Стихотворение М

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из наиболее неоднозначных, сложных поэтов русской литературы 19 века. Его творчество дышит энергией, силой духа, но, в то же время, в его произведениях чувствуется привкус горечи и слышны мотивы безысходности и отчаяния.
Откуда же такой синтез этих противоречивых чувств в душе столь молодого человека? Ответ на этот вопрос следует искать в самой эпохе, историческом окружении поэта. Лермонтов жил в 30-ых годах 19 века, во время смут и застоя. Молодое поколение терзалось переосмыслением наследия прошлого и неясностью будущего. Это была эпоха отсутствия высоких нравственных и духовных идеалов. И Лермонтов в полной мере прочувствовал на себе трагизм «потерянного поколения».

Несмотря на тонкую организацию души поэта, Лермонтов был сильной, стойкой личностью. И это не могло не найти отражения в его стихотворениях. Но и сильным людям порой требуется поддержка и утешение. И, видимо, в один из моментов душевного кризиса было написано стихотворение-исповедь «Молитва».

Это произведение является одним из примеров того, что краткость формы не преуменьшает богатства и полноты содержания. Оно состоит всего лишь из трех четверостиший, но здесь Лермонтов открывается нам с новой, дотоле неизвестной, стороны:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

В этих строках мы видим не Лермонтова-борца, Лермонтова-философа, рассуждающего и осуждающего своих современников, но некоего «внутреннего» Лермонтова, способного на горячую, безоглядную веру. Стихотворение проникнуто особой психологичностью. Мы четко видим в образе лирического героя черты самого автора, его глубинные, потаенные мысли и чувства. Мы застаем его в момент душевного упадка, отчаяния, в «минуту жизни трудную». И вот в поисках успокоения он обращается к высшим силам, к Богу.

Делая переклички с жизненным путем автора стихотворения, можно прийти к выводу, что герою на самом деле больше не к кому обратиться, негде искать утешения. Ведь, как уже говорилось выше, поэт жил во время нравственного застоя, он не питал никаких иллюзий по поводу своих современников. Осознавая всю горечь сложившейся в ту пору ситуации, Лермонтов чувствовал себя очень одиноким, возможно, в какой-то степени, даже потерянным. Лирический герой в его стихотворениях обычно отличается подавленностью, грустью, скептицизмом. В этом же произведении автор передает состояние «душевного просветления». Это ощущение нахлынуло на его героя благодаря тому, что «в минуту жизни трудную» всегда есть, к кому обратиться.

Здесь же стоит отметить, что само построение этого небольшого произведения очень интересно. Налицо чередование четырехстопного ямба с трехстопным. Благодаря этому приему, стихотворение приобретает особую ритмику, напевность, тем самым уподобляясь православным молитвам.

Очень интересно следующее четверостишие:

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Кому, как ни поэту, обращать особое внимание на таинственную власть Слова над человеком! Лермонтов чувствует магию старинных православных молитв, в них заключена мистическая сила веков, поколений. Можно даже не задумываться над смыслом произносимых тобой слов, подсознание само почувствует великую магию совершенного созвучия…

Так что же чувствует сам лирический герой после молитвы?

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Невероятное облегчение охватывает героя стихотворения, ему и «верится, и плачется», у него появляются новые силы жить, творить, бороться…

Возникает естественный вопрос: стоит ли после этого стихотворения говорить о том, что Лермонтов «перешел от бунтарства к смирению»? Видимо, нет, так как оба этих чувства являются разными сторонами одного и того же человека. Поэт с его «леденящими душу, безотрадными стихами» не прекращает борьбы против окружающей его действительности. Но естественно и то, что в самые тяжелые моменты он также должен где-то черпать новые силы, искать утешения, успокоения. Человек, владеющий магией слов, обращается Творцу всего мироздания – в этом есть некая символичность. Несмотря на свое бунтарство, протест, Лермонтов все же признает существование высших божественных сил, перед которыми он смиряется и к которым идет за помощью, склонив свою гордую голову…

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (Восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

«Молитва» («В минуту жизни трудную»)

А. Д. Жижина Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое «»Молитва» («В минуту жизни трудную»)» в других словарях:

В минуту жизни трудную — Въ минуту жизни трудную (иноск.) въ тяжелые, невеселые дни. Ср. «Въ минуту жизни трудную». Салтыковъ. Ср. Въ минуту жизни трудную, Тѣснится ль въ сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. М. Ю. Лермонтовъ. Молитва. Ср. Если постигнутъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

в минуту жизни трудную — (иноск.) в тяжелые, невеселые дни Ср. В минуту жизни трудную . Салтыков. Ср. В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. М.Ю. Лермонтов. Молитва. Ср. Если постигнут меня испытания, Скорби, утраты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

В минуту жизни трудную — Из стихотворения «Молитва» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814 1841): В минуту жизни трудную Теснится в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Употребляется: в прямом смысле слова. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М … Словарь крылатых слов и выражений

«В минуту жизни трудную» — «В МИНУТУ ЖИЗНИ ТРУДНУЮ», см. Молитва . Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э.,… … Лермонтовская энциклопедия

В минуту жизни трудную — Разг. В трудный момент. /em> Из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839 г.). БМС 1998, 380 … Большой словарь русских поговорок

Молитва — У этого термина существуют и другие значения, см. Молитва (значения). Молящаяся Мария Магдалина Ари Шеффер (1795 1858) … Википедия

Переводы и изучение Лермонтова в литературах народов СССР — ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

Стихосложение Лермонтова — СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия

Переводы и изучение Лермонтова за рубежом — ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Лирику великого поэта условно можно поделить на ранний и поздний периоды. И если ранние произведения имеют оттенок подражания, то, к примеру, более поздняя лирика обладает уже характерными стилевыми чертами, которые позднее будут названы критиками «лермонтовскими». Поэт вырабатывает тематический диапазон (любовь и смерть, природа, гражданская лирика, тема поэта и поэзии), в котором отныне будут находиться его стихи. Разрабатываются и отдельные лирические жанры – элегия, дума, «лирический монолог».

Последний жанр особенно интересен. Рядом с лирическим повествованием, тяготеющим к эпичности картин, сюжету и живописности, рядом с пейзажно-символическими стихотворениями в лирике Лермонтова укрепляется эта особая жанровая форма. В «лирическом монологе» сочетаются характерные признаки традиционных жанров, но сохраняется присущая романтизму субъективность.

В зрелой лирике Лермонтова лирический монолог приобретает черты философского раздумья, являясь основной формой выражения переживания лирического героя. Таково стихотворение «Молитва».

Итак, «Молитва» — лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную». Можно отметить, что в этом стихотворении нет глаголов или местоимений, указывающих на пол молящегося. Но думается, что фраза из первого четверостишия: «…ныне с молитвою… не перед битвою», может стать указанием на мужской пол лирического героя.

О ком же он молится? Герой говорит о «деве невинной». Но кто она, какие отношения связывают героя и героиню — неизвестно. Она безусловно молода, а герой, скорее всего, уже не очень, или, по крайней мере, разница в возрасте между ними немалая. Намеком на последнее обстоятельство служат строки:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою…
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника, в свете безродного…

Это может быть дочь или возлюбленная… Точно не известно, но понятно, что лирический герой испытывает самые нежные чувства в адрес этой девушки. Это доказывает общий эмоциональный фон произведения, строфика и мелодичность стиха. Трехсложный размер стиха (дактиль) и перекрестная дактилическая рифма создают особую напевность стиха.

Адресат молитвы также известен. Лирический герой называет её «Матерью божией», «теплой заступницей мира холодного». Это Богородица, перед иконой которой молится герой. На это указывают следующие строки:

Пред твоим образом, ярким сиянием…

В стихотворении, как известно, нет сюжета, но в «Молитве» можно выделить условные структурные части. Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином, экспозицией к основному тексту «Молитвы»:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою…
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием…
Но вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного…

Из вступления читатель узнает о том, кто молится, о ком молится, кому, и где это происходит. Строки перенасыщены существительными, поэтому динамика стиха отсутствует. Но автор создает напряженность, возрастающую от строки к строке. Такой эффект получается за счет анафорических повторов («Не о спасении…»; «Не с благодарностью…»; «Не за свою…»). Как известно, такой синтаксический рисунок усиливает динамичность стихов.

К тому же, грамматически первые два четверостишия являются одним предложением. Это также спаивает два стихотворных отрезка – они интонационно прочитываются на одном дыхании, без больших цезур.

Что касается художественно-изобразительных средств языка, то поэт использует их мало (эпитет: «душу пустынную», «странника… безродного», «деву невинную» и т.д.; перифраза: «теплой заступнице мира холодного»). И это, несмотря на эмоциональность стихотворения. По-моему, автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения. Поэтому лексически стихотворение в основом нейтрально. А чтобы усилить эффект разговорности, поэт использует архаичные слова или их формы («покаяние», «пустынную», «в свете» и т.д.).

Эти же особенности лексики можно отнести и к остальному тексту стихотворения.

Два последних четверостишия, как уже было отмечено, представляют собой просьбу, с которой обращается лирический герой:

Окружи счастием душу достойную…
Молодость светлую, старость покойную…

В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится часу прощальному…» Имеется в виду, конечно же, смерть. Но лирический герой как бы не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. Так, в стихотворении появляется лирическая, пронзительная нотка нежности. По эмоциональному накалу это четверостишие является кульминацией. Своеобразным заключением можно назвать последний эпитет стихотворения: «Душу прекрасную». Этим еще раз акцентируется внимание на том, о ком происходит молитва.

Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. Оно мне очень понравилось, потому что в нем, как во многих других, нет злости на этот мир, трагичности. Полным покоем и умиротворением дышат его строки. Я считаю, что эта «Молитва» — напутствие в жизни не возлюбленной, а своей дочери. Слишком тепло отзывается герой о героине, никогда таким светом не сияла любовь поэта ранее…

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»

«Молитва» написана в 1837 году. Введена в текст письма Лермонтова к М. Лопухиной.

Главная тема стихотворения — тема любви, лирический герой молится не за себя («Не за свою молю душу пустынную»), а за возлюбленную. «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонто­ва. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.

Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную прось­бу («Но я вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного»), тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «Теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей свое­го творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» — другим впечатляющим обра­зом — они создают поразительную антитезу (противопоставление).

В этой своей молитве Лермонтов — глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва — это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: