«Река времен в своем стремленьи. «
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Стихотворение Державина Г. Р. — Река времен в своем стремленьи.
См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) :
Решемыслу
Веселонравная, младая, Нелицемерная, простая, Подруга Флаккова и дщер.
Русские девушки
Зрел ли ты, певец Тииский! Как в лугу весной бычка Пляшут девушки рос.
Река времен в своем стремленьи
У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».
Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
- Александр Пушкин
- Лев Толстой
- Михаил Лермонтов
- Сергей Есенин
- Федор достоевский
- Александр Островский
. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.
Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!
Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)
Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)
Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)
Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)
Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)
Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)
Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)
Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)
Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)
Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)
Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)
Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)
Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)
Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)
Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)
Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)
Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)
Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)
Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)
Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)
Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)
Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)
Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)
Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)
Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)
Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)
Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)
Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)
Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)
Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)
Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)
Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)
Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)
Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)
Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)
Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)
Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)
Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)
Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)
Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)
Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)
Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)
Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)
Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)
Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )
Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)
Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)
Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)
Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)
Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)
Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)
Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)
Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)
Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)
Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)
Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)
Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)
О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина
В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх штилей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».
В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:
Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насильно заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе. Материал с сайта //iEssay.ru
Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.
Река времен в своем стремленьи
Тема воды в литературе
Словесная вода не имеет формулы,
но полна формулировок.
Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни. Невозможно в рамках одной страницы не то, что исследовать – перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях. Попробуем лишь дотронуться до верхушки водного литературного айсберга.
Вода для наших предков – необходимое условие существования. Селились по берегам рек, используя водные преграды для защиты от врага. И много веков назад, и сейчас плоды труда земледельца зависят от осадков, паводков. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в «Поучении Владимира Мономаха»: «Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…»
Используя образ реки для сравнения, через сотни лет Л.Толстой напишет: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая…»
У Г.Р.Державина особое внимание к воде. В 1807 году поэт создает стихотворение «Водомет» («Луч шумящий, водометный, Свыше сыплюща роса. Мой последний слышьте вздох»), но самым, наверное, известным, философско-трагическим стало последнее: «Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей…» Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличии от нас.
В литературе вода помогает нам представить смену времен года (особенно ярко в стихах Ф.И.Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления. Пожалуй первым, кто от описания силы и красоты падающей воды («Водопад») перешел к размышлениям о человеческой природе, был Г.Р.Державин. Эту особенность мы можем выделить позднее у Пушкина, Лермонтова и уже упоминавшегося Ф.И.Тютчева.
Последний отметил особую, присущую лишь человеку, воду – «Слезы людские…» С чем только они не сравнивались: с дождем, капелью; как только поэтически не назывались, но суть этой соленой влаги не изменялась никогда, оставаясь символом горя, человеческого отчаяния. У М.И.Цветаевой (единственного, носящего морское имя, большого поэта) – это слезы неразделенной любви брошенной женщины: «И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!», а у А.Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: «И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли» («Реквием»)..
Марина (р.) – морская. Ср. «маринист» (художник, пишущий море), «аквамарин» (камень цвета морской воды).
Моисей (е.) – извлеченный (из воды).
Имя связано с легендой о египетской царевне, усыновившей ребенка Моисея, плывшего в люльке по Нилу.
Впрочем, египтологи считают имя египетским (Месу), а данную этимологию – еврейской народной этимологией.
Самая известная из литературных Марин – Цветаева.
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская.
Вода в фольклоре
Многие русские сказки начинает сказочный зачин: «На море – океане, на острове Буяне…»
Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька, студеная, ключевая – это все вода.
Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.
В сказках два вида воды: живая и мертвая. Без мертвой воды с одной живой не сможешь помочь ни Финисту Ясну Соколу, ни богатырям. Мертвая вода убирает раны, соединяет разрозненное, а живая только потом возвращает жизнь.
Самый известный водный фольклорный персонаж – Русалка. Русалка встречается у А.С.Пушкина «Русалка», у Гоголя в «Майской ночи…» Пришли они в литературу из устного народного творчества, унаследовав основные черты: беззащитность, потребность в любви, верности.
Русалочий праздник – 7 июля, День Ивана Купалы.
Водяной, в отличие от пришедших с земли в воду девушек – русалок, – хозяин воды, в каждом водоеме свой. Его все ублажают: и рыбаки, и мельники. Водяной – злой дух, но любит только доброе обращение. Внешность отталкивающая: большущие, с длинными пальцами лапы, светящиеся зеленым огнем глаза, хвостат и рогат, весь оброс мхом, обмотан тиной. Правда, сейчас водяным и русалкам туго: реки мелеют, озера высыхают, а в соленой воде океанов им неуютно.
Еще один сказочный персонаж, имеющий отношение к воде, Кикимора (вообще-то их две: Шишиги-Кикиморы домовые, а есть еще Кикимора болотная). К Кикиморе болотной относят болотные черти непослушных дочек сердитых матерей, из которых-то и появляются Кикиморы: существа непослушные, проказливые, способные заморочить кого угодно. Слова «морока» и «кикимора» произошли от одного слова Мора или Марона, считавшейся у наших предков богиней смерти.
Во всех древних высказываниях в даосизме образ воды символизирует путь в обход препятствий, олицетворение победы видимой слабости над силой. В буддизме – символ бурного потока бытия – неутомимая вода. Как правило, во всех легендах и сказаниях озеро – двустороннее зеркало, разделяющее естественный и сверхъестественный миры.
Божества источников – это юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, которых можно задабривать, бросая монетки в воду, а те в свою очередь исполнят ваши желания.
Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых озера разделяют мир живых и мертвых. А чтобы избавиться от нечистой силы, надо брызнуть в нее водой или бросить в водоем.
Вода и этимология
Вода. Общеслав. индоевр. характера. Та же основа, но с перегласовкой, содержится в словах ведро, выдра.
Водка. Собств. – русск. Производное посредством суф. – ка от вода. Первоначальное значение – «спиртовой лекарственный настой». Значение «водка», возникло у этого слова под влиянием польск. wodka – свободной кальки лат. aqua vitae – «алкоголь» (буквально – «вода жизни»).
Вода и фразеология
Водой не разольешь кого. Разг. Очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Водой не разольешь кого. Разг. Не разведешь силой в стороны (чаще дерущихся).
Как, будто, словно, точно воды в рот набрал (-ла – ли). Прост. Неодобр. Употр. при подлеж. со значением лица. (Будто) дар речи потерял.
Воды (водой) не замутит. Разг. Одобр. Употр. при подлеж. со с значением лица. Очень смирный, кроткий, покорный. Ср.: мухи не обидит.
Возить воду на ком. Разг. Употр. при подлеж. со с значением лица. Обременять кого-либо тяжелой, унизительной работой.
Из посл.: На сердитых воду возят.
Материал подготовила
учитель русского языка и литературы
ГООУ «Россошанская школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Воронежская обл.
Высказывания
о воде
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.
Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Капля долбит камень не силою, а часто падая.
Лед в преддверии весны тает и превращается в воду. Вода и лед чередуются, словно бегут друг за другом по кругу.
«Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь, все между тем одним и самим собою».
«…многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий ответ и убеждается в том, что так должно: она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит…»
«Жизнь человека должна всегда походить на эту реку, протекающую предо мной: постоянно одно и то же русло и в нем в каждый момент свежая вода».
Г. Торо
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный.
А.С.Пушкин
Алмазна сыплется гора С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит… … О водопад! в твоем жерле Все утопает в бездне, в мгле! … Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает? …Не так ли с неба время льется, Кипит стремление страстей, Честь блещет, слава раздается, Мелькает счастье наших дней, Которых красоту и радость Мрачат печали, скорби, старость.
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей…
Г. Р. Державин |
Вода – ассоциация
в стихах А.С.Пушкина
… Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Что в имени тебе моем?
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный…
…Мой путь уныл, сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море…
…Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.
…Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны…
…Вновь я посетил…
…Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…