса», «Маша», «Тяжелый крест достался ей на долю», «В больнице». Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируются и обобщаются в небольшой поэме «Рыцарь на час» (1862), особенно в знаменитых строках: «От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви». Так поэт обращается к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зимнюю пору» — про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении «Крестьянские дети», где герой оборачивает «другой стороною медаль» крестьянского детства: «Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему». То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и предавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864) В «Размышлениях. » конкретный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг типичного явления: «Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний». Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же происходит в четверостишии «За заставой, в харчевне убогой. » и, наконец, в знаменитом финале стихотворения «Назови мне такую обитель. «. За «Железную дорогу» редактор «Современника», где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал на первый взгляд вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все «страшно эффектное», как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вто рая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа.
Как мы видим, стихи Некрасова производили тот же эффект, что и газетные статьи, фельетоны, критическая публицистика. Только в отличие от газетных материалов эти стихи не исчезли в архивах, а живут и будут жить еще долго.

3351 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Анализ стихотворения Некрасова “Железная дорога”

Н.А. Некрасов имел широкий взгляд на действительность и замечал многие социальные проблемы, преследовавшие русский народ. В 1864 году он создал поэму «Железная дорога», которую из-за небольшого объема многие называют стихотворением. В произведении рассматривается острая проблема – это строительство железных дорог.

Событие, которое легло в основу написания стихотворения, является строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Для этого привлекалось огромное количество бывших крестьян, чей труд был сродни рабскому.

Правда того времени состояла в том, что многие промышленники для достижения своих целей в прямом смысле губили простой народ, загоняя его в невыполнимые трудовые рамки. Н.А. Некрасов постарался отразить всю суть данной социальной проблемы, раскрывая ее намного шире в данном произведении.

Поэт не пытается идеализировать картину той действительности, но в тоже время его описание осени

Ближе к середине произведения Н.А. Некрасов призывает быть более чувствительными к народному горю и сопереживать ему: «Чу! Восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные…Что там? Толпа мертвецов».

Затронув злободневную тему в своем произведении, поэт через образ лирического героя пытается доказать, что крестьянин способен не только на тяжелый физический труд, но и на воплощение и создание духовных и материальных ценностей. Автор сознательно пытается избегать таких формулировок как «раб» и «рабский труд», показывая, таким образом, особое его отношение к русскому народу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: