Silentium! (Тютчев)

← Цицерон («Оратор римский говорил…») Silentium!
автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873)
«Через ливонские я проезжал поля…» →
См. Стихотворения 1830 . Дата создания: 1830, опубл.: 1833 [1] .
  • Silentium! // «Современникъ», 1836, томъ III, № 1, с. 16 (Google)
  • Silentium! // «Современникъ», 1854, томъ XLIV, № 3, с. 12 (Google)
  • Silentium! // Ѳ. И. Тютчевъ. Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова, библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ — 7-е изд. — СПб.: Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 92 (РГБ).
  • Silentium! // Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений / Вступительная статья Н. Я. Берковского; Составление, подготовка текста и примечания А. А. Николаева — Л.: Советский писатель, 1987. — С. 105—106. — (Библиотека поэта. Большая серия).
  • Silentium! // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. — С. 123. — ISBN 5-7735-0129-5.

Примечания [ править ]

  1. ↑ Впервые напечатано в газете «Молва» (приложение к журналу «Телескоп»), 1833. № 32, 16 марта. С. 125.
Анализ стихотворения «Silentium» («Молчание»)

В 1830 году Тютчев пишет стихотворение «Silentium» («Молчание»). Ведущая тема «Silentiuma» связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне его чувств и мыслей:

  • Молчи, скрывайся и таи
  • И чувства и мечты свои
  • Пускай в душевной глубине
  • Встают и заходят оне
  • Безмолвно, как звезды в ночи,
  • Любуйся ими и молчи.
  • Как сердцу высказать себя:
  • Другому как понять тебя:
  • Поймёт ли он, чем ты живёшь:
  • Мысль изречённая есть ложь.
  • Взрывая, возмутишь ключи,
  • Питайся ими и молчи.
  • Лишь жить в себе самом умей
  • Есть целый мир в душе твоей
  • Таинственно-волшебных дум;
  • Их оглушит наружный шум,
  • Дневные разгонят лучи,
  • Внимай их пенью — и молчи.

Это стихотворение описывает душевное одиночество людей и самого поэта. Мысли человека обречены на безмолвие, так же как и «звёзды в ночи». Тютчев пытается сказать, что слова — ничто по сравнению с мыслями. Стихотворением «Silentium. » он как будто предвидел своё молчание и принял его как жизненную, поэтическую программу. Тютчев пропустил через себя, через всю свою жизнь смысл этого стихотворения. И мне кажется, что именно в этом стиль лирики Тютчева: в том, что он отдаётся полностью своим мыслям, если Фет пытался поправить свои мысли чувством меры, содержания и спокойствия, то Ф. И. Тютчев доставал до самой глубины мысли, взрывались эмоции; Фет, анализируя его стихотворение «Итальянская villa», утверждал: «Художественная прелесть. погибла от избытка содержания». Но я считаю, что автор в первых 5-6 четверостишиях показывает нам спокойствие и именно им подводит нас к какой-то неясности и жестокости. Гармонии природы, простору Вселенной противопоставляется закрытый мир человеческого сердца, замершего в тревожном ожидании пустой, злой жизни, которая превращает любовь в роковую вражду, исход которой — смерть:

  • Что это, друг? Иль зная жизнь недаром,
  • Та жизнь, — увы! — что в нас тогда текла,
  • Та злая жизнь, с её мятежным жаром,
  • Через порог заветный перешла?
  • Тема природа в творчестве Тютчева

Анализ стихотворения «Silentium!»

Стихотворение написано Тютчевым в Мюнхене в 1830 году. Тютчев женат, у него уже есть маленький ребенок. В 30ые годы Тютчев пишет большую часть своих самых известных стихотворений, а после публикации 16 стихотворений становится относительно известным. В это время в Европе царят хаос и страх, связанные с революцией во Франции. Это эпоха потрясений и громких лозунгов.

Стихотворение „Silentium!“ — одно из самых известных, если не самое известное стихотворение Федора Тютчева. „Silentium“ в переводе с латинского означает „молчание“. Уже из названия понятно, что тема одиночества человека преобладает в стихотворении. Возможно, эта тема выбрана в качестве основной в знак протеста против революций и волнений в Европе. Но само стихотворение совершенно не о том.

Каждая из трех строф может восприниматься как отдельная часть, несущая свою определенную смысловую нагрузку. Но эти части объединены концовкой „и молчи“. Этим „молчанием“ автор одновременно разделяет строфы и ставит точку в конце каждого смыслового отрывка и всего стихотворения.

Первая строфа представляет собой энергичный „старт“. В ней много утверждения и даже императива: „Молчи, скрывайся и таи“. Важно, что в первой строке нет никакого политического смысла (а вот жил бы Тютчев на век позже, мы могли бы уверенно сказать обратное). Далее мы видим рождение и смерть мысли: „Встают и заходят оне“. Мысль погибает, если она не высказана, не понята, отвергнута. Но при этом, она не исчезает полностью, она появляется заново, может в несколько ином виде. Закольцованность в образе появляющихся и исчезающих звезд. При условии, что мысль еще не вылетела наружу, ЛГ может совершенствовать ее внутри себя: „Любуйся ими — и молчи“.
Тема молчания присутствует везде, безмолвие от начала до конца. Тут же присутствует и тема хаоса, отражающаяся в ночном свете звезд. Ночь — хаос, звезды же как части вселенной — космос, всеобъемлющая гармония.

Во второй строфе ЛГ уже не утверждает так яро свою позицию, но размышляет и тем самым аргументирует ее при помощи вопросов, на которые изначально не сможет дать ответы. Главная проблема, встающая перед ЛГ и человеком в общем: „Как сердцу высказать себя?“. Но потом возникает сомнение, поймет ли твой собеседник твою мысль. Ведь внутренний мир человека значительно богаче его внешнего проявления. Насколько точно высказывание, лишь отражающее мысль? Ведь если второй участник диалога, случайный или неслуйчайный слушатель не поймет всей тонкости мысли, он не поймет ее правильно. Отсюда „Мысль изреченная есть ложь“. Акцент делается на слове „изреченная“, потому что пока мысль „взрывает ключи“ внутри человека, она истинна и энергична. Тема взрыва, всплеска, волнения — отражение как жизни самого Тютчева, который жил страстями, так и ситуации в мире. Единственное спасение — молчание.

Третья строфа — некий итог, который подводит умудренный опытом и жизнью ЛГ. В отличие от первой строфы он не „повелевает“, а дает наставление в более мягкой форме, будто юному слушателю (при этом самому Тютчеву 27 лет). Но и на вторую строфу третья не похожа, т.к. она утверждает, а не спрашивает.
Мы знаем, что Тютчев был верующим и человеком, который скорее „верил в веру“. Но эта вера означает отказ от всего, что может быть подчинено самому себе. Тут же ЛГ заявляет, что человек самодостаточен и, если можно так сказать, автономен: „Лишь жить в себе самом умей“. Это вполне можно отнести к эгоцентризму, но Федор Иванович в своей лирике неоднократно показал, что он против всего, что связано с эго. В следующей строчке опять сталкиваются хаос и космос, которые вместе образовывают человека: „Есть целый мир в душе твоей/Таинственно-волшебных дум“. Дума сама по себе не идеальна с точки зрения точности и логичности, иначе она не была бы „волшебной“. Но так же действуют и внешний мир, мысли других, действия и обстоятельства, тем самым видоизменяя оригинальную идею ЛГ: „Их оглушит наружный шум,/Дневные разгонят лучи“. И опять, нас предупреждают и наводят на мысль, что „наружное“ молчание и лишь внутреннее высказывание сохранят первоначальный замысел и посыл.

50394 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Анализ стихотворения «Silentium!»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

«Silentium!» Ф. Тютчев

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи.

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium!»

Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе. И лишь уговоры одного из сослуживцев, считавшего, что стихи Тютчева действительно восхитительны, заставили поэта опубликовать некоторые из них.

Среди первых произведений, которые были напечатаны в российских журналах, стоит отметить стихотворение «Silentium!», название которого в переводе с латинского означает «Молчи!». Это произведение претерпело несколько редакций, так как автор считал его довольно откровенным и очень личным для того, чтобы представлять на суд читателей. Тем не менее, именно это произведение принесло начинающему поэту и состоявшемуся дипломату славу очень тонкого, романтичного и не лишенного философских мировоззрений литератора.

Стихотворение «Silentium!» увидело свет в 1830 году, однако предполагается, что создано оно было гораздо раньше. И поводом для написания столь необычного как по форме, так и по содержанию произведения послужила женитьба Тютчева на Элеоноре Петерсон через несколько лет после поступления на дипломатическую службу. Поэт был безумно влюблен в свою молодую жену и после свадьбы считал себя по-настоящему счастливым человеком. Однако предчувствие неминуемой беды все же не давало Тютчеву покоя. Именно осмыслению своих тревог и переживаний, попыткам понять, что же именно вызывает в нем смутное чувство тревоги, посвящено стихотворение «Silentium!».

Начинается оно весьма нетипично для поэта, которому впоследствии суждено было стать родоначальником русского романтизма. Первые строчки – это призыв молчать, скрывая свои чувства и мысли, что можно объяснить родом деятельности Тютчева-дипломата. Однако далее поэт развивает свою мысль, отмечая, что мечты напоминают ему звезды в ночи, которые также эфемерны и далеки. Поэтому автор призывает, обращаясь к неизвестному собеседнику: «Любуйся ими – и молчи!». Под вторым участником этого странного диалога многие исследователи творчества Тютчева подразумевают его супругу Элеонору. Однако обращения поэта адресованы не женщине, а мужчине. С учетом того, что Тютчев свои первые стихи вообще не планировал кому-либо показывать, нетрудно догадаться, что эту необычную беседу автор ведет сам с собой. И именно самому себе он приказывает молчать, считая, что только таким способом сможет защитить свое личное счастье, свои надежды и мечты от посягательств. При этом поэт указывает на то, что «мысль изреченная есть ложь», и в этой фразе содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Судя по всему, Тютчев отчаянно чего-то боится, и этот страх заставляет его замыкаться в себе, быть гораздо более сдержанным в беседах, поступках и суждениях.

Если сопоставить факты, то получается, что именно в это время поэт знакомится со своей будущей супругой и делает ей предложение. Он не тешит себя надеждой, что урожденная графиня Ботмер согласиться стать его женой. Однако, вопреки ожиданиям, получает разрешение на брак со стороны родственников Элеоноры и долгое время не может поверить своему счастью. Тютчев настолько благодарен судьбе за этот неожиданный подарок, что боится спугнуть лишним словом или же мыслью свое семейное благополучие. Именно поэтому, изредка отрываясь от своих «таинственно-волшебных дум», поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!». Автор словно бы предчувствует, что его личному счастью не суждено длиться вечно. И действительно, в 1838 году, после неудачного возвращения в Россию, сопровождавшегося крушением парохода, Элеонора Тютчева умирает на руках у поэта. Таким образом, его опасения становятся реальностью. По воспоминаниям очевидцев, после смерти жены Федор Тютчев стал совершенно седым за несколько часов. И – полностью расстался с иллюзиями относительно того, что сможет быть счастливым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector