Стихотворение Державина Г

«Русские девушки»

Зрел ли ты, певец Тииский!
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат?
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь?
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка — души львины
И орлов сердца разят?
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.

Стихотворение Державина Г. Р. — Русские девушки

См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) :

Сафы второй перевод (Счастлив, подобится. )
Счастлив, подобится в блаженстве тот богам, Кто близ тебя сидит и по .

Скромность
Тихий, милый ветерочек, Коль порхнешь ты на любезну, Как вздыханье ей.

Державин русские девушки текст

Русские девушки (стр. 280). Впервые — Ан. п., стр. 93. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 104.

Певец Тииский — Анакреон.

Бычок — крестьянский танец. В экземпляре Ан. п., подаренном жене, поэт исправил строки 20-ю и 23-ю: «Льва, орла, сердца разят» и «К ним на крыльях сладострастных».

play-rp.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Державин русские девушки текст

:: Гаврила Романович Державин ::

ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Гаврила Романович Державин

Родился 14 июля 1743 года в Казани или в одной из ближних деревушек, принадлежавших отцу. Если верить «Запискам», то первое слово, которое он произнес, когда ему исполнился всего лишь год, было: «Бог!» . Державина учили ссыльный каторжник из немцев Иосиф Розе, невежественный и жестокий, затем гарнизонный «школьник» Лебедев и артиллерии штык-юнкер Полетаев. Державин был понятлив, умел с четырех лет читать по-русски и по-церковно-славянски, от Розе выучился немецкому языку, хорошо рисовал, неплохо чертил. Отец Державина, Роман Николаевич, бедный дворянин, вынужденный служить офицером невысокого чина, пытался определить сына в высшее дворянское учебное заведение — Петербургский шляхетный корпус, но не хватило денег. А в 1754 году отец умер. Мать устроила Гаврилу и его брата в Казанскую гимназию. Он и здесь учился очень хорошо и получил от тамошнего отнюдь не блестящего образования больше, чем оно могло дать: директор гимназии Веревкин заметил способного студента и взял его в экспедицию по раскопкам и описанию развалин древнего города Болгары с целью «сыскать там каких только можно древностей». План и виды ханского дворца, каланчи с подземными ходами, списки с надписей гробниц, археологические находки. — все это нужно было вычертить, нарисовать и описать. Может быть, такая интересная работа и стала первым литературным трудом будущего автора «Фелицы». Но кончить гимназию не пришлось: Державина призвали на военную службу. И не офицером, как принято среди дворян, а простым рядовым.

Державин служил в Преображенском гвардейском полку. Приходилось выполнять всякую работу вместе с обычными солдатами, жить в казарме, писать за малограмотных сослуживцев письма домой особым языком, на солдатский манер. Первые его стихи, сатирические куплеты, сочиненные без всяких правил, имели успех, их еще долго распевали в гвардейских полках. Спустя десять лето после начала солдатской службы, уже получив первый офицерский чин, Державин осуществляет решительный поворот в своей карьере: по своему желанию участвует в подавлении пугачевского восстания. Потом служба в сенате, назначение губернатором в Петрозаводск, переход на губернаторство в Тамбов, после небольшой вынужденной передышки назначение личным секретарем Екатерины II, затем, уже при Павле, самые разные должности в сенате и Совете при высочайшем дворе, наконец, при Александре I, Державин — министр юстиции. И вдруг в 1803 году, опять-таки по своему желанию, уходит в отставку. К тому времени поэт уже твердо знал, что слово — главное его дело.

Сочинение стихов помогало Державину часто. Порою и мешало. Так, из-за сатирических куплетов,. видимо, задевавших самолюбие начальства, имя юного гвардейца несколько раз вычеркивали из списков представленных к офицерскому званию. Позднее, когда Екатерина прочла в рукописи стихотворение «Властителям и судиям», Державина могли ожидать большие неприятности по обвинению в том, что он пишет «якобинские стихи». Да и первую прославившую его оду «Фелица» (1782) друзья не советовали автору не то что печатать, а даже показывать кому-либо. Но Екатерина, прочитав оду и «узнав» в Фелице себя, наградила Державина подарком — осыпанной бриллиантами табакеркой с червонцами. Ода была напечатана, а Державин стал знаменит.

Чтобы понять Державина, поэта и человека, нужно без конца перечитывать его оду «Бог». Он писал ее с 1780 по 1784 год. К тому времени он был уже известным поэтом, автором таких шедевров, как «На смерть князя Мещерского», «На рождение в Севере порфирородного отрока», «Ключ», «Кружка», «Фелица». Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества (Державину в тот момент был 41 год) послужили ему достаточной опорой для создания своей лучшей религиозной и философской оды, которая стала и его поэтическим манифестом.

Затем Державин пишет такие замечательные стихи как «На смерть князя Мещерского» (1779), «К первому соседу» (1780), «Водопад» (1794), «Венец бессмертия» (1798) и его продолжение — «Русские девушки» (1799). Оглядываясь на свое творчество, Державин написал «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде» (1807-1816). В 1812 году Державин создал стихотворную сказку «Царь-девица», целиком построенную на образах русского фольклора.

Уйдя в отставку, Державин принимается за новые, итоговые издания своих сочинений («Анакреонтические песни» в 1804 году; «Сочинения Державина», в 4 томах, 1808; в 1816 году — дополнительный пятый том, каждый экземпляр которого Державин собственноручно подписал), диктует к ним подробные «Объяснения» (которые нужно читать вместе со стихами как некую часть державинского текста), спешит закончить автобиографические «Записки», тоже являющиеся как бы комментарием, без которого трудно понять характер Державина-человека, почти полностью завершает «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», где излагает не только свою теорию, но и историю мировой лирики. находит в ней место и для себя, в сущности, объясняет читателю свой творческий метод и стиль. Державин теперь не царев служащий, а независимый поэт, и он делает все, чтобы читатели и другие писатели его знали и понимали.

За Державина в начале века шла борьба. Порою он сам подавал этому повод. В 1811 году в петербургском доме поэта на Фонтанке собралось на свое первое заседание общество патриотов-консерваторов в политике и литературе, возглавленное адмиралом Шишковым, — «Беседа любителей российского слова», отстаивавшее неоклассицизм. Как член «Беседы» Державин обсуждал на заседаниях этого общества свои поэтические и теоретические труды, прежде всего «Рассуждение о лирической поэзии». «Беседчики» считали Державина своим, но он разошелся с ними по многим вопросам, а «Рассуждение» так и не было до конца напечатано. Державин внимательно присматривался к сентиментально-романтическому направлению в литературе начала века. С Карамзиным он всегда оставался в дружеских отношениях. В.А.Жуковскому в одном из четверостиший даже хотел завещать свою «ветху лиру». Всем известно, как он оценил стихи отрока А.Пушкина на царскосельском экзамене в 1815 году. И все же значение Державина в поэзии начала века долго не было понято.

А между тем его литературная позиция выражена в лучших стихах последних лет. Кроме «Анакреонтических песен», именно в 1800 — 1810-е годы явились такие шедевры, как «Снегирь», «Лебедь», «Аристипова баня», «Царь-девица» и последнее знаменитое восьмистишие-акростих, записанное автором за несколько дней до смерти на грифельной доске, — «Река времен». Также поэт написал идиллию «Евгению. Жизнь Званская» (1807). Она, без сомнения, одно из самых лучших, если не лучшее создание Державина — его «золотое завещание» «золотому веку» нашей литературы.

Слава его в это время была велика. В журналах начала века иногда попадаются гравюры с изображением Званки, имения Державина на берегу Волхова, где он проводил летние месяцы, где и умер в ночь с 20 на 21 июля 1816 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Стихотворение Державина Г

«Река времен в своем стремленьи. «

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Стихотворение Державина Г. Р. — Река времен в своем стремленьи.

См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) :

Решемыслу
Веселонравная, младая, Нелицемерная, простая, Подруга Флаккова и дщер.

Русские девушки
Зрел ли ты, певец Тииский! Как в лугу весной бычка Пляшут девушки рос.

Державин стих река времен в своем стремлении

На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством представителя русской литературы ХVІІІ в. Г. Р. Державина. Исследователь его творчества В. Л. Западов отмечает, что « Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, — русским не только по языку, но, главное, — по мышлению, «филозофии», как говорил он сам». Доказательством этому утверждению послужат произведения поэта, которые прозвучат на уроке.

Тема: Из литературы XVIII века

Урок: Г. Р. Державин. Поэзия

Гавриил Романович Державин (1743-1816) (Рис. 1). Именно с него, по существу, началась русская лирика. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. Впервые содержанием стихотворения стали мысли, чувства, переживания лирического героя.

Рис. 1. Г.Р. Державин. Портрет. Худ. В. Боровиковский (Источник)

«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт.

Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.

Анализ стихотворения «Признание»

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я — богом;

Вне себя я бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям, —

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям, —

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух, —

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, —

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

Поэт говорит о себе, что был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он любил чистосердечие, то есть правду. Ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если он и блистал делами, то не кичился этим, потому что все, что он делал, весь его талант был дан Богом. Если поэт хвалил царей, значит, он искренне верил им, и действительно они ему казались Богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам и хотел видеть таковыми их потомков. Признается в своих недостатках, что много проводил времени в свете, в суете, что очень любил женщин и слагал о них песни. В жизни поэта было все: и падения, и взлеты. Заканчивает стихотворение Гавриил Романович строчками, которые следует расценивать следующим образом: читатель не упрекнет поэта ни в чем, потому что поэт уверен, что упрекнуть его просто не за что.

Анализ стихотворения «На птичку»

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

Здесь изображен конфликт между свободой, которую олицетворяет птичка, и несвободой, клеткой, в которую ее посадили. А над чем заставляет задуматься это четверостишье? Конечно, над тем, что свобода выбора помогает раскрыться творческим способностям.

Анализ стихотворения «Река времени»

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Время стремительно в своем движении. Оно уносит людей, их дела, все исчезает с лица земли, из памяти: народы, царства и цари. А кому же дано бессмертие, по мысли Г. Р. Державина? Бессмертно то, что прошло через звуки лиры лира, лирика, поэзия. Бессмертно, по его мыслям, творчество, музыка, если они созвучны мысли и душе человека.

Рис. 2. Памятник Державину. г. Казань. (Источник)

Анализ стихотворения «Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

В этом стихотворении Державин поднимает тему высокого назначения поэта и поэзии. Стихотворения Державина отличаются от стихотворений Ломоносова, хотя принадлежат эпохе классицизма. Дело всё в том, что стихотворения Державина лиричны. Поэт смело заявляет о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Содержание его стихотворений нам более понятно, значит, доступно для читателя. Тексты трудно отнести к какому-либо штилю, потому что в одном стихотворении мы можем найти черты и высокого, и низкого штиля. В этом и есть новаторство Г.Р. Державина. Целью его работы было добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык к живой речи.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).
  4. В.Л. Западов. Поэтический путь Державина (Источник).
  5. Г.Р. Державин. Биография. Творчество (Источник).

Домашнее задание

  1. Прочитайте оду Горация «К Мельпомене». Сравните с вольным переводом Державина. Как вы думаете, почему Державина заинтересовало стихотворение античного автора?

Крепче меди себе создал я памятник;

Взял над царскими верх он пирамидами,

Дождь не смоет его, вихрем не сломится,

Цельный выдержит он годы бесчисленны,

Не почует следов быстрого времени.

Так; я весь не умру — большая часть меня

Избежит похоро́н: между потомками

Буду славой расти, ввек обновляяся,

Зрят безмолвный пока ход к Капитолию

Дев Весталей, вослед Первосвященнику.

Там, где Авфид крутит волны шумящие,

В весях, скудных водой, Давнус где царствовал,

Будет слышно, что я — рода беззнатного

Отрасль — первый дерзнул в Римском диа́лекте

Эолийской сложить меры поэзию.

Сим гордиться позволь мне по достоинству,

Муза! сим увенчай лавром главу мою.

  1. Из стихотворения Державина «Памятник» выпишите архаизмы и слова, изменившиеся в написании или произношении. Как эти слова звучат или пишутся в современном русском языке? Рассмотрите рис. 2. Опишите памятник. Как вы думаете, почему скульптор изобразил Державина в античной одежде?

О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль­но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод­ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе. Материал с сайта //iEssay.ru

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Державин стих река времен в своем стремлении

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Стихотворение Державина Г

«Река времен в своем стремленьи. «

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Стихотворение Державина Г. Р. — Река времен в своем стремленьи.

См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) :

Решемыслу
Веселонравная, младая, Нелицемерная, простая, Подруга Флаккова и дщер.

Русские девушки
Зрел ли ты, певец Тииский! Как в лугу весной бычка Пляшут девушки рос.

Река времен в своем стремленьи

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль­но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод­ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе. Материал с сайта //iEssay.ru

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Река времен в своем стремленьи

Тема воды в литературе

Словесная вода не имеет формулы,
но полна формулировок.

Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни. Невозможно в рамках одной страницы не то, что исследовать – перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях. Попробуем лишь дотронуться до верхушки водного литературного айсберга.

Вода для наших предков – необходимое условие существования. Селились по берегам рек, используя водные преграды для защиты от врага. И много веков назад, и сейчас плоды труда земледельца зависят от осадков, паводков. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в «Поучении Владимира Мономаха»: «Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…»

Используя образ реки для сравнения, через сотни лет Л.Толстой напишет: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая…»

У Г.Р.Державина особое внимание к воде. В 1807 году поэт создает стихотворение «Водомет» («Луч шумящий, водометный, Свыше сыплюща роса. Мой последний слышьте вздох»), но самым, наверное, известным, философско-трагическим стало последнее: «Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей…» Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличии от нас.

В литературе вода помогает нам представить смену времен года (особенно ярко в стихах Ф.И.Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления. Пожалуй первым, кто от описания силы и красоты падающей воды («Водопад») перешел к размышлениям о человеческой природе, был Г.Р.Державин. Эту особенность мы можем выделить позднее у Пушкина, Лермонтова и уже упоминавшегося Ф.И.Тютчева.

Последний отметил особую, присущую лишь человеку, воду – «Слезы людские…» С чем только они не сравнивались: с дождем, капелью; как только поэтически не назывались, но суть этой соленой влаги не изменялась никогда, оставаясь символом горя, человеческого отчаяния. У М.И.Цветаевой (единственного, носящего морское имя, большого поэта) – это слезы неразделенной любви брошенной женщины: «И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!», а у А.Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: «И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли» («Реквием»)..

Марина (р.) – морская. Ср. «маринист» (художник, пишущий море), «аквамарин» (камень цвета морской воды).

Моисей (е.) – извлеченный (из воды).

Имя связано с легендой о египетской царевне, усыновившей ребенка Моисея, плывшего в люльке по Нилу.

Впрочем, египтологи считают имя египетским (Месу), а данную этимологию – еврейской народной этимологией.

Самая известная из литературных Марин – Цветаева.

Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская.

Вода в фольклоре

Многие русские сказки начинает сказочный зачин: «На море – океане, на острове Буяне…»

Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька, студеная, ключевая – это все вода.

Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.

В сказках два вида воды: живая и мертвая. Без мертвой воды с одной живой не сможешь помочь ни Финисту Ясну Соколу, ни богатырям. Мертвая вода убирает раны, соединяет разрозненное, а живая только потом возвращает жизнь.

Самый известный водный фольклорный персонаж – Русалка. Русалка встречается у А.С.Пушкина «Русалка», у Гоголя в «Майской ночи…» Пришли они в литературу из устного народного творчества, унаследовав основные черты: беззащитность, потребность в любви, верности.

Русалочий праздник – 7 июля, День Ивана Купалы.

Водяной, в отличие от пришедших с земли в воду девушек – русалок, – хозяин воды, в каждом водоеме свой. Его все ублажают: и рыбаки, и мельники. Водяной – злой дух, но любит только доброе обращение. Внешность отталкивающая: большущие, с длинными пальцами лапы, светящиеся зеленым огнем глаза, хвостат и рогат, весь оброс мхом, обмотан тиной. Правда, сейчас водяным и русалкам туго: реки мелеют, озера высыхают, а в соленой воде океанов им неуютно.

Еще один сказочный персонаж, имеющий отношение к воде, Кикимора (вообще-то их две: Шишиги-Кикиморы домовые, а есть еще Кикимора болотная). К Кикиморе болотной относят болотные черти непослушных дочек сердитых матерей, из которых-то и появляются Кикиморы: существа непослушные, проказливые, способные заморочить кого угодно. Слова «морока» и «кикимора» произошли от одного слова Мора или Марона, считавшейся у наших предков богиней смерти.

Во всех древних высказываниях в даосизме образ воды символизирует путь в обход препятствий, олицетворение победы видимой слабости над силой. В буддизме – символ бурного потока бытия – неутомимая вода. Как правило, во всех легендах и сказаниях озеро – двустороннее зеркало, разделяющее естественный и сверхъестественный миры.

Божества источников – это юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, которых можно задабривать, бросая монетки в воду, а те в свою очередь исполнят ваши желания.

Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых озера разделяют мир живых и мертвых. А чтобы избавиться от нечистой силы, надо брызнуть в нее водой или бросить в водоем.

Вода и этимология

Вода. Общеслав. индоевр. характера. Та же основа, но с перегласовкой, содержится в словах ведро, выдра.

Водка. Собств. – русск. Производное посредством суф. – ка от вода. Первоначальное значение – «спиртовой лекарственный настой». Значение «водка», возникло у этого слова под влиянием польск. wodka – свободной кальки лат. aqua vitae – «алкоголь» (буквально – «вода жизни»).

Вода и фразеология

Водой не разольешь кого. Разг. Очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Водой не разольешь кого. Разг. Не разведешь силой в стороны (чаще дерущихся).

Как, будто, словно, точно воды в рот набрал (-ла – ли). Прост. Неодобр. Употр. при подлеж. со значением лица. (Будто) дар речи потерял.

Воды (водой) не замутит. Разг. Одобр. Употр. при подлеж. со с значением лица. Очень смирный, кроткий, покорный. Ср.: мухи не обидит.

Возить воду на ком. Разг. Употр. при подлеж. со с значением лица. Обременять кого-либо тяжелой, унизительной работой.

Из посл.: На сердитых воду возят.

Материал подготовила
учитель русского языка и литературы

ГООУ «Россошанская школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Воронежская обл.

Высказывания
о воде

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.

Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

Капля долбит камень не силою, а часто падая.

Лед в преддверии весны тает и превращается в воду. Вода и лед чередуются, словно бегут друг за другом по кругу.

«Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь, все между тем одним и самим собою».

«…многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий ответ и убеждается в том, что так должно: она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит…»

«Жизнь человека должна всегда походить на эту реку, протекающую предо мной: постоянно одно и то же русло и в нем в каждый момент свежая вода».

Г. Торо

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный.

А.С.Пушкин

Вода – ассоциация
в стихах А.С.Пушкина

… Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Что в имени тебе моем?

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный…

…Мой путь уныл, сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море…

…Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.

…Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны…

…Вновь я посетил…

…Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Стихотворение Державина Г

«ЦЫГАНСКАЯ ПЛЯСКА»

Возьми, египтянка, гитару,
Ударь по струнам, восклицай:
Исполнясь сладострастна жару,
Твоей всех пляской восхищай.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Как ночь — с ланит сверкай зарями,
Как вихорь — прах плащом сметай,
Как птица — подлетай крылами
И в длани с визгом ударяй.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Под лесом нощию сосновым,
При блеске бледныя луны,
Топоча по доскам гробовым,
Буди сон мертвой тишины.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Да вопль твой, эвоа! ужасный,
Вдали мешаясь с воем псов,
Лист повсюду гулы страшны,
А сластолюбию — любовь.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Нет, стой, прелестница! довольно,
Муз скромных больше не страши;
Но плавно, важно, благородно,
Как русска дева, пропляши.
Жги души, огнь бросай в сердца
И в нежного певца.

Г.Р.Державин. Стихотворения.
Ленинград: Художественная литература, 1981.

Стихотворение Державина Г. Р. — ЦЫГАНСКАЯ ПЛЯСКА

См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) по теме :

Цепочка
Послал я средь сего листочка Из мелких колец тонку нить, Искусная сия.

Философы, пьяный и трезвый
П ь я н ы й Сосед! на свете всё пустое: Богатство, слава и чины. А ес.

Сравнительный анализ стихотворения державина цыганская пляска

Гаврила Романович Державин

Стихотворения других поэтов с таким же названием:

  • Степан ШевыревЦыганская пляска «Видал ли ты, как пляшет египтянка?»

Стихотворения на тему:

Количество обращений к стихотворению: 575

Сравнительный анализ стихотворения державина цыганская пляска

Provided to YouTube by ONErpm Цыганская пляска · Державин Гаврила Романович featuring Владимир Ровинский · Державин Гаврила.

Стихотворение Г.Р.Державина «Цыганская пляска» Читает Ольга Грибанова.

Выступление на празднике в честь Дня Матери, 29.11.2015. ТЦ «Новые Лужники». Ансамбль «Золотые каблучки»

Цыганская пляска

Стихотворение Гавриила Державина

Возьми, египтянка, гитару,
Ударь по струнам, восклицай:
Исполнясь сладострастна жару,
Твоей всех пляской восхищай.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Как ночь — с ланит сверкай зарями,
Как вихорь — прах плащом сметай,
Как птица — подлетай крылами
И в длани с визгом ударяй.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Под лесом нощию сосновым,
При блеске бледныя луны,
Топоча по доскам гробовым,
Буди сон мертвой тишины.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Да вопль твой, эвоа! ужасный,
Вдали мешаясь с воем псов,
Лист повсюду гулы страшны,
А сластолюбию — любовь.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.

Нет, стой, прелестница! довольно,
Муз скромных больше не страши;
Но плавно, важно, благородно,
Как русска дева, пропляши.
Жги души, огнь бросай в сердца
И в нежного певца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит…
… О водопад! в твоем жерле
Все утопает в бездне, в мгле!
… Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает?
…Не так ли с неба время льется,
Кипит стремление страстей,
Честь блещет, слава раздается,
Мелькает счастье наших дней,
Которых красоту и радость
Мрачат печали, скорби, старость.

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей…

Г. Р. Державин