База стихотворений

Авторы стихов

Наша группа

В полном разгаре страда деревенская.

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная —

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую —

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда — растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать.

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они — всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям.

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам.

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Обсуждение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская. »

“В полном разгаре страда деревенская. ”

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра.

Тема материнства звучит в таких стихотворениях Некрасова, как “Родина”, “Внимая ужасам войны. ”, “Орина, мать солдатская”, “Мать”; теме страдания женщины посвящены стихотворения “Тройка”, “Крестьянка”, “Еду ли ночью по улице тёмной. ”, поэма “Мороз, Красный нос” и другие произведения Некрасова.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение); одновременно для автора женщина, возможно, ассоциируется вообще с женским началом в природе.

Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия. В следующих нескольких строках поэт определяет главную тему стихотворения – страдания русской женщины, причём делает это в очень пафосной манере: “. всевыносящего русского племени многострадальная мать!” Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками “с” и “щ”, ударение на последнем, ключевом слове “мать” создают впечатление поэтического взлёта.

За ним следует описание пейзажа, как это часто бывает у Некрасова, не привлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в предыдущих строках (“всевыносящего”, “многострадальная”), напряжение сохраняются: “зной нестерпимый”, “солнце нещадно палит”.

Далее автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”. Само звучание этих слов действует подавляюще.

Вся следующая сцена – как, порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит к заплакавшему ребёнку – пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких и пафосных мы видим такие просторечные слова, как “баба”, “косуля”, “ноженька”. Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясь из сил, а её ребёнок (несмотря на всё это) недоедает или, как в данном случае, в такую жару лежит “у соседней полосыньки”, не однажды встречается в творчестве Некрасова. Достаточно вспомнить песню “Солёная” из “Пира на весь мир” (кстати, “слёзы солёные” есть и в этом стихотворении: “вкусны ли, милая, слёзы солёные. ”).

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? “Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Вместо “бедной бабы” вновь появляется “мать”, и последние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлётом с ударением на последнем, ключевом слове “мать”. В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова).

В последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образ русской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой “канут. всё равно”.

Стихотворение “В полном разгаре. ” написано в 1862 году, то есть уже после крестьянской реформы, и в нём можно увидеть иллюстрацию к вопросу, который будет поставлен Некрасовым в стихотворении “Элегия”: “Народ освобождён, но счастлив ли народ?” Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.

Теперь немного о форме стихотворения. Оно состоит из семи трёхстиший и двух четверостиший. Таким образом, вступление с сюжетной частью отделяются по построению от концовки. Стихотворение написано дактилем с его характерной интонацией причитания (один из излюбленных некрасовских размеров). Первые две рифмующиеся строки трёхстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом. Создаётся впечатление, что каждое трёхстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей. Часто последнее слово трёхстишия сопровождается восклицательным знаком, дополнительно усиливающим акцент. В конце некоторых строк стоит многоточие. Не всё, что чувствуется и думается, высказано до конца в этих строках. “Мало слов, да горя реченька” – Некрасов будто предлагает читателю самому прочувствовать до конца всю горечь ситуации.

В стихотворении заметно характерное для Некрасова стремление к прозаизации. Она выражается в сюжетности, рифмующихся глаголах (“палит”–“жужжит”, “выбивается”–“колыхается”, “унимать”–”качать”), выборе трёхсложного размера, смешении пафосных и просторечных слов (оно, кстати, создаёт особое ощущение надрыва). Повторы (“Доля ты! – русская долюшка женская!”, “Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ”), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы (“долюшка”, “косуля”, “ноженька”, “полосынька”, “растрепался”, “косыньки”), интонация причитания привносят в это произведение Некрасова фольклорные черты.

В стихотворении нет призыва к бунту, скорее в нём чувствуется безысходность (“канут. всё равно”). И с этой безысходностью автор справляется так, как это принято среди простого народа и в народном творчестве. Горестный надрыв переходит в ласку, в тихие (“солёные”) слёзы. Автор искренне сопереживает страданиям русской женщины. “Вкусны ли, милая, слёзы солёные // С кислым кваском пополам. ” – какой горечью, нежностью и каким сочувствием наполнены эти строки.

Урок литературы в 7 классе по теме «Долюшка женская» в стихах Н. А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». – литература, планирование

МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературы в 7 классе по теме

«Долюшка женская» в стихах Н. А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …».

(по учебнику Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. Г. И.Беленького.- М.: Мнемозина, 2013.)

Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.

Цель: добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.

Задачи:

1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н. А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтобы выполнить домашнее задание, вам необходимо было вспомнить, что характерно для произведений устного народного творчества.

— Какие же слова характерны для УНТ? (Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова и обороты, деепричастия с суф. — учи (-ючи), междометия).

— Докажите близость стихотворения «Орина, мать солдатская» к УНТ (кручинушка, чай, детинушку, сударь, гневить, окаянных, молвить, тягости, подосадовать, осуждаючи, умираючи, утешные, топориком, забориком, резвые, красное, скотинкою, полянушка, в младости, Иванушка)

III. Изучение нового материала.

1. Тема урока. С-1 «Долюшка женская» в стихах Н. А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская…».

2. Давайте определим задачи сегодняшнего урока.

1. Познакомиться со стихотворением «В полном разгаре …».

2. Проследить, как изображается «долюшка женская» в стихотворении Некрасова.

3. Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».

1. Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская. » в исполнении артистки Варвары Николаевны Рыжовой.

2. Выявление первоначальных впечатлений.

— Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов? (русской женщине, крестьянке, матери).

— Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

С-2 Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская. » рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры. Брак сестры, кстати, тоже не принёс ей счастья.

К изображению образа русской женщины обращались не только писатели и поэты, но и художники. Предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по выставке репродукций картин А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

3. Экскурсия по выставке репродукций картин А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

С-3, 4, 5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20-30-е гг. XIX в. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника — «На жатве. Лето» отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А. Г.Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета — пору деревенской страды — со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

Физкультминутка

4. Слово учителя.

1) Стихотворение датировано 1862г.

С-6 2 раза В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?

С-7 Стихотворение Н. А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

2) Выразительное чтение двух первых трехстиший.

С-8 — В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения? (Не сыскать труднее русской долюшки женской).

— Каков образ матери в этих строчках? (Образ многострадальной матери)

— Что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения? (Русская женщина вынесет всё).

3) Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестер­пимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».

— Найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

(Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя — нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых).

4) Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».

— Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

(Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора).

5) Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам. «.

— Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

(Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой).

— С какими произведениями сближают стихотворение Н. А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, просторечные слова?

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать. «), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

IV. Итог урока.

С-9 — Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?

Стихотворение «В полном разгаре. » написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения Н. А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

VI. Знакомство с песней «В полном разгаре страда деревенская…» в исполнении Кубанского хора.

С-10 Стихотворение Н. А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» стало поистине народным достоянием. На стихи положена музыка. Прослушайте песню в исполнении Кубанского хора.

VII. Рефлексия.

С-11 Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

VIII. Домашнее задание. С-12 Прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Задание 1 на с.189.

1. Литература. 7 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1/ под ред Г. И.Беленького.-13-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2013.

2. Методические советы к учебнику для 7 класса. Литература. Пособие для учителя/под ред. М. А.Снежневской. — 2-е изд., перераб. — М.: Мнемозина, 2010.

3. Родная литература: хрестоматия для учащихся. — Г. К.Бочаров и Г. И.Беленький. — М.: 1992.

4. Русская литература: учебное пособие для средней школы. — С. М.Флоринский.- Изд. «Просвещение»: М.: 1990.

«В полном разгаре страда деревенская…» Н. Некрасов

Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко расправлялся с крестьянами, устраивал оргии с крепостными девушками. Доставалось и жене, и многочисленным детям – у Николая Алексеевича было тринадцать сестер и братьев. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова. В частности, любовь и сострадание по отношению к матери нашли отражение в многочисленных стихотворениях, посвященных тяжелой доле простой русской женщины. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862).

Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. Работы было очень много, а рук зачастую не хватало. Главная героиня текста – крестьянка, вынужденная в зной нестерпимый, под лучами палящего солнца трудиться в поле. В самом начале стихотворения дается тезис, который в дальнейшем Некрасов будет доказывать при помощи ярких примеров:
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Поднимая тяжелую косу, крестьянка порезала ногу, но даже унять кровь у нее не хватает времени. Неподалеку заплакал ее маленький ребенок, которого нужно срочно успокоить, укачать. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Лирический герой, от лица которого ведется рассказ о несчастной крестьянке, с болью и горькой иронией советует ей спеть ребенку «песню о вечном терпении». Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно. По его мнению, жизнь простого русского человека-труженика не сильно изменился. Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.

В образе крестьянки сосредоточились черты типичной простой русской бабы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и есть приготовит, и ребенка воспитает, да порой и не одного, а нескольких. Единственный ее недостаток, согласно мысли Некрасова, — излишне терпеливая, ведь бывают случаи, когда возразить, взбунтоваться просто необходимо. Крайне важно, что крестьянка – не просто хорошая трудолюбивая работница, но и заботливая мать. Образ мамы, бесконечно любящей своего ребенка и дарящей ему всю свою нежность, проходит через все творчество Некрасова. Собственной матери поэт посвятил ряд произведений – «Рыцарь на час», «Последние песни», «Мать», ведь именно она, изображенная страдалицей, жертвой среды грубой и развратной, скрашивала тяжелые часы детства Николая Алексеевича. Неудивительно, что ее черты отразились в значительной части женских образов, выведенных в его лирике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: