Стихотворение Ф

Ф. И. Тютчев — мастер пейзажной лирики. Его стихи — это меткие, красочные, образные зарисовки природы в разные времена года. Это стихи человека, который не просто воспринимал окружающий мир “с помощью пяти органов чувств”, но и старался разглядеть скрытую тайну природы, пытался сопоставить конкретно-зримые приметы внешнего мира и их отражения в человеческой душе.

Одно из известных пейзажных стихотворений поэта «Есть в осени первоначальной…» датируется 22 августа 1857 года. Это небольшая, но очень полная и яркая картина осеннего дня.

Пору, описанная поэтом, в народе обычно называют «бабьим летом». Осень только начинает вступать в свои права, сменяя лето. Эпитет «первоначальная» помогает ощутить, увидеть зарождение нового времени года. В этом сложном прилагательном два корня, которые дополняют друг друга по значению. К сожалению, эта пора «короткая». Однако, эпитет «дивная», а также противопоставление «но» доказывают, что, несмотря на быстротечность, это время может подарить человеку множество восхитительных впечатлений.

Каждое время суток осенью по-своему прекрасно. День назван «хрустальным», этот эпитет играет большую роль для воссоздания картины. Хрустальный – состоящий из хрусталя, то есть обладающий красивым блеском и игрой света. С другой стороны, хрустальный – это чистый, прозрачный. Эпитет совмещает в себе оба значения, кроме того, наполняет всю первую строфу звоном и создает ощущение хрупкости, непрочности. Кажется, что все вокруг наполнено солнечными бликами, слепящими глаза. Так хочется сохранить эту недолговечную красоту!

Наступающий вечер рождает новую характеристику: «лучезарны». Закатное солнце придаёт пейзажу сияние и разливает вокруг теплый и уютный свет.

Известно, что в лирике Тютчева человек и природа едины. Изменения в природе, конечно же, отражаются в душе человека. Недаром во второй строфе появляется образ поля, ведь это священное место для русского человека. Летом ему отдается много сил, а осенью оно отдыхает. Поэтому и человек может перевести дух, оглядеться вокруг и, возможно, подметить что-то такое, чего не замечал во время жаркой деревенской страды. Борозда названа «праздной», она отдыхает, будто человек, выполнив свою работу.

Используется метонимия «серп гулял». Серп – трудовой инструмент крестьянина, на него переносятся все свойства труженика. Он «бодрый», то есть полный сил, деятельности и энергии. Еще одна метонимия в этой строфе – «падал колос».

Но оживление летних дней минуло, «теперь уж пусто все». По своему значению слово «пусто» несколько отрицательно. Пустой — это ничем не заполненный, лишенный содержимого. Однако, в стихотворении оно интерпретируется несколько иначе, появляется слово «простор». «Везде» видится свободное, обширное, пространство и раздолье. Но в этом пространстве подмечается столь малая частица мироздания – «паутины тонкий волос». Такое, казалось бы, будничное, некрасивое явление приобретает блеск, сияние, наполняется светом. Кажется, что эта сверкающая паутина – связующая нить между землей и небом, между летом и осенью.

В третьей строфе все настойчивее звучит напоминание о неминуемом приходе зимы. Воздух «пустеет», пространство лишается звуковой наполненности, так как «птиц не слышно». Однако, это не страшная, холодящая тишина, это тишина, несущая покой и умиротворение. Природа постепенно, медленно приближается к печальной поре увяданья. Но у нас еще есть время насладится разлитой вокруг гармонией, время «первых зимних бурь» еще не пришло. Наверное, для того и существует это время в природе, чтобы отдохнуть, восстановить душевный покой, насладиться последним, но щедрым и прекрасным светом.
Мягкость, умиротворение подчёркивает слово «лазурь». Лазурный — это нежно- голубой. Летом воздух насыщенно- синий, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, слепящий. А сейчас, в начале осени, воздух — чистая и теплая лазурь. Этот волшебный свет «льется» с небес, то есть распространяется повсюду, разливается, струится.

Для того чтобы определить неторопливость этих превосходных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недоговоренности, какой-то медлительности. Этим удается пробудить «воображение» читателя и заставить его «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Длинные фразы делают стихотворения неторопливым, помогают передать безмятежность в природе, отсутствие суеты.

Стихотворение написано ямбом, однако количество стоп в каждой строке меняется. Перекрестная рифма в последней строфе сменяется опоясывающей, мужские рифмы чередуются с женскими. Все это создает ощущение некоторой порывистости и дополняет впечатление непостоянности расплесканной вокруг красоты.

Сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! Стихотворение навевает множество всевозможных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы. Тютчев не изображает каких-то неземных, диковинных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек.
В самом обычном поэт учит видеть чудесное и волшебное. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас. Недаром Н.А. Некрасов относил Тютчева «к русским первостепенным поэтическим талантам».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. » (Восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

«Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году — оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты. Называя эту пору «дивной», Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь») празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял».

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь»). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все») появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле»), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности: метафорами (льется чистая и теплая лазурь), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворениями (паутины тонкий волос), антитезой (серп гулял – пусто все). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Русской ментальности присущи многие черты, и среди них задумчивость и легкая грусть по уходящему теплу в ожидании знаменитых русских морозов. Особая любовь русского человека к осени как к времени года была замечена многими поэтами. И особое место среди них занимает Ф.И.Тютчев со своим стихотворением «Есть в осени первоначальной…». И хотя оно написано в далеком уже 1857 году, в красоте русской природы ничего не изменилось.

С первых же строчек создается экспозиция: поэт рисует картину «короткой, но дивной поры»: хрустальный день, лучезарный

Очень метким выглядит использованное

Все три строфы стихотворения напоены особой мелодикой: пятистопный ямб со множеством бездарных стоп создает особый ритм, настраивающий на любование осенней природой. Многоточия также замедляют ритм, создавая ощущение недосказанности и неуловимого мгновения, которое можно почувствовать, если только остановишься.

Ф.И.Тютчев показывает, насколько тесно переплетена природа с жизнью человека. И только созерцание природы восстанавливает в человеческой душе покой и гармонию.

«Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Прозрачный воздух, день хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Пейзажная лирика Федора Тютчева – это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие по бескрайним полям и лесам, которые рисует воображение после каждой строчки, написанной поэтом.

Федор Тютчев не любил осень, считая, что эта пора года символизирует увядание и смерть живой природы. Однако он не мог не восхищаться красотой обряженных в золотистые уборы деревьев, густыми серебристыми облаками и стройностью журавлиного клина, который держит путь в южные края. Правда, поэта занимал не столько процесс перевоплощения природы, сколько тот короткий миг, когда она ненадолго замирает, готовясь примерить новую ипостась. Именно этому неуловимому мгновению автор и посвятил свое стихотворение «Есть в осени первоначальной…», созданное в августе 1857 года.

Осень еще не вступила в свои права, однако ее приближение ощущается с каждым дуновением ветра. Эта удивительная пора в народе именуется бабьим летом – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке. «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера», — именно так Федор Тютчев характеризует эти еще по-летнему жаркие дни, в которых уже, тем не менее, чувствуется явственное дыхание осени.

О ее приближении свидетельствует «паутины тонкий волос», который блестит в борозде давно уже убранного поля, а также необыкновенный простор и тишина, которыми наполнен воздух. Даже «птиц не слышно боле», как это бывает ранним летним утром, так как пернатые создания заняты подготовкой к предстоящим холодам. Однако автор отмечает, что «далеко еще до первых снежных бурь», умышленно пропуская тот период осени, который славится дождями, промозглым холодным ветром и оголенными деревьями, которые сбрасывают свои листья.

Тютчев неоднократно отмечал, что осень в классическом ее проявлении наводит на него тоску, напоминая о том, что и человеческая жизнь имеет свой финал. И если бы поэт мог, то с удовольствием изменил бы устройство мира, чтобы вычеркнуть из него период медленного умирания природы. Именно поэтому осень поэт предпочитал проводить за границей, спасаясь от унылого русского пейзажа. Тем не менее, последние дни уходящего лета доставляли Тютчеву огромное удовольствие, давая ощущение радости и умиротворения.

Это праздничное и торжественное настроение отчетливо ощущается и в стихотворении «Есть в осени первоначальной…». Короткое бабье лето, наполненное солнцем и тишиной, вызывает у поэта ощущение завершения очередного жизненного этапа, но не отождествляется со смертью. Поэтому «осень первоначальная», теплая и приветливая, воспринимается Федором Тютчевым как небольшая передышка перед сменой времен года. Это – период подведения итогов и переосмысления жизненных ценностей. Поэтому у поэта он ассоциируется не с приближающейся старостью, которая, как и осень, неизбежна, а со зрелостью, мудростью и жизненным опытом, позволяющими автору избежать серьезных ошибок в принятии важных для него решений, которые требуют спокойного осмысления. Кроме этого, бабье лето для Федора Тютчева – это возможность почувствовать себя по-настоящему свободным и насладиться гармонией природы, которая словно бы замерла в ожидании предстоящих холодов, спеша отдать миру последние краски лета с его благоухающими травами, бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими и от этого кажущимися необъятными полями, а также ярким солнцем, которое уже не обжигает, а всего лишь нежно ласкает кожу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: